Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Снижение цены на картину Бритова.
Уважаемые коллекционеры и инвесторы.
Обращаем Ваше внимание на существенное снижение цены на картину известного художника, одного из основателей владимирской школы живописи Кима Бритова "Вечер в деревне"
Новая цена 70000 руб.
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

М.М. Зайцевский — собиратель художественной коллекции, старопечатных книг и рукописей.

Где и в какой семье родился Зайцевский — неизвестно. «Карьера его, — писал антиквар М.М.Савостин, — началась службой при Большом театре в качестве капельдинера при артистах» (11, с. 40). По свидетельству же коллекционера А.П.Бахрушина, М.М.Зайцевский был слугой в богатом московском доме. Хозяева особняка увлекались коллекционированием произведений искусства и старинных вещей.

Со временем разбогатев, Михаил Михайлович расстался с хозяевами и посвятил себя собирательству; был одним из самых завзятых московских коллекционеров. 

Собирать свою коллекцию М.М.Зайцевский начал, по всей вероятности, уже в зрелом возрасте, в 1840-е гг. Сохранились свидетельства о том, что все началось с приобретения им старинных костюмов, некогда принадлежавших артистам Большого театра. Затем собиратель стал бывать на Сухаревке и приходил сюда регулярно в течение полувека.

Здесь же, на Сухаревке, были им куплены и первые книги. Приобретя однажды несколько редких изданий, он узнал у торговца адрес владельца распродававшейся библиотеки и смог купить ее целиком. Гордостью собирателя являлась первопечатная книга «Учение Фомы Аквинского», выпущенная в 1467 г. в Майнце в типографии Шефера, компаньона Гутенберга. Среди редкостей была и рукопись «Декамерона» Боккаччо, написанная по-французски в 1414 г. и украшенная многочисленными рельефными рисунками.На покупку вещей Зайцевский тратил немало средств жены, Олимпиады Ивановны, знаменитой московской портнихи, обшивавшей чуть ли не всю тогдашнюю аристократию.

В поисках новых приобретений Михаил Михайлович ежедневно объезжал все антикварные и букинистические лавки и рынки. Его маршрут был хорошо известен: сначала он посещал на Волхонке часовщиков, потом осматривал мебельные лавки у Александровского сада, затем направлялся на Сухаревку, далее — на Немецкий рынок, оттуда — на Таганку, к Серпуховским, Калужским воротам.

К концу жизни Михаил Михайлович имел одну из самых крупных в Москве художественных коллекций. Собирал Зайцевский буквально все: старопечатные книги, рукописи, картины, гравюры, акварели, миниатюры, серебро, фарфор, стекло, бронзу, эмаль, майолику, ткани, резное дерево, костюмы, кресты, панагии, складни и многое другое.

Огромное и пестрое по своему составу собрание М.М.Зайцевского после его смерти, увы, пошло с молотка. «Начав собирать лет тридцать-тридцать пять тому назад, — писал А.П.Бахрушин, — он мог собрать действительно и много, и недорого, а помер — и полетело это все по всем концам света белого! Сперва продавалось в Москве, цены назначены были наследниками безбожные, а потому и продано было немного; затем повезли в Петербург, там продали много, ценами сперва московскими, а потом с уступкой; что же осталось от Петербурга, привезли в Москву и допродали окончательно» (1, с. 45—46).

На страницах «Художественного журнала» один из современников, сожалея по поводу гибели знаменитого собрания, делился своими впечатлениями от знакомства с ним. Эта публикация позволяет уточнить состав давно утраченной коллекции: ни ее описей, ни каталогов не существовало.

Картинная галерея включала полотна русских и западноевропейских мастеров. Тут были холсты А.Г.Венецианова. Среди работ западных мастеров выделялись картины «Поклонение волхвов» А.ван Остаде, «Менуэт» А.Паламедеса, «Андромеда» Поленбурга, «Святой Иероним» Л.Джордано, «Христос с детьми» Лесюера, пейзажи Берхема, П.Миньяра, Альбани Авиньонского, Марати, П.Брейгеля Младшего, прозванного Адским, Я.Брейгеля Старшего, прозванного Бархатным, Бургиньона.

Графическое собрание Зайцевского было столь велико, что никто даже приблизительно не представлял себе, сколько в нем насчитывалось листов. Современники отмечали хорошую подборку английских гравюр в красках, превосходную пастель с изображением Екатерины II работы неизвестного французского художника.

Миниатюрами в квартире Зайцевского были увешаны целые стены. Среди них привлекали внимание портреты Павла I и Н.И.Новикова.

Михаилу Михайловичу удалось собрать отличную коллекцию старинных хронометров: изделия знаменитых часовых дел мастеров А.Л.Бреге, Нортона, Р.Уарда, Девербери, Жиру, а также часы, заключенные в превосходной работы корпуса французского мастера А.Ш.Буля.

Фарфор у Зайцевского был собран почти со всего света, образцы работы европейских заводов (берлинского, венского, севрского, саксонского). Отечественный фарфор — продукция лучших фарфоровых фабрик, Гарднера и Попова.

Зайцевский собрал много старинного серебра, бронза представлена изделиями эпохи Людовика XVI, которые отличались пышностью формы и роскошной позолотой.

В коллекции привлекала внимание серебряная фигура Ермака, грудь которого была выполнена из огромной цельной жемчужины, а сама скульптура стояла на серебряном блюде XI в. К числу диковинок относился и портрет Екатерины II. Он был искусно собран из немецких слов, составлявших рассказ о ее царствовании. Однако прочитать этот текст можно было лишь с помощью увеличительного стекла.

Ночная лампа с изображением Дианы считалась принадлежавшей некогда Диане де Пуатье — фаворитке французского короля Генриха II. Среди мемориальных реликвий значительную ценность представляли подсвечник из дома сподвижника Петра I Я.В.Брюса, золотой складень с надписью «Моление головы московских стрельцов Матвея Тимофеевича Синягина». Тут находилась конская упряжь, осыпанная бирюзой, украшавшая некогда любимых рысаков А.Г.Орлова-Чесменского, а рядом висели портреты графа: на одном он был изображен верхом на Барсе, на другом — в санях, запряженных Свирепым.

Особый отдел составляли церковные древности: кресты, складни, панагии, наперсники.

В частном музее Зайцевского можно было увидеть и индульгенцию XVI в., и резной архангелогородский комод, и масонские знаки, и чернильницы подьячих, и перстни с часами, и старинные золотые ключи с музыкой, и оклады, унизанные жемчугом, и вериги, и самовары, и скульптуры, и геммы. Однако мало кто видел это собрание. Владелец был из числа тех коллекционеров-затворников, которые таили свои сокровища от постороннего взгляда. Это еще больше разжигало интерес к таинственному собранию, окутывало его романтической тайной.

В 1870—1880-е гг. собрание размещалось в особняке Зайцевского в Хлебном переулке (ныне д. 3), в четырех больших комнатах, а некоторые крупные вещи хранились в амбаре во дворе. Огромная библиотека Михаила Михайловича располагалась во флигеле дома. В первой комнате все стены были завешаны старинными картинами, во второй находились иконы, кресты и складни, в третьей и четвертой — портреты и предметы декоративно-прикладного искусства.

М.М.Зайцевский скончался в Москве в 1885 г. После смерти владельца москвичи впервые смогли познакомиться с этой коллекцией, так как наследники, стремясь наивыгоднейшим образом распродать собрание, в течение трех месяцев показывали его всем желающим. В числе главных покупателей был А.С.Голицын, знаток и любитель старины. Он приобрел основную часть старого серебра, а остатки достались Веригиным и Четвертинским. Эмаль, бронзу, фарфор приобрел известный собиратель Д.А.Постников, в частности большой белый эмалевый древний венец (впоследствии собрание Постникова попало в Русский музей). Часть эмалей купил коллекционер М.П.Боткин.

Иностранные книги, а их у Зайцевского было 739 — на французском, немецком, итальянском и латинском языках, были проданы антиквару В.Г.Готье, составившему и опубликовавшему в 1890 г. их каталог.

К сожалению, очень многие вещи навсегда покинули не только стены особняка Зайцевского, но и нашу страну — были вывезены за границу западными антикварами.

Известно, что какая-то часть собрания продана сыном собирателя, Иваном Михайловичем, Императорскому Историческому музею, а часть принесена ему в дар. В 1890 г. на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде экспонировалось несколько старинных грамот, 46 предметов церковных древностей, оставшихся от этого собрания. В их числе была пелена с изображением крестного хода и икона Божией Матери. Некоторые из них здесь же на выставке купил известный московский коллекционер П.И.Щукин, и впоследствии они тоже попали в Исторический музей.



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1. Бахрушин А.А. Из записной книжки: Кто что собирает. — М., 1916. — С. 113—116.

2. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. - М., 1986. - С. 203, 206-207, 341.

3. Гиляровский В.А. Избранное в двух томах. — Куйбышев, 1965. — Т.2. — С. 63—65.

4. Заболотских Б.В. Книжная Москва: Исторические очерки. — М., 1990. — С. 251 — 252.

5. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Русский библиофил. — 1911. — N 7. — N 452.

6. Каталог выставки Восьмого археологического съезда в Москве. 1890 год. — М., 1890. - С. 4-14.

7. Ровинский Д.А. Подробный словарь рус-

ских гравированных портретов. — Спб., 1889.

- Т.2. - Столб. 171.

8. Романюк С.К. Из истории московских переулков. — М., 1988. — С.196.

9. Труды Восьмого археологического съезда в Москве 1890 г. - М., 1897. - С. 24 2, табл.23.


10. Частный музей древностей Зайцевского в Хлебном переулке // Художественный журнал. - 1887. - Т. 10. - С. 332-333.

11. Щукин П.И. Воспоминания. — М., 1912.

- 4.4. - С. 26, 40-42.

12. Catalogue des livres rares et curieux pro-

venant de la bibliotheque de M.Z...ky. En vente

aux prix marques. — M., 1890.

Александр Иванович Лактионов "Крым. Лето. Алупка."
Лактионов А. И.
"Крым. Лето. Алупка."

Семен Афанасьевич Чуйков "Горный пейзаж."
Чуйков С. А.
"Горный пейзаж."
Купить картину
Дмитрий Аркадьевич Налбандян "Пейзаж"
Налбандян Д. А.
"Пейзаж"
Купить картину
Владимир Николаевич Аралов "Деревенский мотив."
Аралов В. Н.
"Деревенский мотив."
Купить картину
Вячеслав Павлович Бычков "В Решме."
Бычков В. П.
"В Решме."
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены