Восновский П. - биография художника. Галерея Артпанорама

Восновский П.

С момента опубликования статьи «Загад­ки старинных картин» прошло 14 лет. Имя П. Восновского появилось в Интернете. В руб­рике «Художественные музеи и картинные галереи России» оно значится в разделе «Госу­дарственный мемориальный историко­литера­турный и природно­ландшафтный музей­ за­поведник А.С. Пушкина Михайловское». На сайте этого музея говорится, что «ценнейшей частью собрания живописи является неболь­шая коллекция портретов конца ХVII–ХХ века. Среди живописных портретов А.С. Пушкина работа художника П. Восновского 1899 года». Мелькнуло имя художника и в сообщениях Аукционного дома «Гелос». Аукцион состоялся в рамках Московского международного худо­жественного салона в марте 2003 года. Под номером 27 значилось: «П. Восновский. „На городском рынке”. Холст, масло. 67х49. 1905 г. В нижнем правом углу подпись и дата: „Восновский 1905”. Стартовая цена 44 000 рублей».
«Портрет А.С. Пушкина» П. Восновского и его же картина «На городском рынке» с доста­точно тонкой колористической гаммой и креп­ко построенной композицией представленной жанровой сцены очень разные. Кажется, что они написаны разными художниками. Однако в обоих случаях в правом нижнем углу стоит одна и та же подпись.
И, наконец, на форуме «Художники, твор­чество, история» (ARTinvestment.RUForum) появилось еще одно сообщение, касающееся нашего художника: «Подскажите, пожалуйста, не попадалась ли Вам информация о художни­ке П. Восновском? В каталоге Государственно­го Русского музея его нет. У нас в коллекции Гатчинского дворца до 1941 года было порядка 7 портретов кисти этого художника, в том числе и высочайших особ». Сам вопрос научного со­трудника Гатчинского дворца­ музея заключает в себе информацию, представляющую несо­ мненный интерес. Хочется надеяться, что имя П. Восновского, введенное в научный оборот в связи с коллекцией Политехнического универ­ситета, откроет миру многогранного и, судя по всему, талантливого художника.
В портрете А.С. Пушкина Восновский по­ вторил позу и костюм поэта с полотна Кипрен­ского вплоть до полоски пледа на плече. Спра­ведливо пишет знаток иконографии Пушкина искусствовед Е.В. Павлова: «...до 1880­х годов, т. е. для поколений, еще знавших и помнивших живого Пушкина, образ поэта воплощался в портрете Кипренского. Он был святыней, ка­ноном» [7, с. 292].
И все же у Восновского Пушкин не такой, как у Кипренского. Иное решение художником фонового пространства придает некоторый от­ тенок демократизма общей живописной кон­цепции этого портрета. «Я не якшаюсь с новой знатью», – писал Пушкин. Лицо поэта на порт­ рете выражает работу мысли, а не задумчивость, как это было принято в эпоху романтизма. «На лице Пушкина написано, что у него тайного ни­ чего нет. Разговаривая же с ним, замечаешь, что у него есть тайна – его прелестный ум и знания. Ни блесток, ни жеманства в этом князе русских поэтов. Поговорив с ним, только скажешь: „Он умный человек. Такая скромность ему при­ лична”», – вспоминал один из современников Пушкина.
Был ли заказчик у П. Восновского и как этот портрет оказался в университетском со­брании? Найти ответ помогает прижизненная зарисовка во время праздничного застолья «Пушкин в гостиной у Мусиных-Пушкиных в 1832 году». Автор этого графического экспром­та – художник Григорий Григорьевич Гагарин (1810–1893). Не признававший даже возмож­ность иллюстраций своих сочинений, Пушкин сам предложил Г.Г. Гагарину оформить одно из своих изданий. Сохранились рисунки Гагарина к «Пиковой даме», «Руслану и Людмиле». Зна­ чит, Пушкин доверял его вкусу, художественной культуре и мастерству! Карандашный набросок Гагарина «Пушкин в гостиной у Мусиных­-Пуш­киных в 1832 году» оценивается специалистами как «блестящий образец», в котором «счастли­во» удалось то, что не удавалось никому, – смех Пушкина. Это единственное изображение сме­ющегося Пушкина.
Возможно, сам ректор Политехнического института – сын художника, пользовавшегося исключительным доверием Пушкина, – стре­мясь отметить в институте пушкинский юби­лей, заказал П. Восновскому этот портрет или приобрел уже готовый (известно, что такой же портрет имеется в Музее А.С. Пушкина в селе Михайловском).
К произведениям коллекции, воскреша­ющим жизнь пушкинской поры, относится и картина «Портрет гитариста». Любопытно, что первый «Гитарист» в русской живописи поя­вился тогда, когда Пушкин начал писать роман в стихах «Евгений Онегин», где он вспомнил гитару как непременную гостью увеселений провинциального быта:
Зовут соседа к самовару, А Дуня разливает чай; Ей шепчут: «Дуня, примечай!» Потом приносят и гитару И запищит она (Бог мой!) Приди в чертог ко мне златой!..
Тема человека с гитарой в значительной сте­пени являлась живописным отзвуком пушкин­ских произведений. Многие стихи поэта стали романсами, и их наигрывали на гитаре. В жи­вопись эту тему впервые ввел В.А. Тропинин. Его живописные персонажи близки творчест­ву Пушкина и продолжают пушкинскую тему «маленького человека». Знаменитые «Пряхи» и «Кружевницы» Тропинина представляют целую сюиту «барышень­-крестьянок» в живописи.
Источник информации:
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2’ 2012
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены