КОКОРЕВ Василий Александрович (1817-1889) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

В.А. Кокорев — купец-предприниматель, публицист, меценат, собиратель живописи, основатель частной художественной галереи.

Родился 23 апреля 1817 г. в Вологде в семье мещанина. Систематического образования не получил, однако всю жизнь настойчиво занимался самообразованием. Природный ум, практичность, неуемная энергия позволили провинциальному юноше крепко встать на ноги и превратиться в одного из состоятельней-ших людей России.

Имя В.А.Кокорева было широко известно москвичам в 1860—1880-е гг. Достаточно вспомнить сооружение в самом центре города, на Софийской набережной против Кремля, громадной гостиницы «Кокоревское подворье»; его деятельное участие в проведении конно-железной дороги — «конки»; организацию торжественной встречи в феврале 1856 г. в Москве участников обороны Севастополя.

Известен был Кокорев и своими радикальными взглядами на проведение крестьянской реформы. Немалый резонанс в русском обществе имели публицистические выступления Василия Александровича — «Путь севастопольцев», «Взгляд русского на европейскую торговлю», «Обличительное дело», «Экономические провалы: по воспоминаниям с 1837 года». В названных статьях автор проявил и незаурядные аналитические способности, и умение находить выход из тяжелых ситуаций. Не случайно он пользовался авторитетом и влиянием в кругах высших чиновников. Министры финансов, председатели Государственного совета не раз приглашали его к себе для конфиденциальных бесед, касавшихся тех или иных экономических трудностей.

Диапазон предпринимательской деятельности Кокорева был чрезвычайно широк: он занимался винным откупом, вел торговые дела в Иране и Средней Азии, был одним из первых инициаторов создания в России крупных акционерных обществ. Раньше других оценив замечательные свойства нефти, он построил первый в мире нефтеперегонный завод, причем в качестве эксперта привлек выдающегося химика Д.И.Менделеева.

Владея многомиллионным состоянием, Василий Александрович немалые средства жертвовал на развитие науки, искусства и просвещения. Человек большого размаха, он и в области культуры не раз выдвигал новаторские идеи. По его инициативе в Вышневолоцком уезде Тверской губернии была основана академическая дача, так сказать, первый в России Дом творчества художников. Он планировал создать творческие студии на Волге, Урале, в Крыму и на Кавказе. Полагал, что русская природа способна вдохновлять художников никак не меньше, чем заграничные пейзажи. В.А.Кокорев мечтал об организации в России национальной художественной галереи. Свою мечту он пытался осуществить в Москве, с которой связал жизнь в 1850-е гг.

Собирать коллекцию художественных произведений В.А.Кокорев начал, по всей вероятности, в 1840-е гг. К 1863 г. в ней уже насчитывалось около пятисот произведений русской и западноевропейской школ. Преобладали полотна ведущих русских мастеров: Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского, К.П.Брюллова, А.А.Иванова, С.Ф.Щедрина, И.К.Айвазовского. Произведения западноевропейской школы были не столь многочисленны, зато являли собой работы таких всемирно признанных мастеров, как Ван Дейк, Я.Брейгель, Г.Терборх, Н.Пуссен, Ж.Б.Грез, К.Тройон и др. Как по числу произведений, так и по их художественному достоинству личное собрание Кокорева приближалось к музейному. Сознавая это, владелец приступил к созданию общедоступного художественного музея.

26 января 1862 г. Кокоревская галерея была открыта для посетителей. 

Экспозиция Кокоревской галереи была построена по историческому и монографическому принципам. Полотна западноевропейских художников размещались в двух залах и составляли два раздела — «древнейший» (XVI—XVIII вв.) и «новейший» (XIX в.).

Собрание русской школы открывалось произведениями XVIII в. Здесь были собраны парадные портреты (полотна Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского). В соседнем зале выставлены произведения, изображавшие будничные сцены из жизни простых людей (картины А.Г.Венецианова, А.В.Тыранова, Н.А.Заваруева, Л.К.Плахова, Н.Е.Сверчкова). Следом шел пейзажный зал. Тут царили И.К.Айвазовский (24 работы) и А.П.Боголюбов (11 картин).

Коллекция картин Карла Брюллова размещалась в нескольких залах, являясь предметом особой гордости владельца галереи. Василию Александровичу удалось приобрести свыше сорока произведений этого выдающегося русского живописца. Сам Кокорев считал, что картины Брюллова из его коллекции давали полное представление о постепенном развитии таланта художника. Здесь были копии с известных полотен мастера «Итальянское утро» и «Итальянский полдень» (подлинники украшали царские особняки), но копии, выполненные учеником Брюллова А.Корицким. Тут же экспонировались эскизы самого Карла Павловича. Украшением галереи служили брюлловские шедевры — «Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала» и «Портрет сестер Шишмаревых».

«Многие картины Брюллова. — писал В.В.Стасов, — приобретены были от писателя А.Н.Струговщикова, приятеля Брюллова; большинство же других русских картин сбывал Кокореву Н.Д.Быков, бывший надзиратель в Академии художеств, потом управляющий у золотопромышленника Соловьева» (13, с. 598). Отдельные работы Брюллова куплены у его ученика А.Корицкого. Известное полотно «Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала» коллекционер приобрел у брата художника. Эти вещи, как и многие другие, пришли в Кокоревскую галерею «из первых рук», так что вопрос об их подлинности практически не возникал.

В каждом зале имелись объяснения сюжетов картин. Стремившийся ни в чем не уступать музеям Западной Европы, Кокорев приобрел для своей галереи специальные «жестяные очки» и увеличительные стекла для рассматривания картин вблизи.

Кокорев считал, что галерея должна стать не только художественным, но и заметным просветительским центром. С этой целью был устроен вместительный зал для чтения бесплатных публичных лекций. Интерьеры лекционного зала и располагавшегося рядом трактира напоминали традиционное убранство русской избы. Трактир являлся для москвичей того времени своего рода клубом, привычным местом для общения и встреч.

В.А.Кокорев скончался 22 апреля 1889 г. в Петербурге. Похоронен на Малоохтинском кладбище.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


. Андреев А. Кокоревская картинная га-

лерея // Северная пчела. — 1862. — N 24.

2. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Русский библиофзил. — 1911. — N 7. — N562.

3. Из истории российского предпринимательства: династия Кокоревых. / Сост. МЛ.Гавлин. — М., 1991.

4. К.В.[К.А.Варнек]. Письма из Москвы // Русский художественный листок. — 1862. — N 29. - С. 115-116.

5. Куйбышева К.С. Крупная московская буржуазия в период революционной ситуации в 1859—1861 гг. // Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг.: Сб. статей. - М., 1956. - С. 314-341.

6. Любопытные показания графа А.А.Зак-ревского о некоторых представителях московского образованного общества в начале прошлого царствования // Русский архив.

-452.

-Спб.. 1884.

- 1885. - Кн.2. - N 7. - С. 447-

7. Михневич В. Наши знакомые. -

- Вып.2. - С. 105 — 106.

Ху-

8. Панова Т. Кокоревская галерея дожник. - 1980. — N 8. — С. 52-61.

9. По Москве: Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям. - М., 1917. — С. 308—309.


10. Романюк С. Из истории московских переулков. - М., 1988. - С. 107, 114,121.

11. Скалъковский К.А. Наши государственные и общественные деятели. — 2-е изд. — Спб., 1891. —С. 164-178.

12. Соловьева Ю.Н. Москва ушедшая. — М., 1993. - С. 186, 194, 195, 217.

13. Стасов В.В. Павел Михайлович Третьяков и его картинная галерея // Русская старина. — 1893. — Декабрь.

14. Указатель картин и художественных произведений галереи В.А.Кокорева. / Сост. А.Н.Андреев. - М., 1863.


Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены