Лабас Александр Аркадьевич - биография художника - продажа картин. Галерея Артпанорама
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Лабас Александр Аркадьевич (1900 - 1983)

Александр Лабас — выдающийся российский художник, представитель русского авангарда 20-х–30-х годов, один из основателей группы ОСТ.

Александр Лабас учился в СЦХПУ в Москве у С.В.Ноаковского, Д. А. Щербиновского в 1912-1917 гг., в частных студиях В. И. Мушкетова в Смоленске в 1908 г., Ф. И. Рерберга и И. И. Машкова в Москве в 1916 г., в ГСХМ в Москве у П. П. Кончаловского в 1917-1919 гг., Вхутемасе в Москве у Д. П. Штеренберга в 1921-1924 гг.
Член-учредитель ОСТ в 1925 г. Преподавал в Екатеринбургском художественном институте в 1920-1921 гг., в Вхутемасе в Москве в 1922-1924 гг. (ассистент профессора К. Н. Истомина). Лабас находился в действующих частях Красной Армии на Дальнем Востоке в качестве художника Политотдела 3-й армии Восточного фронта в 1919-1920 гг. Работал в области станковой, театрально-декорационной и монументально-декоративной живописи (панно, панорамы и диорамы). Автор графических серий. Писал картины на темы транспорта, строительства и спорта, портреты, пейзажи, натюрморты. Придерживаясь тематики, обычной для ОСТ, заметно отличался по манере близостью Р.Дюфи: в центре внимания художника не предмет, а среда, вибрирующая, передающая движение (часто беспорядочное, "броуновское") содержащихся в ней элементов, однако не ипрессионистическая; рисунок очень обобщенный, контурно-плоскостный, но границы часто нарушены, цветовые пятна с ними не совпадают - это позволяет передать как проникновение в предмет, слияние с ним "среды", так и процесс движения. Лабас выбирал темы, которые требовали подчеркивания динамики - прежде всего "транспортные". Писал паровозы, пароходы, автомобили и трамваи, метро но больше всего дирижабли и аэропланы, которые мыслились символами прогрессивной современности и даже посланцами будущего ("Дирижабль", 1931). До последних дней жизни художник сохранил манеру и увлечения 1920-х гг., продолжая работать над темой авиации, которую воспринимал романтически.
Он писал в конце жизни: "Я люблю работать с натуры, когда все в движении. Невольно поднимаю голову и вижу - набирает высоту созданная человеком чудесная птица - большой воздушный корабль с огромным количеством пассажиров, и рев его мощных моторов настойчиво напоминает, что мы живем в 70-х годах ХХ века".
Александр Аркадьевич Лабас родился 19 февраля 1900 года в Смоленске. Семья отца происходила из Витебска. Там жили дед Александра Лабаса — Гирш и бабушка Лея-Рони. Это была достаточно ортодоксальная еврейская семья. Судя по фамилии, корни семьи уходили в Литву. Сам Аркадий Лабас, отец будущего художника, не соблюдал никаких религиозных обычаев и правил. И до и после революции он работал в издательствах, был редактором. Мать художника умерла, когда младшему сыну Александру было два года, а старшему Абраму пять лет. Старший сын, музыкальный вундеркинд, с десяти лет занимался музыкой в Москве. Младший, Александр, тоже обладал абсолютным музыкальным слухом, но с раннего детства его увлекла живопись. Духовная атмосфера в доме способствовала возникновению у детей интереса к искусству. Отец был увлечен литературой, в свободное время сам писал, играл на скрипке, немного рисовал: Лабас вспоминал его наброски — фантастических крылатых зверей.

В 1907 г. мальчик начал заниматься живописью в частной студии В. Мушкетова.

В 1910 г. семья переезжает в Ригу, где Александр учится в Рижской прогимназии и частной художественной школе Блюма.

В 1912 г., желая дать сыновьям хорошее образование, отец художника перевозит семью в Москву. Александр поступает в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Учится у Д. Щербиновского, Ф. Федоровского, С. Ноаковского. Во время учебы в Строгановском училище посетил коллекции С. Щукина и И. Морозова, где познакомился с работами импрессионистов, П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо. В Строгановском промышленно-художественном училище Лабас приобрел навыки работы с металлом, занимался росписью на фарфоре и эмали, резьбой по дереву. Серьезные основы профессиональной подготовки, приобретенные во время занятий у Д. Щербиновского, Ф. Федоровского и особенно у С. Ноаковского, дали художнику возможность уверенно и свободно справляться в дальнейшем с любыми композиционными и перспективными задачами, которые в его работах поставлены всегда необычно и сложно.

Помимо Строгановского училища, летом 1915 года Лабас занимался в студии Ф. Рерберга, а в следующем году — в студии И. Машкова.

В 1918 году на базе Императорского Строгановского училища были созданы 1-е Государственные свободные художественные мастерские (СВОМАС), а на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества — 2-е Свободные мастерские. В 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х Свободных мастерских был образован ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Александр Лабас поступает учиться в мастерскую Ф. Малявина, а затем в мастерскую П. Кончаловского.

В 1919 году уходит на фронт в качестве художника 3-й Армии Восточного фронта. Революционный романтизм был свойственен молодежи того времени, к тому же, во многом это было влияние старшего брата, ушедшего на фронт. Во время боя брат художника Абрам получил ранение в руку, о карьере музыканта уже не могло идти речи, и он остается в Армии, сделав впоследствии блестящую военную карьеру. В 1937 г. комбриг Абрам Лабас был обвинен по делу Тухачевского и расстрелян.

В 1921 г. Александр Лабас преподает в Государственных художественных мастерских Екатеринбурга, а затем вновь возвращается в Москву и продолжает обучение во ВХУТЕМАСе. Учится у П.Кончаловского, К.Истомина, В. Кандинского, К. Малевича, А. Лентулова.

Романтическая любовь с Еленой Королевой началась у Лабаса еще в Гражданскую войну. (Портрет Е. Лабас, написанный в 1926 г. не сохранился). В 1927 году у них рождается сын Борис, и они регистрируют брак, а в 1931 году - расторгают. В 20-х - начале 30- х годов Лабас испытывал большую любовь к художнице Лиле Поповой-Яхонтовой. В наследии художника хранятся карандашные портреты Лабаса, сделанные Лилей, несколько ее акварелей. Но они оба были несвободны. Живописный портрет Лили Яхонтовой кисти Лабаса (1923 г.) принадлежит Третьяковской галерее.

В начале 20-х годов был близок группе художников «Метод» («Проекционисты»), в которую входили С. Лучишкин, С. Никритин, К. Редько, А. Тышлер и другие. Вместе с художниками этой группы участвовал абстрактными композициями на выставке в МЖК.

С 1924 года, по приглашению В. Фаворского, Лабас преподает живопись и цветоведение во ВХУТЕМАСЕ. В течение пяти лет Лабас преподавал живопись вместе с К. Истоминым. Занятия по композиции и цвету на графическом факультете вел вместе с Н. Купреяновым. Параллельно он преподавал цветоведение с профессором физики Н. Федоровым и доцентом физики С. Кравковым. В институте существовала физическая лаборатория, в ней работали художники В. Тоот, Г. Клуцис, А. Лабас и С. Алексеев. Тогда предпринимались попытки теоретически обосновать в живописи оптические законы, существующие в природе.

В 1924 году Лабас участвовал в работе по росписи трамваев в Москве. «Новый трамвай» совместно с А. Тышлером и И. Чайковым был выполнен как подарок конгрессу Коминтерна. В 1929–1930 годах десять вагонов в Москве были украшены его росписью «Войны не хотим, к защите готовы» (выполненная в металле композиция с рукой, сжатой в кулак, противостоящая «акуле империализма»)

В 1925 г. становится членом-учредителем организации Общества станковистов (ОСТ). В это же время работает в театре им. В. Ф. Комиссаржевской, оформляет спектакли «Дело» и «Свадьба Кречинского». В 1932–33 годах оформляет спектакль «Армия мира» в Театре им. М. Н. Ермоловой, а в 1934–35 г.г. спектакль «Миллионер, дантист и бедняк» в ГОСЕТе.

В 1930 году создает скульптуру из металла, стекла и дерева, высотой около 4-х метров для павильона электрификации на сельскохозяйственной выставке в Белоруссии. Скульптура получила название «Электрическая Венера» и называлась в прессе символом нового искусства.

В 1933 году от гражданского брака с Раисой Вениаминовной Идельсон у Лабаса рождается сын Юлий.

С 1932 года в Советском Союзе начинается борьба с «формализмом». До середины 60-х годов Лабас был отлучен от участия в крупных выставках, его работы прекратили закупать музеи. Единственным заработком было участие в создании панорам и диорам, панно для крупных зарубежных выставок: 1935 г. — панно «Город будущего» и «Полет на луну» для Московского дома пионеров, 1937 г. — панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже, 1939 г. — панорама «Артек» для Всемирной выставки в Нью-Йорке, 1938–1939 г.г. — диорамы Союзных республик для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, 1941 г. — панорама для выставки к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова в Тарханах, 1944–1945 г.г. — панорамы «Разрушенный и возрожденный Сталинград» для Всемирной выставки в Брюсселе (Бельгия), Всемирной выставки в Белграде (Югославия) и Всесоюзной строительной выставки в Москве. Работа в этом виде искусства очень увлекла Лабаса, он считал панорамы и диорамы — синтезом искусств, а не иллюзорными макетами.

В 1935 году Лабас в Крыму встречает немецкую художницу Леони Нойман, выпускницу БАУХАУЗа, ученицу В. Кандинского и П. Клее, которая вскоре становится его женой.

Летом и осенью 1941 г. когда началась война, Александр Аркадьевич дежурил на крыше дома (Мясницкая, 21) во время ночных налетов на Москву. Возвращаясь рано утром после отбоя тревоги в мастерскую, он писал акварели, объединенные позже в серию «Москва и Подмосковье в дни войны». В конце 1941 г. вместе с женой эвакуирован в Ташкент. В Ташкенте Лабас создает акварельную серию «Ташкент», делает эскизы для панорамы «Великая Отечественная война». В Ташкенте проходит небольшая выставка графики Лабаса.

Вернувшись в конце 1942 года в Москву, Лабас лишился мастерской, квартиры тоже не было. Им с женой несколько лет пришлось жить в чужих мастерских, лишенных даже элементарных бытовых условий. Но Лабас продолжал работать так же неистово, как делал это всегда. Иногда вопрос что купить — продукты или кисти и краски — решался в пользу последних. Жили, в основном, за счет переводов Леони на немецкий язык книг русских и советских писателей. Единственным заработком Лабаса в это время вновь стали разработки панорам и диорам.

Будучи участником крупнейших зарубежных выставок, начиная с 20-х годов, сам Лабас за границу никогда не выезжал.

В 1966 г. Лабас участвует в групповой выставке пяти художников: М. Аксельрод, М. Горшман, А. Лабас, А. Тенета, Г. Шульц. Впервые после долгого забвения о Лабасе появились статьи в прессе. Его вновь увидели зрители. "Ранний Лабас прекрасен!" — написал в книге отзывов Андрей Тарковский.

В 1976 году состоялась первая персональная выставка художника на Кузнецком мосту в выставочном зале Союза художников СССР. Впервые он показал такое большое количество работ, и ранних, и поздних. Показал, что, несмотря на гонения, он работал, ни в чем не изменяя своим художественным принципам. Началось «возвращение» А. Лабаса к зрителю. Большое количество работ с выставки было приобретено музеями страны.

Сегодня Александр Лабас — один из наиболее востребованных художников. Его работы находятся в крупнейших музеях страны, в крупных отечественных и зарубежных частных собраниях.

Прожив долгую и непростую жизнь в искусстве, Александр Лабас никогда не изменял своему таланту, не шел на компромиссы, творил, как дышал, продолжал экспериментировать, искать новые формы выражения своих чувств. Он работал до последнего дня, виртуозно и самозабвенно. "Сезанн умер с кистью в руках. Какая счастливая смерть для художника!" — писал Лабас в своем дневнике. Он умер 30 августа 1983 года, внезапно, планируя на следующий день «с кистью в руках» писать московские улицы — свою любимую тему — ДВИЖЕНИЕ, умер в полной уверенности, что через пятьдесят и, даже, сто лет его работы «зазвучат в полную силу». Интерес к творчеству Лабаса сегодня подтверждает правоту и уверенность художника.
А. Г. Терещенко "Аленушка"Терещенко А. Г."Аленушка"
Л. У. Грубов "Микки Маус или история с пряжкой"Грубов Л. У."Микки Маус или история с пряжкой"
Евгений Михайлович Ферапонтов "Узбекская сказка"Ферапонтов Е. М."Узбекская сказка"
Т Крапивина "Курочка-ряба"Крапивина Т."Курочка-ряба"
Андрей Борисович Гросицкий "Портьеры"Гросицкий А. Б."Портьеры"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-18все права защищены