Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.


В.Н. Баснин — купец, меценат, библиофил, собиратель гравюр. Отец Николая Васильевича Баснина.
Родился 16 декабря 1799 г. в Иркутске в просвещенной купеческой семье. Начальное образование получил в домашнем кругу. В двенадцать лет был отправлен в Кяхту, где находилась главная контора «Торгового дома Басниных». Баснины занимались торговлей сибирскими мехами и чаем. В 1831—1850 гг. Василий Николаевич возглавлял семейную фирму.
Энергичный и деятельный коммерсант, В.Н.Баснин был известен в Иркутске и своей общественной деятельностью. Он избирался городским головой (в 1850—1852 гг.), состоял членом различных комитетов и благотворительных организаций. Тесные узы связывали его со многими декабристами, отбывавшими в Сибири годы ссылки. Впоследствии с некоторыми из них он переписывался.
От отца, Николая Тимофеевича, и дяди, Петра Тимофеевича, Василий унаследовал любовь к книгам, искусству, музыке, литературе, истории. Дом Басниных был одним из центров культурной жизни Иркутска.
Наделенный природной страстью к исследованиям, Василий Николаевич в течение многих лет проводил метеорологические наблюдения, одним из первых в Сибири занялся акклиматизацией плодовых культур, заложил в Иркутске первый фруктовый сад. Составляя гербарий даурской флоры, он открыл неизвестный вид растения, который и сейчас носит название Nymphea Basniniana. В 1851 г. он был избран членом Русского географического общества.
Один из современников писал о Баснине, что «умственно он развился благодаря необыкновенной охоте к чтению и врожденной замечательной любознательности и энергии» (8, с. 134). Библиотека и коллекция гравюр, которые он собрал в Иркутске, не знали себе равных в Сибири. Собирать он их начал в ранней молодости.
С 1820-х гг. В.Н.Баснин увлекся коллекционированием гравюр. Ему исполнилось семь лет, когда он впервые увидел гравюры у своего дяди Петра Тимофеевича. Листы, которые запали в душу мальчика, были посвящены истории сооружения в Санкт-Петербурге знаменитого памятника Петру Великому и привезены П.Т.Басниным в 1806 г. из Петербурга. Отец также имел гравюры: у него были, например, гравированные листы с видами Саровской пустыни, подаренные ему настоятелем монастыря. Поэтому неудивительно, что предметом коллекционирования молодого Баснина стали именно гравюры.
Часто бывая по делам на Нижегородской ярмарке, в Москве, в Петербурге, Баснин имел возможность приобретать гравированные листы. По собственному признанию собирателя, гравюры «первоначально и глав-нейше я выменял из московского магазина итальянца Неут на бывшие у меня китайские вещи, а потом покупал уже за деньги» (8, с. 135). Известно, что картины он приобретал на выставках, которые старался не пропускать, бывая в столицах. В 1828 г. он писал из Петербурга жене Елизавете Осиповне: «Пред обедом я был в выставке разных художественных отечественных произведений... Я купил картину, изображающую очень натурально персик (за 50 р.) и 3 прекраснейшие картины, из гипса вытесненные, изображение и работа известного художника графа Толстого (за все 35 p.)» (1, ед. хр. 10, л. 53). Выписывал он гравюры для своего собрания и из Рима.
В его иркутский дом постоянно приходили посылки с книгами, журналами, гравюрами. Возвращаясь из очередной поездки в Европу, он, как правило, привозил книги целыми ящиками, а гравюры — толстыми папками.
Василий Николаевич был обладателем прекраснейшей библиотеки. Универсальная по составу, она к 1858 г. насчитывала около 12 тысяч книг и множество комплектов русских журналов и газет. Особое место в ней занимали книги XVIII в. кирилловской печати: они достались ему от отца, страстного книгочея.
Будучи тонким ценителем музыки, Баснин имел в своей библиотеке богатое нотное собрание. Любительский оркестр, созданный Басниным, устраивал в городе публичные концерты.
Раздел «Сибирика» включал почти все издания на эту тему, вышедшие в конце XVIII—первой половине XIX в. В отделе истории выделялась солидная подборка книг, посвященная Отечественной войне 1812 г. Среди раритетов баснинского собрания было первое посмертное издание А.Н.Радищева (тираж почти полностью погиб во время пожара Москвы в 1812 г.).
В рукописном отделе библиотеки за много лет собраны разнообразные материалы (карты, планы, чертежи, документы, летописи, хроники и др.), касающиеся истории Иркутска и Сибири, а также русско-китайской торговли.
Коллекция гравюр включала работы отечественных и западноевропейских мастеров. Особой любовью Баснина пользовались портреты русских государственных деятелей, церковных иерархов, сибирских знаменитостей, виды городов (особенно полно был представлен Петербург) и достопримечательности России (в том числе изображения монастырей и храмов), знаменательные события отечественной истории. Однако большую часть собрания составляли гравюры по мотивам картин известнейших западноевропейских мастеров, в частности Леонардо да Винчи, Рафаэля, Корреджо. Одним из лучших был лист «Тайная вечеря», гравированный Рафаэлем Моргеном.
Коллекция постоянно пополнялась гравюрами с изображением современных событий. К примеру, хорошо были представлены события Крымской войны.
Кроме гравюр в баснинском собрании хранились рисунки, акварели и картины, написанные маслом. Среди них выделялись работы художников-декабристов, особенно три альбома. Один включал акварельные и карандашные рисунки Н.А.Бестужева, П.И.Борисова, Д.И.Завалишина, А.И.Якубовича и др. Этот альбом попал к Баснину от владельца, сибирского врача А.И.Орлова. Два других были заказаны коллекционером братьям Борисовым: замечательный рисовальщик, Петр Иванович выполнил акварельные рисунки птиц, обитающих в Восточной Сибири (двадцать изображений), Андрей Иванович, мастер переплетного дела, оформил альбомы с большим искусством.
С любовью собирал Василий Николаевич изображения Сибири. В его коллекции были работы современных мастеров, подаренные коллекционеру. В том числе рисунок английского архитектора Т.-Г.Аткинсона, выполненный им в 1849 г. во время его путешествия по азиатской части России.
Как бы дополнением к художественной коллекции служила фамильная портретная галерея. В ней были портреты маслом иркутского художника-самоучки Михаила Васильева и акварели декабриста Николая Бестужева (особенно интересен портрет сына коллекционера, Сережи Баснина).
Книгохранилище Баснина было доступно в Иркутске всем желающим: оно располагалось в отдельном доме усадьбы, находившейся в центре города на улице Баснинской. В 1845 г. владелец начал составлять каталог библиотеки и графического собрания. К этой работе он привлек декабристов А.И. и П.И.Борисовых, а также А.З.Муравьева, живших на поселении вблизи Иркутска в деревне Разводной.
Артамон Захарович Муравьев начал по просьбе собирателя переводить надписи с иностранных гравюр и записывать их в каталог, получивший название «Описание гравюр, акварелей и китайских рисунков, масляных картин и тому подобного в собрании почетного гражданина В.Н.Баснина в Иркутске». Программу описания составил сам коллекционер. Она включала двенадцать пунктов и давала исчерпывающий материал о каждом листе (его размеры, род гравировки, «манеру», материал, имя художника, гравера и даже ссылки на литературу, где данная гравюра упоминается). В 1846 г. декабрист умер. Его записи прервались на 207 номере. Позже эту работу продолжил сам коллекционер: второй части он дал название «Краткое продолжение подробной росписи гравюрам, кончившейся 207 номером, и краткое описание гравюр, находящихся в переплетенных книгах. Иркутск. С 12 апреля 1855 г.». Всего в каталоге было описано свыше восемнадцати тысяч гравюр.
Андрей Иванович Борисов окантовывал гравюры и переплетал книги и журналы. (Материалы и инструменты для переплетных работ Баснин привозил из Петербурга.) «Теперь я стараюсь библиотеку мою пере-плесть, а гравюры наклеить на карт, бумагу, чтобы спасти от истребления при неосторожности любопытных лиц», — сообщал своему корреспонденту в письме от 30 июля 1845 г. Баснин (8, с. 135).
В 1858 г. Баснины переехали в Москву. Свою замечательную библиотеку Василий Николаевич подарил семинарии, оставив себе только книги по искусству. А коллекцию гравюр взял в Москву, где продолжал пополнять. В Москве Баснин занялся разборкой рукописного собрания и подготовил ряд материалов для публикации в «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских».
Московская квартира Басниных находилась в районе Пресненских прудов, и любимым местом прогулки Василия Николаевича был Зоологический сад.
В.Н.Баснин умер в Москве 29 января 1876 г. Похоронен в Алексеевской женском монастыре.
Коллекцию гравюр и рисунков, фамильные портреты и личный архив Василия Николаевича унаследовал его сын Николай Васильевич.
Рукописное собрание по истории Сибири после смерти собирателя его наследники передали в Главный архив Министерства иностранных дел (ныне — в Российском государственном архиве древних актов).
Книжное собрание, оставленное в Иркутске, после закрытия семинарии перешло в Иркутский университет и ныне хранится в отделе редкой книги университетской библиотеки.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1.Отдел письменных источников Государственного Исторического музея. — Ф. 282, ед. хр. 282; Ф. 469, ед. хр. 10, 12, 36.
2.Азадовский М.К. Очерки литературы икулътуры в Сибири. — Иркутск, 1947. — Вып.1 - С. 16-27, 20, 22, 51, 132, 145—146.
3.Баснин В.Н. // Русский биографический словарь. — Спб., 1900. — «Алексеевский -Бестужев-Рюмин» [Т.2]. — С. 561.
4.Баснин В.Н. : Некролог // Иллюстрированная газета. — 1876. — N 16. — С. 128.
5.Боннер А.Г. Бесценные сокровища. — Иркутск, 1979. - С. 149-164.
6.Громов П., Щукин Н. В.Н.Баснин : Некролог // Иркутские епархиальные ведомости. - 1876. -N27.- С. 373-382.
7.Иконников B.C. Опыт русской историографии. - Киев, 1891-1892. — Т.1, кн.1. -С. 397, 545, 589; Т. 1, кн. 2. - С. 1215.
8.Калантырская И.С. Неизвестная ра
бота декабриста А.3.Муравьева 1845 — 1846 гг. // Материалы по истории русской культуры конца XVIII—первой половины XX в.: Труды Государственного Исторического музея. — М., 1984. — Вып.58. — С. 121 — 136.

Александр Михайлович Глускин "Москва. Кремль."
Глускин А. М.
"Москва. Кремль."
Купить картину
Фаня Максовна Каплан "В избе. Смотрят телевизор."
Каплан Ф. М.
"В избе. Смотрят телевизор."
Купить картину
Константин Борисович Назаров "Шоссе энтузиастов. На автобусной остановке."
Назаров К. Б.
"Шоссе энтузиастов. На автобусной остановке."
Купить картину
Сергей Васильевич Герасимов "Венеция."
Герасимов С. В.
"Венеция."
Купить картину
Сергей Васильевич Герасимов "В дали Можайск."
Герасимов С. В.
"В дали Можайск."
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены