Калинычева Клара Ивановна - биография художника. Галерея Артпанорама

Калинычева Клара Ивановна (1933 - 1999)

Изображать увиденное со всей непосредственностью первого впечатления и вместе с тем суметь выявить в простом, немудреном мотиве существенные черты явления жизни - дар художника. Его работы открывают людям еще один, новый аспект, новую грань в бесконечности художественного познания мира, естественно, что на многообразия окружающей действительности мастер выбирает те стороны, которые находят живой отзвук в нем самом, задевая те или иные струны его душевного строя, выявляя те или иные привязанности и симпатии.  Показывая образную суть человеческого характера, предмета, пейзажа, наделяя их определенными качествами, художник одновременно раскрывает зрителю мир и себя в этом мире, выявляет свое отношение к изображаемому, утверждает непреложные для себя внутренние ценности как ценности общезначимые.  В творчестве московского художника Клары Калинычевой, на первый взгляд, нет одной, четко выявленной привязанности, одной резко обозначенной темы. Много листов посвящено детям, целые серии — Переславлю-Залесскому, Чукотке, подмосковному совхозу «Курсаково». Есть Карелия, русский Север, тихий городишко Боровск. Сюжеты незамысловаты: люди убирают картошку, две бабы стригут барана, притихшие ребятишки сидят на поваленном дереве в осенней аллее, разъезженный машинами и утоптанный людьми совхозный центр с оштукатуренными домами и фонарем у магазина, чукчи, пришедшие в свой клуб, где висит красная Доска почета» на стене. Все композиции Калинычевой спокойно повествовательны, наполнены повседневными событиями, которые неторопливо перетекают с листа на лист. В них нет, пожалуй, явно выраженного главною героя. Калинычева не стремится индивидуально охарактеризовать каждого из изображаемых ею людей. Нередко она ограничивается несколькими штрихами, которые передают выразительность жеста или движения. Все, что происходит вокруг, не оставляет ее безучастной. Родная природа, земля, на которой живут и работают наши современники, — основная тема всех произведений художника. 



Об этом рассказывает каждый лист. Привычные жизненные формы и ситуации, часто уже просто не замечаемые в силу своей обыденности и ординарности, приобретают в изобразительной интерпретации Калинычевой неожиданно новую значительность и красоту, слагаясь в убедительную картину современной жизни. Каждый лист не случаен, сюжет всегда выбран из сотни других, и за каждым словно слышится восклицание автора: «Посмотрите же, как интересно!». Художник искренен и точен в том, что изображает: внимательный зритель почти всегда может определить, почему именно то или иное событие обращает на себя внимание автора. Иногда это неожиданная ассоциация: так, в одной из литографий серии "Совхоз "Курсаково"" нельзя не почувствовать изумления автора, обнаружившего вдруг, что машины — эти обычно запыленные труженики, послушно пашущие, жнущие, просеивающие зерно, сейчас где-то оставленные до будущей страды, представляют собой фантастическое зрелище — своеобразное лежбище невероятных гигантских чудовищ. В другом случае — много раз виденная и снова поразившая воображение красота зимних сумерек («К весне. Смеркается»), с фиолетово светящимся снегом на подтаявших холмах, уютными окошками притулившихся под горой домишек и забавными фигурками неугомонных мальчишек-лыжников. Казалось бы, что интересного в изображении идущих в баню солдат? А у Калинычевой получилась прекрасная литография, возле которой толпились, добро улыбаясь, посетители очередной выставки в Манеже. Звонкий зимний день, опушенные инеем деревья, закутанные старушки, обменивающиеся новостями, немерзнущие ребятишки и взвод разрумянившихся солдат, направляющихся с одинаковыми узелками под мышкой в баню. Просто, живо, весело. Нет жизнеподобия — есть жизнь! Из разновременных зарисовок и набросков родилась стройная «звонкая» сценка-композиция, наполнен, морозным воздухом, ребячьим гомоном и согретая доброжелательностью автора. 



Большое место в работах Калинычевой отведено детям. Детворе свойственно активно познавать мир: они бегают, трогают, ушибаются, обжигаются: ладошками, пятками, затылками постигают, что значит «горячо», «колется», «кусается». В рисунках Калинычевой дети удивляются несообразности верблюдов в зоопарке, катаются с гор, строят крепости из снега, играют во взрослых среди сельхозтехники на совхозном дворе, учатся заарканивать оленя на далекой Чукотке, Калинычева словно предлагает зрителю взглянуть на «взрослый» мир глазами своих юных героев, чтобы поразиться свежести и причудливости того, что давно стало привычным и незаметным. 



Творческая биография художницы начиналась с детской темы. Еще будучи студенткой института им. В. И. Сурикова, Клара представила на выставку серию работ «Зоопарк». Два листа "Верблюды" и «Удивительно» были отмечены в печати, вечную тему «ребят и зверят» Калинычева решила в новом, своеобразном стиле, обобщенным декоративным языком, с присущим ей мягким юмором. 



Художница любит и знает животных, много и охотно рисует их с натуры. Звери есть почти в каждой ее работе, они бродят по земле людей, которые не всегда к ним добры. Тронутая суровой судьбой ездовых собак — преданных человеку бескорыстных работяг, Калинычева посвятила им отдельный лист «Пурга начинается». В холодной зыбкой мгле едва различимыми серыми пятнами изображены собаки, приготовившиеся пережидать ненастье. В этой работе удачно использованы технические возможности литографии — расплывчатый, почти неуловимый контур, тончайшие градации цвета в широком штрихе. Кажущаяся легкость исполнения и композиционная естественность литографий Калинычевой достигаются долгими поисками, многочисленными вариациями. Перелистываются альбомы и тетради с рисунками, эскизы в карандаше и цвете сменяют друг друга, прежде чем самая оптимальная композиция будет переведена на литографский камень. 



Литография — самая послушная и вместе с тем самая точная из всех печатных техник — требует особой тщательности и законченности эскиза. И художник строит, меряет, компонует и снова меряет, прежде чем прикоснется к камню.  И если в ранних композициях Калинычевой цвет несколько тяжел, предметно-условен и не играет доминирующей роли (серия «Зоопарк»), то в следующих работах художница смело экспериментирует в поисках новых колористических решений и добивается все большей живописности литографий. 



И в полотнах Калинычевой сохраняется декоративная плоскостность цвета. Живопись - самая первая привязанность художницы, посвятившей себя графике. Занимаясь графикой она не оставляет и занятий живописью. И если литографии Калинычевой часто сюжетны, если рисунок в них нанизан на гибкую нить повествования, то в живописи художница в основном отдает предпочтение пейзажу. Результатом поездки по пушкинским местам явилась удачная серия темперных работ «По пушкинским местам». Изящные, легкие, красивые по колориту они создают особое настроение, свойственное всему, что связано с именем поэта. 



Но не только пушкинская тема взволновала художницу. Верная себе, метко подмечающая будничные сценки, незначительные, на первый взгляд, детали, из которых под ее рукой, как витраж из цветных стекол, слагается стройное повествование о буднях нашего дня, она привезла целый ворох набросков, заметок все к той же основной теме своего творчества — о людях на земле. Основной и самой любимой «моделью», по собственному признанию художницы, уже многие годы остаются небольшие российские городки. Жителю большого города (да еще художнику!) особенно заметны и приятны разноцветные наличники, заборы‚ поленницы, приземистые кирпичные трубы рядом с тонконогими телевизионными антеннами и сам быт — неторопливый, устойчивый, с козами и курами, разгуливающими вопреки правилам движения по городским улочкам; с яркими геранями и ленивыми кошками на подоконниках. 



В зарисовках Москвы Калинычева отдает предпочтение тихим старым улочкам столицы, ее малолюдным перекресткам. В ее гуаши «Никитские ворота» ощутима какая-то «обжитость» уголка громадного города, знакомого с детства - своеобразие почерка Калинычевой заметно и в этой работе (так же, как и в ее литографиях и живописи). Линия рисунка — широкая, расплывчатая, не столько ограничивает предмет, сколько является декоративным контуром, своеобразной «запятой» в тексте изображения. Стилю художницы, сформировавшемуся в результате тщательной работы с натурным материалом, чуждо иллюзорное зрительное правдоподобие. Ее работы красочны, плоскостны, решены довольно условно и при большом количестве деталей обобщенно, глаз четко и пристально фиксирует окружающее. Внешняя правдивость изображения не воспринимается в работах Калинычевой поверхностно, так как иллюстрирует каждый раз внутреннюю правду факта. Произведения К. Калинычевой пользуются большим успехом на советских и зарубежных выставках: зрителей привлекает возможность увидеть в ее занимательных, эмоционально окрашенных работах будни земли российской в их живом современном обличье. 



 



Р. НЕЗЛОБИНА    

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Калинычевой Клары Ивановны.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены