Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Александр Лабас - биография

Александр Аркадьевич Лабас родился 19 февраля 1900 года в Смоленске. Семья отца происходила из Витебска. Там жили дед Александра Лабаса — Гирш и бабушка Лея-Рони. Это была достаточно ортодоксальная еврейская семья. Судя по фамилии, корни семьи уходили в Литву. Сам Аркадий Лабас, отец будущего художника, не соблюдал никаких религиозных обычаев и правил. И до и после революции он работал в издательствах, был редактором. Мать художника умерла, когда младшему сыну Александру было два года, а старшему Абраму пять лет. Старший сын, музыкальный вундеркинд, с десяти лет занимался музыкой в Москве. Младший, Александр, тоже обладал абсолютным музыкальным слухом, но с раннего детства его увлекла живопись. Духовная атмосфера в доме способствовала возникновению у детей интереса к искусству. Отец был увлечен литературой, в свободное время сам писал, играл на скрипке, немного рисовал: Лабас вспоминал его наброски — фантастических крылатых зверей.

В 1907 г. мальчик начал заниматься живописью в частной студии В. Мушкетова.

В 1910 г. семья переезжает в Ригу, где Александр учится в Рижской прогимназии и частной художественной школе Блюма.

В 1912 г., желая дать сыновьям хорошее образование, отец художника перевозит семью в Москву. Александр поступает в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Учится у Д. Щербиновского, Ф. Федоровского, С. Ноаковского. Во время учебы в Строгановском училище посетил коллекции С. Щукина и И. Морозова, где познакомился с работами импрессионистов, П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо. В Строгановском промышленно-художественном училище Лабас приобрел навыки работы с металлом, занимался росписью на фарфоре и эмали, резьбой по дереву. Серьезные основы профессиональной подготовки, приобретенные во время занятий у Д. Щербиновского, Ф. Федоровского и особенно у С. Ноаковского, дали художнику возможность уверенно и свободно справляться в дальнейшем с любыми композиционными и перспективными задачами, которые в его работах поставлены всегда необычно и сложно.

Помимо Строгановского училища, летом 1915 года Лабас занимался в студии Ф. Рерберга, а в следующем году — в студии И. Машкова.

В 1918 году на базе Императорского Строгановского училища были созданы 1-е Государственные свободные художественные мастерские (СВОМАС), а на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества — 2-е Свободные мастерские. В 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х Свободных мастерских был образован ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Александр Лабас поступает учиться в мастерскую Ф. Малявина, а затем в мастерскую П. Кончаловского.

В 1919 году уходит на фронт в качестве художника 3-й Армии Восточного фронта. Революционный романтизм был свойственен молодежи того времени, к тому же, во многом это было влияние старшего брата, ушедшего на фронт. Во время боя брат художника Абрам получил ранение в руку, о карьере музыканта уже не могло идти речи, и он остается в Армии, сделав впоследствии блестящую военную карьеру. В 1937 г. комбриг Абрам Лабас был обвинен по делу Тухачевского и расстрелян.

В 1921 г. Александр Лабас преподает в Государственных художественных мастерских Екатеринбурга, а затем вновь возвращается в Москву и продолжает обучение во ВХУТЕМАСе. Учится у П.Кончаловского, К.Истомина, В. Кандинского, К. Малевича, А. Лентулова.

Романтическая любовь с Еленой Королевой началась у Лабаса еще в Гражданскую войну. (Портрет Е. Лабас, написанный в 1926 г. не сохранился). В 1927 году у них рождается сын Борис, и они регистрируют брак, а в 1931 году - расторгают. В 20-х - начале 30- х годов Лабас испытывал большую любовь к художнице Лиле Поповой-Яхонтовой. В наследии художника хранятся карандашные портреты Лабаса, сделанные Лилей, несколько ее акварелей. Но они оба были несвободны. Живописный портрет Лили Яхонтовой кисти Лабаса (1923 г.) принадлежит Третьяковской галерее.

В начале 20-х годов был близок группе художников «Метод» («Проекционисты»), в которую входили С. Лучишкин, С. Никритин, К. Редько, А. Тышлер и другие. Вместе с художниками этой группы участвовал абстрактными композициями на выставке в МЖК.

С 1924 года, по приглашению В. Фаворского, Лабас преподает живопись и цветоведение во ВХУТЕМАСЕ. В течение пяти лет Лабас преподавал живопись вместе с К. Истоминым. Занятия по композиции и цвету на графическом факультете вел вместе с Н. Купреяновым. Параллельно он преподавал цветоведение с профессором физики Н. Федоровым и доцентом физики С. Кравковым. В институте существовала физическая лаборатория, в ней работали художники В. Тоот, Г. Клуцис, А. Лабас и С. Алексеев. Тогда предпринимались попытки теоретически обосновать в живописи оптические законы, существующие в природе.

В 1924 году Лабас участвовал в работе по росписи трамваев в Москве. «Новый трамвай» совместно с А. Тышлером и И. Чайковым был выполнен как подарок конгрессу Коминтерна. В 1929–1930 годах десять вагонов в Москве были украшены его росписью «Войны не хотим, к защите готовы» (выполненная в металле композиция с рукой, сжатой в кулак, противостоящая «акуле империализма»)

В 1925 г. становится членом-учредителем организации Общества станковистов (ОСТ). В это же время работает в театре им. В. Ф. Комиссаржевской, оформляет спектакли «Дело» и «Свадьба Кречинского». В 1932–33 годах оформляет спектакль «Армия мира» в Театре им. М. Н. Ермоловой, а в 1934–35 г.г. спектакль «Миллионер, дантист и бедняк» в ГОСЕТе.

В 1930 году создает скульптуру из металла, стекла и дерева, высотой около 4-х метров для павильона электрификации на сельскохозяйственной выставке в Белоруссии. Скульптура получила название «Электрическая Венера» и называлась в прессе символом нового искусства.

В 1933 году от гражданского брака с Раисой Вениаминовной Идельсон у Лабаса рождается сын Юлий.

С 1932 года в Советском Союзе начинается борьба с «формализмом». До середины 60-х годов Лабас был отлучен от участия в крупных выставках, его работы прекратили закупать музеи. Единственным заработком было участие в создании панорам и диорам, панно для крупных зарубежных выставок: 1935 г. — панно «Город будущего» и «Полет на луну» для Московского дома пионеров, 1937 г. — панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже, 1939 г. — панорама «Артек» для Всемирной выставки в Нью-Йорке, 1938–1939 г.г. — диорамы Союзных республик для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, 1941 г. — панорама для выставки к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова в Тарханах, 1944–1945 г.г. — панорамы «Разрушенный и возрожденный Сталинград» для Всемирной выставки в Брюсселе (Бельгия), Всемирной выставки в Белграде (Югославия) и Всесоюзной строительной выставки в Москве. Работа в этом виде искусства очень увлекла Лабаса, он считал панорамы и диорамы — синтезом искусств, а не иллюзорными макетами.

В 1935 году Лабас в Крыму встречает немецкую художницу Леони Нойман, выпускницу БАУХАУЗа, ученицу В. Кандинского и П. Клее, которая вскоре становится его женой.

Летом и осенью 1941 г. когда началась война, Александр Аркадьевич дежурил на крыше дома (Мясницкая, 21) во время ночных налетов на Москву. Возвращаясь рано утром после отбоя тревоги в мастерскую, он писал акварели, объединенные позже в серию «Москва и Подмосковье в дни войны». В конце 1941 г. вместе с женой эвакуирован в Ташкент. В Ташкенте Лабас создает акварельную серию «Ташкент», делает эскизы для панорамы «Великая Отечественная война». В Ташкенте проходит небольшая выставка графики Лабаса.

Вернувшись в конце 1942 года в Москву, Лабас лишился мастерской, квартиры тоже не было. Им с женой несколько лет пришлось жить в чужих мастерских, лишенных даже элементарных бытовых условий. Но Лабас продолжал работать так же неистово, как делал это всегда. Иногда вопрос что купить — продукты или кисти и краски — решался в пользу последних. Жили, в основном, за счет переводов Леони на немецкий язык книг русских и советских писателей. Единственным заработком Лабаса в это время вновь стали разработки панорам и диорам.

Будучи участником крупнейших зарубежных выставок, начиная с 20-х годов, сам Лабас за границу никогда не выезжал.

В 1966 г. Лабас участвует в групповой выставке пяти художников: М. Аксельрод, М. Горшман, А. Лабас, А. Тенета, Г. Шульц. Впервые после долгого забвения о Лабасе появились статьи в прессе. Его вновь увидели зрители. "Ранний Лабас прекрасен!" — написал в книге отзывов Андрей Тарковский.

В 1976 году состоялась первая персональная выставка художника на Кузнецком мосту в выставочном зале Союза художников СССР. Впервые он показал такое большое количество работ, и ранних, и поздних. Показал, что, несмотря на гонения, он работал, ни в чем не изменяя своим художественным принципам. Началось «возвращение» А. Лабаса к зрителю. Большое количество работ с выставки было приобретено музеями страны.

Сегодня Александр Лабас — один из наиболее востребованных художников. Его работы находятся в крупнейших музеях страны, в крупных отечественных и зарубежных частных собраниях.

Прожив долгую и непростую жизнь в искусстве, Александр Лабас никогда не изменял своему таланту, не шел на компромиссы, творил, как дышал, продолжал экспериментировать, искать новые формы выражения своих чувств. Он работал до последнего дня, виртуозно и самозабвенно. "Сезанн умер с кистью в руках. Какая счастливая смерть для художника!" — писал Лабас в своем дневнике. Он умер 30 августа 1983 года, внезапно, планируя на следующий день «с кистью в руках» писать московские улицы — свою любимую тему — ДВИЖЕНИЕ, умер в полной уверенности, что через пятьдесят и, даже, сто лет его работы «зазвучат в полную силу». Интерес к творчеству Лабаса сегодня подтверждает правоту и уверенность художника.
Екатерина Сергеевна Зернова "Раковина и фрукты."
Зернова Е. С.
"Раковина и фрукты."
Купить картину
Леонид Львович Берлин "Виктория,"
Берлин Л. Л.
"Виктория,"

Анатолий Михайлович Титов "Кремль."
Титов А. М.
"Кремль."
Купить картину
Анатолий Михайлович Титов "Москва осенняя."
Титов А. М.
"Москва осенняя."
Купить картину
Ольга Николаевна Гречина "Диалог камня и растений."
Гречина О. Н.
"Диалог камня и растений."
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены