Шухаев Василий Иванович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Защитникам Отечества посвящается.

Каждый год 23 февраля страна отмечает день воинской славы - День защитника Отечества.

К этому дню галерея Артпанорама приурочила выставку картин художников советского периода «Защитнику Отечества посвящается».

В экспозицию вошли картины художников студии Грекова: Адольфа Евгеньевича Алексеева, Николая Викторовича Денисова, Петра Тарасовича Мальцева, Сергея Георгиевича Антонова, Николая Васильевича Овечкина,  Виктора Константиновича Дмитриевского. Дополнили экспозицию работы мариниста Евгения Александровича Львова, художника Иосифа Михайловича Ильина, Константина Борисовича Назарова , Екатерины Сергеевны Зерновой, Анатолия Михайловича Титова и других.

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Шухаев Василий Иванович (1887 - 1973)

Василий Иванович Шухаев отдал искусству больше шестидесяти лет. Он принадлежит к поколению старейших художников, чья творческая деятельность началась в 1910-е годы. Наследие его включает станковую живопись и графику, монументальные росписи и книжные иллюстрации, театральные декорации и костюмы. И все же искусство Шухаева еще не открыто широкому зрителю. Шухаев остался в стороне от бурного формирования русского искусства начала ХХ века. Молодым и складывающимся художником он не примкнул ни к одному из движений «авангарда». Его имя не связано ни с одной из известных художественных группировок 1910—1920-х годов. Шухаев присоединился к «Миру искусства» и участвовал в его выставках уже на закате этого яркого явления русской художественной культуры. Но по существу он не был «мирискусником», хотя позже, в 1920-е годы, отзвуки идей и идеалов «Мира искусства» проявились в его деятельности художника книги и театра. Однако Шухаев не остался вне школы. В становлении художника определяющую роль сыграла его учеба у Д. Н. Кардовского в Академии художеств. Ученик принял главное в художественной позиции учителя. Он писал ему: «Вы первый и единственный в России учили грамоте и ремеслу в искусстве, постоянно твердили, что из ученика своего Вы не делаете художника, а лишь мастера. Я согласился и стал исповедовать то же учение... Идея мастерства меня поглотила целиком». Стремление войти в искусство через «высокое ремесло» и мастерство вызвало живой и страстный интерес к классической живописи, желание разгадать тайну ее воздействия, научиться свободно и легко преодолевать профессиональные трудности. Как подчеркивает сам Василий Иванович в своих рукописных автобиографических записках, постижению этой «тайны старых мастеров» способствовали занятия в новой мастерской Академии, руководимой Д. И. Кипликом, где изучалась техника живописи. Полное принятие принципов школы Кардовского, возможно, было предопределено тем, что Шухаев учился прежде всего «ремеслу» н в Московском Строгановском училище. И именно такое отношение к искусству художник пронес через всю жизнь. Художника, стремящегося подняться по мастерству в уровень с великими мастерами ХVI века, представляют несколько архаически-торжественные портреты Ларисы Рейснер (1915), Е. Н. Шухаевой (1917) и «Дамы в парчовом платье» (1956). Написанные на доске, покрытой тончайшим листовым золотом, они обрели нечто общее с изысканной драгоценностью- качество, давно утраченное станковой живописью нового времени. Но и в этих портретах художник предстает не холодным умозрительным стилизатором, а стремится выразить вечные, непреходящие идеалы красоты, гармонии, значительности. Шухаев досконально знал технику фресковой и масляной живописи, преодолел «трудную темперную живопись», в старости пробовал энкаустнку. Познавая секреты старых мастеров, находил и новые— свои. Вместе с другом и единомышленником со времен мастерской Кардовского—А. Е. Яковлевым Шухаев впервые использует сангину как пластический материал, лепящий форму. Для монументальных росписей в 1930-е годы Шухаев и Яковлев впервые обращаются к живописи на зеркале, снимая по контуру рисунка амальгаму и заполняя рисунок цветом. Художник не стоял на месте, он развивался и эволюционировал — от чрезвычайной приближенности к старым мастерам в ранних портретах и натюрмортах с их несколько «музейным» колоритом к раскованной проникновенности в живой мир в пейзажах и портретах 1920—1930-х годов и, наконец, к еще большей одухотворенности, насыщенности человеческим присутствием и естественности в пейзажах и натюрмортах грузинского периода. Лучшие пейзажи конца 1920-х годов по гармонической ясности, чистоте мироощущения, величию и особому чувству вечности природы хочется назвать «пуссеновскими». Шухаеву принадлежит заслуга в создании особого типа портрета современника —психологически точного и репрезентативного одновременно, передающею активное, волевое начало в человеке, окрашенного особой, специфически шухаевской зоркостью и трезвостью оненки. Помимо портретов друзей и близких, художником создана портретная галерея деятелей русской и советской культуры. Принцип живописи художника—синтетический. Шухаев — в первую очередь мастер картины, в которой всегда присутствует монументальное начало. Принадлежность к школе Кардовского предопределила собственную педагогическую деятельность Шухаева. Среди его учеников следует назвать Николая Павловича Акимова. Особенно обязаны Шухаеву- педагогу выпускники Тбилисской Академии художеств, где Василий Иванович преподавал последние двадцать пять лет своей жизни. Как уже отмечалось, Шухаев-художник первых десятилетий века стоял несколько особняком по отношению к изобразительному искусству своего времени. Но близкие ему явления мы находим в других формах русской культуры той поры-например, «неоклассике» в архитектуре и скульптуре. Недаром Шухаева хорошо знали и считали «своим» архитекторы. Он начинал работать с А. В. Щусевым, а для росписи плафона дома Фирсановой в Москве был приглашен А. И. Тамановым (Таманяном), построившим этот дом. Невольно вспоминается и «Цех поэтов», объединивший тогда представителей «серебряного века русской поэзии», где само слово «цех» говорит о близости позиции. Ведь объединение художников-единомышленников во главе с «мастерами» — Кардовским, Шухаевым, Яковлевым называлось «Цех святого Луки». Наверное, для поэтически точного, емкого и глубокого определения принципов, которые исповедовал Василий Иванович Шухаев, следует привести известную строку: Я знаю, что Венера — дело рук, Ремесенник, я знаю ремесло. Вопрос о «неоклассике» в русской культуре начала века еще не раскрыт, а в изобразительном искусстве-по существу даже не поставлен, хотя художественный опыт последних лет говорит о том, что эти традиции и тенденции именно сейчас чрезвычайно сильны в советском искусстве. Проблема в целом еще ждет своего исследователя, работа которого может существенно дополнить и изучение творчества Василия Ивановича Шухаева. Основное творческое наследие В. И. Шухаева сосредоточено в музеях и частных коллекциях Советского Союза. Многие работы художника хранятся также в музеях и частных собраниях за рубежом. Первая большая посмертная экспозиция работ художника в Москве, приуроченная к 90-летию со дня рождения. Она организована по инициативе Министерства культуры Грузинской ССР Союзом художников СССР, Государственным музеем искусства народов Востока и Государственной картинной галереей Грузии. По материалам вступительной статьи к каталогу "Василий Иванович Шухаев", советский художник, Москва 1977г.

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Шухаева Василия Ивановича.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены