МАКОВСКИЙ Егор Иванович (1802-1886) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Е.И. Маковский — художник-любитель, коллекционер, собиратель гравюр, рисунков и живописи.
Родился 14 апреля 1802 г. в Москве. Его отец, Иван Борисович, служил протоколистом в Дворянской опеке при предводителе Д.А.Олсуфьеве. Затем отец получил место секретаря в Звенигородском магистрате, и детство Егора прошло в Звенигороде. До одиннадцати лет мальчик воспитывался в доме своего крестного, Василия Марковича Короткова. В 1813 г. был записан на службу в Звенигородский магистрат. Однако вскоре семья Маковских переехала в Данковский уезд, и Егора определили на службу в уездный суд. Так началась его карьера.
В 1818 г. Е.И.Маковский приехал в Москву, с которой связана вся его последующая жизнь. Он служил в разных местах: одно время — в канцелярии Комиссии по сооружению храма Христа Спасителя. Однако удачно начавшаяся служба продолжалась недолго: главный строитель храма А.Л.Витберг и все его служащие оказались под арестом. Егор Иванович был вскоре освобожден, так как по его части — а был он помощником бухгалтера — злоупотреблений не обнаружилось. В 1827 г. его приняли на должность бухгалтера Экспедиции кремлевских строений, возглавлявшейся князем Н.Б.Юсуповым. Здесь он прослужил до глубокой старости.
Всю свою жизнь Егор Иванович работал бухгалтером, однако его главной отрадой было искусство. «Как родной отец Егора Ивановича, так и крестный, — писал один из его близких друзей Ю.Виппер, — любили эстампы и украшали ими свои комнаты. Огромное собрание лубочных картин, приобретавшихся Олсуфьевым, по всей вероятности, подало Короткову мысль обклеивать этими картинами спальную комнату крестника. Эта картинная галерея производила на впечатлительного мальчика необыкновенное действие, фантазия его сильно работала, голова была полна чудных образов и видений» (3, с. 6).
Еще одно впечатление детства способствовало пробуждению в Егоре Ивановиче любви к искусству. Его крестный отец был церковным старостой знаменитого памятника древнерусского зодчества — звенигородского Успенского собора «на Городке» (XV в.). Когда мальчику было восемь лет, он наблюдал, как обновляли стенные росписи и иконы. Именно тогда в нем пробудилось сильное желание учиться живописи. Однако его отец не имел возможности дать сыну художественного образования.
Вынужденный с малых лет самостоятельно зарабатывать на хлеб, Егор Иванович тем не менее находил время заниматься рисованием, живописью, собирать свою собственную художественную коллекцию. Еще в Данкове он брал уроки рисования у художника Наумова. В Москве учился искусству миниатюры у К.И.Зиля. В 1832 г. Маковский вместе с друзьями, любителями живописи, основал в Москве «Натурный класс», который спустя десять лет был преобразован в училище (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). 
Егор Иванович со временем стал хорошим рисовальщиком. В 1834 г., когда в Петербурге на академической выставке были впервые представлены работы москвичей, именно его рисунок получил серебряную медаль. Известен выполненный им портрет автора популярных романсов А.Л.Гурилева. Кисти Маковского принадлежат копии с картин «Купидон» и «Магдалина», хранившихся в кремлевском собрании.
Находясь на службе в Кремле, Егор Иванович получил счастливую возможность неспешно знакомиться с богатейшими и разнообразными царскими собраниями. По делам он часто встречался с крупнейшим московским меценатом и коллекционером Н.Б.Юсуповым. Коллекции эстампов были в его доме, а также в доме его крестного. Неудивительно, что со временем тяга к собирательству пробудилась и у самого Егора Ивановича.
«Егор Иванович, — вспоминал позднее искусствовед и переводчик Александр Николаевич Андреев, — весь предан был делу искусств, которое он любил до безумия и на скудные средства свои, отказывая себе, а нередко и семейству своему в самом необходимом, собирал и покупал гравюры» (1, с. 354).
Возможность приобретать произведения искусства для личного собрания появилась у Маковского в 1820-е гг.
Ядро художественного собрания Е.И.Маковского составляла графика. К концу жизни собиратель обладал коллекцией, насчитывавшей около трех тысяч листов. Тут были представлены практически все отечественные и западноевропейские школы гравировального искусства XVI—XIX вв., а также рисунки многих русских художников.
Живописное собрание Маковского было относительно небольшим, в основном полотна известных мастеров, со многими из которых Егор Иванович дружил: В.А.Тропинина, КП.Брюллова, О.А.Кипренского, Семена Щедрина, Сильвестра Щедрина и П.Ф.Соколова; картины сыновей коллекционера.
Еще одной частью домашней коллекции были произведения старых голландских живописцев.
Владелец с особым трепетом относился к предметам своего собрания. Он считал вечер потерянным, если его не удалось провести, разглядывая любимые гравюры. Но с наибольшим удовольствием Маковский любовался мастерством художников с близкими ему людьми, с теми, кто, как и он сам, видел и понимал прекрасное. «Иногда, глядя на гравюру и начав об ней речь, как о картине, — вспоминал Андреев, — невольно переносились мы в область ее сюжета, в мифологию, историю, топографию местности, даже эстетику, логику и чуть ли не философию» (1, с. 356).
Маковский охотно показывал эти произведения не только друзьям, но и всем желающим. Поэтому скромную по размерам квартиру собирателя можно было считать небольшим, но популярным частным художественным музеем. Больше того, Егор Иванович предоставлял произведения из своего собрания для чтения лекций в Московском университете.
Дом Маковского был известным культурным центром города, своеобразной творческой студией. «У него, — отмечал один из современников, — проводили время и сходились такие искусные и знаменитые мастера своего дела, как Рамазанов, Зарянко, Брюллов, Витали, Тропинин, Рабус и многие другие» (5).
Все дети в этой семье рисовали: и дочь Александра, и три сына. Владимир и Константин стали впоследствии известными художниками. Владимир уже в пятнадцатилетнем возрасте в 1861 г. под руководством отца написал картину «Мальчик, продающий квас». Ныне это полотно находится в Третьяковской галерее.
С 1860 г. Маковский стал деятельным членом Московского общества любителей художеств.
Е.И.Маковский умер в Москве 9 августа 1886 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Ценнейшую часть его собрания — гравюры — унаследовал сын собирателя В.Е.Маковский.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1. Андреев А.Н. Давние встречи // Русский архив. — 1890. — N 7. — С. 354—356.
2. Брук Я.В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке // Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории: 1856—1917. — Л., 1981. - С. 26-28, 48, 65, 102.
3. Виппер Ю.Ф. Егор Иванович Маковский, почетный член Московского художественного общества. — М., 1983.
4. Земенков Б.С. Памятные места Москвы. - М., 1959. - С. 247, 332, 338.

5. Маковский Е.И.: Некролог // Новости и биржевая газета. — 1886. — 2 сентября.
6. Маковский Е.И.: Некролог // Художественные новости. — 1886. — Т. 4. — N 17. — Столб. 483-484.
7. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. — Спб., 1889. — Т.2. — Столб. 172.
8. Стасов В.В. Воспоминания товарища о Д.А.Ровинском // Публичное собрание Императорской Академии наук в память ее почетного члена ДА.Ровинского. — Спб., 1896. — С. 28.
Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены