Данциг Май Вольфович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Данциг Май Вольфович (1930 - 2017)

Жанровые в своей основе сцены художник стремится монументализировать, он ищет эффектные ракурсы, экспрессию цвета, динамику форм. Так, по-своему отразились в творчестве Данцига общие тенденции станковой живописи 1960-х годов.  



Придавая будничным фактам романтический смысл, тяготея к плакатно-монументальной символике, Данциг вместе с тем остается верным  натуре, сюжетно-повествовательной трактовке событий.



В картине «Новоселы» художник явно претендует на то, чтобы вызвать в зрителе сложные ассоциации. В улыбках и позах своих героев, в просторе свежеокрашенной комнаты, не загроможденной вещами и атрибутами устойчивого благополучия, он стремится выразить не столько радость молодой семьи, получившей новую квартиру, сколько светлые и торжественные чувства строителей новой жизни. Этому способствуют и сочная живопись с ее жизнерадостной цветовой гаммой, и некоторая плакатность выразительных приемов. Но композиция еще многословна, она перенасыщена предметами и деталями. Публицистика смешана здесь с бытописанием.



Стремясь преодолеть в себе подобную двойственность‚ художник активно ищет выхода за рамки жанровой ограниченности, за формы привычной иллюзорности в отображении действительности.



Данциг подходит к опыту смежных искусств, к техникам монументальной живописи. Работа над мозаичной композицией на партизанскую тему подсказывает ему замысел новой картины, в которой находят убедительное воплощение принципы монументального искусства, в известной степени правомерные и в рамках станкового полотна.  



В большой композиции «Белоруссия — мать партизанская» Май Данциг обращается к всеобъемлющей теме освободительной борьбы народа. Он раскрывает ее, соединяя повествовательность и символику. Здесь жанровое начало присутствует, но уже не является определяющим в картине. На отдельных смысловых акцентах композиции (от покинутых очага и плуга, сквозь горе утрат и лишений - к потоку всенародного движения-возмездия) развивается сюжетная и пластическая динамика полотна.



Данциг смело вводит в станковое полотно ритмические и композицнонньте приемы, традиционные для русской живописи: декоративно насыщенный цвет, смещенность во времени отдельных элементов сюжета. Принципы организации пространства картины как нельзя нагляднее демонстрируют попытку автора раздвинуть привычные ограничения станковой формы. Кажется, остается сделать лишь еще один шаг: убрать раму, ставшую рудиментом, и перенести изображение на стену...  Тем не менее «Белоруссия — мать партизанская» остается станковым произведением. Монументальность выступает здесь в непривычно больших размерах полотна, в укрупненных масштабах отдельных фигур и всей композиции в целом. Так видит и символически выражает художник величие народной освободительной эпопеи.  Несмотря на то, что такого рода символика еще достаточно робко спорила с традиционными качествами жанровой картины, «Белоруссия-  мать партизанская» подтвердила многолетние поиски художника и определила новый этап в его творчестве.



Тема войны, ставшая для М. Данцига мерилом гражданственности, потребовала от него вместе с тем и особой профессиональной взыскательности, емкости мысли, содержательности живописно-пластических средств. Постигая смысл трагических событий, художник становится более строгим и сдержанным. Зорче становится его художественное видение, растет умение вживаться в подтекст изображаемых эпизодов, характеров, сюжетов. Эти качества отличают одну из наиболее известных его картин - «Партизанская свадьба». В ней художник говорит о любви и о жизни. Он утверждает эти великие понятия наперекор войне и смерти. Автор и тут не чурается деталей быта и жанровых сцен, он внимателен к характеристикам персонажей и стремится включить их отношение к происходящему в общий эмоциональный строй картины. Задумчивые старушечьи лица и голенастая босая девчонка на переднем плане‚ грубые солдатские башмаки на ногах невесты и белая фата — все это конкретизирует действие, время, обстановку. Но та же белая фата и вороненное дуло автомата, лес деревьев и винтовок обретают почти ритуальный смысл, будучи собранными в единый фокус, в единое композиционное движение. Оно развивается медленно и напряженно, как медленна поступь и напряжены лица новобрачных, это движение монолитно и сурово, как монолитны бойцы партизанского отряда. Сурова и свадебная церемония.



Художник уже смелее, чем прежде, поднимает бытовой эпизод до символического акта, преисполненного философского значения. Этому способствует вся «оркестровка» изобразительных и выразительных средств, ритмика, пластика, цвет. Цвет у Данцига активен, объемен. Он помогает организовать заключенное в раму пространство, придает ему глубину и концентрирует внимание на главном смысловом узле композиции — фигурах новобрачных, как бы создавая вокруг них поле эмоционального притяжения.



Можно, безусловно, оспаривать меру того, насколько полно автору удалось осуществить свой замысел и добиться органичности всех компонентов картины. Критический взгляд без труда обнаружит в ней и слабые стороны. Боковые части композиции заполнены необязательными деталями и фигурами, которые не несут смысловой нагрузки и как бы выпадают из общего масштаба вещи. Таковы персонажи в верхнем правом углу и между деревьями слева. Однако женские образы переднего плана, которые как бы дополняют и развивают основную сюжетную линию, психологически выразительны.



В картине "Ленинская "Искра"" Данциг избегает многословной повествовательности, перегруженности композиции второстепенными деталями. Группа рабочих, сгрудившихся над газетой, и фигура слепца, тянущегося к листу, как бы зажаты кирпичными стенами колодца-двора, изломами лестничных маршей и железных решеток перил. Все это ритмически связано в нервно-пульсирующий сгусток фигур, плоскостей и объемов, придающих образу внутреннюю напряженность и аллегорический смысл.  Картине свойственна конструктивная логика. Почти осязаемая материальность форм, их предметность, вещественность заставляют с особенной четкостью почувствовать цвет, его глубину и внутреннее напряжение, как бы извлекаемое на поверхность из самой плоти предметов.



Это новое живописно-пластическое восприятие пространства и предметной среды наметилось у Данцига еще в пейзаже «Мой город». Обычно он создавал цветовую гамму размашистым, густым, шероховатым пастозным мазком. В картине «Мой город» художник тоньше моделирует плоскости цвета, работая широкой кистью, как мастихином, и вместе с тем придает живописной фактуре глубину, внутреннюю стройность, ритмичность. Пейзаж решен в теплой гамме красновато-сиреневых зимних сумерек. В приглушенном свете спокойно величественны очертания знакомых зданий, площадей, заиндевелых деревьев. Упругая лента дороги и выгнутый путепровод, пересекающий почти всю композицию по диагонали, привносят в ее уравновешенность экспрессию современных скоростей.



Данциг увидел свой Минск в неожиданном ракурсе и создал обобщенный поэтический образ города, в котором слились воедино его настоящее и прошлое.  Сопоставление архитектурных образов разных эпох придает временной масштаб и другой картине‚ посвященной Минску. Пейзаж «Мой город  древний, молодой» написан в яркой, солнечной гамме желто-оранжевых, коричневых и серо-голубых тонов с вкрапливанием красного, образующих праздничную пестроту цветовых и светотеневых нюансов. Панорама города увидена с высоты. Художник охватывает взглядом взметнувшиеся на переднем плане подъемные краны, железобетонный каркас растущего здания, улицу, пробегающую где-то внизу. Крыши старых домов и величественный собор видны в окружении новых построек. Спокоен расстилающийся вдали горизонт. Состояние роста, движения, обновленности облика города передано в этом пейзаже с душевным подъемом. Данциг умеет передать в предметных формах дух созидательной деятельности человека. Отсюда одухотворенность мира вещей и в его натюрмортах. Оперируя объектами «мертвой природы», он неизменно вкладывает в них человеческий смысл. Не случайно так активно участвует в раскрытии содержания предметный антураж его символических композиций. Таковы вещи- символы в картине «Белоруссия — мать партизанская» — печь, плуг, пулемет, крестьянское одеяло. Таковы в «Партизанской свадьбе» винтовки, деревья, фата, сапоги; в «Купаловских строках» — смолистые бревна землянки, свежеструганный стол и томик стихов на автомате.



В натюрморте «О Великой Отечественной» предметы, обстоятельно выписанные художником, обретают особый, самоценный смысл, раскрывающий внутренний мир их хозяина. Автор не просто перечисляет вещные атрибуты биографии своего героя, а видит здесь духовные символы, наделяет их временными и социальными характеристиками. Так, за внешним порядком предметов и окружения, за педантичностью аккуратно разложенных часов, пачки сигарет и спичек скрывается на деле душевный непокой. Мы чувствуем волнение человека в искомканных листах бумаги, в раздавленных окурках; его взыскующую память о войне — в покореженной артиллерийской гильзе, чуть приукрашенной веткой рябины. Аскетичный городской пейзаж за окном, холодная техничность пишущей машинки на столе подчеркивают тревожность изображенного мира.



Сюжет натюрморта как бы оборван на полуслове. И чистый лист бумаги в каретке предлагает зрителю продолжить размышления незримого хозяина вещей, вникнуть в смысл подтекста произведения. И именно в силу топь что автор до осязаемости материально воссоздал плоть предметов, ему удалось не просто одухотворить мертвые вещи, но и запечатлеть в них ощущение времени и скрытого действия.  Данцигом написана целая серия сюжетных натюрмортов. Среди них «Тревога», «Мишени». Это своеобразные новеллы о вещах. Предметное окружение осмысливается художником как среда обитания человеческих мыслей и чувств, поступков и судеб...  



И здесь Данциг верен себе, стремясь быть прежде всего публицистом, для которого главным в искусстве остаются содержательность темы, смысл идей.



О. Сурский 

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Данцига Майя Вольфовича.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены