Смолин Александр Александрович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Смолин Александр Александрович (1927 - 1994)

В триптихе «Колхозницы Дагестана»—первой большой работе Смолиных — общий «фресковый» строй композиции, совмещение станковых и монументальных принципов, чрезвычайно распространенное в работах тех лет, не исключают жизненной непосредственности, поэтичности образов. Настроением тишины, спокойствия, светлым лирическим чувством проникнуты группа женщин в центре, фигуры молодой матери с ребенком, девушки с ягненком на руках в боковых частях триптиха. Сам замысел и сюжетная основа картин «Полярники» и «Зверобои», написанных в результате поездки на Север, в Арктику, характерен для живописи начала 60-х годов. Покорение неизведанных просторов Сибири, Севера, целинных земель Казахстана, сильные, волевые люди в реальной, трудной обстановке показанные скупо и точно, без прикрас — вот тема этих картин. Строя композицию, Смолины опираются на принцип, лежащий в основе ряда картин, созданных в этот период, — изображение крупных, господствующих в пейзаже или интерьере фигур, не связанных между собой действием, властно приковывающих к себе внимание зрителя. Но важно, что у Смолиных этот замысел, этот принцип получает оригинальное претворение: в их картинах появляется своя интонация, свой лейтмотив, который можно определить, как преодоление обыденности, будничности. В «Полярниках» и в «Зверобоях» очень строго и сдержанно, но отчетливо звучат романтические ноты восхищения суровой красотой северной земли, мужеством, упорством человека. Эта романтика смолинских полотен глубоко органична, рождена всем ходом художественного мышления, здес нет искусственности, «заданности», ничего «привнесенного извне», лежащего на поверхности. Сюжетный мотив «Полярников» предельно прост. Краткие минуты отдыха. Полярники изображены в повседневной, рабочей обстановке. Н в самих героях акцентирована не простота «обыкновенность» рядового человека, одного и многих. Напротив, подчеркивая их сдержанность сосредоточенность, как бы устанавливая дистанцию между ними и зрителем, художники позволяют почувствовать незаурядность характеров интеллектуальность, волю, энергию этих людей Композиция полотна строгая и рациональная, построенная на остром линейном ритме, светлая колористическая гамма, в которой преобладают хо лодные сине-голубые тона — все передает атмосферу Дальнего Севера, ледяного полярного без молвия. В этих картинах природа, пейзаж являют ся не фоном, не дополнительным, хотя i существенным аккомпанементом (как это былс еще в триптихе «Колхозницы Дагестана»), но средой, органически связанной с образами героев Значение пейзажа-среды, его роль в общем эмо циональном строе произведения особенно ясно ощущается в картине «Зверобои». Фигуры людей составляют композиционный и колористический центр полотна. Пустынный берег, заброшенный сумрачный, необжитой край — суровость природы подчеркивает силу и отвагу зверобоев. Темная масса земли, изрезанная глубокими складками, словно живет и пульсирует, наполненная внутренним движением. У края картины развертывается великолепный натюрморт с тушами громадных рыб, канатами и раковинами. Сложная живопись картины, наполненная тональными и цве товыми контрастами, усиливается почти графической ясностью рисунка, что является органически присущим Смолиным качеством — рисованием цветом. Здесь обнаруживается свойственное и впоследствии работам Смолиных желание «преобразить» натуру средствами живописи. Смолины не знают будничных, проходных «нейтральных» мотивов. В картине «На границе», появившейся после путешествия по Таджикистану и написанной, по словам автора, «целиком с натуры», они не боятся выдвинуть на первый план холста изображение пограничной будки. Но строгое, конструктивное, подчиненное логике всего строя картины, сочетание плоскостей стен, как бы обрамляющих неподвижно застывшую фигуру часового, их контраст с острыми пиками гор на горизонте сообщают полотну напряженность, ощущение четкости, точности, царящей на пограничной заставе. Нет ничего удивительного в том, что после произведений, посвященных современности, образу современного человека, Смолины обращаются к новой для себя историко-революционной теме, позволившей художникам с особенной полнотой и глубиной, по-новому реализовать те романтические устремления, которые обозначились в их прежних работах. В картине «Стачка» своеобразно, в «смолинском» ключе преломились новые тенденции в советском искусстве, обозначившиеся в середине 60-х годов и свидетельствовавшие о завоевании новых рубежей. Более того, «Стачка» явилась одной из первых в нашей живописи картин, где воплощен высокий духовный смысл события в его гигантском, всеобщем масштабе. Не частный, пусть характерный, исторически достоверный эпизод, но самый дух времени, его романтика, драматизм составляют ее содержание. Тема революционной ситуации в канун 1905 года, прозрение народа, пробуждение его к активной революционной борьбе звучит мощно, торжественно. Заводской двор, заполненный толпой рабочих, приобретает значение символа — не мертвенного и абстрактного, но рожденного живым наблюдением, претворенным в живописный образ. Вздымающиеся вертикали столбов и труб, подчеркнутые вертикальным форматом полотна, чередование арок и окон, контраст свободного пространства в верхней части картины и плотной людской массы внизу создают особую музыкальность композиционного ритма. Красный цвет взметнувшегося знамени — основной колористический аккорд — ассоциируется с разгорающимся пламенем: его отсветами пронизаны все живописные отношения в картине. Внешняя статичность композиционных элементов разрушается сильным, сложным взаимодействием красного, черного, коричневого, сообщающим напряженность, внутреннюю динамику каждому сантиметру полотна. Словно на наших глазах возникает могучий заряд энергии, зреет огромный запас нерастраченных сил. Толпа рабочих сжатая, срезанная краями холста, кажется огромной, беспредельной. Но это не «толпа вообще», не безликая масса: человек, держащий древко знамени, седой рабочий, женщина в черном платье — это индивидуальности, характеры, данные в том же торжественном ритме, с той же мерой обобщения, что и весь живописный и композиционный строй. Художники не фиксируют «сиюминутность» мгновенно схваченной характеристики, но выражают длящееся во времени состояние духовного единства, самоотреченности, готовности к борьбе, к жертвам. В «Стачке» сказались новые для Смолиных воздействия живописи итальянского Ренессанса (особенно фрески), изучения древнерусского искусства. И это органично отражается в сложной ткани картины, не умаляя самобытности ее решения, ее современного звучания. «Стачка»—не только важный, значительный этап в творчестве художников, но и серьезная веха в нашей исторической живописи, картина, оказавшая воздействие на ход ее развития. В пейзажах, написанных Смолиными в середине и второй половине 60-х годов, особенно глубоко воплощена одухотворенность природы, ее поэзия, ее недоступная поверхностному взгляду жизнь. Мотивы этих пейзажей всегда просты — все дело в их живописной интерпретации, в богатстве и одновременно сдержанности колористической гаммы. «Таджикский пейзаж»—это, собственно говоря, «портрет» земли, занимающий всю поверхность холста, пересеченный горными складками, стволами больших голых деревьев, населенный маленькими фигурками людей, вносящих в картину ощущение обжитости, живого дыхания современности. Ничего внешне декоративного, никакой экзотики. Все реально и достоверно, строго. Но насыщенность и глубина цветовых сочетаний зеленого, синего, коричневого, пространственное решение пейзажа, как бы увиденного сверху, сообщают полотну эпическую широту — пейзаж звучит как мечта художников о прекрасном, благодатном крае, его вечной, нетленной красоте. Романтическим, тревожным настроением проникнуты небольшие полотна «Старые суда» (пейзане написан Александром Смолиным) и «Старые лодки», в которых необычайную силу и напряженность приобретает синий цвет. Темные громады отслуживших свой век старых судов, вздымающиеся на фоне синего неба, таят в себе что-то загадочное, кажутся печальными и величественными. Черные силуэты накренившихся, прибитых к берегу лодок, пронзительное синее небо, со светлыми бликами — так возникает образ природы, охваченной смятением и беспокойством. Выразить средствами живописи самую суть явления, сделать живопись непосредственным, активным выразителем эмоций, отношения художников к выбранному мотиву — таким стремлением отмечены работы Смолиных, написанные в последние годы. Это новый, еще далекий от завершения период в их творчестве, период поиск экспериментов. Художники усложняют живописную фактуру, они как бы «вспахивают» кисть красочный слой холста, не оставляя ни одно инертного, необработанного места; они создав на полотне сложную красочную поверхность, густую, пастозную и динамичную, где в сложны неожиданных вариациях, сопряжены синий, к ричневый, темно-красные, черные цвета. В то же время в их работах всегда сохраняете живая, глубокая, полнокровная связь с натуре — поэтому такой яркой выразительностью обладют их полотна, изображающие льва, кабана, голубей... Смолины ищут новых для себя путей решении тем большого, общечеловеческого звучания, прибегают к элементам гротеска, экспресси разоблачая отвратительную, античеловеческу сущность фашизма. В их мастерской зреют замыслы будущих вещей, интересных, сложных, посвященных истории и современности. Для Смолиных каждый новый холст — это новая трудная жизненная и художественная задача, всегда требующая от них мужества, упорства, полной и беззаветной отдачи твоческих сил. И. Акимова

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Смолина Александра Александровича.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены