Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Галерея открыта.

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 3)

>>

3. Параллели (1960-1990-е годы)

11. Глазунов Илья Сергеевич.
Илья Сергеевич Глазунов (род. 1930) занимает в художнической среде советского периода обособленное положение. Примечателен он прежде всего тем, что вбрасывал в общество идеи славянофильства, конкретизированные в представлении об особом пути русой нации, православия и, как ни странно, царизма, -  идеи, которые в 1960-х годах казались странными, но в дальнейшем нашли свое оправдание.
Творчество Глазунова, обращенное к русской истории и к сегодняшнему дню, облекло замыслы художника в выразительную картину. Оно показывает нищенское существование людей, муки одиночества и абсурд, до которого оказалось доведено общество. У Глазунова, как ни у кого другого, виден живой отклик на события и, более того, явления современности. Особенно явственно это во второй половине его творчества. В картине «Русский мужик», с которой художник выступил в 1967 году, критическая интонация по отношению к действительности выражена в облике старика, сидящего у самовара. Но смысл  этого произведения заключен не в облике героя, не в антураже, а в страдальческом выражении глаз, слово бы взывающем к зрителям, повествуя об угнетенном, нищенском существовании человека.
Друга картина подобного плана – «За ваше здоровье» (1976) – показывает мужика с традиционным для русского человека стаканом водки в руке. Кажется, что художник относится к этому сюжету иронично, о чем свидетельствует полувеселый-полутрагичный образ героя. Но стена позади него, обклеенная призывными советскими плакатами, создает контраст, благодаря которому убожество человеческой жизни становится особенно убедительным.
Образ русского мужика преподносится Глазуновым масштабно  и выглядит в его картинах монументально-значительным. Художник ввел в искусство своего времени непривычный для него изобразительный язык, изобилующий намеками, подразумеваниями, метафорами. Примечательная для 1960-х годов картина «Русский Икар» переиначивает на русский лад античный миф, изображая мужика в красной рубахе, взлетевшего над прозой жизни. Его широко раскрытые глаза полны удивления. Построенная по диагонали композиция воплощает не столько образ конкретного человека, сколько порыв в неизвестное, стремление оторваться от обыденности, о чем говорят распростертые руки персонажа.
Подобная метафоричность будет заявлять о себе в искусстве Глазунова и в дальнейшем. Так, различные формы приобретает у него метафора человеческого одиночества. В картине «Революция» (1982) эта тема выражена главным образом цветом кровавой Невы и одинокой, потерянной фигуры человека. Иногда метафора усложняется, не сводясь к одной мысли или к одному настроению. Картина «Тройка» (1977) показывает Россию как огромную холодную страну, где утопают в снегу сёла и по широкой промерзшей равнине едет крошечная тройка, отодвинутая в угол композиции. Среди этих утонувших в холоде просторов тройка – единственный здесь признак жизни – кажется одинокой и затерянной. Образ России, чувство одиночества, заброшенности человеческой души сливаются у Глазунова воедино в решении целостной темы российской жизни.
Драматичное ощущение одиночества присутствует и в картине «Окна» (1988). В огромном, угрожающе темном городе горит только одно окно, перекликающееся по диагонали с одиноким силуэтом пешехода. Общему состоянию тревоги способствует и темный колорит с единственной цветовой «отдушиной» - окном, и сопоставление громады города с хрупкой фигуркой. К этой же теме незащищенности, покинутости тяготеет и портрет-картина «Достоевский» (1992). Но в ней соединено множество психологических и смысловых линий. Картина не только передает черты великого писателя, но проникает в его образ через исповедовавшуюся им философию, через нравственные мучения, выпавшие на его долю. Образ Достоевского обогащается связью с его творчеством, преподносимой в виде намека (кукла на снегу), своеобразного отзвука страдальческой души писателя.
Особо следует отметить неизменный интерес Глазунова к истории, к памятникам старины – не к событийной стороне исторического процесса, а к сущностному обобщению  его явлений. Русь в представлении художника поворачивается своей мужественной стороной. В ней видится положительный идеал. Войны, нашествия врагов, сопротивление народа, в конце концов выдерживающего натиск диких орд завоевателей, - вот краткий перечень тем, прочно вошедших в творчество Глазунова. Причем его волнуют не столько эти сюжеты сами по себе, сколько потребность воплотить в живописи достоинство Руси. «Два князя» (1964) – картина, затем неоднократно повторенная в различных вариантах (например, «Два воина», 2003), - имеет образно-дидактический характер. Русь в огне, и князь-отец недвусмысленно указывает на это, словно бы напоминая последующим поколениям о важности поддержания устойчивости государства, православия, мужества народа. В картине «Сергий Радонежский и Андрей Рублев» (1992) перед нами вновь – горящая Русь перед сочувственным взглядом двух подвижников.
Обратим внимание на грань, ясно прочитываемую в творчестве Глазунова. Русь – это позитивный образ, почти идеал, вобравший в себя всю историю сопротивления народа захватчикам. А Россия – средоточие бед и несчастий. Последние большие работы художника несут на себе отпечаток политической ангажированности. Они имеют необычную форму, состоят из хаотично расположенных фрагментов и произвольно выбранных эпизодов. Смысл их от картины к картине принципиально не меняется: это может быть произвол большевиков, соответственно показываемых в негативном плане («Разгром храма в пасхальную ночь», 1990), или современность с ее абсурдом («Рынок нашей демократии», 1999). Отсутствие ясно читающейся композиции затрудняет целостное восприятие этих произведений. События в них не перерастают в явление. Впрочем, в самом этом композиционном хаосе отражен абсурд окружающей жизни. Добавим, что в своих больших полотнах Глазунов больше пользуется раскраской, чем живописью в ее традиционном понимании. Возможно, в этом заключен некий новый подход к живописному произведению.
Борис Петрович Милюков "Диско"
Милюков Б. П.
"Диско"
Купить картину
Борис Петрович Милюков "Ходули."
Милюков Б. П.
"Ходули."
Купить картину
Николай Алексеевич Мокров "Осень."
Мокров Н. А.
"Осень."
Купить картину
Николай Алексеевич Мокров "Вечерние тени."
Мокров Н. А.
"Вечерние тени."
Купить картину
Валерий Григорьевич Кокурин В марте. Из серии " Москва"
Кокурин В. Г.
В марте. Из серии " Москва"
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены