ВИГЕЛЬ Филипп Филиппович (1786-1856) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Ф.Ф. Вигель — литератор, мемуарист, библиофил, собиратель гравюр, литографий и рисунков.

Родился 12 ноября 1786 г. в селе Симбухово Пензенского уезда Пензенской губернии. Его отец генерал служил пензенским гражданским губернатором. Принадлежал к обрусевшему шведскому роду; мать — к русскому дворянскому роду Лебедевых. Детство мальчик провел в Киеве. В 1798 г. непродолжительное время учился во французском пансионе в Москве. Не получив систематического образования, Ф.Ф.Вигель всю жизнь гордился, что его домашним учителем одно время был Иван Андреевич Крылов.

С 1800 г. Ф.Ф.Вигель начал службу в Архиве Коллегии иностранных дел в Москве. В дальнейшем служил в разных ведомствах в Петербурге. В 1824—1826 гг. Филипп Филиппович был вице-губернатором в Бессарабии, в 1826—1828 гг. — градоначальником в Керчи.

О Вигеле сохранилось немало свидетельств современников. И хотя оценка его личности не всегда лестна, однако все отмечали его литературную одаренность, меткость суждений, его недюжинную способность проникать в суть вещей и особенно его мастерство рассказчика. В своем дневнике А.С. Пушкин 7 января 1834 г. писал: «Вчера был он у меня. Я люблю его разговор — он занимателен и делен» (8, с. 65).

Широкую известность в России Ф.Ф.Вигель приобрел благодаря своим мемуарным записям, сделанным после выхода в отставку. Сохраненные им свидетельства являются ценнейшим источником, так как Филипп Филиппович знал многих выдающихся людей своего времени и был участником важных исторических событий. Он, например, хорошо помнил вступление на престол Павла I; как член известного литературного кружка «Арзамас» общался с писателями и поэтами — И.А.Крыловым, А.С.Пушкиным, Н.М.Карамзиным, П.А.Вяземским, К.Н.Батюшковым, Н.И.Гнедичем, Н.В.Гоголем; имел связи в кругах масонов. По роду своей службы Вигель соприкасался с представителями высшего чиновничества.

«Записки» Ф.Ф.Вигеля ярко рисуют дворянское общество и быт России с конца XVIII в. до 30-х гг. XIX столетия. Литературные характеристики современников органично дополнялись галереей литографированных портретов русских деятелей, которые автор собирал всю жизнь.

Переданная владельцем коллекция находилась в образцовом состоянии. Портреты хранились в специальных папках по группам: «портреты русских иностранцев, служивших в русской службе» и «портреты иностранцев». На полях гравюр владелец собственноручно делал подписи и пояснения. На некоторых гравюрах были автографы. Собрание представляло большую историческую и художественную ценность.

Русская портретная галерея включала 415 гравюр и литографий. Почти половину из них составляли изображения современников коллекционера. Почетное место занимали деятели отечественной культуры, связанные с Московским университетом — М.В.Ломоносов, И.И.Шувалов, Е.Р.Дашкова, П.Г.Демидов, М.М.Херасков, М.Н.Муравьев.

Превосходно в этом собрании были подобраны портреты писателей и поэтов — Д.И.Фонвизина, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя. Среди воспроизведений образа АСПушкина почетное место принадлежало гравюре Н.И.Уткина с оригинала О.А.Кипренского с автографом поэта. Большую ценность представляли также два портрета З.А.Волконской.

С точки зрения истории искусств это собрание также являлось заслуживающим большого внимания. В нем были сосредоточены произведения многих выдающихся русских и иностранных граверов разных школ и эпох. Русская гравировальная школа XVI—первой половины XIX в. была представлена работами Е.П.Чемесова (портреты И.И.Шувалова, Екатерины II, Е.Р.Дашковой, Г.Г.Орлова, Ф.Г.Волкова), И.А.Берсенева (портрет Е.Н.Орловой), Д.Ф.Герасимова (портрет П.И.Ягужинского, П.С.Салтыкова), Н.И.Уткина (портреты А.Б.Куракина, А.В.Суворова, Е.С.Семеновой, А.Н.Оленина) и др.

Среди произведений иностранных мастеров можно назвать гравюры Г.Шмидта (портреты К.Г.Разумовского, П.И.Шувалова), Дж.Уокера (портреты А.М.Дмитриева-Мамонова, А.А.Безбородко, Екатерины II, П.А.Зубова, А.ДЛанского), Т.Райта (портреты А.Н.Голицына, А.П.Ермолова, А.С.Меншикова. М.А.Милорадовича, Н.С.Мордвинова, М.А.Сперанского) и др.

Ф.Ф.Вигель собрал полную коллекцию портретов, выпущенных в начале XIX в. издателем и коллекционером П.П.Бекетовым.

К сожалению, до сих пор неизвестно, когда и как Ф.Ф.Вигель собирал свою коллекцию. Остается загадкой, почему этот маститый коллекционер ни словом не обмолвился об этих портретах ни в мемуарах, ни в переписке с современниками.

Ф.Ф.Вигель часто переезжал с места на место. По свидетельствам современников, Филипп Филиппович, обладая неуживчивым характером, часто менял место жительства, «таская за собой мебель, библиотеку и разную домашнюю утварь» (3, с. 944).

Ф.Ф.Вигель умер 20 марта 1856 г. в Москве. Коллекция, собранная Ф.Ф.Вигелем, до настоящего времени хранится в Московском университете в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки. В истории российского частного собирательства это один из редких случаев.



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1. Вигель Ф.Ф. Записки // Русские мемуары: Избранные страницы. 1800—1825. — М., 1989. - С.435-522.

2. Вигель Ф.Ф. Записки. — М., 1928. — Т. 1-2.

3. Загоскин СМ. Воспоминания // Исторический вестник. —1900. — Март.

4. Зубков Н.Н. Ф.Ф.Вигель // Русские писатели: 1800—1911: Биографический словарь. - М., 1989. -Т.1.- С.439-440.

5. Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета за 1852—1853 академический и 1853 гражданский годы. М., б.г.

6. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. — Спб., 1889. -Т. 2.- С.168.

7. Сапрыкина Н.Г. Коллекция портретов собрания Ф.Ф.Вигеля. Гравюра и литография XVIII—первой половины XIX века: Аннотированный каталог. — М., 1980.

8. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. - Л., 1916. - С.65-66.

9. Штрайх СЛ. Филипп Филиппович Вигель: Историко-литературный очерк. — М., 1928. - С. 37.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены