Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Н.Д. Иванчин-Писарев — писатель, историк, собиратель эстампов и предметов художественной старины.

Родился 30 сентября 1790 г. в Москве в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении родителей в селе Рудники Серпуховского уезда Московской губернии. Получил домашнее образование; хорошо знал французский, немецкий, итальянский языки. Хотя гувернерами у мальчика были иностранцы, он с детства живо интересовался русской историей и отечественными древностями.

В 1804 г. Николай поступил на службу: сначала в Московскую контору запасных магазинов, а затем на Московский почтамт, откуда и вышел в отставку в 1814 г. С этих пор он целиком посвятил себя занятиям литературой, историей и коллекционированию. Большую часть времени Н.Д.Иванчин-Писарев проводил в своих любимых Рудниках. В Москве он снимал квартиру в доме госпожи Дурновой в переулке Обуха.

Николай Дмитриевич писал стихи и публиковал их на страницах многих журналов и альманахов. Он был знаком с известными поэтами своего времени. В его «златообрезном» альбоме собраны автографы И.И.Дмитриева, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, А.П.Буниной, З.А.Волконской, Е.А.Баратынского, Н.И.Гнедича. И, наконец, самый драгоценный — Александра Сергеевича Пушкина: 30 декабря 1828 г. поэт вписал в него стихотворение «Муза».

Под влиянием знаменитой «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина Иванчин-Писарев увлекся исследованием исторического прошлого, опубликовал несколько десятков очерков и статей. Его имя часто встречалось на страницах журнала «Москвитянин», с редакцией которого он активно сотрудничал с 1841 г. При этом показал себя добросовестным, сведущим и пытливым человеком. Особенно высоко ценились его комментарии, в которых содержалось немало точных и ценных сведений.

Ревностно занимаясь изучением прошлого русской земли, Иванчин-Писарев стал собирать различные памятники старины и постепенно превратился в завзятого коллекционера. Собрание Николая Дмитриевича было довольно разнообразным по составу: живописные полотна, рисунки, миниатюры, гравюры, старинные предметы быта, скульптура. К сожалению, известны лишь отдельные произведения, некогда входившие в это обширное собрание. Например, в отделении миниатюр выделялись две работы художника Петито: одна из них изображала королеву Анну Австрийскую с младенцами-сыновьями Людовиком XIV и герцогом Орлеанским, вторая — портрет графини де Фекьер. Причем первая была выполнена на пергаменте, а другая — «писана под эмаль». Обе эти работы когда-то находились в кабинете французского короля, а после революции были приобретены А.Л.Нарышкиным и графом Г.И.Головкиным. От них они перешли к Иванчину-Писареву.

Наиболее ценной частью его коллекции были гравюры.

Когда Михаил Петрович Погодин обратился к Николаю Дмитриевичу с просьбой познакомить читателей журнала «Москвитянин» с его собранием, тот отказался. «Я не могу говорить в своей журнальной статье, — сообщал он И.М.Снегиреву в феврале 1841 г., — об эстампах иначе, как языком фанатика-собирателя — итак, в России меня почтут сумасшедшим» (7, с. 117). Хотя он признавался, что занимается составлением каталога, подводящего итоги четвертьвековой собирательской деятельности, однако составлял этот каталог на французском языке и предполагал печатать его в Париже тиражом в 1 тысячу экземпляров. Выбор французского языка объяснялся тем, что вся терминология по гравировальному искусству была именно французского происхождения и, казалось, не могла быть передана по-русски. Но каталог не был издан.

Результатом работы над каталогом стала публикация нескольких статей, которые показывают глубокие познания автора. В одной из них — «О редчайшем гравированном портрете Лжедимитрия» — он рассказывает об истории происхождения гравюры, характеризует творческую манеру художника Луки Килиана, объясняет обстоятельства, которые сделали ее «ненаходимою» (политические причины), и далее подробно повествует о том, как в его собрании оказался этот редчайший оттиск.

«Мне лестно в качестве охотника и обладателя коллекции редчайших эстампов всех старых и новых школ от начала гравирования, — писал он, — посвятившего 30 лет на составление оной из первейших европейских кабинетов, сообщить любителям художественных редкостей, что драгоценный лист... ныне принадлежит мне и есть один из важнейших в портретном разряде моего собрания...» (5, с. 488). Гравюра первоначально была в собрании госпожи Коллод. В конце XVIII в. всю свою коллекцию эстампов она продала в Россию графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. После его смерти коллекция досталась А.С.Власову, от которого и поступила в собрание Иванчина-Писарева.

В другой статье — «Портрет Виниуса» — он также знакомит читателя с историей «рождения» произведения, его отличительными особенностями («гравирован чистым резцом без помощи крепкой водки»), пишет о том, как долго искали этот оттиск русские коллекционеры. «Я получил свой из коллекции покойного А.С.Власова вместе с большею частию его редких экземпляров; а он купил его в Париже, после смерти знаменитого охотника Дюрана, за 1200 франков. Известный своими сведениями по исторической части художеств Г.Дютень нашел равный ему только в Голландии, в Королевской коллекции эстампов» (6, с. 390).

Наконец в статье «Две замечательные миниатюры — «Портрет Людовика XIV» и «Портрет Петра Великого» он самым подробным образом раскрывает, как эти великолепные произведения искусства из королевского собрания в Париже попали в Россию и как сложилась их последующая судьба.

Н.Д.Иванчин-Писарев сумел приобрести лучшие гравюры из известных коллекций П.П.Бекетова, А.Г.Головкина, Н.З.Хитрово, Н.Г.Щербатова, А.С.Власова.

Иванчин-Писарев был дружен с Александром Сергеевичем Власовым, их подмосковные усадьбы располагались неподалеку одна от другой. Николай Дмитриевич особенно высоко ценил «гравюрный кабинет» Александра Сергеевича. Они постоянно переписывались, сообщали о своих приобретениях, о новостях на антикварном рынке. «Поздравляю вас с новым приобретенным эстампом, — писал А.С.Власов 3 ноября 1822 г., — а еще более — с продолжением охотничьего стремления к умножению вашего уже значительного собрания... И вы яко настоящий любитель с приумножением еще более соделоваетесь охотником, что в нынешнее время очень редко и с чем паки я вас поздравляю» (1, с. 533).

Николай Дмитриевич был приглашен выступить с публичным докладом, посвященным памяти А.С.Власова, в котором сумел ярко показать его собирательскую деятельность. Благодаря этому мы сегодня можем представить, сколь колоритной фигурой в ряду московских собирателей начала XIX в. был Власов. Эту речь высоко оценила научная общественность: именно за нее автор избран в 1825 г. в члены Общества истории и древностей российских.

Картинная галерея у Иванчина-Писарева была, вероятно, невелика — несколько старинных полотен западноевропейской школы XV—XVII вв. Пять картин он приобрел из коллекции А.С.Власова. Среди рисунков — произведения Рафаэля и Караваджо. В отделе скульптуры насчитывалось тринадцать античных изваяний.

Будучи дружен с владельцем крупнейшего московского Древлехранилища М.П.Погодиным, Иванчин-Писарев в 1847 г. пожертвовал ему старинный кинжал. «Спешу сообщить тебе мою археологическую радость: Тверской летописец. Это еще ничего, но вот европейская драгоценность: кинжал императора Карла V с его именем, годом и короною, резной отличной работы средних веков», — сообщал Погодин С.П.Шевыреву (2, т.9, с. 202).

Н.Д.Иванчин-Писарев умер 25 января 1849 г. в Москве, погребен в Рудниках.

После смерти собирателя вся его коллекция была куплена Григорием Васильевичем Лихачевым за 9 тысяч рублей. В дальнейшем она перешла в руки брата Григория Васильевича — Ивана Васильевича Лихачева. 


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1. Барсуков Н.П. Альбом автографов

Н.Д.Иванчина-Писарева. // Старина и но-

визна. - Спб., 1905. — Т. 10. — С. 473-477.

2. Барсуков Н.П. Жизнь и труды Погоди-

на. - Спб., 1889. — Т. 2.- С. 145; 1891. — Т. 4.

- С. 114; Т. 8. - С. 249; 1895. - Т. 9. -С. 201-202.; 1896. - Т. 10. - С. 216; 1902. -Т. 16. - С. 407.

3. Грот К.Я. К биографии И.И.Дмитриева // Известия второго отделения Академии наук. — 1901. — Т. б, кн. 4. — С. 236.

4. Иванчин-Писарев НД. Две значительные миниатюры // Москвитянин. — 1844. -4.2.-N 4.-С. 391-394.

5. Иванчин-Писарев НД. О редчайшем гравированном портрете Лжедимитрия // Москвитянин. — 1842. — 4.2. - N 4. -С. 486—488.

6. Иванчин-Писарев НД. Портрет Виниуса // Москвитянин. — 1844. — Ч. 2. — N 4. - С. 389-391.

7. Письма Н.Д.Иванчина-Писарева к И.М.Снегиреву. / Публикация БЛ.Модзалевского // Известия отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — 1902. — Т. 7, кн. 4. - С. 66-126.

8. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. — Спб., 1889. — Т. 2. — Столб. 171.

9. Сайтов В.И. Иванчин-Писарев НД. // Русский биографический словарь. — Спб., 1897. -Т. 8.- С. 34-36.

Александр Михайлович Глускин "Москва. Кремль."
Глускин А. М.
"Москва. Кремль."
Купить картину
Фаня Максовна Каплан "В избе. Смотрят телевизор."
Каплан Ф. М.
"В избе. Смотрят телевизор."
Купить картину
Константин Борисович Назаров "Шоссе энтузиастов. На автобусной остановке."
Назаров К. Б.
"Шоссе энтузиастов. На автобусной остановке."
Купить картину
Сергей Васильевич Герасимов "Венеция."
Герасимов С. В.
"Венеция."
Купить картину
Сергей Васильевич Герасимов "В дали Можайск."
Герасимов С. В.
"В дали Можайск."
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены