Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Витольд Бялыницкий-Бируля - биография

Бялыницкий-Бируля

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в Белоруссии в местечке Бялыничи в 1872 году. Первые уроки живописи он получил в Киеве, в пользовавшейся широкой известностью рисовальной школе Н. И. Мурашко. Приобретенные здесь профессиональные навыки помогли Бялыницкому-Бируля, когда ему было 17 лет, поступить в Московское училище живописи, ваяния н зодчества. В училище начинающий, художник прошел большую, серьезную школу реалистического искусства. Среди педагогов, у которых он занимался были как представители старшего поколения передвижников, так и развивающие их традиции более молодые художники-реалисты. Сам В. К. Бялыницкий-Бируля так вспоминает о годах своего пребывания в училище: «В начальном классе в это время преподавал С. А. Коровин, в головном - Н. В. Неврев, в фигурном-П. М. Прянишников. Я занимался у них у всех. Но любимейшим был Прянишников. У этого замечательного педагога я учился два года. Прянишников умел поправить школьный этюд одним-двумя мазками. «Бросьте рисовать углем, нужно кистью»,- говорил он, и в этих словах с чрезвычайной яркостью выражались его воззрения на живопись... Прянишников оказал на меня сильное влияние своим умением схватывать явление в его жизненности. А Коровину я обязан пониманием этюда, как определения основных отношений внутри разрабатываемого мотива. Свет и тень, небо и земля, частное и общее-связывать все это воедино помогал Сергей Коровин. Оглядываясь в прошлое, понимаешь, что авторитет Неврева коренился в том, что художник этот был, бесспорно, настоящим живописцем. Эпизодически довелось мне поработать и в мастерской В. Д. Поленова - у него я писал натюрморты». 
На ежегодных ученических выставках, открытых для широкого обозрения, картины Бялыницкого-Бируля обращали на себя внимание. В каталоге 16-й выставки 1893 г. была воспроизведена его работа «Проселок». В 1897 г. его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей тогда уже знаменитой галереи П. М. Третьяков. Это было крупнейшим событием в биографии молодого художника, только что вступившего на путь самостоятельной работы. Приобретение картины глубочайшим знатоком н ценителем русского искусства положило начало общественному признанию творчества Бялыницкого-Бируля. В этом раннем произведении художника налицо та свежесть восприятия природы, которая всегда останется характерной для него. Написанный в традициях, культивированных в Московском училище, этот пейзаж подкупает также звучностью и гармонической стройностью своего колорита. Правда, в нем нет еще того глубокого лиризма, который затем становится неотъемлемой чертой пейзажей, создаваемых В. К. Бялыницким-Бируля. 
С 1897 г. художник начинает систематически показывать свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств и Московского Товарищества художников. Наконец, в 1899 г. произведения В. К. Бялыницкого-Бируля появляются на Передвижной выставке. Дальнейшая творческая биография живописца неразрывно связана с Товариществом передвижных художественных выставок, которое объединяло художников представлявших, прогрессивное демократическое крыло русской художественной культуры. Ряд лет В. К. Бялыницкий-Бируля выставляется в качестве экспонента, с 1905 г. - член Товарищества. В годы учебы Бялыницкого-Бируля у крупнейших мастеров реализма ХІХ в., в годы первых его выступлений на выставках определяются основные черты творческой индивидуальности художника - правдивость, содержательность художественных образов, глубоко эмоциональное, лирическое восприятие природы, высокая культура живописного мастерства. Его пейзаэкам присущ ярко выраженный национальный характер: они неразрывно связаны с той линией демократического реализма в русской пейзажной школе, которая восходит к Саврасову. Это «пейзаж настроения». Но «настроение» здесь - не печать субъективизма в восприятии природы. Напротив, оно неразрывно связано с глубоко реалистическим пониманием природы, той вечно обновляющейся жизни, которой она полна. Как известно, данная линия развития русского пейзажа нашла исключительно яркое выражение в творческой деятельности Левитана. В. К. Бялыницкий-Бируля всегда с особой теплотой и с чувством большой благодарности вспоминает о Левитане, как о художнике, сыгравшем существенную роль в его творческом самоопределении. Глубокое философское содержание картин Левитана, богатство выраженных в них человеческих чувств, большое значение мотива, как поэтической основы образного строя картины, -вот те черты творчества великого русского пейзажиста, которые оказали особенно глубокое воздействие на Бялыницкого-Бируля. 
В. К. Бялыницкий-Бнруля пишет ряд картин, за которые ему присуждаются премии на выставках. Его произведения приобретаются для музеев. Показанная на ХІХ выставке Московского Общества любителей художеств картина «К весне» приносит В. К. Бялыницкому-Бируля первую премию за пейзаж на конкурсе Общества 1899 г. В 1901 г. золотой медалью отмечается картина «Вечные снега», зкспонированная на Кавказской юбилейной выставке. Большой успех выпадает на долю В. К. Бялыницкого-Бируля в 1911 г., когда за картину «Час тишины» он получает золотую медаль на Мюнхенской выставке. В том же году на выставке в Барселоне им была получена вторая золотая медаль за картину «Перед весной». В 1904 г. музеем Академии художеств покупается картина В. К. Бялыницкого-Бируля «Весенний день» (1902 г.). Совет Третьяковской галереи, в который входили тогда В. А. Серов и И. С. Остроухов, приобретает для галереи вторую работу мастера «В конце зимы» (1907 г.). Пейзаж «Умолкнувшие поля» (1911 г.) был куплен для Русского музея. В 1908 г. В. К. Бялыницкий-Бируля получил звание академика живописи. В 1912 г. художник пишет известную картину «Весна», позднее вошедшую собрание Государственной Третьяковской галлереи. Это одна из тех работ художника, которая во всей полноте показывает своеобразие его творческого облика, меру достигнутого им мастерства. Предельная скромность и искренность чувства отличают этот пейзаж, изображающий окраину ,деревни с маленькими избушками, пустынными снежными просторами, спокойной гладью реки. Композиционное, ритмическое построение пейзажа чрезвычайно просто и гармонично. С замечательной верностью схвачен определенный момент в жизни природы: снегу еще очень много, но во всем уже чувствуется начало весны. Чрезвычайно удачно найден для изображения холодного, бессолнечного дня суровый, монохромный, но богато разработанный в тональном отношении колорит. Здесь узко намечается лирическое восприятие природы н ее напряженное эмоциональное переживание, которые, развиваясь, впоследствии станут основными особенностями работ Вялыницкого-Бируля. Именно подобные картины имел в виду И. Е. Репин, когда писал В. К. Бялыницкому-Бируля в письме от 14 января 1910 г.: «я всегда с новым большим удовольствием смотрю на Ваш косогор с избами, занесенный снегом; люблю эти бережки, белыми краями отражающиеся в горной речке», и в том же письме - «Я так привык освежаться душою перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы». Стоит подчеркнуть, что последние слова, действительно, как нельзя более глубоко и верно определяют существо восприятия природы В. Н. Бялыницким-Бируля, как художником-реалистом. Подлинное, глубокое чувство любви к природе своей страны, правдивое воплощение ее красоты и многообразия, непосредственность и искренность восприятия охраняли Бялыницкого-Бируля от влияний упадочного, формалистического искусства, искалечившего немало начинающих художников в начале ХХ в.
Бялыницкнй-Бируля, следуя заветам своих старших товарищей, передвижников, в мрачную эпоху реакции продолжил линию национального реалистического пейзажа. И. Е. Репин писал о молодом пейзажисте: «Этот художник счастливец. Он найдет себя особо». И, действительно, Бялыницкий-Бируля находит свои любимые темы, вырабатывает свой индивидуальный творческий почерк, по которому безошибочно можно узнать его картины.
Его притягивают переходные состоянии природы. Ранняя весна, ранняя осень, конец зимы, наступление сумерек, рассвет - таковы его любимые темы. Он подмечает тончайшио оттенки в изменениях природы, в состоянии ее в различные моменты дня и проникновенно, поэтично воплощает все их богатство, всю сложность. Правда, в пейзажах Бялыницкого-Бируля этих лет заметно некоторое однообразие, сказывающееся в выборе мотивов и состояний природы.
В эти годы у Бялыннцкого-Бируля устанавливается большая творческая дружба с рядом крупных мастеров реалистического пейзажа конца ХІХ-начала ХХ вв.: А. С. Степановым, С. ІО. Жуковским, А. В. Моравовым и некоторыми другими. Этих людей связывала их горячая любовь к природе, общность взглядов на искусство, сходство задач, которые они, как живописцы, ставили перед собою, совместное участие на Передвижных выставках. Было и еще одно обстоятельство, которое сближало этих художников - страстная приверженность к охоте. Охота помогала им еще глубже входить в мир природы, еще интимнее соприкасаться с ней.
В. К. Бялыницкий-Бирули много времени провел в местах, где Левитан создал свои прославленные произведения: «Над вечным покоем», «У омута», «Март», «Весна-большая вода», «Золотая осень». Близкой и родной скоро стала ему природа этих мест: озера Письво, Удомля, Кезадра, Островенское и Белоховское, расположенные между ними поля и луга, леса и перелески, холмы и моховые болота. Здесь в 1912 г. художнику довелось приобрести участок земли и на высоком берегу озера Удомля построить дачу, получившую поэтическое название «Чайка».
Творчество мастера в последующие годы тесно связано с «Чайкой»: озеро и его окрестности послужили неисчерпаемым источником мотивов для картин В. К. Бялыницкого-Бируля. Именно здесь написаны многие пейзажи художника, в которых с замечательным мастерством показывает он непритязательную и вместе с тем бесконечно прекрасную природу северной части средней полосы России. Верный гуманистическим традициям русской школы реалистического пейзажа, художник не противопоставляет природу и человека. Он видит, всем существом своим ощущает грандиозность природы и через частное восходит к образно-художественному воссозданию великих законов ее жизни. В. К. Бялынинкий-Бируля - мастер так называемого «чистого» пейзажа. И вместе с тем в его пейзажах всегда чувствуется присутствие человека. В картинах Бялыницкого-Бируля выступают те черты народного понимания природы, народного отношения к ней, которые с такой яркостью проявились в пейзажном творчестве русских художников-демократов второй половины ХІХ столетия.
В советское искусство В. К. Бялыницкий-Бируля вошел мастером, со своим, отчетливо выраженным, творческим лицом. Он - один из тех художников, деятельность которых непосредственно связывала молодую советскую живопись с наследием великого русского реалистического искусства ХІХ в. Но было бы глубоко ошибочным сводить роль старшего поколения советских художников-пейзажистов, таких, как В. Н. Бакшеев, К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, В. К. Бялыницкий-Бируля и др., лишь к сохранению славных традиций. Наоборот, эти замечательные мастера явились активными участниками строительства новой художественной культуры.
В. К. Бялыницкий-Бируля зорко вглядывался в жизнь, стремился понять запросы, выдвигавшиеся советской действительностью, внимательно прислушивался к голосу нового зрителя. Все это дало ему возможность найти свое место художника в стране, ставшей на путь социалистического развития. Присущие же его искусству, отмеченные еще Репиным веяния «правды, простоты и свободы» обусловили органичность этих поисков и прочность обретенных позиций. В его искусство входят новые темы и образы.
Уже вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции В. К. Бялыницкий-Бируля создает картину «Канун Октября. Бои у Никитских ворот», посвященную революционным событиям в Москве. Когда возникла необходимость объединения художников-реалистов для борьбы за советское реалистическое искусство, В. К. Бялыницкий-Бируля явился одним из тех художников, которые в первые же годы существования АХРР вошли в эту ассоциацию, как известно, сыгравшую очень большую роль в развитии советского изобразительного искусства.
В 1924 г. В. К. Бялыницкий-Бируля впервые подошел к разработке темы, к которой потом неоднократно возвращался в 40-х годах. Он задумал запечатлеть в ряде пейзажей Ленинские места. Позднее эта тема привлекла к себе внимание многих художников, но именно В. К. Бялыницкий-Бируля был первым, обратившимся к ней. Дом в Горках, комнаты, в которых жил Владимир Ильич, аллеи парка, где он гулял, вся та обстановка, с которой тесно связан последний период жизни великого Ленина - с любовью, проникновенно изображены В. К. Бялыницким-Бируля в его поэтичных произведениях.
Результатом поездки в совхоз «Гигант», коммуну «Сеятель» и Кореневскую опытную селекционную станцию явился ряд этюдов 1931-1932 гг., изображающих новое в советской деревне. В 1934 г. художник едет на строительство Азовстали. В течение ряда лет (1934 - 1938 гг.). Бялыницкий-Бируля разрабатывает темы, подсказанные той замечательной жизнью, которой жил в годы первых Сталинских пятилеток Советский Север: появляется большое количество произведений, показывающих не только его величественную
природу, но и то новое, что родилось в результате героического труда советских людей за Полярным кругом. В. К. Бялыннцкий-Бируля по прежнему остается пейзажистом, только пейзажистом; но в его пейзажах все сильней и отчетливей звучит тема советского человека, создающего новую технику, строящего новые заводы, воздвигающего новые города.
И все же не индустриальный пейзаж определяет творческое лицо художника. Основным в его творчестве остается лирический пейзаж, глубоко, многогранно, цельно раскрывающий жизнь природы. Большое место в творчестве художника занимает пейзаж памятных мест, являющийся своеобразной разновидностью пейзажного искусства. Так, в 1928 г. им была исполнена большая серия яснополянских пейзажей, в которой запечатлены места, связанные с жизнью Л. Н. Толстого.
В 1937 г. в нашей стране необычайно широко отмечалось столетие со дня смерти А. С. Пушкина. В. К. Бялыницкий-Бируля создал к этому юбилею сюиту пейзажей пушкинских мест (1936-1937 гг.). Это очень тонкие, лирические работы, в которых правдивое изображение определенных уголков природы как бы перекликается с образами и настроениями пушкинской поэзии.
Г. Жидков
Екатерина Сергеевна Зернова "Раковина и фрукты."
Зернова Е. С.
"Раковина и фрукты."
Купить картину
Леонид Львович Берлин "Виктория,"
Берлин Л. Л.
"Виктория,"

Анатолий Михайлович Титов "Кремль."
Титов А. М.
"Кремль."
Купить картину
Анатолий Михайлович Титов "Москва осенняя."
Титов А. М.
"Москва осенняя."
Купить картину
Ольга Николаевна Гречина "Диалог камня и растений."
Гречина О. Н.
"Диалог камня и растений."
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены