Барченков Николай Иванович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Барченков Николай Иванович (1918 - 2002)

Много значила для Н. И. Барченкова и его совместная работа на этюдах с друзьями по училищу, с которыми художник всегда держал связь.  



В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года Н. И. Барченков переезжает в Загорск. Работая художником Горкино и Городского парка культуры, выполняя задания ГК КПСС и исполкома Горсовета, он пишет лозунги, плакаты. панно, портреты, рисует сатирические «Окна ТАСС». Вместе с тем он не забывает о живописи, ограничиваясь, правда, первое время натурными этюдами.  



В 1943 и 1944 гг. состоялись две выставки, имевшие важное значение для стимулирования творческой работы живописцев Подмосковья.  



После долгого перерыва художники Загорска в 1943 году устроили коллективный показ своих работ широкому зрителю, а в 1944 году в столице состоялась выставка произведений художников Московской области, на которой загорчане выступили как один из самых сильных и сплоченных коллективов.  



Обе эти выставки для дальнейшего творчества Н. И. Барченкова имели определяющее значение—с этого времени все свои силы художник отдает только живописи. За успешное выступление на областной выставке Н. И. Барченков был принят в Московское отделение Союза художников СССР. Пребывание в сильном коллективе, общение с ведущими живописцами страны, безусловно, способствовали росту творческой активности Барченкова‚ расширили его идейно-политический кругозор.  



Большое значение для становления Барченкова как художника имела его работа на только что открытой тогда академической даче в 1947 и 1949 гг. Он учился у своих товарищей, художников Ярославля, Уфы, Омска и других городов России и у мастеров: у А. П. Бубнова; Т. Г. Гапоненко. С особой благодарностью Н. И. Барченков вспоминает П. А. Крылова, часто наезжавшего на академическую дачу и подолгу работавшего за мольбертом рядом с начинающими художниками. «Он много помог мне рассказами, примером в работе,——говорит Барченков.—Это сближало. Много подсмотрел, многому научился я у хорошего мастера».  



1946—1950 годы для Н. И. Барченкова — это годы напряженной работы над тематической картиной. Одна за другой появляются его работы на всесоюзных и республиканских выставках тех лет.  



В 1947 году Н. И. Барченков экспонирует на Всесоюзной художественной выставке в Москве свою первую удачную вещь «Колхозное стадо», которая затем, в 1948—1949 гг. вместе с передвижной выставкой объехала ряд крупных городов Советского Союза.  



В следующем, 1948 году Н. И. Барченков написал картину и по сей день являющуюся лучшим произведением в творчестве художника. Это был холст «В освобожденные места». В нем Н. И. Барченков поднимал тему широкого гражданского звучания - тему восстановления народного хозяйства страны после долгой и тяжелой войны. Художник изобразил широкое бескрайнее поле, по которому валом валит стадо, возвращающееся в родные места. Перехлестывая через перекаты холмов, течет этот могучий поток побеждающей жизни. Приглушенный суровый колорит картины, весь ее эпический строй как нельзя лучше Соответствовал настроению того времени, времени хмурых, но героических будней.  



Эта картина Н. И. Барченкова, показанная на республиканской художественной выставке 1949 года и на передвижной выставке по городам РСФСР, позже заняла свое заслуженное место в Пермской картинной галерее.  



В 1947 году Н. И. Барченков работает над другой своей картиной, в которой также сумел найти и выразить лаконичный, но глубокий и волнующий образ. На этот раз художника привлекла лирика русской природы, лирика русской жизни.  



Над степью медленно всплывает огромная круглая луна. Тихо пасется в высоких травах косяк лошадей. Все словно замерло, заснуло в волшебном полусне. Лишь встревоженная кобылица прядет ушами, чутко ловит одной ей слышные шорохи. Порывистая и сильная, она защищает своим могучим телом прильнувшего к ней тонконогого жеребенка-стригунка.  



Такова картина Н. И. Барченкова «Ночное», картина со скромным сюжетом, но глубоким человечным содержанием.  



«В освобожденные места» и «Ночное» были удачным началом молодого живописца. Следующая большая картина Н. И. Барченкова «Полдня в колхозном стаде» экспонировалась на Всесоюзной и республиканской выставках 1950 года. Но она не имела уже такой образности выражения темы и искренности чувств. Это было в значительной степени сочиненное холодное полотно, вызвавшее справедливую критику.  



На республиканской выставке 1953 года Н. И. Барченков выставил «Лагерь молодняка" - картину‚ которая была новой его удачей. Написанная в результате большой и серьезной работы художника в одном из подмосковных совхозов, эта картина привлекает своей безыскусственной, но волнующей правдой жизни.  Солнечным веселым утром на зеленой поляне собралась вокруг телятницы группа молоденьких бычков-сосунков. Телятница поит их из специальных бидончиков. Простое широкое, но такое милое и ласковое лицо девушки хорошо гармонирует с веселой улыбкой природы, а бычки с их большими, смешно растопыренными ушами, со слабенькими ножками и большими «задумчивыми» глазами так непосредственно и живо схвачены художником, что кажется, сама жизнь, добрая и улыбчивая, смотрит на нас с холста.  



В эти же годы Н. И. Барченков работает и над другими темами. Он сделал немало попыток решения жанровых картин. В 1946—1949 гг. художник собирал материал для картины “На колхозном рынке», а в 1946 г. написал холст «Выборы на селе». В 1948 году появляются картины о детях: «Любимое занятие» и «Маленькая хозяйка». В 1950 году на республиканской выставке был показан большой холст «За внуком».  Но эти картины не имели того большого содержания, которое лежало в основе лучших картин Н. И. Барченкова, написанных им на тему колхозного стада. Большинство из жанровых полотен носит иллюстративный характер. В этом отношении выделяется лишь «Маленькая хозяйка», тепло задуманная и деликатно выполненнная вещь. Н. И. Барченков очень серьезно и долго работал над картиной «За внуком». В результате этой работы был собран большой и интересный материал. Портретные этюды, написанные для этой картины: медицинской сестры, смеющейся девушки, старого колхозника — едва ли не лучшие натурные работы художника тех лет. Особенно живой, выразительный пленерный этюд медицинской сестры. Но сама картина не получилась.  



В самом начале своей творческой работы Н. И. Барченков определился как живописец-анималист. Эта область искусства была ему ближе и понятнее какой-либо другой. Свою главную тему Н. И. Барченков не выдумал, он не пришел к ней в результате размышлений над тем, как и чем отличиться от других, Тема нового общественного стада в творчество Барченкова пришла сама собой как результат изучения жизни. Из года в год подолгу художник работает в совхозах и колхозах Московской области, пополняя запас своих жизненных наблюдений, черпая темы и сюжеты своих картин.  



В 1951 году Н. И. Барченков был приглашен на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Для павильона «Животноводство» он пишет панно «Стадо совхоза "Караваево"—результат огромной этюдной работы на месте, в одном из самых передовых общественных хозяйств страны.  



В последующие годы на московских областных выставках появляются картины Н. И. Барченкова «Утро на ферме» (1955) и «Телята. Молодняк» (1956). Последняя крупная работа художника «Стадо на зимней прогулке» (1957) вызвала противоречивые суждения. Это было обусловлено прежде всего тем, что в ней не было той остроты подачи темы, которая свойственна произведениям, созданным художником в 1940-х годах.  



В то же время картина несла в себе Много хорошего. Художнику удалось передать не только красивую стать сильных породистых животных, но и многое из того нового, что характеризует современное животноводческое хозяйство.  



Лучшими картинами последних лет были холсты «Зеленеет» и «Зимой». В первом художник изобразил раннюю весеннюю зорю и только что проступившую зелень озимых хлебов, во второй его взволновала волнующая прелесть белой русской зимы с ее инеем на березках, с лошадками, со свежим приятным цветом зеленого сена в санях. Обычный, но дорогой русскому сердцу мотив! И подает его художник спокойно, деликатно.  



Выставка произведений Н. И. Барченкова довольно полно раскрывает творческий облик художника. О том, что он любит, сказать нетрудно, если вглядеться в работы, представленные на выставке. Он любит каждую черточку, характерную для русской подмосковной жизни. Любит стадо на зеленеющей весенней лужайке, русские ковровые сани, заиндевевшие деревья, поземку, горящие на утреннем солнце сугробы, лошадку-сивку и коровушку-буренку. Он любит русские традиции, но больше он любит то новое, что определяет наш сегодняшний, советский день, что  составляет его содержание. 



В этюдах художника есть и задворки, и старый Сергиев- и пастушки, греющиеся на солнце, но картины он пишет главным  образом тогда, когда характерность, «русскость» мотива сочетается с большим и серьезным гражданским содержанием. Такие картины, как «Ночное» и «Зимой», в которых больше традиционных представлений о русской жизни, чем современности, у Барченкова очень редки. Основные его картины посвящены сегодняшнему дню.  



Н. И. Барченков—человек своего времени. Современность, живую жизнь он любит больше и сильнее традиций. В выборе тем художник всегда актуален, злободневен. О созвучности картины «В освобожденные места» настроению послевоенных дней уже говорилось. «Лагерь молодняка» появилась в 1953 году, когда проблема укрепления общественного животноводства в стране стояла особенно остро. Взволнованным языком искусства художник агитировал за лозунги, выдвинутые тогда партией.  



Есть люди, считающие, что актуальность, злободневность темы, сюжета уже сами по себе снижают художественные достоинства картины, ибо делают художника якобы не свободным в выражении своих чувств. На примере Н. И. Барченкова видна несостоятельность подобных утверждений. «В освобожденные места» и «Лагерь молодняка»-—наиболее актуальные картины художника, вместе с тем — это бесспорно лучшие работы во всем его творчестве.  



Злободневность этих картин не надуманная. Их жизненность определена не внешними, преходящими причинами. Художник жил одними мыслями и чувствами с народом и, как умел, выразил эти чувства в своих картинах.  



Как-то разна встрече молодых художников Загорска с деятелями АХР А.Д.  Григорьев, рассказывая о поездке руководителей Ассоциации к И. Е. Репину в 1927 году, подчеркнул одно, весьма существенное обстоятельство, свидетельствующее о той почтительности, уважении, с которыми великий художник и вообще его товарищи — передвижники относились к выставкам к зрителю.    



«Я был тогда заместителем директора Третьяковской галереи,- рассказывает А.  Григорьев, — и имел чек Гельсингфорсского банка на 5000 рублей для приобретения произведений И. Е. Репина.  



Я сказал об этом Илье Ефимовичу. Он ответил, что пишет мало, а что написал, то все уже продано и, кроме этюдов, у него ничего нет. Тогда я предложил купить этюды. «Мы, передвижники‚ против выставки этюдов»‚— сказал Репин".  



К сожалению, эта прекрасная русская традиция -участвовать на выставках главным образом картинами, сейчас в значительной мере утеряна. И то, что Н. И. Барченков на выставки предоставляет, как правило, картины, является одной из положительных его сторон, свидетельствует о большом чувстве ответственности художника перед зрителем.  



Часто приходится слышать утверждение, что хорошо композиционно организованный и прописанный этюд или даже просто большой удачный этюд уже есть картина. Кое-кто картиной объявляет всякий этюд. вставленный в раму. Все эти разговоры и практическая работа как в этом «этюдистском» направлении, так и у натуралистов, описывающих свои «картины» со специальных театрализованных постановок, ведут к принижению искусства живописи как формы выражения больших гражданских чувств, настроений, идей.  



Барченков никогда не путает двух понятий — «этюд» и «картина». Он всегда решает свои холсты, отбирая в результате целенаправленной этюдной и эскизной работы то главное, что более всего помогает донести до зрителя волнующие художника мысли и чувства.  Для лучших картин Н. И. Барченкова характерен простой, лаконически выраженный сюжет. При этом большое значение художник придает силуэту.  



Именно эти черты прежде всего определяют силу картин «В освобожденные места», «Ночное», «Зеленеет», «Лагерь молодняка» и «Зимой».  



Особая роль в этих картинах отводится пейзажу. Настроение природы решается так, что оно поддерживает, углубляет основную мысль произведения, дает ей чувственное выражение. Без этого сюжет становится не средством выражения темы, а иллюстрацией единичного факта. Поздние сумерки с последними всполохами зари на мерцающем небе, с глубокой тенью, покрывшей землю, и стригунок-жеребенок, прильнувший к кобылице  («Ночное»), дружные всходы хлебов и нежный румянец восхода («Зеленеет»), морозец белой русской зимы и пара крепких, словно сбитых лошадок («Зимой») — это неразрывно связанные между собой элементы, крепкая основа картин.  



И, наоборот, одной из главных причин неудач некоторых работ Н. И. Барченкова является то, что художник, решая их, слишком малое значение уделил поискам того состояния неба, земли, вообще всей природы, в которой разворачивается действие картины. Однообразные, спокойно-серые, безликие утра и дни, которые встречаются в некоторых картинах Н. И. Барченкова последних лет, не могут дать никакой эмоциональной настроенности сюжету.  



Привычка серьезно и долго работать над картиной, компоновать, отбирать главное, увидеть остро сюжет часто приводит к тому, что некоторые этюды Н. И. Барченкова несут в себе задатки хорошей картины. Подчас они смотрятся как удачные первоначальные эскизы. 



К таким этюдам можно отнести очень эмоциональные наброски «Лошадки» (1947), «Пастух» (1947), «Заиндевело» (1950), В них художнику удалось увидеть образ. Голая снежная степь,  серое чужое небо, поземка, и на ветру, у стога сена две жмущиеся друг к другу лошадки; чуть проглядывающая зелень травки,  блеклые весенние дали и лицо пастуха, открытое ласковому пригревающему солнцу. Так лаконично, но проникновенно, с душой решены эти этюды.



Перечисленные работы, кстати, и написаны очень живо и свежо, что не всегда, особенно в последнее время, удается Н. И. Барченкову. Наряду с такими этюдами, как серия зимних пейзажей с солнечными сугробами, голубоватыми тенями, холодком инея (1956-1957) и серия штудий раннего летнего солнышка на купах деревьев (1955) — этюдов интересных прежде всего правдивостью и свежестью живописного решения, у художника появляются суховатость и жесткость живописи в некоторых картинах («Утро на ферме»), портретах («Портрет художника Б. Т. Лискова») и этюдах (серия пейзажей, привезенная художником с Саян). Тематическая картина в творчестве Н. И. Барченкова занимает главное место. Но художник много работает и над пейзажем-картиной и особенно над натюрмортами. На выставке представлены оба эти жанра характерными холстами. Вечер ранней весны с ее обнаженными холмами, остатками снега в логах и переливами старого золота в небе («Весна»,1955) — это любимый пейзаж Н. И. Барченкова, а большие эффектные букеты полевых и садовых цветов — традиционные для него натюрмортные картины.



Пейзажи и натюрморты Н. И. Барченкова выставлялись на многих больших выставках. Так, например, на республиканской выставке 1949 года были — «Цветы садовые», «Цветы полевые» и «Троице-Сергиева лавра», на выставке художников РСФСР 1954 года — пейзаж «Осенний вечер».



 



М. ГЛИНКИН

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Барченкова Николая Ивановича.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены