Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Галерея открыта.

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

В.Я. Адарюков — историк искусства, библиограф, библиофил, собиратель графики и экслибрисов.
Родился 7 декабря 1863 г. в Курске в дворянской семье. После окончания гимназии учился в Харьковском реальном училище, а затем — в Константиновском военном училище в Санкт-Петербурге. Был принят в лейб-гвардии Кексгольмский полк, расквартированный в Варшаве. Военная карьера мало привлекала молодого человека. Поэтому при первой же возможности он перевелся воспитателем в Александровское военное училище.
Так в 1891 г. он оказался в Москве. Первый московский период его жизни продолжался до 1901 г. Это было время, когда Владимир Яковлевич серьезно занялся историей искусства, коллекционированием гравюр, более целенаправленно стал формировать личную библиотеку. Подобным занятиям способствовали и рано проснувшаяся в нем любовь к книге, и учеба на историко-филологическом факультете Варшавского университета, и особенно его знакомство с крупным московским коллекционером и библиофилом Дмитрием Васильевичем Ульянинским.
«Еще в раннем детстве, — начинает свои воспоминания Владимир Яковлевич, — я больше всего любил книги; никакие самые замысловатые игрушки не могли доставить такое удовольствие, как книжки с картинками» (1, с.7). Мальчик читал запоем, целыми днями и ночами. Книга стала главной страстью, которая не угасала всю жизнь. Собственную библиотеку он стал собирать будучи гимназистом третьего класса.
Вначале Адарюков покупал книги чуть ли не все подряд. Убедившись, что нельзя объять необъятное, он решил приобретать книги только по определенной тематике, но достичь в избранной области исчерпывающей полноты.
Увлекшись историей декабристов, он собрал превосходную библиотеку по этой теме. В ней было немало книг, запрещенных русской цензурой: они привозились из-за границы тайно. Кроме книг Адарюков собирал статьи по истории декабристского движения, и в конечном итоге их набралось до двадцати больших томов. Кроме того, он собирал портреты декабристов и их жен и сумел разыскать почти 80 редких изображений.
Другой темой, которая привлекала В.Я.Адарюкова, стала история русского театра. Будучи страстным поклонником сцены, он решил составить такое собрание, которое в будущем помогло бы написать основательную историю отечественного театра. В этой его коллекции, помимо превосходной подборки книг, значились почти все журналы, посвященные театру («Пантеон», «Театральный и музыкальный вестник», «Артист», «Ежегодник императорских театров» и др.). Была великолепно представлена мемуарная литература. И так же как в декабристском отделе, здесь имелись статьи из периодической печати, собранные и переплетенные в двадцать пять томов. Театральная коллекция дополнялась четырьмя огромными альбомами с портретами артистов, деятелей театра, с видами и интерьерами театральных зданий. Личное собрание легло в основу «Библиографического указателя книг, брошюр, журнальных статей и заметок по истории русского театра», опубликованного в 1904 г.
После знакомства с Д.В. Ульянинским существенно расширился диапазон интересов Адарюкова-библиофила. Владимир Яковлевич начал собирать раздел «Россика», книги по генеалогии русского дворянства, мемуары русских людей, издания по истории отечественного изобразительного искусства. Адарюков вспоминал, как вместе с Ульянинским вечерами обходил московские книжные лавочки. Кстати, и жили собиратели неподалеку друг от друга: Ульянинский — на Пречистенском бульваре, а Адарюков — на Знаменке. Дружба их особенно упрочилась, когда они стали вместе работать в Московском удельном ведомстве.
В 1901 г. Адарюков вновь поступил на военную службу и в связи с этим переехал в Петербург. В 1908 г., окончательно выйдя в отставку, он целиком посвятил себя собирательству. В 1909 г. Владимира Яковлевича пригласили на работу в Эрмитаж; начался, по его словам, счастливейший период жизни, когда он мог всецело заняться любимым делом — изучать графическое искусство. В Эрмитаже он работал в отделе гравюр и оригинальных рисунков до весны 1918 г., затем — в 1918—1920 гг. — в графическом отделе Русского музея.
Служба в этих крупнейших отечественных музеях была для Владимира Яковлевича истинным счастьем. Здесь по-настоящему сформировался круг его научных интересов. Он стал одним из ведущих специалистов по русской графике. Его перу принадлежит около двухсот трудов по этой тематике. Наиболее значительный из них — «Словарь русских литографированных портретов».
«Словарь» был задуман по образцу «Подробного словаря русских гравированных портретов» Д.А. Ровинского и как бы в продолжение его. В основу «Словаря» положены литографированные портреты из личного собрания автора, насчитывавшего около шести тысяч листов (это было самое полное собрание такого рода в России), а также портреты из двух десятков крупнейших частных и музейных собраний того времени. Автором дано описание более 15 тысяч изображений. Причем Адарюков сумел атрибутировать многие произведения. «Огромное наслаждение было определить точно портрет и сделать его из «неизвестного» — «известным», — вспоминал позднее В.Я.Адарюков (1, с. 21).
В свет в 1916 г. вышел только первый том. Последующие три тома «Словаря», направленные для издания в Главмузей, в 1920-е гг. были бесследно потеряны.
Труды В.Я.Адарюкова в области иконографии получили высокую оценку. «В.Я.Адарюков, — подчеркивал его биограф Н.Н.Орлов, — принадлежал к школе Д.А.Ровинского и является, может быть, наиболее настоящим и прямым его наследником и продолжателем» (12, с. 3). 
Революционные события заставили В.Я.Адарюкова в 1920 г. оставить Петроград и вернуться в Москву. В то время оказалось невозможным перевезти библиотеку (около 5 тыс. книг) и коллекцию графики (около 6 тыс. листов): они были проданы владельцем петроградской Публичной библиотеке.
В Москве Адарюков работал сначала в Румянцевском музее, а после его ликвидации — в Музее изящных искусств, где до конца своей жизни заведовал отделением русской графики Гравюрного кабинета. «При нем Кабинет был подлинно научным и живым учреждением, — вспоминал старейший гравер Иван Павлов, — мы говорили, что он переживает золотой век» (14, с. 277). Под его руководством в эти годы создавались новые коллекции, в том числе коллекция экслибрисов и журнальной ксилографии XIX в., обрабатывались архивы известных русских коллекционеров Д.А.Ровинского и С.П.Виноградова. Здесь проводилась большая работа: составление библиографии по истории гравюры.
В последний московский период Адарюков увлекся собиранием книжных знаков. Их у него насчитывалось 520: пейзажные, портретные, декоративные, музыкальные, архитектурные, фотографические, детские. Среди наиболее ценных книжных знаков, находившихся в собрании В.Я.Адарюкова, следует отметить гербовые экслибрисы. Из многочисленных публикаций Адарюкова выделяются два сочинения на эту тему: «Русский книжный знак» и «Редкие русские книжные знаки».
В 1921 г. по инициативе В.Я.Адарюкова в Москве возродилось Общество любителей книжных знаков, устраивались выставки.
Владимир Яковлевич занимался изучением истории коллекционирования в России. Он относился к собирательству как к научному процессу, прекрасно понимал значение деятельности коллекционеров для сохранения и развития культурных традиций. Особенно много внимания он уделял разработке биографии крупнейшего русского коллекционера графики Д.А.Ровинского.
В.Я.Адарюков скончался в Москве 4 июля 1932 г.; похоронен на Новодевичьем кладбище.
Судьба его последней коллекции — коллекции книжных знаков — нам неизвестна.



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Адарюков В.Я. В мире книг и гравюр: Воспоминания. — М., 1984.
2. Адарюков В.Я. Гравюра и литография в книге XIX века: Портреты издателей и художников русской книги. — М., 1984.
3. Адарюков В.Я. Дмитрий Александрович Ровинский: Материалы для его биографии // Старые годы. — 1916. — Апрель—
4. Адарюков В.Я. // Музей-3: Художественные собрания СССР. — М., 1982. — С. 106-107.
5. Адарюков В.Я. Очерк по истории литографии в России. — Спб., 1912.
6. Адарюков В.Я. Редкие русские книжные знаки. — М., 1923.
7. Адарюков В.Я. Русские литографированные портреты неизвестных лиц. — Пг., 1915.
8. Адарюков В.Я. Русский книжный знак. - М., 1922.
9. Адарюков В.Я., Обольянинов Н.А. Словарь русских литографированных портретов. /
Сост. при участии и под ред. С.П.Виноградова.
М., 1916.-Т. 1(А-Д).
10. Иваск У.Г. Описание русских книжных знаков (Ex-libris). — М., 1910. — Вып. 2. — С.31.
11. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Русский библиофил. — 1911. — N 3. — N 11.
12. Орлов Н.Н. Список печатных трудов В.Я.Адарюкова: Библиографическое описание.
- М., 1929.
13. Острой О.С. Словарь русских литографированных портретов и его издатели // Ленинградский институт культуры: Труды. - Л., 1983. - Т. 82. - С. 44-55.
14. Павлов И.Н. Моя жизнь и встречи. — М., 1949. - С. 274—277.
15. Памяти Владимира Яковлевича Адарюкова // Всероссийское общество филателистов Северо-Западного отдела. Секция библиофилов и экслибристов. — Л., 1932.
16. Сидоров А.А. Друг книги — советский библиофил. - М., 1981. - С. 145-148.
Борис Петрович Милюков "Хоста. Мост."
Милюков Б. П.
"Хоста. Мост."
Купить картину
Борис Петрович Милюков "Диско"
Милюков Б. П.
"Диско"
Купить картину
Борис Петрович Милюков "Ходули."
Милюков Б. П.
"Ходули."
Купить картину
Николай Алексеевич Мокров "Осень."
Мокров Н. А.
"Осень."
Купить картину
Николай Алексеевич Мокров "Вечерние тени."
Мокров Н. А.
"Вечерние тени."
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены