Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Галерея открыта.

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 3)

>>

6. Новые направления (1970-1990-е годы)

01. Булгакова Ольга Васильевна.
Ольга Васильевна Булгакова (род. 1941) сформулировала свою задачу таким образом: «Я хотела бы добиться, чтобы композиция стала изобразительной интригой, чтобы содержательный конфликт выражался через конфликт пластический. Я предпочитаю контраст и взаимодействие противоположных начал: белого и черного, добра и зла, ума и глупости. Поэтому меня очень интересуют театр, цирк, интересуют разнообразием мотивов и смысловых нюансов, классических масок – универсальных символов человеческих характеров и взаимоотношений. Добиться единства правды переживаний с условностью средств их выражения, которыми замечателен театр, как мне кажется, возможно и в живописи. Это очень трудно, но мне интересно работать в этом направлении».
Булгакова ОльгаОсталось сравнить поставленную задачу с полученным результатом, оценив соответствие между вымыслом художника и пластическими средствами его выражения. Возможны различные методические подходы к изучению искусства. Чем оно должно быть: отражением реальности, познанием внутреннего мира, игрой при помощи изобразительных средств, поставленной себе задачей и ее удачным решением в пределах пластического периметра? Можно ли добиться истинной правды условными средствами? И т.д. и т.п. Такая неожиданная и во многом надуманная плоскость задач характерна для целого поколения художников 1980-1990-х годов. Важно отметить, что никто из них уже не старался соотносить вымышленное действие картины с реальным визуальным миром, а если и пытался сопоставить с ним свой образ, то скорее в рамках игровой ситуации или условно обозначенных, отвлеченных, в лучшем случае художественных вех.
Одной из лучших работа Булгаковой можно назвать картину «Театр. Актриса Марина Несёлова» (1976). В ней сочетаются дух безграничного комедиантства и образ актерского дарования М. Несёловой. В таком же ключе исполнена «Репетиция» (1981), полная ассоциация, без которых невозможно ощутить абсурдность и неустойчивость современной жизни.
Театр в представлении Булгаковой рассматривается как непроясненная модель людских отношений. В них есть всё: порок и доблесть, зло и добро, ум и безумие. Эти отвлеченные понятия, разумеется, можно передать в образе конкретных личностей, но тогда конкретность может затмить условность. Булгаковой важно провести нить условности, чтобы сегодняшний день не путался с вечностью. В двух других картинах – «Гоголь» (1980) и «Пушкин» (1983) – фантасмагорический сюжет переплетен со смысловой стилистикой рассказов Гоголя и позволяет художнице разыграть сцену великого писателя, трагедия которого ощущается в его спеленутой фигуре, малиновых подлокотниках кресла, будто не позволяющих герою удержаться в устойчивом положении. Зеленые, почти классические драпировки создают тревожное ощущение. Замотанная в светлый атлас фигура Гоголя передает незащищенность писателя от сил зла, созданных его же больным воображением. Драма героя – в нем самом. Она не в широком светлом мире, она в его хрупкой душе. Такой фантасмагоризм роднит творчество художницы с произведениями А. Тышлера, хотя Булгакова использует иные выразительные средства.
Композиция ее картин строится на противопоставлении привычного и непривычного. Гоголя мы привыкли воспринимать как одержимого гения. В картине Булгакова он – не одержимый, а пленник внешних обстоятельств, которыми ограничено бытие души писателя, его таланта. Внешние обстоятельства – это чертовщина, окружающая человека. Они обозначены художницей в виде свиного рыла, лунного пятна и странного персонажа за спиной писателя. Все они родом из гоголевских «Вечером на хуторе близ Диканьки». Примечательны слова самой Булгаковой: «Я предпочитаю контраст и взаимодействие противоположных начал: белого и черного, добра и зла, ума и глупости». И далее: «Я хотела бы добиться, чтобы композиция стала изобразительной интригой, чтобы содержательный конфликт выражался через конфликт пластический». Поэтому у художницы нет прямого изображения. Смысл притаился за пластическим действием, которое, в свою очередь, скрыто за непривычными живописными приемами. Исследователи творчества Н. Гоголя видят метод писателя приблизительно таким же образом. Но вследствие различия литературного и изобразительного языка метод изобразительного конфликта состояний воплощается по-другому: визуальным противопоставлением смыслов.
В последующих работах («Праздник жаждущих», «Человек и птица», «Слепые», «Мойры», «Ночь и день») конкретное место действия исчезает. Более того, несмотря на то что в парных картинах «Ночь и день» речь идет о временных понятиях, пропадает из картин художницы и время. Нетрудно понять, что с утратой основополагающих философских категорий места, времени должно исчезнуть и понятие пространства. Оно, как правило, заменяется внепространственной композицией картины. Но перевод понятийных суждений на язык живописного изъяснения неадекватен. Пространство холста неспособно воплотить всю многомерность пространства мира. Поэтому и время, и место, и пространство приобретают условные значения, в координатах которых и прочитывается произведение искусства. В результате смысл картины кодируется. Его предстоит расшифровать, а расшифровка происходит уже приблизительно, поскольку она ограничена набором изобразительных элементов, предложенных автором. Если считывать изображение буквально, то пространство у Булгаковой превращено в расстояние между изображенными фигурами, и то не всегда. Они часто проникают друг в друга, как в картинах «Праздник жаждущих» или «Человек птица», и обычное понимание пространства, расстояния и перспективы пропадает за ненадобностью.
Натурное видение исчезает полностью, и то, что еще напоминает о натуре, является лишь намеком на нее, который приобретает новые, отнюдь не натурные значения.
Булгакова руководствуется пластической парадоксальностью, из которой вытекает парадоксальность смысловая. Нередко, наоборот, смысл определяет изобразительный парадокс. Картина превращается в театрализованное действо, в котором автор режиссирует взаимодействие фигур. Игра ума преобразуется в пластическую игру на холсте.
Интересно проследить изменение структуры сюжетного действия, по которому видно, насколько существенного изменилось художественное мышление живописца. Булгакова строит сюжет не столько на взаимодействии персонажей и окружающих предметов в их реальном значении, сколько на сопряжениях, контрастах, параллелях, на произвольно заложенных в предметы смыслах, которые могут не соответствовать реальным значениям вещей. Это взаимодействие смыслов усложняет прочтение картины, но оно явно вносит новизну в пластическое мышление художника. Так, ярко малиновое вино в бокалах, контрастирующее с серыми цветами окружения, означает нечто большее, чем просто цвет, а пролитое вино, образующее яркое пятно, добавляет к прочтению картины еще один содержательный акцент, требующий проникновения в усложненный смысл композиции («Застолье при луне», 1981).
Борис Петрович Милюков "Диско"
Милюков Б. П.
"Диско"
Купить картину
Борис Петрович Милюков "Ходули."
Милюков Б. П.
"Ходули."
Купить картину
Николай Алексеевич Мокров "Осень."
Мокров Н. А.
"Осень."
Купить картину
Николай Алексеевич Мокров "Вечерние тени."
Мокров Н. А.
"Вечерние тени."
Купить картину
Валерий Григорьевич Кокурин В марте. Из серии " Москва"
Кокурин В. Г.
В марте. Из серии " Москва"
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-14
все права защищены