Абегян Мгер(Мегер) Манукович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Абегян Мгер(Мегер) Манукович (1909 - 1994)

В тихой уютной мастерской Мгера Абегяна обычные художественные атрибуты соседствуют с предметами армянской старины: крестьянской керамикой простых и ясных форм, яркими карпетами, звонкой металлической утварью с сухими цветами и колючками — маленькими бесхитростными фрагментами природы и быта. На белых стенах пейзажи Армении — как окна, раскрытые в мир солнечных далей.  



Мгер Абегян родился в 1909 году в Вагаршапате (ныне Эчмиадзин), в семье крупнейшего армянского ученого-филолога Манука Абегяна. Интеллектуальная атмосфера, царившая в доме, воспитание детей в духе глубокого уважения к традициям армянской культуры во многом обусловили характер будущего художника-гуманиста и патриота. Зрительные впечатления детства-снежная громада Арарата, роскошные красочные плоды и яркое солнце — сохранились у Абегяна на всю жизнь. Связанные с родной природой, с глубоким воздействием ее красоты на человека, они были теми корнями, которые многие годы питали  и питают творчество живописца. Талантливому юноше повезло. Его учителями в ереванском художественном техникуме стали  известные армянские художники Ст. Агаджанян, С. Аракелян, а потом в Москве — А.Осмеркин, С. Герасимов, В. Фаворский. Все они формировали в своих учениках высокий профессионализм и художественную культуру, необходимые для самостоятельной работы.  



Быстро развивались живописное чутье Абегяна, острота цветового видения, врожденное умение смотреть на окружающий мир сквозь радужную призму живописного цвета. Известное влияние на творчество молодого Мгера Абегяна оказала в те годы и живопись Мартироса Сарьяна. По существу, именно Сарьян оказался его духовным учителем, хотя молодой живописец не пошел по соблазнительному и легкому пути подражания или заимствования приемов его искусства. Близость к нему Абегяна сказывается в декоративности и интенсивности цвета, в мажорно-оптимистическом настроении пейзажей. Абегян создал свой образ армянской природы — не менее нежный и прозрачный, не менее вместе с тем многоцветный, чем Армения Сарьяна.  



Уже в 1931 году Абегян, окончив Вхутемас, сразу вошел в ряды мастеров армянского советского искусства. Яркое дарование скоро вывело Абегяна в число тех, без кого немыслимо понятие «современная армянская живопись». Творчество Мгера Абегяна многогранно и в то же время необыкновенно цельно; начиная с первых шагов до работ, созданных в семидесятые годы, развитие его протекало очень логично, плавно, без резких переходов, столь заметных у других художников. С годами оно приобретало только все большую глубину и размах, все больше совершенствовалось живописное мастерство.  Самое значительное место в творчестве Абегяна занимает пейзаж. Маленькая Армения, исхоженная, казалось, вдоль  и поперек сотнями художников, предстает в его полотнах совершенно своеобразной. Абегян видит ее масштабно, широко. Узкие ущелья и горные цепи словно раздаются вширь, раздвигают свои границы; бесконечно тянется и тает вдали горизонт. Радостное и возвышенное настроение, с которым работает художник, его любовь и восхищение родной землей передаются зрителю. Мир, созданный вдохновенной кистью живописца, его умным, внимательным взглядом,— это особый мир. Это страна, где царит вечное тепло, где светит горячее солнце и стоит над землей высокое небо с округлыми облаками. Это — Армения Абегяна. Он не пишет армянскую зиму. Она, совсем не южная, суровая и снежная, не случайно обойдена художником. Зима скрывает фактуру земли, скрадывает излюбленные Абегяном формы и цвета, отвечающие горячему темпераменту родного народа. Монументальные образы природы, созданные Абегяном, обладают интереснейшим свойством. Географическая определенность сочетается в них с чертами обобщающими, как бы вобравшими в себя все характерное для армянского пейзажа вообще.  Свои пейзажи художник «населяет» людьми и животными. Крестьяне, женщины и дети, забавные ослики и буйволы одушевляют бескрайние просторы, вносят в них жизнь. Часто эти живые акценты являются смысловым и композиционным центром, эмоциональным ключом полотен Абегяна.  В триптихе «Родина» (1967), где пейзаж носит явно эпический характер. На куске земли, затерянном в горах, двое сажают деревце. Это — мотив, встречающийся в армянском искусстве еще в средние века и символизирующий древо жизни. Здесь также многое символично: природа перестает быть просто природой, а горы — просто горами. Это — Родина, суровая и близкая, земля, которую любит художник. Подобно триптиху образы картин «Мать-Армения» (1972), «Бюраканская осень» (1963), «Вечер» (1964) воспринимаются как символы Родины, труда, материнства.  



