Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 3)

>>

2. "Примарное искусство" нового времени

23. Кичигин Георгий Петрович

К числу «фантасмагорических художников» относится Георгий Петрович Кичигин (род. 1951). В конце ХХ века вновь заявило о себе направление, начатое в 1920-х годах А. Тышлером, «Новым обществом живописцев» (С. Адливанкин, М. Перуцкий, Н. Попов, А. Глускин) и продолженное рядом молодых художников – Н. Нестеровой, Т. Назаренко, А. Сундуковым, А. Ендальцевым, а также Г. Кичигиным.

Подход Кичигина к теме проникнут катастрофическим сознанием, а может быть, ощущением конца света в результате деятельности Б. Ельцина, приведшего страну к катастрофе. Методология Кичигина не сводится к одному варианту. Художник использует гротеск, сюрреализм, символ, которые часто настолько переплетаются, что трудно выделить что-то одно. Форма, в которую заключается это кажущееся абсурдным мышление, всегда остается фотографической. При этом художник добивается существенности мысли, претворяемой в произведении искусства, по причине чего говорить о фотореализме, равно как и о гиперреализме, не приходится. В первом случае потому, что Кичигин проводит содержательную концепцию, исполненную глубокого социального смысла. Он организует сюжетное действие. Он осмысливает реальность, а не фиксирует ее бездушно, добиваясь предметного правдоподобия. С гиперреализмом у Кичигина тоже нет ничего общего, ибо он избегает случайности и смысловой незначительности визуального отпечатка реальности. Мышление Кичигина парадоксально. На парадоксе строится и становится обостренно видимой проводимая мысль. Фотографизм, стараясь зафиксировать предметный мир с фотографической точностью, лишается богатства живописно-пластического воссоздания предметного мира, посредством которого достигается художественная выразительность образа.

Фотореализм, представленный в 1980-е и последующие годы художниками С. Шерстюком, С. Гетой, отчасти А. Петровым, и др., слабо заботился о пластической выразительности, присущей шестидесятникам. Но духовную и социальную неустроенность подчеркивал не менее резко, чем его предшественники. И Кичигину принадлежит здесь центральная роль.

Начиналось творчество художника 1980-х годов с банального, но распространенного сюжета коммунальной квартиры или малогабаритной кухни, где проводили время за приготовлением пищи и где собирались «карбонарии», названные впоследствии диссидентами. Картина «Натюрморт с раковиной» (1981) – это не натюрморт, а обычная запущенная кухня, уже сама по себе обозначающая неустроенность. Документальная точность изображения лишает мотив поэтического чувства, которое уступает место социальной драме. Поскольку в сознании людей той поры прочно утвердилось понятие «коммуналка», художнику не оставалось простора для выдумки. Достаточно было изобразить реальность типичного жизненного явления, и образ времени можно было считать состоявшимся.

Постепенно Кичигин переходит от тесного пространства кухни к широким просторам необъятной родины. В картинах «Трасса» (1987), «Еще один день» (1990), казалось бы, изображен индустриальный пейзаж. На самом деле – нелогичность и бессмысленность незаконченных государственных построек. В одном случае показан незавершенный трубопровод. В другом – начатая и брошенная эстакада. И вновь все бессмысленно и ненужно. Полный абсурд, достойный Сальвадора Дали. Но методы Кичигина и Дали существенно различаются. Дали измышляет абсурдные ситуации нашей, по сути своей, абсурдной, жизни. И в этом его сила, поскольку он обобщает действительность, ее смысл, акцентирует внимание на определенном подборе атрибутов. Сюжет имеет у Кичигина существенное значение. Он является едва ли не главным компонентом образа. Чувство социальной неустроенности художник формулирует посредством усиленной экзальтации, нервного надрыва: «Однажды сломанное» (1986), «Лужа»  (1987), «Соло в переходе» (1990). Интерпретаций абсурдности жизни у Кичигина много. Нередко мир воспринимается как вселенская помойка, замусоренное, грязное обиталище людей («На исходе дня», 1986; «Дом с драконами», «Траншея», обе – 1987; «Обработка дымом», 1989; «На обочине», 1990; «Субботний вечер», «Монумент», обе – 1990).

Кичигин относится к природе, к деревьям и домам не как к предметам, а как к живым существам, погибающим на глазах человека. Это очеловечивание окружающего мира проявляется в картине «Дом с драконами» (1987), где сухое дерево обросло железную трубу. В картине «Раздавленный» (1992) тюбик испустил кровавую краску. В картине «На исходе дня» засохшее, кряжистое дерево, искривленное в борьбе за жизнь, возносит голые сучья к небу. Иносказание – один из фактором образного осмысления, где все некогда живое взывает к жизни, сообщая о своей трагической судьбе. Подспудный фон такого «крика души» кроется в невыносимых социальных условиях. В данном случае дерево – это символ безуспешной борьбы за жизнь. Символ постоянно олицетворяется. Он неизбежно чему-либо уподобляется. Без намеков, отсылок к каким-либо явлениям, фактам, понятиям символ невозможен. Едва ли не самое сильное впечатление производит картина «Ландшафт» (1991). Три кряжистых древесных ствола прикручены веревками к бетонным столбам. Деревья погибают мученической смертью, как, очевидно, и вся природа. Эта сцена воспринимается как образ Голгофы. Вознесение деревьев на небо невозможно. Слишком прочно они прикручены к столбам. Слишком они материальны, чтобы обрести духовность. И для чего эта духовность, если погибает материальный мир? Тем не менее, нравственная подоплека этого распятия на бетонных столбах очевидна.

Таким образом, былой «фотореализм» Кичигина, как и других «фотореалистов», перерастает прием благодаря самобытному мышлению, ибо искусство постоянно стремится вырваться из установленных ограничений и выйти на простор более глубокого и художественно-выразительного осмысления жизни. Символизация, гротескность и сатиричность образов свидетельствуют о преодолении довольно простенького приема, фиксирующего действительность подобно фотоаппарату. Но не только смена формальных приемов определяет смысл новаторского движения. Главное в том, что художники «фотореализма» сумели передать волнения своего времени, поставили иные акценты на привычно текущей жизни, создав образы, непривычные по восприятию действительности, и по-своему обострив систему изобразительности. По этой причине «фотореализм» не тождествен натурализму. По сути своей он остается реализмом, хотя и склонен обращаться к символической образности и другим формам обобщения.

Сергей Васильевич Герасимов "В дали Можайск."
Герасимов С. В.
"В дали Можайск."
Купить картину
Сергей Васильевич Герасимов "В дали Можайск."
Герасимов С. В.
"В дали Можайск."
Купить картину
Василий Кириллович Нечитайло "Деревенский пейзаж."
Нечитайло В. К.
"Деревенский пейзаж."
Купить картину
Владимир Александрович Игошев "Пейзаж"
Игошев В. А.
"Пейзаж"
Купить картину
Владимир Александрович Игошев "Портрет чукотского ребенка"
Игошев В. А.
"Портрет чукотского ребенка"
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены