Коржев Гелий Михайлович - биография художника. Галерея Артпанорама
Арам Ванециан (1901-1971)

В сентябре 2019г.,  в выставочном пространстве Артефакта, в левом крыле, при участии галереи АртПанорама проходит персональная выставка талантливого российского художника армянского происхождения, Арама Ванециана.

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Коржев Гелий Михайлович (1925 - )

Гелий Михайлович Коржев - народный художник СССР, академик АХ СССР-
один из ведущих советских живописцев, творчество которого посвящено темам Революции, войны, отражению героических, наполненных гражданским пафосом событий, происходящих в жизни Родины. Главный герой его произведений-советский человек, созидатель, строитель нового общества.
Коржев—автор сюжетных тематических полотен большого общественного звучания, писал он и жанровые полотна. Наиболее известные произведения художника: 
триптих «Коммунисты», серия «Опаленные огнем войны», картины «Влюбленные», «Уличный музыкант» и другие.  
«Мы художники своего времени, и одна из главных наших задач быть духовными летописцами современности»,— говорит Г. М. Коржев. Его вдохновляют не повседневность, а решающие, узловые события сложной и героической жизни Родины. Коржев изображает не отдельные эпизоды, а стремится передать саму духовно-эмоциональную атмосферу времени, а это всегда более трудно и особенно ценно в работе художника.
Творчество Коржева проблемно. Главными он считает темы Октябрьской революции и Отечественной войны. Художник создает живописный памятник советскому человеку — своему современнику.
Картины Коржева лишены привычных композиционных решений. Пронизанные сложным философским смыслом, они несут в себе черты глубокого поиска и новаторства.
Пристально исследуя жизнь, Коржев никогда не оставляет зрителя равнодушным. Его картины заставляют думать, сопереживать.
Гелий Михайлович Коржев родился в 1925 году в Москве. Отец его был архитектором. Атмосфера искусства окружала будущего художника с раннего детства. Одиннадцати лет Коржев начал посещать районную художественную студию.
В 1939 году в Москве открылась средняя художественная школа, куда был принят и Коржев. Когда прогремели первые залпы Великой Отечественной войны, Коржев, вместе со школой, эвакуировался в Башкирию. В 1944 году он был принят в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, который окончил в 1950 году по мастерской замечательного художника и педагога С. В. Герасимова.
Впервые на Коржева обратили внимание в 1954 году, когда на Московской молодежной выставке, одним из энтузиастов и организаторов которой был сам Коржев, появилась его картина «В дни войны». Она свидетельствовала о том, что в советское искусство пришел молодой, талантливый художник, ищущий свою тему в живописи.
Картина проста по сюжету: в холодной и темной мастерской, накинув на плечи потертую, солдатскую шинель, перед пустым белым холстом, на котором нет еще пока ни одного штриха, сидит художник. Он глубоко задумался над своим будущим произведением и на мгновение как бы отрешился от окружающего... А война ощущается во всех деталях картины: крест-накрест заклеены стекла окна, еще теплится печка-времянка, на которой стоит закопченный чайник, краюха черного хлеба лежит на столе. На стене висит плакат «Родина-мать зовет!», с которого устремлен суровый и мужественный взгляд женщины, призывающей к защите Родины.
Успех первой работы Коржева, верно передающей напряженную атмосферу военного времени, во многом объясняется тем, что изображенное было не только увидено, но и пережито самим художником. Так же как и герой картины, работал он в темной и сырой мастерской, так же переживал суровые военные зимы...
После удачи картины «В дни войны», в которой впервые прозвучала эта суровая тема, зрители с интересом ждали новых работ Коржева. Но путь художника — это сложная и непрямая дорога. Понадобились годы трудных, мучительных поисков, большой упорной работы по совершенствованию мастерства, чтобы найти свой собственный стиль, свои сюжеты и образы.
Художник не может точно определить время, когда у него зародилась мысль написать картину «Влюбленные», но он помнит, что она долго не давала ему покоя. «Эта картина шла очень мучительно,— рассказывает Коржев,— мне представлялась сцена: берег моря, две фигуры, мотоцикл... Это как-то увиделось сразу, но кто эти люди, какова их биография — я не знал, и композиция не завязывалась... Случайно, как-то, я разговорился с одним, уже немолодым человеком, который был скромным лаборантом в одном институте. Он рассказал о себе, о своей жизни: мальчишкой ушел на гражданскую войну, потом организовывал колхозы, был двадцатипятитысячником. Когда началась Отечественная война — ушел добровольцем в ополчение, был ранен... И вот жизнь этого простого человека, так тесно переплетенная с жизнью Родины, показалась мне значительной и интересной. Я понял, что такого человека я люблю, что он мне близок и дорог. И как только начали складываться черты моего героя, картина ожила, у нее появилось содержание, смысл...»
Сложная и неустроенная жизнь вернувшегося с фронта солдата, его трудная любовь — тема картины «Влюбленные» (1959). Полная размышлений о судьбах людей, переживших войну, она не оставляет зрителя равнодушным.
Более сдержанным и суровым стал живописный язык Коржева; камерные сюжеты его больше не интересуют. Отказавшись от повествовательной манеры, характерной для его жанрового цикла, стремясь к лаконизму и выразительности художественной формы, Коржев исключает лишние детали, его прежде всего интересуют персонажи картины, они занимают все пространство полотна.
В 1960 году на выставке «Советская Россия» Коржев показал триптих «Коммунисты»—одно из наиболее значительных своих произведений. Здесь идейно-творческая концепция Коржева обрела глубокое художественное выражение.
Триптих «Коммунисты» посвящен рядовым солдатам Революции, их верности партийному долгу. В этой работе Коржев как бы возвращается к юности своего героя, тем годам, когда в смертельных боях рождалась новая жизнь.
«Поднимающий знамя»—-центральная часть триптиха, задуманного, как единое целое.
...Булыжная мостовая перерезана железом трамвайных рельс. В центре фигура рабочего. Полный решимости победить или умереть, он встает навстречу врагу, подняв простреленное знамя, выпавшее из рук убитого товарища.
Образ борца Революции, дорогой и близкий художнику, дает почувствовать величие и благородство идей коммунизма, за торжество которых отдавали свои жизни безвестные герои, поднявшиеся на борьбу за свободу.
Правая часть называется «Интернационал». Здесь тоже идет жестокий бой—«последний решительный». Только двое остались в живых — боец-красноармеец с развевающимся алым знаменем и стоящий с ним рядом горнист... Несмотря на свою конкретность и реальность, образы, созданные художником, полные романтики и красоты подвига, воспринимаются зрителем, как символы бессмертия героев Революции.
Левая часть триптиха — «Гомер» ...Только что отгремели последние залпы гражданской войны, и простой солдат завоевал себе право быть художником. Постижение тайн творчества дается ему с величайшим трудом, но настойчивость, упорство этого вчерашнего воина заставляют верить и в его победу в искусстве.
Коржев не случайно завершает свой триптих картиной «Гомер». Место художника в жизни общества становится вторым главным мотивом его творчества. В 1961 году он пишет картину «Художник», рассказывающую об обреченности и одиночестве человека человека искусства в капиталистическом мире, а в 1962 году — создает полотно «Уличный певец», где изображает слепого музыканта, вынужденного зарабатывать свой горький хлеб на улице.
В этих картинах тема творчества тесно переплетается с темами людских судеб, конфликтов и противоречий эпохи.
Пятичастная композиция «Опаленные огнем войны» ото продолжение истории современника, патетический рассказ о тех испытаниях и утратах, которые выпали на его долю в суровые годы Великой Отечественной войны. В этом произведении большого общественного звучания мужественное, суровое искусство Коржева воскрешает героические факты пережитого. При этом он использует своеобразный художественный прием как бы увеличенного кинокадра.
Образный язык Коржева стал еще скупее, сдержаннее, выразительнее. Окончательно отказавшись от какой-либо повествовательности, он сосредоточивает все свое внимание только на лице человека.
Серию открывает картина, которая называется «Проводы». ...Молодой солдат уходит на фронт. Он нежно прощается со своей юной невестой.
Завершает серию полотно—«Старые раны». Характерная деталь: пожилой человек, лежащий без сна, кажется постаревшим солдатом, который обнимал на прощание свою любимую в первые дни войны. Как говорит сам Коржев, в своей композиции он не стремился показать жизнь одного и того же человека, однако герои художника безусловно напоминают друг друга, они чем- то похожи, все они прошли через суровые испытания войны.
Когда в 1964 году на выставке «Москва — столица нашей Родины» были показаны первые картины из серии «Опаленные огнем войны», они вызвали горячие споры. Некоторые критики обвиняли Коржева в том, что он слишком подчеркивает физические страдания, как бы «рассматривает раны через лупу».
Утверждая своим искусством идеи гуманизма, добра, справедливости, страстно протестуя против возможности новой мировой войны, Коржев не боится показать трагическое в судьбе своих современников. Инвалид войны у Коржева (картина «Следы войны»)—это прежде всего жизнеутверждающий образ. Всматриваясь в его израненное, обожженное лицо, видишь не только рубцы и шрамы, но восхищаешься мужеством, стойкостью, внутренним достоинством этого человека, вынесшего на своих плечах бремя борьбы с фашизмом. Коржев не отвлекается на мелочи, не ищет красивого. Типизируя характеры своих героев, отказываясь от всех лишних деталей, он достигает предельной лаконичности и монументальности образного строя.
Одна из самых значительных картин композиции «Опаленные огнем войны» — «Мать». Седая женщина, которая закрывает натруженной рукой скорбное, горестное лицо, трактуется Коржевым как обобщенный образ Матери-Родины, оплакивающей своих погибших сыновей.
Центральная часть композиции — «Заслон»... Притаившись в окопе, гитлеровцы выставили у бруствера старика, крестьянку с ребенком, чтобы ими защитить себя от атакующих советских солдат. Глубоко продуманная и построенная композиция подчеркивает саму идею картины: бессмертны жертвы фашизма, память о них живет
в сердцах миллионов людей.
Силой своего мужественного таланта Коржев в страшном, порой трагическом раскрывает жизнеутверждающую сущность характера простых советских людей, которые выстояли и победили в самой жестокой из войн. В них мы узнали исто В них мы узнали историю целого поколения.
Жизнь настоящего художника — это всегда поиск, исследование, стремление проникнуть в глубины действительности. В полной мере это подтверждает творчество Коржева — художника, гражданина и патриота.
Н. Баркова
Дополнительная информация:
Для своего собрания галерея АртПанорама купит картины Гелия Коржева.
Тел. + 79035098386
Константин Борисович Назаров "В сталепрокате"Назаров К. Б."В сталепрокате"
Федор Александрович Модоров "Заседание"Модоров Ф. А."Заседание"
Константин Николаевич Корыгин "Натюрморт с рыбой"Корыгин К. Н."Натюрморт с рыбой"
Александр Иванович Саханов "Натюрморт с раками и дичью"Саханов А. И."Натюрморт с раками и дичью"
Николай Иосифович Витинг "Александр Пушкин"Витинг Н. И."Александр Пушкин"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-18все права защищены