Абегян обошел всю Армению. Тысячи этюдов и летних плэнерных студий, сделанных в разное время суток, при разном освещении, позволили ему понять и изучить родную землю. Всякий, кто хоть недолго видел Армению, узнает ее в картинах Абегяна. Страна гор и долин, щедрого солнца и прекрасных плодов, она нашла в нем своего тонкого и самобытного интерпретатора.  



Постоянное стремление постичь тайную красоту природы, познать ее всю с особенной силой проявилось в пейзажных сериях художника. Именно серии позволили ему создать всесторонние «портреты» природы, запечатлеть тончайшие изменения ее «настроения», освещения, цвета. Таковы серии пейзажей Бюракана, Бжни, Джрашата, виды Арарата и Севана.  



Ясность видения мира надо отнести к самым важным чертам творчества Мгера Абегяна. Она позволяет художнику максимально эффектно добиваться своей цепи: донести до зрителя обобщенные, по-своему универсальные образы своей страны. Он лаконизирует, обобщает увиденное, но ничего не сводит к голой схеме и не изменяет правде реального. Абегян часто смотрит на расстилающийся перед ним мир сверху, «с птичьего полета». Он как бы разворачивает пространство, раскрывает его, придает некоторым пейзажам почти головокружительную остроту и масштабность.  И тут поражаешься феномену его пейзажей. Казалось бы, могучие скалы и ущелья, необозримые просторы, бесконечные цепи гор должны подавить зрителя, вызвать у него какое-то отчуждение своим почти библейским величием. Но этого не происходит. Согретые большим чувством и сердцем художника, пейзажи привлекательны и человечны.  



В полотнах Абегяна Армения хранит и первозданность природы и вместе с тем выглядит родным, давно обжитым краем, вместившим в себя великие деяния человека. Это особенно ясно чувствуешь, глядя на пейзажи с изображением архитектурных памятников. Абегян с удовольствием вводит их в свои полотна, любуясь их прекрасными, четкими объемами, подчеркивая их гармоничную и естественную связь с природным окружением.  Тема родины — лейтмотив всего творчества Мгера Абегяна. Решением этой темы, вернее, одной из ее граней, являются и натюрморты, которые он пишет уже свыше сорока лет и находит в них неисчерпаемый источник для импровизации. В них он так же откровенно, как  в пейзажах, восхищается окружающим материальным миром, плодами, цветами, предметами быта. Этот красочный предметно-вещный мир он видит как бы залитым светом и омываемым чистыми струями горного воздуха.  



Обычное для подобных натюрмортов определение «Дары Земли» кажется неверным. Скорее, Абегян заставляет нас думать, что это плоды труда, тяжелого, но радостного труда армянского земледельца. Может быть, поэтому многие натюрморты художника, такие как «Персики и виноград» (1960), изображены на фоне каменистых гор и скал. Связи их  с общей идейной концепцией художника очевидны. Вспомним тот же триптих, Где люди сажают деревце, наверное, плодовое! Как венец труда, как заслуженная награда труженику выглядят натюрморты Абегяна.  



Кроме плодов, овощей и цветов, мы видим в них всего только несколько предметов - бытовую керамику, корзины, старый народный текстиль. Каждая композиция строго выверена по цвету и по форме. Главное для художника — передать зрителю свою влюбленность в жизнь, свое восхищение, гордость родной землей и ее благами.  



С середины 40-х годов Абегян постоянно пишет портреты. Как правило, он изображает людей близких, давно знакомых, и ему удается, не будучи, собственно, портретистом, создать убедительные и глубоко содержательные образы.



Одним из самых интересных произведений Абегяна является портрет отца - Манука Абегяна (1965). Он пишет его на фоне пейзажа. С большой художественной силой и психологической глубиной показывает Абегян облик крупнейшего ученого. Изрезанное глубокими морщинами умное лицо, задумчивое и спокойное, ассоциируется с обликом величественной и спокойной древней армянской земли, которая видна за его спиной.  Понятия «родина» и «природа» особенно прочно сплавляются в сюжетных композициях мастера. Композиции как бы вбирают в себя все, что создает художник в других полотнах, в портретах, пейзажах и натюрмортах. В них мы находим и опоэтизированные труд и быт, и опоэтизированный пейзаж.  



Лучшие композиции Мгера Абегяна стали для армянской живописи в какой-то мере хрестоматийными. Первой в этом ряду следует назвать «Лето» (1959), где изображена девушка, заплетающая косу, а за ее спиной летнее небо и горы. Художник одинаково тщательно выписал  и фигуру и пейзаж; он не выделяет и не умаляет ничего, все здесь важно, все складывается в цельный образ юности. Более широкое, масштабное решение получает творческая программа Абегяна в другой крупной работе — «Колыбельной песне» (1959), где образная концепция художника расширяется, приобретая большую монументальность и размах.  Большой силы обобщения достигает Абегян в триптихе «Айастан» (1976). Форма триптиха позволила художнику образно осмыслить всю историю Армении, из- вечное единство ее природы и народа. Здесь все: материализированный образ матери-родины, женщины-труженицы, и народа-хозяина земли, и величавый Арарат, и горные хребты, долины, хлебные поля, урожай. Абегян особо подчеркивает своеобразную «графическую логику» армянского пейзажа. Глаза скользят по плавным линиям, перетекающим из одной части триптиха в другую. Рамы не ограничивают их движения вширь, их мерного бега. Общий размеренный ритм каждой из частей и всего триптиха в целом, ясность рисунка, геометричность выявляют внутреннюю, подспудную энергию и одновременно подчеркивают мирную созидательную жизнь народа.  



Не случайным было обращение Абегяна к графике еще в начале 30-х годов он создал ряд линогравюр — несколько маленьких изящных листов, посвященных  в основном деревенскому быту и прроде. Линогравюра с ее лаконичным языком черного и белого помогла художнику понять суть и структуру армянского пейзажа. Абегян-живописец и Абегян-график неотделимы друг от друга — достаточно графична его живопись и живописна графика. Они дополняют и взаимообогащают одна другую. Подчас одни и те же сюжетные мотивы становятся основой живописных и графических произведений художника. За годы творчества Абегяном созданы сотни рисунков карандашом и фломастером, прекрасных линогравюр и офортов. Станковые графические листы (наиболее значитепьный вклад Абегяна в армянскую графику) в большинстве своем посвящены армянской природе. Скупыми средствами, игрой черно-белых штрихов и пятен, света и тени, он и здесь добивается эффекта, присущего его живописи. Зритель ощущает пространство армянской земли и обилие солнечного света над ней. Они исполнены просто, в характерном для Абегяна строгом и мужественном пластическом ритме. И так же как живопись, графика Абегяна романтична. Не случайно немногие свои иллюстрации он выполнил к произведениям романтического характера, например к поэме Ованеса Туманяна «Ахтамар».  Еще в 1944 году известный советский искусствовед А. Д. Чегодаев сказал: «Мгер Абегян вырос в серьезного, большого мастера, одинаково успешно работающего в самых разнообразных техниках. Его живопись, декоративная по общим приемам, светлая, ясная, лиричная, полна любви к своей стране ее садам и скалам». Мгер Манукович Абегян одним из видных представителей армянского искусства.  

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Абегяна Мгера (Мегера) Мануковича.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены