02. Игорь Александрович Попов (1927-1999). Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Арам Ванециан (1901-1971)

В сентябре 2019г.,  в выставочном пространстве Артефакта, в левом крыле, при участии галереи АртПанорама проходит персональная выставка талантливого российского художника армянского происхождения, Арама Ванециана.

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 3)

>>

2. "Примарное искусство" нового времени

02. Игорь Александрович Попов (1927-1999).

Подобную тенденцию, только в более мягкой форме, развивал Игорь Александрович Попов (1927-1999). Его картины «С работы» (1961), «Перед работой» (1966), «Ваше здоровье, Александр Мартынович!» (1967) рисуют жизнь трудовой провинции менее разоблачительно, выявляя человеческое достоинство людей, проживающих в тяжелейших условиях труда и быта. Это особенно заметно в картине «Рыбаки из Галича» (1969), где люди исполнены в плотную группу, а точка зрения снизу и вертикальная композиция, при которой рыбаки занимают все поле картины, внушают уважение к мужественной силе. Игорь ПоповЗдесь Попов проводит несколько иной мотив, весьма характерный для искусства 1960-х: положительный образ россиянина, простого человека, как бы противопоставленного тяжелым условиям жизни. Социальная интерпретация темы сохраняется, но переводится в план драматичного жизнеутверждения.

Для творчества Попова характерна личная интонация. Он переводит драму человеческого бытия, вернее, существования, в план психологической драмы личности. Эта тенденция ощутима и в автобиографической картине «В мастерской» (1968), где художник погружен в тяжкие раздумья о творчестве. Тема трудового творческого труда живописно решена так, что темное сине-окрашенное пространство мастерской и сидящий художник в черной одежде противопоставлены солнечной лучезарной жизни в открытом окне, «Чистые холсты» (1974) – тоже драма художника, оставившего работу даже не начатой.

Пожалуй, более важно то, что психологическая драма рассматривается Поповым как человеческое одиночество, смятение души, внутреннее молчание и раздумье: «Кремлевские соборы» (1969-1973), «Больница» (1971), «Вечер», «Сентябрь. Тишина», «Август. Раздумья» (все – 1972), «Льют дожди» (1973), «Воспоминания (12 ноября 1974 года)» (1975). Настроение смятенности, одиночества создается разными путями. В картину «Август. Раздумья» - беспокойным метанием теней в темной комнате с зажженной лампой. Синие тени растворяются светом лампы и создают впечатление таинственности и беспокойства. В «Кремлевских соборах» ощущение одиночества достигается темным тоном синих цветов, кое-где разреженных вспышками золотых куполов и почти черной фигурой женщины, одинокой в пустынной среде зимнего вечера. В картине «Сентябрь. Тишина» настроение погруженности в себя основано на сопоставлении широкого светлого окна мастерской с золотой россыпью осеннего леса и фигурами людей, отнесенных к краям композиции и застывших в немой тишине. Попов – художник томящих предчувствий и неясных метаний духа. Последней работой этого цикла, если его можно так назвать, стал «Автопортрет. Вышний Волочёк» (1994). Написанный в темных, почти черных красках на фоне темного города, «Автопортрет» излучает трагизм. Сосредоточенность на себе и вместе с тем необычно тяжелый для автора взгляд, направленный на зрителя, свидетельствуют о глубоком неблагополучии духовного состояния человека. Этот «Автопортрет» - один из лучших не только в творчестве Попова. Подход к жизни как драме свойствен и Тутунову. Чтобы убедиться в общности пластики двух художников, достаточно сравнить «Воспоминания» Попова, написанные на смерть В. Попкова, и картины Тутунова «Памяти Виктора Попкова», «Последняя весна» (1977) и «Наваждение» (1978) с таким же, как у Попова, метанием темно-синих теней по стенам, освещенным желтым светом лампы. Тенденция социальной критики в творчестве «традиционалистов» обозначилась достаточно резко и бескомпромиссно. Но ввиду того, что в и интерпретации действительности редко употреблялся нажим, ибо реальность изображалась объемно со всем реальным антуражем и реальным обиходом, в общем впечатлении от их работ не чувствуется излишнего акцента на какой-либо идее.Игорь Попов

В творчестве шестидесятников исчез или сильно преобразовался отрицательный типаж. В нем больше сочувствия, сострадательного внимания к судьбе персонажа, нежели негативных черт. Можно сказать, что на персонаж проецируется масса ему подобных, чтобы на поверхности картины отобразилась неустроенная, унизительная жизнь тысяч соплеменников. В этом стремлении выделить образ периферийного человека, не героя труда, а обычного труженика, своеобразного представителя народной массы, шестидесятники явно преуспели.

Надо сказать, что 1970-е годы породили в среде шестидесятников совсем другие концепции, акценты в которых оказались перенесены на личностное восприятие нерадостного мира, на состояние печали и предчувствие беды. Социальная проблематика шестидесятников стала плавно перерастать в более раздумчивые интерпретации бренного мира, чтобы в 1980-х годах породить искусство, ничем не напоминающее прежнее. И даже любимая всеми художниками провинция, реже — современный город, наряду с пониманием драматического их состояния, приобрели иносказательное выражение (И. Попов: «Галич. Большая вода», 1966; «Перевернутый город» 1969-1973; А. Тугунов –«Лунная ночь над Торжком», 1976; «Гроза и сполохи», 1977; «Дом умершего художника Ф. Ф. Платова стоит пустой», 1979), а затем и ушли в тень. Во многих произведениях заявило о себе благостно-поэтическое восприятие глубинной России. Монастыри и древние церкви высились сказочными городами; старенькие улочки озарялись солнечным светом; расцвечивались яркими красками провинциальные домики; природа, оживленная человеком, открывала радостную поэтичность синего неба, холодную синеву лесов и прочную кладку рубленых домов, седина которых почернела от хлестких ветров (И. Попов: «Судиславль. 2 мая», 1962; «Большая Пысса», 1964; А. Тутунов: «Пейзаж с белкой», «Жаркие сумерки», обе – 1969; «Калужские леса», 1971; «Теплый май», 1974; «Разлив на Оке», 1975; «Пейзаж с венецианским небом», 1976; «Золотой Торжок», 1980).

1970-е годы – расцвет русского пейзажа. Это относится не только к Тутунову, но и ко многим другим художникам обновленного реализма. Их творчество постоянно колебалось между психологией общественника и темпераментом личности. Каждый «социальный» художник принимал жизнь многогранно, видел ее со всех сторон, наслаждаясь красотой сельской или городской среды, размышляя над бездонностью неба и загадочностью ночи, спокойствием речных просторов и трепетом ветреных дней. К пейзажу относились как к очищению от обыденности. У природы причащались к таинствам неведомого мира, облагораживали сознание, внося все эти переживания в пейзажные образы.

Федор Александрович Модоров "Заседание"Модоров Ф. А."Заседание"
Константин Николаевич Корыгин "Натюрморт с рыбой"Корыгин К. Н."Натюрморт с рыбой"
Александр Иванович Саханов "Натюрморт с раками и дичью"Саханов А. И."Натюрморт с раками и дичью"
Николай Иосифович Витинг "Александр Пушкин"Витинг Н. И."Александр Пушкин"
Арам Врамшапу Ванециан "Коровы отдыхают в тени деревьев"Ванециан А. В."Коровы отдыхают в тени деревьев"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-18все права защищены