Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Снижение цены на картину Бритова.
Уважаемые коллекционеры и инвесторы.
Обращаем Ваше внимание на существенное снижение цены на картину известного художника, одного из основателей владимирской школы живописи Кима Бритова "Вечер в деревне"
Новая цена 70000 руб.
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Ф.Г. Баузе — профессор Московского университета, собиратель старопечатных книг, славяно-русских рукописей, русских монет.

Родился в саксонском городе Триплисе, где его отец был пастором. В возрасте одиннадцати лет отправлен в Лейпциг, где окончил Томасову школу, а затем юридический факультет Лей-пцигского университета.

В сентябре 1773 г. приехал в Петербург: «желание поискать счастье на чужбине привело его в наше отечество» (1, с. 69). Вначале был частным учителем, а в 1775 г. Баузе приняли в штат Петровского немецкого училища. Постоянно занимался науками и в 1781 г. избран корреспондентом Императорской Академии наук и членом Вольного экономического общества.

В 1782 г. Московский университет пригласил Ф.Г.Баузе на кафедру права, и он проработал там двадцать пять лет. В 1807—1811 гг. Ф.Г.Баузе избирался ректором университета. По отзывам современников, он являлся одним из лучших профессоров. Федор Григорьевич обладал не только широтой взгляда на свой предмет, даром слова, но и до конца своих дней сохранил любознательность и трудолюбие. Читая курс лекций по законоведению и римскому праву, он умел показать «тонкость, изобилие и красоту» своего предмета.

Его труды этого периода, по словам митрополита Евгения, «обращены были на политическую экономию, на историю литературы, нумизматику, дипломатику и римское законоведение» (1, с. 86). Они были почти готовы к изданию, но по каким-то причинам не напечатаны. Лишь несколько речей и стихотворений на немецком и латинском языках увидели свет.

Коллекционером Федор Григорьевич стал в московский период своей жизни. «Поселившись в Москве, — писал его биограф Н.С.Тихонравов,

Баузе нашел для себя новый род занятий: он начал ревностно собирать русские древности, рукописи, старопечатные книги, монеты. Он сам ходил для этого по толкучему рынку и после 30-летних стараний, дополнив свои сокровища покупкою старинных книг и рукописей у известного в то время собирателя древностей Игнатия Ферапонтова, успел составить такое собрание русских древностей, которое, по отзыву К.Ф.Калайдовича, было едва ли не единственным в своем роде» (1, с. 81).

Другой его современник также отмечал, что Баузе как «страстный антикварий в книгах, рукописях и вещах» постоянно ходил по московским толкучим рынкам. «Мне случалось видеть почтенного профессора с своим Анненским орденом на шее на толкучке между букинистами, покупающими и торгующими старые книги и вещи, — писал И.М.Снегирев.

С какою детскою радостию и восторгом показывал он мне, пред ним мальчику, купленную им редкость!» (10, с. 754—755).

Надо отметить, что интерес к памятникам древнерусской письменности в конце XVIII—начале XIX в. был достаточно велик. В этот период составились известные рукописные собрания графа Н.П.Румянцева, графа Ф.А.Толстого, графа А.И.Мусина-Пушкина. И хотя коллекция рукописей Ф.Г.Баузе не могла сравниться с ними по числу памятников, она включала немало редких экземпляров и являлась одним из выдающихся собраний своего времени.

Из трех собранных Баузе коллекций хорошо известен состав только рукописной библиотеки. Она имела шесть отделов и включала 460 рукописей XIII—XVIII вв. В первый отдел входили словари; их было больше сорока, и среди них словарь, составленный в 1560 г. монахом (Иваном Александровым) и считавшийся одним из старейших российских словарей. Второй отдел — литературный — содержал нравоучения, дидактические сочинения, песни, повести, романы.

Третий отдел состоял из сочинений, посвященных религии и церкви. Это были Псалтыри, Апостолы, Евангелия, службы, Минеи, Месяцесловы, молитвенники, Часословы, Пасхалии, ирмологии, Триоди. Именно в этом разделе был самый редкий экземпляр не только данного собрания, но и вообще среди древнерусских письменных памятников, известных тогда науке.

Этот раритет описан в каталоге под N 175: «Евангелие, писанное в малом формате, с изящными миниатюрными изображениями святых. Судя по цвету пергамина, по образу письма, по коренным древнейшим выражениям, которые в последующие времена изменились, и, наконец, по приложенному Месяцеслову, в коем недостает многих, в последующие времена помещенных Святых, можно заключить, что сие Евангелие писано в половине XI века и что оно, следственно, есть самая древнейшая рукопись из всех, по крайней мере сколько известно, существующих в России. Оно принадлежало, конечно, одному из Великих Князей» (8, с. 59).

К древнейшим памятникам относился и «Пролог». Он был включен в каталог под N 122: «Пролог 1227 года, писанный в Новгороде, на пергамине, со многими украшениями, в лист» (8, с. 54). А также Месяцеслов (N 178), «в малейшем формате, весьма нежно писанный в XVII веке» (8, с. 59).

В четвертом отделе были собраны сочинения по различным областям науки и искусства. Больше всего здесь имелось рукописных книг по церковному пению. Федор Григорьевич был большим любителем и знатоком музыки, прекрасно играл на органе. Будучи профессором, он продолжал ходить в церковь и играть на органе во время богослужений.

Пятый раздел включал рукописи по военному делу. Таковых было всего восемь. В последнем, шестом разделе собраны памятники, посвященные истории, географии, статистике, разного рода хронографы, летописи, разрядные книги, своды законов и др. Тут выделялась Степенная книга, написанная в 1551 г. «превосходным письмом» и принадлежавшая некогда царской семье.

Среди рукописей этого собрания было немало таких, которые либо составлялись известными деятелями, либо принадлежали известным в истории лицам. Так, например, в коллекции Ф.Г.Баузе находились два наставления, принадлежавшие некогда царевичу Алексею Михайловичу. Автором одного из них был Симеон Полоцкий, другого — Карион Истомин. Пергаментной рукописью XIII в. — «Чин служения в страстную седмицу» — владел, как явствовало из надписи, сделанной на ней, Великий Князь Иван Васильевич, дед Ивана Грозного. Описание венчания на царство Михаила Федоровича и Алексея Михайловича — некогда собственность боярина Б.М.Хитрово. Здесь был и автограф первого русского историографа В.Н.Татищева — «Наставление Василия Татищева сыну его», и рукопись ученого-механика Г.Г.Скорнякова-Писарева «Практика Артиллерии».

В собрании Баузе находилось немало лицевых рукописей. Миниатюрами украшены и названный уже «Пролог», и «Наставление» Кариона Истомина. Чудесные изображения сопровождали «Космографию» Мартына Вельского (один из рисунков представлял царя Ивана Васильевича). Был даже сборник рисунков XVII в.

Составляя каталог собрания Баузе, его душеприказчик Рост — как видно, знаток и любитель древних памятников — неоднократно делает пометки такого рода: «хорошо сбереженная и достойная того рукопись», «весьма любопытная рукопись», «рукопись любопытнейшая», «со всех сторон достойная любопытства», «очень любопытное собрание». Против многих из них он же пометил: «искусно писанная», «весьма нежно писанная», «отменной чистоты письмо», «рукопись превосходного письма и фигур».

Федор Григорьевич немало времени посвятил изучению собранных рукописей. «Может быть, — писал в его биографии Н.С.Тихонравов, — этой же страсти к древностям Российским обязаны мы тем, что предметом замечательнейшей из своих речей Баузе выбрал вопрос о состоянии просвещения в России до Петра Великого» (1, с. 83). Действительно, общаясь ежедневно с древнейшими памятниками письменности, Федор Григорьевич находил абсурдными утверждения многих иноземных авторов о низкой культуре допетровской Руси. Так, в 1796 г. в Москве появилась публикация «Oratio de Russia ante hoc saeculum non prorsum inculta, nec parum adeo de litteris earumgue studiis merita». Перепечатанная на русском языке под заглавием «Что сделано в России для просвещения народа и для славы Отечества от времени Рюрика до Петра Великого?» («Вестник Европы», 1811, N 1, с. 3—29; N 2, с. 81—96), она привлекла к себе внимание публики. В ней впервые доказывалось, что в русском обществе всегда было велико стремление к просвещению.

В письме М.Н.Муравьеву, попечителю Московского округа, Ф.Г.Баузе сообщал, что в основу его речи легли материалы собственного собрания: «...я писал, не полагаясь доверчиво ни на кого: все сочинения, которыми я пользовался и которые цитировал, лежали у меня тогда перед глазами» (1, с. 84).

В конце жизни Ф.Г.Баузе стал заниматься историей русской словесности, опираясь также на личную коллекцию.

Сведения, почерпнутые при изучении памятников собственного собрания, Федор Григорьевич использовал в своих лекциях. Об этом сохранились воспоминания его учеников. Один из них — И.Ф. Тимковский — писал: «Для роздыха и освежения, как был словоохотлив, он не скупился рассказами из великих судных процессов и контроверсий или о знатнейших Германских ученых; и как был вместе страстный антикварий в книгах, рукописях и вещах, для чего шатался по толкучему рынку, то часто хвалился приобретенными редкостями, приводя и другие рассказы в том же роде» (11, с. 27).

Другой его ученик, И.М.Снегирев, вспоминал: «С удовольствием и признательностью я пользовался частными лекциями, библиотекою и драгоценным собранием славяно-русских древностей незабвенного профессора права, юриста, дипломата, историка, археолога и филолога Федора Григорьевича Баузе... С ненасытимою любознательностию, обогатившею его разнообразными сведениями, он соединял редкий дар слова, свободно и красно говорил и писал по-латыни... Жалею, что я мало пользовался сим редким случаем» (10, с. 754—755).

Его любовь к древним рукописям передалась одному из его учеников — археографу, историку, коллекционеру Константину Федоровичу Калайдовичу. С рукописным собранием Баузе работал Н.М.Карамзин.

Ф.Г.Баузе умер в Москве 25 мая 1812 г.

После смерти собирателя Общество истории и древностей российских предполагало приобрести его коллекцию. Тогда и был составлен каталог душеприказчиком Ростом. Собрание было оценено в 10 тысяч рублей ассигнациями. Переговоры затянулись вследствие начала Отечественной войны, а в сентябре 1812 г. в огне московского пожара эта ценнейшая коллекция почти полностью погибла.

Вероятно, вместе с рукописями погибли и старопечатные книги, и монеты, и предметы быта. Частично сохранившийся личный архив ученого впоследствии оказался в Древлехранилище М.П.Погодина.




ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


 


1. Баузе Ф.Г. // Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета. — М., 1855. — Т.1.—С. 68—89.

2. Баузе Ф.Г. // Русский биографический словарь. — Спб., 1900. — «Алексинский

Бестужев-Рюмин» [Т. 2]. — С. 594—595.

3. Бокачев Н. Описи русских библиотек.

- Спб., 1890. — С. 112.

4. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986. - С. 21-22.

5. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Русский библиофил. — 1911. — N 3. — N 98.

6. Иконников B.C. Опыт русской историографии. — Киев, 1892. — Т.1, кн.2. — С. ПО; Т.1, кн.1. - С. 1161, 1210.

7. Калайдович К.Ф. Известия о древностях славяно-русских и об Игнатии Фера-понтовиче Ферапонтове, первом собирателе оных. — М., 1811. — С. 14 — 11.

8. Каталог славяно-российским рукописям (погибшим в 1812 году) профессора Баузе. / Сост. В.Каразин // Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских. — М., 1862. - Кн.2. - С. 45—19.

9. Словарь митрополита Евгения. — М., 1845. - Т.1. - С. 29.


10. Снегирев И.М. Воспоминания // Русский архив. — 1866. — С. 153—155.

11. Тимковский И.Ф. Памятник И.И.Шувалову // Москвитянин. — 1851. — Ч. 3. — С. 21-21.

12. Тихонравов Н.С. Сочинения. — М., 1898. - Т.З, ч.1. - С. 11-28.

13. Чертков А.Д. Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего Отечества во всех отношениях и подробностях: Прибавление 2-е. — М., 1845. — С. 443-444.


Александр Иванович Лактионов "Крым. Лето. Алупка."
Лактионов А. И.
"Крым. Лето. Алупка."

Семен Афанасьевич Чуйков "Горный пейзаж."
Чуйков С. А.
"Горный пейзаж."
Купить картину
Дмитрий Аркадьевич Налбандян "Пейзаж"
Налбандян Д. А.
"Пейзаж"
Купить картину
Владимир Николаевич Аралов "Деревенский мотив."
Аралов В. Н.
"Деревенский мотив."
Купить картину
Вячеслав Павлович Бычков "В Решме."
Бычков В. П.
"В Решме."
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены