ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

В.В. Верещагин — художник, очеркист, собиратель памятников этнографии и декоративно-прикладного искусства.

Родился в Череповце 14 октября 1842 г. в дворянской семье. Окончил Петербургский морской кадетский корпус. Тогда же проявил наклонности к искусству и стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников. Наконец занятия живописью одержали верх. Отказавшись от военной карьеры, Верещагин поступил в Академию художеств. Разочаровавшись в постановке академического образования, спустя три года оставил ее стены. Продолжил образование в Парижской Академии художеств.

В историю русской живописи В.В.Верещагин вошел как художник-баталист, автор знаменитых серий исторических картин — Туркестанской, Балканской, а также цикла произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Его неоспоримой заслугой является создание особого жанра документально-этнографической живописи. Много путешествуя по России, странам Западной Европы, Индии, Палестине, Афганистану, Турции, Филиппинам, Японии, Америке, Кубе, он всюду делал подробные и документально точные зарисовки с натуры. И отовсюду привозил «овеществленные приметы» этих мест: костюмы, оружие, бытовую утварь, предметы декоративно-прикладного искусства. Все его картины были насыщены реалистическими деталями, строились на глубоком знании быта и истории материальной культуры. «Овеществленные приметы» со временем составили богатую историко-бытовую и художественную коллекцию. Заметное место занимала и русская коллекция.

В июне 1888 г. издатель журнала «Русская старина» М.И.Семевский, путешествуя по России, случайно встретился с В.В.Верещагиным в Ярославле. 

По свидетельству А.П.Бахрушина, Василий Васильевич купил у собирателя Н.И.Подклюшникова знаменитую коллекцию древнерусских бытовых вещей, куда входили кресты, посуда, серьги, пуговицы.

Устраивая в 1869 г. свою первую выставку в Петербурге, Верещагин экспонировал на ней предметы быта, оружие, украшения среднеазиатских народов. И впоследствии все свои многочисленные выставки в Москве и Петербурге, Варшаве и Будапеште, Вене и Берлине, Париже и Лондоне, Стокгольме и Праге, Брюсселе и Нью-Йорке Василий Васильевич непременно дополнял новыми предметами. Он сам выстраивал все экспозиции и считал, что предметы искусства и старины органично вписываются в них, помогая глубже понять творческую манеру и замысел автора. 

С 1892 г. жизнь Верещагина была тесно связана с Москвой. Тут он продолжил работу над циклом картин об Отечественной войне 1812 г., и это побудило его продать парижскую мастерскую и обосноваться в Москве. Панорама старой Москвы, ее памятники старины, музеи и частные коллекции помогали художнику в его работе. Особенно часто бывал Верещагин в музее русской старины П.И.Щукина, в Историческом музее, в Оружейной палате. Ощутимым подспорьем служила для Василия Васильевича и его личная коллекция.

Московский дом художника действительно напоминал самый настоящий музей. 

Возводя дом-мастерскую у деревни Нижние Котлы (близ села Коломенское), Верещагин специально предусмотрел условия для размещения личной коллекции. В мастерской свободно помещались как холсты больших размеров, так и разнообразнейшие предметы собрания.

Из Ярославля, Костромы, Вологды, Сольвычегодска, с берегов Северной Двины, где художник путешествовал в 1894 г., были привезены многочисленные предметы русского быта. В резных шкафах-витринах лежали иконы, венцы с икон, кресты, стояли кубки... Помимо всего прочего в доме Верещагина бережно сохранялся «Скобелевский уголок» — здесь были мундир, складной походный стульчик, боевой значок. Каждая вещь была подарена владельцу самим Михаилом Дмитриевичем Скобелевым на память о встречах в Туркестане и в период Русско-турецкой войны. Каждая из скобелевских реликвий имела свою историю. 

В 1895 и 1898 гг. В.В.Верещагин принес в дар Императорскому Историческому музею отдельные предметы из своего собрания.


В.В.Верещагин погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

После его смерти следы замечательной коллекции теряются. Известно лишь, что в 1907 г. его вдова, Лидия Васильевна, передала в дар Историческому музею реликвии Русско-турецкой войны 1877 г. Вероятно, оставшись без средств к существованию, вдова художника была вынуждена распродавать коллекцию. Не сохранился и дом, сгоревший дотла.



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1. Бахрушин А.П. Из записной книжки: Кто что собирает / Прим. М.Цявловского. - М.. 1916. - С. 24, 11, 106.

2. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М., 1993. — С. 144-183.

3. Верещагин В.В. Очерки, наброски, воспоминания. — Спб., 1883.

4. Верещагин В.В. Повести, очерки, воспоминания. — М., 1990.

5. Верещагин В.В. Воспоминания сына художника. — Л., 3978.

6. Земенков Б.С. Памятные места Москвы. - М., 1959. - С. 368-372.

7. Марти X. Выставка картин Верещагина // Куба. — 1967. — N1. — С. 19 — 23.

8. Семевский М.И. Путевые очерки, заметки и наброски // Русская старина. — 1889. - Т. 10.- С. 203-210.

9. Стасов В.В. Выставка Верещагина в Берлине // Стасов В.В. Собр. соч. — Спб., 1894. - Т.2., отд.З — Столб. 563—572.

10. Стасов В.В. Выставка Верещагина в Париже // Новое время. — 1879. — N 1314.

11. Стасов В.В. Конец выставки В.В.Верещагина в Париже // Стасов В.В. Собрание сочинений. — Спб., 1894. — Т.2., отд.З — Столб. 563—512.

12. Суетенко В.П. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В.Верещагина. — М., 1968.

13. Щукин П.И. Воспоминания. — М., 1912.

- Ч.З. - С. 33; 4.5. - С. 25-28.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены