Галерея Артпанорама. Спортивная тема в творчестве советских художников.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
06 дек, 2015
Спортивная тема в творчестве советских художников.

"Сила спорта"

Спортивная тема в картинах советских художников.

«…Мы верим твердо в героев спорта, нам победа как воздух нужна, мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена…» пелось в популярной советской песне. Тема спорта, спортивных побед, рекордов и спортсменов-героев была, действительно, одной из самых популярных и можно даже сказать, основополагающих в советской идеологии и, следовательно, в советском искусстве.

Пропаганда здорового образа жизни, идея всеобщего физического воспитания красной нитью проходила сквозь образ сильного и крепкого государственного строя советской страны. Художественно-эстетические принципы, сформировавшиеся в 20-х годах прошлого века в самом начале зарождения советской страны, провозглашали совершенство советского человека, имея в виду прежде всего его физическое совершенство. Как и в Древней Греции основы сильного государства ассоциировали с физически сильным тренированным человеком, настоящим советским героем.

Спортивные сюжеты, однако, были замечательны еще и тем, что имели некоторую долю свободы самовыражения художников, творчество которых было весьма ограничено рамками социалистического реализма. Романтизм этих сюжетов давал возможность авторам безболезненно совмещать партийные принципы со своими личными эмоциями и впечатлениями. Поэтому тема спорта в изобразительном искусстве была популярной вдвойне: с одной стороны – это был востребованный социальный заказ, а с другой – тема, позволяющая художникам вырываться за строгие ограничения партийной идеологии к свободному художественному творчеству. И если хотя бы на миг забыть о политических пристрастиях и идеологиях, то во всех без исключения произведениях советского искусства о спорте можно легко заметить то, к чему неизменно влечет любого художника – культ молодости, силы, здоровья, красоты, совершенного спортивного тела и радость самой жизни. Именно благодаря этому все творчество советского периода на тему спорта интересно, самобытно и самодостаточно само по себе вне всяких ярлыков и идеологических штампов.

Можно было бы проследить четко выраженные этапы развития этой темы, столь важной для всего советского искусства в целом. В1920-1930-е годы тему спорта характеризует стилевое разнообразие, попытки эксперимента и поиски новой формы. 1930-1940-е годы характерны тем, что идеологическое начало в искусстве было сведено к минимуму. Теперь тема спорта полна проникновенного лиризма и любования природой. В 1950-1960-е годы становятся чрезвычайно популярными портреты знаменитых спортсменов: атлетов, хоккеистов, борцов и футболистов. В 1970-1980-е годы тема спорта получает неожиданное преломление. Представители так называемого «альтернативного» или неформального искусства снижают пафосность и эмоциональную нарочитость в изображении спортсменов. Их творческие поиски сопряжены теперь с ритмом и пластикой движений, динамикой и накалом спортивных эмоций. Художник изображает спортсменов на фоне высокого голубого неба, освещенных солнцем, обдуваемых свежим ветром, и бодрящихся от крепкого мороза. Тема спорта прорабатывается более глубоко, в искусстве удается не только передать пластику и динамику движений, но и выразить внутреннее стремление к победе, романтику соревнования.

В собрании Артпанорамы за все годы существования сформировалась великолепная коллекция работ, посвященных теме спорта. Один из самых выдающихся авторов, работы которого представлены в коллекции, - это Николай Иосифович Витинг.

В его творчестве на тему спорта, прежде всего, находили воплощение вопросы актуальной современности. Он выработал свой собственный живописный стиль, наиболее адекватный для выражения спортивного духа и спортивных настроений своего времени. В излюбленной им теме спорта, побед, портретах спортсменов, героев и победителей находили осуществление реалии того времени. В его работах («Баскетбол. Прессинг» , «Борьба с тенью», «Сборная России атакует», Баскетбол» (1970-е гг.), «Упражнения с обручем» (1981 г.), «Баскетбол. Атака» (1970-е гг.)) образное представление превалирует над натурными наблюдениями. Свои произведения о спорте он чаще всего выполнял цветными карандашами. В картинах «Осень», «Велосипедисты», «Горнолыжники», «В выходной день» живописная манера художника лаконичная, простая и ясная, технические приемы отточены и совершенны. Его работы «На лыжне», «К финишу», «Тренировка. Велоспорт», «Юные легкоатлеты» организованы ритмически очень четко и продуманно. В более поздних его работах «Вольная борьба», «Упражнения с обручем» эти качества еще более усиливаются и совершенствуются, живопись и графика становится еще более декоративной и монументальной.

Еще одного замечательного автора, чьи работы формируют собрание Артпанорамы, посвященное спорту, хотелось бы выделить, это Валентин Любимов. В своем творчестве этот художник затронул большое количество различных тем: войны, труда, спорта, исторические темы. Однако, особое место в его творчестве принадлежит теме спорта. Работы эти разных лет и разного эмоционального настроя. Но романтика, героика советского спорта – это то, что вдохновляло художника всегда, когда он создавал свои работы, посвященные спорту. Картина «Победа» из спортивной коллекции галереи Артпанорама была написана автором в 1985 году. В ней создано то особое эмоциональное пространство, которое властвовало над людьми эпохи социалистического реализма. Наполненное духом того времени, она отражает страстное стремление людей к победе любой ценой и любыми усилиями. Колорит, характерный для мастера, выдержанный и сбалансированный по тону, передает счастье победителя в ореоле славы, героическими усилиями получившего победу. Не имеет значения, какие у художника под рукой материалы: холст, масло, уголь, темпера, карандаш, - они беспрекословно подчиняются мастеру в создании вдохновенных образов героев и победителей спорта! Валентин Любимов и сейчас также сильно верит в незыблемость высоких идеалов героики спорта и его достижений.

Работы Назарова из спортивной коллекции Артпанорамы «Хоккей» (1974 г.), «Хоккей. СССР-Канада» (1974-75 гг.), «Хоккей» (1974-75 гг.), «СССР-Канада» (1972 г.) посвящены самому зрелищному, самому захватывающему виду спорта - хоккею. Подлинным олицетворением спортивного азарта, состязательного духа и стремления к победе стал для Назаров спорт и в частности, хоккей, к теме которого художник постоянно возвращается на протяжении всего своего творчества. Даже обычная рядовая спортивная сцена при легко уловимых авторских интонациях спортивного напряжения не вызывает ощущения скованности или неумелости. Хоккейная команда в его картинах воспринимается неким единым, цельным организмом, собравшим все свои силы и энергию ради спортивной победы.

Бесспорно, картины отличаются фотографической объективностью и чрезвычайной четкостью изображения. Традиционная для русского человека страсть к хоккею и любовь к национальной сборной находит в них яркое воплощение. Выражением ничем не сдерживаемой народной любви и поддержки проявляется образ болельщиков, который написан без детализации единым, плотным по цвету, сплошным пятном на заднем плане.

Предвкушающие желанную победу, резкие позы игроков не теряют своих обычных характеристик – колористической напряженности и конструктивной четкости. Независимо от накала спортивной ситуации живописно-пластическая Назаровская выразительность близка выразительности и яркости плаката или фотографии. Но эта аналогия при всей кажущейся фотографической однозначности изображения нисколько не умаляет эффекта живописной многослойности, позволяющее каждому зрителю трактовать происходящие и последующие события спортивного поединка в зависимости от его опыта, знаний и желаний.

В многочисленных работах разных лет из спортивной коллекции Артпанорамы проявилось особое свойство дарования Екатерины Зерновой – потребность испытать и увидеть, как можно больше и отобразить все увиденное в самых разных жанрах, видах и техниках. В коллекции вы найдете картины на спортивную тему («Подводные исследования» (1968 г.) – эскиз мозаики на тему «Океан» для института океанологии, «Легкая атлетика» (1977 г.). По этим работам можно проследить как менялись художественные концепции ее творчества разных лет. В работе 1968 года из коллекции галереи можно увидеть необыкновенную открытость и легкость в отношении к спортивной тематике. Этот эскиз полон непосредственности и простоты, для него характерна плакатно-обобщённая, графическая стилистика, может быть даже чрезвычайная декоративная яркость и колористическая смелость.

В последующие этапы своего творчества Екатерина Зернова очень часто писала картины о спорте в более содержательной и продуманной манере, это так называемый трезвый реализм и классическая простота. Картина «Легкая атлетика» являет собой образец этой манеры письма. Яркие и сочные краски, наполненные жизнелюбием образы спортсменов лишь напоминают о ее творческой манере в юности, о том, что художница не утратила ни задора, ни оптимизма, с которыми она работала в самом начале своего пути. Здесь своеобразная «чуткость зрения» сочетается с прямотой и объективностью.

Еще одним автором, работы которого составляют спортивную коллекцию Артпанорамы, - это Дехтерева Татьяна Александровна. Ее картина «Велопробег по Москве» (1960-е гг.), выполненная в темперной технике, излюбленном материале художницы, передает ощущение скорости и азарта, которое всегда сопутствует гонке. Ритм и пластика движений – вот что привлекает ее в спортивной тематике. Она ищет и успешно находит специальные приемы для наиболее удачного выражения динамики движения – это ритмическое чередование цвета, света и тени. Так постепенно она находит пластику и ритм, столь свойственные спортивному накалу. Это особенно чувствуется в работе «На тренировке» (1970 г.), «Лыжники» (1973 г.), «Игра в футбол» (1970-е гг.), где прекрасно выражен момент борьбы. Романтику состязания олицетворяет фигуры спортсменов в картине «Велогонка» (1975 г.). В работе «Москва. Каток» (1975 г.) четко выстроенная композиция усиливает впечатление спортивной динамики. Художница акцентируется не на самом катании, а на легкости скольжения, зеркальном блеске катка, бодрящем воздухе ясного морозного дня.

Следующая работа о спорте из нашей коллекции несомненно достойна внимания. Это – картина Александра Девяткина «Скачки» (1960-е гг.) Пластически выразительный офорт «Скачки» проникнут глубоким уважением к спортсменам и интересом к теме спорта. Прекрасно скомпонована группа всадников, классически правильно сделаны фигуры лошадей и спортсменов.

Все произведения на тему спорта скомпонованы в коллекцию таким образом, что главной ее концепцией становится мысль об оптимизме, светлой мечте, их отличает ясность и простота образов. Совершенство пропорций, выразительность движений, красота тела спортсменов нигде не может быть схвачена и передана лучше, чем в работах, посвященных спортивным состязаниям и тренировкам. Выразительность монументальных форм, анатомическая пластика и динамичные ракурсы – вот что отличает произведения о спорте из коллекции  Артпанорамы.

 

Щелокова Марина

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены