Степанян Сурен Шеваршович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Степанян Сурен Шеваршович (1915 - 1977)

Степанян Сурен Шеваршович

Сурен Шаваршович Степанян... разносторонне одаренный, с щедрым воображением. постоянно ищущий, до мозга костей преданный искусству человек. Какой бы отрасли современного изобразительного искусства мы не коснулись, это имя не может оставить нас равнодушным. Почти 40 лет непрерывной творческой жизни были отданы станковой живописи и графике, театру и прикладному искусству, скульптуре и, наконец, книге. «Надо быть патриотом своего дела — говорил он, - к любой работе большой или маленькой, относится как к чему-то необходимому, чрезвычайно важному. И лишь в этом случае ты достигнешь своей цели, и совесть не будет мучить тебя за прожитые годы». В этом весь Степанян. Он рос постоянно. Был в постоянном поиске. И находил то, что искал, ибо во всем проявлял упорство, и любую работу считал делом чести. А то,чего добивался, совершенствовал, так как был изобретательным и предприимчивым. Знал, что делает, зачем и каким образом должен делать. Не только знал путь, но знал также, каким способом этот путь проложить. «Средств решения творческих задач и тем было много, они были разнообразны, но идейное направление и убежденность были постоянны и непоколебимы. Сурен был ширакцем‚ из города Ленинакана, издавна славившегося любовью к искусству. Там он не только провел свое детство, получил начальное образование, но и был педагогом художественного училища. Питомцами Степаняна были многие известные художники, в том числе Оганес Минасян и Ашот Мелконян. Искусство гармонии, мысль сатирика и тонкий вкус — вот отличительные черты талантливого художника Степаняна. Что бы он ни делал, все было продиктовано жизнью, жгучими проблемами современности, было сплавом значительного и будничного, рождающегося в родной жизнелюбивой среде. Образное мышление, беспокойное воображение всегда вели его к желанной цели в искусстве. В малом он мог видеть великое, в великом не забывал о малом. Если это был пригласительный билет на юбилей Сарьяна, то - кисть погруженная в солнце, если изображение горы Ара, неизбывной красоты Арагац. Казалось, все Для него сказка, грезы, бесконечное волшебство, любовь и ликование. Сурен Степанян начал свою деятельность в кукольном театре Ленинакана, накануне войны. «Братец-барашек», «Красная шапочка», «Арегназан», «Анаит» были первыми наставниками его фантазии. Возможно именно в это время определились его склонности, а также убеждение - жить и творить в мире сказок. С первых творческих шагов он целиком посвятил себя любимому делу. Не удовлетворяясь эскизами, зарисовками, устными советами, он лично помогал делать сценические куклы, будь то деревянные, из проволоки или из папье-маше. Он учился сам и учил окружающих его людей объемному мышлению и помогал видеть эти объемы в пространстве, в движении, в сфере динамичных взаимоотношений. Одним словом, стремился смотреть на искусство сценографии глазами режиссера, все изображать осязаемо, в том конкретном пространстве, каким является сцена. Отсюда и своеобразная композиция его станковых работ, обилие света, яркий пластический стиль и язык. Свидетельством этого являются его пейзажи дивного Севана со скалистыми берегами, «Скала-крепость», розовая «Весна», сияющий в облаках «Арагац», овеваемый прохладными ветрами. Можно твердо сказать, что в советском армянском изобразительном искусстве он был носителем и убежденным проводником того творческого кредо, которое в специальной терминологии Евгения Вахтангова именуется фантастическим реализмом. Сурена Степаняна отличало яркое объемное мышление, сочетающееся с динамикой. Именно это и привело его еще в юношеские годы к живописи, скульптуре, карикатуре, драматическому театру, в мир книг и вообще к прикладной графике. 3а короткое время он стал признанным многогранным мастером. Его искусство ясно и общедоступно, как сказка и аллегорично как сказка. Переносное и условное, реальное и подразумеваемое в его творческом мире привлекательно, метко и удивительно прозрачно. И это во всех жанрах без исключения, Он мог оживить на дереве сказочную змею‚ дракона с раздвоенным жалом, с галстуком на шее и приколотой на ней бриллиантовой булавкой. И уже возникал образ- маска злоречивого человека. Или сцена «Кавказа» в неповторимой постановке В. Аджемяна «К грядущему» во многом нашла свое четкое решение благодаря эскизам-замыслам Степатняна. Смех и высмеивание в пьесе-буффонаде Чаренца, местами носящий саркастический характер, также благодаря художнику достигло потрясающего театрального обобщения. Талант Сурена Степаняна нашел наиболее яркое проявление в оформлении и иллюстрировании книг. Он был по сути дела архитектором, художником-творцом книги. Здесь всегда были налицо и высокое качество, и завидно выигрышное количество. Если сегодня собрать воедино все оформленные им книги, альбомы и журналы, то, пожалуй, получится целая -библиотека. Работы эти своеобразны, не повторяют друг друга, хотя и не равноценны. Достаточно одного титульного листа или суперобложки книги, и уже чувствуется рука и почерк Степаняна, его замысел, полет воображения, лаконизм. В некоторых иллюстрациях кажется, что он отходит от конкретного материала, от оригинала, стремится обрести «независимость» и сказать больше и иначе. Но так лишь кажется. Художник просто очень глубоко чувствовал произведение и каждый раз интерпретировал по-своему. Оформленная и иллюстрированная им книга — это одновременно произведение искусства, — правдивое от достоверного рисунна до неожиданных деформаций в зависимости от жанровых особенностей и идейного содержания книги. Он не особенно любил рисовать буквы, не любил писать кистью. «Кисть не ручка»‚—говорил он. Но когда «вынужден» был писать, то эти буквы или заглавия получались очень художественными. Становились говорящими не только слова, но и буквы, каждая из них неожиданно для читателя приобретала художественный образ, и это порождало большой интерес. Никто не спешил сразу прочесть этот роман, поэму, сказку или сборник стихов: до того, как приступить к чтению‚ хорошенько рассматривал иллюстрации, внимательно изучал художественное оформление книги, переплет, форзац, титултьный лист, каждую заставку и концовку, потому что все они по-своему обогащали книгу, раскрывали ее затаенный смысл, т. е.‚ подтекст, Степанян был мастером рисуночного подтекста, умел привлекать внимание читателя с первой же иллюстрации, а со второй —уже давать ему обильную пищу для размышления. Чтобы убедиться в этом достаточно взглянуть на шмуцтитул книги Паруйра Севака «Да будет свет», где как-будто неожиданно одна буква вылетает из слова, другая превращается в лампаду, третья становится мечом. Так рисунок и буква, литературный образ-размышление и мимолетная зарисовка сливаются и, кажется, что они возникли одновременно. Месроповские буквы как-будто говорят на другом языке, их взаимоотношения приобретают двойной, иногда тройной смысл. Языковый образ в то же время получает графико-пластическое воплощение. Трудно представить, кто смог бы более метко и красочно, языком детей, пересказать состояние известного мышонка Пуй-Пуй или «Собрание мышей» Хнко-Апера. Каждая мышь-это отдельный образ, даже психологическая индивидуальность: одна-улыбчивая‚ лицемерная, другая - хитрая и празднословная, третья — в состоянии отчаянья. Кажется, что художник изучил язык и характер каждой. ...И вновь сказка, вновь сказочное. А их кульминацией стала картина «Моя сказка» — девушки-маки, чьи песни, кажется, постоянно звучат в горах. Это одновременно и танцевальная сюита, и театр, и музыка органично слитые. Не удивительно, что мотив этого композиционного полотна вошел в программу ансамбля танца Армении, впоследствии применился и в балете (Чехословакия, Персия), стал афишей. ...И опять любовь и мечты, жизнь и радость, стихотворение без слов... Степаня не стучась в дверь, свободно заходил в «Вишневый сад» А. Чехова, седечно беседовал с театральными героями Ширван заде, мечтал и грустил как Терьян, строил свой "Эгнар ахпюр". Взрослому читателю он своим искусством давал обильный материал для размышления и насыщал беспокойное воображение малышей. В последние годы Степанян увлекся деревянной скульптурой. Он создал из дерева большей частью образы аллегорического характера, иногда же конкретно-обобщающие пластические образы, которые имеют литературные истоки. Лучшие из них «Отшельник» («Раскаяние»)‚ «Седа» (навеянные «Стартами богами» Шанта), затем «Давид», «Песня». Последняя позже стала обложкой книги стихотворений Комитаса. А серия «Храбрый Назар» по самобытности решения и редкому художественному звучанию на международной выставке в Венгрии была удостоена высокой оценки. Художником была создана эмблема «Армянское театральное общество». Всего три буквы, создающие интересный символический образ, совмещающий в себе комическое и трагическое. Сурен Степанян столь щедрый в отношении других, был скуп к себе. Он не стремился часто выставляться и не спешил организовывать свою персональную выставку или опубликовать альбом лучших своих произведений. Его персональная выставка организована в 1951 году, когда он был еще молод, а потом... неустанно работал. Только сейчас впервые его произведения всех жанров и областей искусства собраны под одной крышей. Жаль, что посмертно. Степанян был и остается одним из наших видных живописцев, признанных мастеров книжного оформлении, выдающихся деятелей театра.



Левон ХАЛАТЯН Вступительная статья к каталогу персональной выставки, организованной в выставочный залах Дома Художника Армении в 1981 году.

Дополнительная информация:

1915. Родился 23 мая в Ленинакане, в семье 1931. Окончил Ленинаканскую художественную школу. 1937. Окончил Ереванское художественное училище. Поступил в Ленинградское художественнощедагогическое училище (IV курс). Окончил в 1938 г. 1939. Поступил во Всесоюзный гос. кинематографический институт. Учился один год, после чего возвратился в Ленинакан. Преподавал в ленинаканской художсственной школе им, С. Д. Меркурова (до 1943 г.).‘ Работал художником-оформителем в Ленинаканском кукольном театре им. Н. К. Крупской (до 1945 г.). 1943. Принят в члены Союза художников Армении. Впервые участвовал на республиканской выставке. 1944. Начал заниматься книжной графикой и иллюстрированием (оформил свыше 300 книг). 1945. Работал художником-оформителем в ереванском кукольном театре им. Ов. Туманяна (до 1946 г.). 1946. Заведовал художественным отделом Госиздата Армении. Начал сотрудничать в детских журналах «Пионер», «Октемберик», цернак» (оформил и иллюстрировал около 250 журналов). 1949. Награжден почетными грамотами ЦК ВЛКСМ и Верховного Совета Армянской ССР за активную работу в детской печати и в связи с 20-летнем журнала «Октемберик». 1951. Персональная выставка в Ереване, в Доме работников искусств. 1954. Награжден почетной грамотой ЦК ЛКСМ Армении за активное участие в детской печати и в связи с 25-летием журнала «Пионер». 1960. На республиканском конкурсе «На художественное оформление и полиграфическое исполнение 15 лучших книг» 1960 года, за оформление книги Л, Халатяна «Ваграм Папазян» удостоен диплома. 1961. Указом Президиума Верховного Совета Армянской ССР от 15 мая С Ш Стенаняну присвоено Звание Заслуженного художника Армянской ССР. Награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР за участие на выставке. 1962. Роспись в интерьере Кафе «Анант» в Ереване. 1963. Роспись в интерьере ресторана «Эребуни» в Ереване. 1964. За иллюстрирование книги И. Молнара «Окно н лошадь» получил премию журнала «Пионер» «За лучшую художественную работу 1964 года» 1965. Оформил интерьер кафе «Ереван». Главный художник Художественного фонда Армянской ССР (до 1966 г.). 1966. Оформил интерьер детского кафе «Сказка» в Ереване. 1967. За отличную работу награжден грамотой Союза художников СССР. На конкурсе закавказских республик «На лучшее художественное оформление и полиграфическое исполнение изданнй» за оформление книги Г. Оганесяна «Дикая роза» удостоен диплома. 1970. Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден юбилейной медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. 1971. Награжден почетной грамотой Министерства культуры Армянской ССР за долголетнюю безупречную работу в деле воспитания подрастающего поколения и в связи с 50-летнем со дня основания ленннаканской художественной школы нм. С. Д. Меркурова. 1976. Участвовал в групповой выставке пяти художников в Ереване, в студенческом городке. 1977. Скончался 18 января, в Ереване.

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Степаняна Сурена Шеваршовича.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены