Корин Павел Дмитриевич - биография художника. Галерея Артпанорама
Барвенко Виктор Петрович (1933-2016)

Выставка графических работ художника открылась сегодня в салоне Артефакт.

На выставке представлено более 50 работ советского периода.

 

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Корин Павел Дмитриевич (1892 - 1967)

Павел Корин народный художник СССР (1962), действитепьный член АХ СССР (1958), лауреат Государственной премии (1952), Ленинской премии (1963). Учился в МУЖВ3 у К. А. Коровина и
С. В. Малютина в 1912 -1916 гг. Испытал влияние М. В. Нестерова, с которым был в дружбе.
Преподавал в ГСХМ в Москве в 1918-1919 гг., МГХИ им. В. И. Сурикова в 1950 г. Руководил реставрационной мастерской ГМИИ в 1932 -1959 гг., был художественным руководителем ГЦХРМ им. академика И.Э. Грабаря с 1960 по 1964г.
Писал исторические картины, портреты и пейзажи. Создал ряд монументальных произведений в мозаике. Основное дело Корина- работа над картиной, называемой М. Горьким "Русь уходящая. Множество созданных к ней этюдов и эскизов - наиболее значительное в его творчестве. Их отличает могучая лепка формы цветом в соединении с возвышенностью и монументальностью классического искусства итальянского Возрождения, несомненно повлиявшего на формирование коринской манеры. По идее художника, в картине "Русь уходящая" современность осмыслялась в категориях всемирно-исторического процесса. Портреты Корина парадно-репрезентативного типа выражают не столько индивидуальность изображенных лиц, сколько волевое напряжение, собранность, духовный подъем (портрет А. Н. Толстого, 1940). Пейзажи Корина эпичны, часто панорамного типа. Художник предпочитает растянутый горизонтальный формат, создает монументализированные образы природы ("Моя Родина", 1928 -1947).
.
Павел Дмитриевич Корин родился в 1892 году в семье потомственных иконописцев в Палехе. Красота русской сельской природы, своеобразная атмосфера иконописной мастерской окружали его с детства, накладывая отпечаток но формирование художественного вкуса и на восприятие окружающего мира. Окончив в шестнадцать лет сельскую иконописную школу, Павел Корин становится иконописцем. Однако вскоре решает продолжить свое образование на этот раз у художников-живописцев и уезжает в Москву. 
В Москве настоящим учителем, помощником и другом на всю жизнь стал для Корина знаменитый русский художник Михаил Васильевич Нестеров. По рекомендации Нестерова в 1912 году Корни поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества в класс К. А. Коровина и С. В. Малютина. Окончив училище в 1918 году, он становится впоследствии в нем преподавателем. В эти годы большое влияние на Павла Корина оказывает личность Александра Иванова. Как бы следуя по пути своего великою предшественника, он изучает творчество мастеров итальянского Возрождения, копирует фрагменты картины Иванова "Явление Христа народу", рисует античные статуи, натурщиков.  
Постепенно рождается замысел создания значительного монументального полотна. В 1929 году он начинает писать отводы с натуры для большой картины «Реквием», которая сначала задумывается как изображение ‚ естественного народного шествия. Работая над этюдами, Корин создает образы старого уходящего уклада жизни, который он хорошо знал я наблюдал с детства. В этом обращении к уходящему прошлому были некоторый оттенок мифотворчества, сложные поиски истоков национального своеобразия русской исторической жизни. Поэтому. когда А. М. Горький в 1931 году увидел этюд к картине, он посоветовал назвать ее не «Реквием». а  «Уходящая Русь». По замыслу на картине должна была быть  изображена торжественная служба в Успенском соборе  Кремля.  
Все поиски, сомнения художника и интересные находки видны в его удивительных этюдах-фрагментах к «Уходящей Руси». Одним из лучших является этюд «Отец и сын» 1931 года, на котором изображены в рост две фигуры: могучий старик в длинной свободной "толстовке" с красивой головой, высоким лбом с задумчивым сосредоточенным лицом и окладистой длинной бородой, написанный со скульптора-самоучки, резчика по дереву, Сергея Михайловича Чуракова, а рядом с ним чем—то похожий на отца, но совсем другой, постриженный под "скобку", с мягкой маленькой бородкой, изображен ныне известный реставратор Степан Чураков. И отец, и сын, могучие, оба внутренне сосредоточенные ‚ погруженные в себя. являют собой единство и различие двух поколений.  "Отец и сын" не только портреты конкретных людей, но собирательный художественный образ народных типов, приоткрывающий народную душу, самобытую и талантливую.
По приглашению Горького Корин уезжает в свое первое путешествие по Италии. Там он знакомится с подлинниками великих итальянских мастеров. Монументализм, чистота форм, значительность образов, присущие этим произведениям, оказали большое влияние на творчество Корина. 
Побывав в Соренто у Горького, Корин по предложению Алексея Максимовича начал работать над его большим портретом. Портрет Горького в основном был написан в Италии, а пейзажный фон дописывался в Москве по привезенным из Соренто этюдам. Художник выбрал для своей работы композицию портрета в рост. Высокая сутулая фигура писателя в пальто с неизменной палкой в руке четко читается на фоне Неаполитанского залива. Необычайно выразительно написано задумчивое, грустное лицо, изборожденное морщинами, лицо человека уже немолодого и неизлечимо больного. В угловатой, казалось бы, спокойно-сосредоточенной фигуре Горького одновременно есть оттенок тревожно—напряженного внимания к окружающему миру. Корин верно почувствовал тогдашнее состояние писателя, поэтому, вероятно, Горькому так понравился портрет. Значительность личности, обобщенность образа, еще более подчеркнутые выразительностью пейзажа,— все это были черты монументального портрета, но такого, где человечность и монументальность гармонически сочетались. 
После возвращения на родину Корин вновь обращается к работе над большой картиной. В 1932 году он делает ряд рисунков Соборной площади Кремля и прекрасный этюд интерьера церкви Воскресения на Остоженке. Перед иконой «Спас Ярое око» горят лампады причудливых и изящных     трёте;дчзсёёшъёзтдювьтступают цепи и металлическиа кружспа Аичается благо неровным, мерцающим светом. Этюд от. Родством и выразительностью живописи, экспрессивностью сочетания света и тени, необычностью композиции. В 1933 Году Корни пишет этюд-фрагмент к «уходящей Руси»—«Иеромонах Гермоген и схимоигумен Митрофан». Один из них, высокий старик в клобуке с седой благообразной бородой, крепко сжимая в руке крест, зорко смотрит вперед из-под нахмуренных бровей. Голова другого опущена, лицо обрамляют грива темных с проседью длинных волос и борода. Коренастая сильная фигура задрапирована в длинные темные одежды. Художник подчеркивает состояние внутренней напряженности одного и почти полной отрешенности от внешнего мира другого. Этюды Корина строились не на первом впечатлении от натуры, но являлись уже законченными монументальными произведениями, с глубоким проникновением передававшими внутреннюю психологию не только одного, индивидуального человека, но и типически-обобщенный образ целого поколения.  
Художник сам находился во внутренних противоречиях, трудно переживая бурное время великих перемен, и ему были понятны чувства героев «Уходящей Руси». И именно поэтому он так точно и безошибочно подбирал натуру для будущих героев своего произведения.  
На этюде «Трое», 1935 года, представлены женщины разных возрастов. В центре, связывая в единое целое трехфигурную композицию, изображена старуха. Старчески слабая, согбенная фигура с клюкой полна скрытой властности. Крупные черты лица, подчеркнутые резкой светотенью, твердый взгляд говорят о сильном характере. Позади нее женщина средних лет в черном платке, с простым крестьянским лицом, полным теплоты и сердечной доброты, открытая людям в радости и горе. Рядом с ней молодая —высокая, тонкая, кажущаяся как бы неподвижной. Но ее нервные чуткие руки с длинными пальцами полны движения, а порывистая фигура, плотно сжатые губы, огромные светлые горящие «нестеровские» глаза говорят о тяжелом, трагическом восприятии мира.  
В том же 1935 году Корин создает один из поразительных  своих этюдов—«Схимоигуменья Фамарь». Художник пишет схимоигуменью за несколько недель до ее смерти. Огромные печальные глаза только и живы на уже угасающем лице старой женщины. Одна вера заполняла все ее помыслы, а теперь жизнь прошла, осталось ожидание смерти. Корни сумел увидеть и передать с высоким художественным мастерством глубину и сложность человеческой жизни, композиционное построение, колорит этюда, подчиненные психологическому решению образа, свидетельствуют о глубоком постижении художником внутреннего мира изображенного лица.  
В конце 1936 года Корин пишет этюды интерьеров в московском Успенском соборе, необходимые ему для создания фона в картине «Уходящая Русь». Мерцание позолоты иконы Спаса рядом с фресками на столпах храма создает холодный нежный колорит. Именно здесь, среди фресок, икон и пепла кадил‚ на покрытых красным ковром ступеньках должны были расположиться все герои картины. Двенадцать лет пишет Корин свои этюды, работу же над композицией оканчивает только в 1959 году. Тридцать лет жизни отдает художник этому замыслу, осуществить который до конца ему все же не было суждено. Силой своего таланта, с большим художественным мастерством Корин показывает трагедию уходящего мира.  
В 1939 году Комитет по делам искусств привлекает Корина к работе над галереей портретов деятелей искусства. Эта работа непосредственно сблизила художника с новой средой, с его современниками. Одним из первых был написан портрет актера Московского Художественного театра Леонида Мироновича Леонидова. У Корина Леонидов— это жесткий, страстный и одновременно мудрый человек. Умное волевое лицо с полуопущенными веками и взглядом, устремленным внутрь себя, выражает характерную внутреннюю сосредоточенность, свойственную Леонидову как человеку, и как актеру. Прекрасно написанное кожаное кресло создает как бы замкнутое пространство и одновременно великолепный фон для портрета старого актера. Светящаяся холодным блеском темная обивка кресла контрастно подчеркивает ярко освещенные голову и руки. Корин в портрете Леонидова удивительно точно схватил и передал психологическое состояние замкнутого, но духовно сильного человека, актера-философа. умевшего в своей игре подниматься до трагических высот в раскрытии образов Достоевского, Шекспира, Гоголя. Простая монументальная и чрезвычайно выразительная композиция, сдержанный колорит и красивая фактура живописных мазков, особенно в лепке рук и головы, делают портрет Леонидова одной из больших творческих удач Павла Корина.  
Теперь художник решает приступить наконец к давно задуманной работе над портретом своего учителя Михаила Васильевича Нестерова. Живой, быстрый в движениях, умный, острый и колючий М. В. Нестеров, каким его знали в жизни, таким же и представлен на портрете работы Корина, над которым художник трудился особенно тщательно и долго. Весь образ полон энергии, мысли, активности. Остро очерченный силуэт темной фигуры особенно ярко воспринимается на фоне высокого кресла со светлой обивкой в цветочек. Портрет построен на динамике контрастных цветовых сочетаний и обобщенного силуэта. Это произведение выходит за рамки только портрета конкретного человека и представляет собой как бы собирательный образ русской интеллигенции, путь которой к идеям нового мира был мучительным и трудным. Оба портрета, Л.М. Леонидова и М. В. Нестерова, были показаны на выставке и имели большой успех. Они выдвинули автора в число лучших советских художников.  
Почувствовав уверенность в своих силах и возможностях, Корин в 1940 году пишет портреты писателя А. Н. Толстого, артиста В. И. Качалова и редкий в его творчестве женский портрет Н. А. Пешковой. С женой сына Горького Корин был знаком и дружен с 1932 года и в течение нескольких лет рисовал ее, ведя многократные поиски композиции будущего портрета. В основу портрета 1940 года лег рисунок 1938 года. Свободная поза женщины в длинном черном платье изящна и проста. Открытые выше локтя руки опираются на позолоченные витые подлокотники кресла. Красивое ее лицо внешне спокойно, внимательные глаза из-под темных бровей глядят строго и печально. Черное платье, красная книжка и сине-зеленое сукно открытого секретера с бликами позолоты и бронзы создают богатую гамму сочных локальных цветов и тонов, собранных художником в изысканный колорит. Глубоко лиричный портрет Пешковой не лишен некоторой суровости и грусти. Сложная гармония колористического и психологического решения образа свидетельствует о возросшем мастерстве художника при решении сложнейших задач портретного искусства.  
В том же 1940 году Корин приступает к работе над портретом Василия Ивановича Качалова. Наиболее удачно художник писал портреты тех людей, которых хорошо знал или творчеством которых любил. Перед искусством великого артиста он преклонялся. Высокая, стройная, очень узнаваемая фигура Качалова, с характерным жестом левой руки, держащей пенсне, с высоко поднятой головой, выразительна и монументальна на портрете Корина. Актер-трибун, актер-борец, в страстной форме высокой трагедии несущий зрителю людскую боль и веру в победу лучшего в мире‚— таким он представлен здесь. Четкий силуэт фигуры Качалова красиво выделяется на сером фоне стены, ограниченной краем секретера со статуэткой. Твердая уверенность в себе, блестящий артистизм н вдохновенная сосредоточенность— вот основные черты героя произведения Корина. Это возвышенно реалистический образ великого русского актера.  
Цикл портретов деятелей искусства Корина завершает портрет Константина Николаевича Игумнова, оконченный в начале 1941 года. Корин писал Игумнова таким, каким видел его на сцене, поэтому большую часть полотна на портрете занимает рояль: точка зрения взята сверху так, чтобы были хорошо видны руки артиста и струны инструмента. Запечатлеть процесс создания музыки и творческое состояние музыканта в момент ее рождения—вот труднейшая задача. положенная художником в основу портрета Игумнова. Корину удалось передать особое творческое напряжение человека, полностью погруженного в мир музыкальных образов и звуков. Свет, падающий со спины, резко и контрастно высвечивает неподвижную фигуру, и особенно легкие чуткие руки... Мягкие черные тона и черная блестящая лакированная поверхность открытого рояля контрастируют с пылающим красным фоном.  Необычное экспрессивное решение композиционного и колористического построения портрета помогли художнику воссоздать атмосферу творческого процесса выдающегося музыканта.
Начало Великой Отечественной войны застает Корина за работой над эскизами мозаичных панно для Дворца Советов. Корин не выезжает из Москвы, он по-прежнему работает в своей мастерской на Пироговке. В это тяжелое для страны время, время больших потерь и великого народного подвига, по новому зазвучали имена полководцев - освободителей и защитников земли русской: Михаила Кутузова, Дмитрия Донского и Александра Невского. Комитет по делам искусств летом 1942 года, начав нодготовку к большой выставке «Великая Отечественная война», предлагает Корину написать историческое произведение. Новгородский князь Александр Ярославович - мужественный воин, славный защитник Руси - становится героем большого триптиха «Александр Невский». Центральная часть триптиха представляет собой живописное полотно, сильно вытянутое вертикально вверх, где всю поверхность холста занимает написанная в рост фигура Александра Невского. Князь, одетый в доспехи русского воина, крепко сжимает рукоять огромного меча. В построении композиции взят низкий горизонт, отчего вся фигура становится грозно-монументальной и четко выделяется на фоне неспокойного неба; ветер развевает боевое знамя с изображением лика гневного Спаса. Героический образ воина, защитника родной земли, был показан Кориным ясно, значительно, лаконично и как никогда, отвечал событиям времени. В 1943 году Корин заканчивает весь триптих, левая часть которого получает название «Северная баллада», правая — «Северный сказ». Образам русского народа, красоте Русской земли посвящениы эти произведения. «Северная баллада»—это посвящение Русской земле, Русскому Северу, населенному мужественным и свободолюбивым народом, под стать могучей северной природе. Правая часть триптиха-  «Северный сказ» написана Кориным как сказ о древних русских землях. В центре композиции опирающаяся на палку согбенная легонькая фигурка старушки с милым добрым лицом, исконно русские травы цветут вокруг нее. Знаменитую сказительницу северных преданий Кривополенову изобразил здесь художник. Все части триптиха, столь разные по построению, объединены единством композииионно-колористического решения и идейно-патриотической темой. Сколько душевных сил и веры в победу вложено художником в образы триптиха!  
После окончания войны осенью 1945 года Павел Дмитриевич встречается с Георгием Константиновичем Жуковым с целью написать портрет знаменитого полководца получив согласие, Корин пишет портрет урывками, долго, трудно и оканчивает его только к зиме. Жуков на портрете Корина одет парадный мундир. Лицо суровое, решительное, со слегка нахмуренными бровями и плотно сжатым ртом. Как всегда в портретах Корина очень выразителен жест рук. Многочисленные ордена и медали торжественно сверкают и переливаются на груди маршала, создавая праздничную гамму парадного портрета.  Триумф и радостъ победы, образы великих русских и советских полководцев, знамена, овеянные славой, торжественная парадность и нарядность отличают мозаичные панно, созданные Кориным для новых станций метро в Москве в послевоенный период.  
Самой большой удачей художника становится серии портретов 1947—1958) выдающихся советских художников, отмеченная впоследствии Ленинской премией. Открывает эту галерею портрет скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова, созданный Павлом Дмитриевичем в 1947 году. Монументальная композиция строится в ракурсе снизу вверх; фон, резко разделенный на темную и светлую части, подчеркивает неспокойнуто линию силуэта фигуры. Корин пишет Коненкова в простой рабочей блузе, динамичные складки которой контрастируют со спокойно сложенными отдыхающими руками скульптора. Гордо откинутая голова, развевающиеся длинные седые волосы, резкие морщины на лине, плотно сжатые губы, взметнувшиеся вверх брови создают образ человека, охваченного творческим порывом. Творец, мыслитель, сознающий свое высокое предназначение в искусстве,— таков Коненков на портрете Карина.  
Корин работает над портретом тщательно, долго. Он стремится лаконичными внешними средствами наиболее точно выразить психологическую структуру образа. Полностью его строгим требованиям к работе над образом советского художника отвечает написанный им в 1956 году портрет Мартироса Сергеевича Сарьяна. Корни создает очень выразительный профильный портрет, фоном которому служит изображение светлой стены с развешанными на ней работами самого Сармша. Контрастное сочетание черного и красного в одежде, уравновешенное цветовыми пятнами картин на стене, придает единое декоративно-красочное звучание всему портрету. Сарьяну было  уже около восьмидесяти лет, когда Корин его писал. Художника привлекает большая творческая сила могучего и радостного таланта знаменитого мастера. Особенный, характерный профиль, острый взгляд, устремленный вперед, большое человеческое достоинство и интеллект, увиденные Кориным в Сарьяне-человеке, делают более близким и понятным Сарьяна-художника. Высокая нравственная сила и значительность образа, эмоциональный, насыщенный колорит выдвигают портрет Сарьяна в ряды лучших работ советского искусства.  Мастерство и талант Корина как портретиста ярко проявились в групповой композиции художников Кукрыниксов 1958 года. Широкоизвестные, популярные мастера политической сатиры—Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов-изображены Кориным в привычной для них обстановке, в мастерской, за рабочим столом. Красив натюрморт со множеством флакончиков и баночек с разноцветными красками и рисунком на столе. Трех этих совершенно разных по характеру и облику людей объединяет в тесное содружество их совместная работа. Прекрасно передана атмосфера мастерской Кукрыниксов. Каждый из трех персонажей группового портрета написан на фоне одного из плакатов, вошедших в историю советского искусства периода Великой Отечественной войны. Такой фон еще более укрепляет единство всей композиции группового портрета, где каждая личность, существуя отдельно, является частью единого целого. Художники-сатирики, завоевавшие своим искусством мировое признание, были любимы Кориным. «Богатырской заставой» называет он свой портрет Кукрыниксов. Портреты трех художников написаны и прочувствованы Кориным глубоко индивидуально, однако каждый из них несет черты обобщения и монументальности. Яркий фон создает особый эмоциональный колорит, контрастные цветовые переходы  сочетания наполняют все полотно напряженной энергией, игрою света и тени.  Галерея образов, созданных Кориным, глубоко современна и отражает силу убеждений, мужественность и целенаправленность творческих сил человека. В портретах известных артистов, художников и знаменитых ученых художник открыл и показал индивидуальные черты характеров, в которых суме: раскрыть суть нашей эпохи. «Портреты работы Корина встанут в ряд с такими вещами, как портреты работы Перова. Крамского, Ге, Репина, Нестерова. Они удивительны по глубине проникновения в характер и самую судьбу людей, а также по силе рисунка, по выразительности живописи»„— напишет один из зрителей персональной выставки произведений Корина в 1963 году в книге отзывов.  Творчество Павла Дмитриевича Корина получило общее  признание и оставило огромный след в развитии советского реалистического искусства.  
Л. РОМАШКОВА  





Выставки и аукционы:

Дополнительная информация:

Евгений Анатольевич Расторгуев "Яблоки"Расторгуев Е. А."Яблоки"
Арам Врамшапу Ванециан "Военная Москва"Ванециан А. В."Военная Москва"
Василий Васильевич Почиталов "Батуми. Пейзаж с пирамидальным тополем"Почиталов В. В."Батуми. Пейзаж с пирамидальным тополем"
Михаил Владимирович Маторин "Суханово. Интерьер"Маторин М. В."Суханово. Интерьер"
Рустам Усманович Хамдамов "Портрет дамы"Хамдамов Р. У."Портрет дамы"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-18все права защищены