Шухаев Василий Иванович - биография художника. Галерея Артпанорама
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Шухаев Василий Иванович (1887 - 1973)

Василий Шухаев заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1962).
Учился в СЦХПУ у К. А. Коровина, И. И. Нивинского, Н. А. Андреева, С. В. Ноаковского и
И. В.Жолтовского в 1897-1905 гг., в ВХУ при АХ у Д. Н. Кардовского в 1906-1912 гг. Пенсио-
нер АХ в Италии в 1912--1914 гг. Член объединения ,,Мир искусства~(1 91 7), один из организаторов и руководителей ,,Цеха святого Луки" (1917, совместно с Д. Н. Кардовским и А. Е. Яковлевым). Преподавал в ПГ СХУМ в 1917-1919 гг., в ЦУТР в 1916., ИЖСА ВАХ в 1935- 1937 гг., в Тбилисской АХ в 1973 гг., профессор.
Жил в Финляндии А во Франции в 1921-1935гг. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, произведения на бытовые и мифологические темы. Занимался станковой и
книжной графикой, монументальной и театрально-декорационной живописью. Один из
наиболее ярких представителей школы Д. Н. Кардовского, Шухаев в своем творчестве наиболее полно воплотил неоклассическую тенденцию в русской живописи ХХ века. Объемная, предметная трактовка формы, восходящая к А. Ашбе, ретроспективизм как естественная ориентация на образцы, отвечающие требованиям Кардовского, "сделанность“, некоторая
оторванность предмета от среды и от фона, который часто условно светлый или условно тем-
ный. Застывший, мертвенный ритм, отчего работы Шухаева близки немецкой ,,новой вещественности“.
Манере Шухаева хорошо соответствует жанр "мертвои натуры" и городского пейзажа - то есть изображение неподвижных, с ясно выраженной формой предметов. Работа, соединяющая элементы натюрморта и пейзажа "Хлеба. Нормандия“ (192З), написана в первые годы
пребывания во Франции, где Шухаев не испытал никаких воздействий. Его стиль остался
почти неизменным на протяжении всей жизни.
Василий Иванович Шухаев отдал искусству больше шестидесяти лет. Он принадлежит к поколению старейших художников, чья творческая деятельность началась в 1910-е годы. Наследие его включает станковую живопись и графику, монументальные росписи и книжные иллюстрации, театральные декорации и костюмы.
И все же искусство Шухаева еще не открыто широкому зрителю.
Шухаев остался в стороне от бурного формирования русского искусства начала ХХ века. Молодым и складывающимся художником он не примкнул ни к одному из движений «авангарда». Его имя не связано ни с одной из известных художественных группировок 1910—1920-х годов. Шухаев присоединился к «Миру искусства» и участвовал в его выставках уже на закате этого яркого явления русской художественной культуры. Но по существу он не был «мирискусником», хотя позже, в 1920-е годы, отзвуки идей и идеалов «Мира искусства» проявились в его деятельности художника книги и театра.
Однако Шухаев не остался вне школы. В становлении художника определяющую роль сыграла его учеба у Д. Н. Кардовского в Академии художеств. Ученик принял главное в художественной позиции учителя. Он писал ему: «Вы первый и единственный в России учили грамоте и ремеслу в искусстве, постоянно твердили, что из ученика своего Вы не делаете художника, а лишь мастера. Я согласился и стал исповедовать то же учение... Идея мастерства меня поглотила целиком». Стремление войти в искусство через «высокое ремесло» и мастерство вызвало живой и страстный интерес к классической живописи, желание разгадать тайну ее воздействия, научиться свободно и легко преодолевать профессиональные трудности. Как подчеркивает сам Василий Иванович в своих рукописных автобиографических записках, постижению этой «тайны старых мастеров» способствовали занятия в новой мастерской Академии, руководимой Д. И. Кипликом, где изучалась техника живописи.
Полное принятие принципов школы Кардовского, возможно, было предопределено тем, что Шухаев учился прежде всего «ремеслу» н в Московском Строгановском училище. И именно такое отношение к искусству художник пронес через всю жизнь.
Художника, стремящегося подняться по мастерству в уровень с великими мастерами ХVI века, представляют несколько архаически-торжественные портреты Ларисы Рейснер (1915), Е. Н. Шухаевой (1917) и «Дамы в парчовом платье» (1956). Написанные на доске, покрытой тончайшим листовым золотом, они обрели нечто общее с изысканной драгоценностью- качество, давно утраченное станковой живописью нового времени. Но и в этих портретах художник предстает не холодным умозрительным стилизатором, а стремится выразить вечные, непреходящие идеалы красоты, гармонии, значительности.
Шухаев досконально знал технику фресковой и масляной живописи, преодолел «трудную темперную живопись», в старости пробовал энкаустнку. Познавая секреты старых мастеров, находил и новые— свои.
Вместе с другом и единомышленником со времен мастерской Кардовского—А. Е. Яковлевым Шухаев впервые использует сангину как пластический материал, лепящий форму. Для монументальных росписей в 1930-е годы Шухаев и Яковлев впервые обращаются к живописи на зеркале, снимая по контуру рисунка амальгаму и заполняя рисунок цветом. Художник не стоял на месте, он развивался и эволюционировал — от чрезвычайной приближенности к старым мастерам в ранних портретах и натюрмортах с их несколько «музейным» колоритом к раскованной проникновенности в живой мир в пейзажах и портретах 1920—1930-х годов и, наконец, к еще большей одухотворенности, насыщенности человеческим присутствием и естественности в пейзажах и натюрмортах грузинского периода. Лучшие пейзажи конца 1920-х годов по гармонической ясности, чистоте мироощущения, величию и особому чувству вечности природы хочется назвать «пуссеновскими».
Шухаеву принадлежит заслуга в создании особого типа портрета современника —психологически точного и репрезентативного одновременно, передающею активное, волевое начало в человеке, окрашенного особой, специфически шухаевской зоркостью и трезвостью оненки. Помимо портретов друзей и близких, художником создана портретная галерея деятелей русской и советской культуры.
Принцип живописи художника—синтетический. Шухаев — в первую очередь мастер картины, в которой всегда присутствует монументальное начало.
Принадлежность к школе Кардовского предопределила собственную педагогическую деятельность Шухаева. Среди его учеников следует назвать Николая Павловича Акимова. Особенно обязаны Шухаеву- педагогу выпускники Тбилисской Академии художеств, где Василий Иванович преподавал последние двадцать пять лет своей жизни.
Как уже отмечалось, Шухаев-художник первых десятилетий века стоял несколько особняком по отношению к изобразительному искусству своего времени. Но близкие ему явления мы находим в других формах русской культуры той поры-например, «неоклассике» в архитектуре и скульптуре. Недаром Шухаева хорошо знали и считали «своим» архитекторы. Он начинал работать с А. В. Щусевым, а для росписи плафона дома Фирсановой в Москве был приглашен А. И. Тамановым (Таманяном), построившим этот дом.
Невольно вспоминается и «Цех поэтов», объединивший тогда представителей «серебряного века русской поэзии», где само слово «цех» говорит о близости позиции. Ведь объединение художников-единомышленников во главе с «мастерами» — Кардовским, Шухаевым, Яковлевым называлось «Цех святого Луки». Наверное, для поэтически точного, емкого и глубокого определения принципов, которые исповедовал Василий Иванович Шухаев, следует привести известную строку:
Я знаю, что Венера — дело рук,
Ремесенник, я знаю ремесло.
Вопрос о «неоклассике» в русской культуре начала века еще не раскрыт, а в изобразительном искусстве-по существу даже не поставлен, хотя художественный опыт последних лет говорит о том, что эти традиции и тенденции именно сейчас чрезвычайно сильны в советском искусстве.
Проблема в целом еще ждет своего исследователя, работа которого может существенно дополнить и изучение творчества Василия Ивановича Шухаева. Основное творческое наследие В. И. Шухаева сосредоточено в музеях и частных коллекциях Советского Союза. Многие работы художника хранятся также в музеях и частных собраниях за рубежом. Первая большая посмертная экспозиция работ художника в Москве, приуроченная к 90-летию со дня рождения. Она организована по инициативе Министерства культуры Грузинской ССР Союзом художников СССР, Государственным музеем искусства народов Востока и Государственной картинной галереей Грузии.
По материалам вступительной статьи к каталогу "Василий Иванович Шухаев", советский художник, Москва 1977г.
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-20все права защищены
?>