Дрючин Николай Иванович, советский художник. Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Наиболее значительные творческие открытия Николая Ивановича Дрючина связаны с достижением тех явлений нашей действительности нашли яркое художественное отражение в деревенской прозе 1960-1970-x годов. Тематические картины, посвященные анализу этого пласта социального бытия, запомнились неповторимостью их художественного строя. Самобытная по восприятию и по образному раскрытию жизни, картины эти явились весомым вкладом Дючина в наше изобразительное искусство. Прошло достаточно времени с момента их создания, но они и сейчас привлекают свежестью взгляда художника современностью содержания. Лучшие работы Дрючина из деревенского цикла раскрывают отнюдь не случайные черты отдельных, пусть даже актуальных проблем в жизни сельских тружеников, а отражают явления связанные с коренными преобразованиями села в период строительства социализма, конкретные дела советских людей - героев этих его произведений. В творческом наследии художника есть целый ряд портретов, отмеченных талантливостью исполнения, глубиной постижения и трактовки образа современника. Любителям искусства памятны и его пейзажи, особенно этюды с их высокой живописной культурной и лирической проникновенностью содержание творческой жизни Дрючин работал во всех жанрах живописи, и в каждом из них у них у него были определенные художественные достижения. И всё же лучшую и наиболее содержательную страницу его творческой биографии составляют произведения на тему трудовых будней современной колхозной деревни. Он осознал эту тему «своей» в знаменательной для нашего искусства период - на перелом 1950-1960- х годов, когда появились первые программные произведения так называемого "сурового стиля". К этому времени Николай Дрючин был уже сложившимися мастером, имевшим за плечами богатый жизненный опыт, который повлиял на формирование его тематических пристрастий. 

Родина Николая Ивановича Дрючина- алтайская деревня Нововознесенска. Здесь в 1918 году он родился в крестьянской семье.Впоследствии, уже став художником и живя в Москве, он не порывал связей с родными местами. "Малая Родина" дала ему много: и неиссякаемый, на всю жизнь, запас впечатлений, и основу для дальнейшего духовного развития. Чистые ключи детства пробивалась в его будущих духовного развития. Чистые ключи детства пробивались в его будущих произведениях то непосредственностью чувств, то поэтическим истолкованием самых затейливых мотивов и ситуаций, памятных ему по давнишним переживаниям.

Там же он и получил первые навыки в своей профессии. Уже в школе он увлекался рисованием и твердо решил стать только художником. 

Эта мечта привела деревенского юношу в Москву. В 1938 году он поступает в Художественное училище памяти 1905 года, но занимается в нем не долго. Дрючина призывают на военную службу. После демобилизации по болезни в 1941- м он был принят в Московский государственный институт,который окончил с отличием по мастерской С.В. Герасимова в 1949 году.

Идеалы и нравственные ценности его поколения складывались в сложный период нашей истории. Жизненные университеты Дрючина начались в пору колхозного строительства в российской глубинке.

Эти годы запомнились ему драматическими драматическими социальными конфликтами, крутыми поворотами человеческих судеб. Память о них подсказала сюжеты и образы его картин о коллективизации, помогла с большой достоверностью передать на полотне сцену утверждения Советской власти в деревне и другие сюжеты историко- революционной тематики. Любовь к родной земле, прочное знание народной психологии стали для Дрючина благодатным источником, из которого он черпал силу и правду жизни при изображении людей современной деревни. 

Важной вехой на пути художника к духовной зрелости были годы Великой Отечественной войны. На его глазах в тяжких условиях войны раскрывались в советских людях высшие человеческие качества. Наблюдения и переживания тех лет помогали ему решать проблему положительного героя в собственном творчестве: в центре его внимания оказывается человек, живущий прежде всего ради других, ради служения высоким историческим идеалам нашей эпохи,ради своей страны и своего народа. Другое дело, как это нравственный идеал человека ему удавалось воплотить. В одних случаях это выходило ярко и талантливо, в других- менее убедительно. Главное же состояло в том, что отныне у него появилось точное мерило духовной красоты своих современников и он неизменно сверял с ним собственные оценки изображаемых людей. 

В пору творческой зрелости Дрючин создает большую галерею портретов участников войны. Одну из картин, запечатлевшую встречу боевых друзей-ветеранов на бывшем поле сражения, художник назвал "Тридцать лет спустя". Понять и воссоздать психологическое состояние людей, снова оказавшихся во власти тревожных воспоминаний военных лет, ему помогли собственные волнения и тревоги, пережитые в грозное и суровое время.

Со студенческой скамьи Дрючин отличался трудолюбие и целеустремленностью.

Эти черты его характера счастливо сочетались с природной одаренностью и позволяли с надеждой смотреть в будущее. От этого времени сохранились значительное количество хороших этюдов. Сложнее обстояло дело с первыми опытами художника в области тематической картины. Дипломное полотно молодого автора -"Письмо товарищу Сталину от передовиков сельского хозяйства Казахской ССР"(1949)- было исполнено в духе требований времени, сказывавшимся в выборе темы и ее трактовке, которая воспринимается как обстоятельный репортаж с места изображенного событий. Сейчас не представляет труда заметить и долю косноязычная по части исполнительского мастерства. Тогда же картина экспонировалась на выставке лучших работ выпускников института, была отмечена в печати, а ее автор рекомендован в аспирантуру. 

Вслед за дипломной работой Дрючин написал несколько сюжетно- тематических картин,в исполнение которых были положены композиционно- пластические принципы, усвоенные им в институте. Издержки идейно- художественно решения этих ранних вещей молодого живописца очевидны: на всех них не лежит печать иллюстративного отношения к действительности. И можно бы не останавливать внимания на этих "пробах голоса" вступающего в большое искусство художника, не стань их недостатка очевидными и для него самого.

Он задумывает картину о первых, наиболее трудных шагах колхозного строительства на Алтае и уже в эскизах к ней стремится отойти от устоявшихся схем построения сюжета, от вялой рассудочности содержания, уподобляющей картину изобразительному комментарию реальной жизни. Но другие работы отодвинули осуществление этого замысла на целое десятилетия.

В начале 1950-х годов Дрючина учавствует в оформлении Главного павильон ВСХВ в составе творческого коллектива, руководимого А. М. Герасимовым. Работа над крупноформатными многофигурными панно "Открытие Волго- Донского канала и студенты у здания МГУ" оказались для него серьезной школой совершенствования профессиональных навыков. Не менее важным было непосредственное знакомство Дрючина с творческим опытом выдающихся советских художников А.А. Дейнекой, М.С. Сарьяна, П.П. Соколова-Скаля и многих других, писавших тут же, рядом. Вспоминая эти наглядные уроки мастерства, художник считал, что они научили его ответственному отношению к своему таланту. С этого времени для него становится правилом подолгу вынашивать идейно-образную концепцию произведения.Лишь когда судьбы персонажей задуманной картины были пережиты им " изнутри" когда он чувствовал, что их психология открывалась ему, становилась понятно -а все это требовало большой подготовительной работы, - тогда он приступал к реализации замысла. О результатах подобного подхода, без сомнения, положительных, можно судить по его полотнам «Приезжайте к нам», «Алтайские хлеборобны» (1957) и «В год великого перелома. 1929-1930-е годы"(1959). Последняя из этих картин экспонировалась на выставке "Советская Россия" в 1960 году и была отмечена как творческий успех ее автора. Каждый изображенный в ней человек воспринимается и как конкретная личность ( в одной центральных фигур запечатлен отец художника), и как персонификация определенной классовой психологии в период решительной перестройки всего крестьянского уклада. Автобиографичное, всплывшее из глубин собственной памяти события убеждает в картине правдивостью отображенного конфликта. Автор заставил говорить и действовать самих участников изображенной сцены. Подобное под силу вполне сложившемуся художнику.

К своему успеху Дрючин шел довольно долго, но, может быть, этим он и объясняется. Художник сумел подвести итог своим ранним исканиям в тематической живописи, открыл для себя новые творческие горизонты. Его потянуло писать картины о сегодняшней колхозной деревне, хотя работу в историко- революционном жанре он не оставляли впредь. Более того, здесь его ждали удачи. Вскоре после создания картины. «Дорогой отцов» он был удостоен в 1968 году звания заслуженного художника РСФСР.

Много работая с натуры у себя родине. Дрючин окунулся в гущу современной колхозной жизни и через призму истории оценил коренные перемены в общественном облике сегодняшнего земледельца. Кому же, как не ему,потомственному крестьянину,следовало браться за художественное воплощение деревенской темы.

Правда, она всегда была актуальной в советском искусстве, но на рубеже 1950-1960х годов появилась настоятельная необходимость нового, откорректированного временем взгляда на нее, отказа от сложившихся штампов в ее трактовке. Дрючин был в числе тех, кто чутко уловил это веление времени. "Почвенное" знание жизненного материала и накопленный творческий опыт обеспечили успех целому ряду его работ, органично влившихся в русло произведений "сурового стиля". Программными в этом ряду можно назвать: "В краю целинном"(1961), "Сеятель"(1963-1964), "Весенние заботы"(1964), "Труженики земли"(1973-1975), а также некоторые портреты- картины, тематически близкие упомянутым полотнам.

Дрючин создает характерный для 1960-х годов тип жанровой картины- с лаконичным сюжетом, монументализированным, укрепленными изображением человека. Автору этих произведений мы верим: в них правда о наших современниках без подгонки под "идеал". В них воссоздан мир настоящей деревни, населенной не придуманными, живыми людьми. 

В сравнении с ранними картинами Дрючин в корне меняет свой метод работы. Картина теперь не сочиняется по тщательно разработанному в мастерской литературному сценарию, а рождается прямо на этюдной стадии: компонуется на основе непосредственного впечатления. Помня о том , что композиционная "щедрость" его ранних многофигурных сцен часто переходила в излишество, он сводит к минимуму число персонажей, фокусирует внимание на изображении отдельного человека.Все строго и даже буднично в его картинах- нет в них ни занимательной фабулы, ни плакатно - эффектного апефиоза, ни условно- романтического вымысла. О рядовых сельских тружениках, изображенных на этих полотнах, можно сказать, что для них труд - внутренняя потребность и неотъемлемая часть жизни. И если назвать их вершителями истории страны, то они быть может, удивятся, посчитав, что эти слова относятся к другим, "настоящим" героям. Картины Дрючина помогают понять и осмыслить истинную роль людей труда в деле создания нашего социалистического общества.

Персонажи тематических полотен Дрючина, как правило, портретны. Во всяком случае, они " переходили" на полотно с натурных этюдов. И секрет подкупающей правдивости его картин заключался именно в том, что присущее их содержанию образное обобщение рождалось из художественного анализа реальной жизни. И еще- из четкости нравственных критериев, не позволяющих подменить жизненные явления умозрительными схемами.

Произведения, исполненные в полную меру таланта художника, принесли ему известность, но не самоуспокоенность. Жажда творческого совершенства и стремление к полноте выражения замысла заставляли его до последних лет жизни возвращаться к теме, в которой он нашел себя. Особенно много Дрючин варьировал полюбившуюся ему композицию с одной или несколькими фигурами на колхозном поле, изображенными приемом "наплыв", крупного плана. Среди этих работ встречались и самоповторения, были среди них и проходные, сделанные в спешке вещи. Но неудачи, как показало время, не заслонили собою лучших работ талантливого мастера советской тематической картины. 

Дрючин проявил себя и как одаренный портретист. Как и у многих представителей его поколения, границы жанре у него подчас намеренно размываются, портрет трансформируется в портрет- картину групповой портрет и в много фигурную композицию. При всём том художник всегда проявлял интерес к собственно портрету как специфическому жанру искусства, требующему особого призвания. И это призвание у него было. Много времени Дрючин уделял портретным эпопеи, работа над которыми предшествовала созданию жанровых картин.Их целью было выявление острохарактерных особенностей модели - позы, тестам, сиюминутного состояния, вызванное необходимостью вписать образ а конкретную «мизансцену» картины. Бопьшинство этюдов исполнены быстро, точно, мастеровито. Но бывало и так, что натурный этюд сам по себе обладал внутренней значительностью портретной характеристики, признаками уже завершенной картинной концепции. Это были счастливые творческие находки. Особенно много таких удач связано с портретированием механизаторов Ивана Голикова и Александра Миняйло. Дрючин писал колхозников и рабочих, деятелей искусства и науки. Постоянными его моделями были родные и друзья. В последние годы жизни он много работал над портретами советского военачальников. Интересны автопортреты художника.

Дрючин писал колхозников и рабочих деятелей искусства и науки. Постоянными его моделями были родные и друзья. В последние годы жизни он много работал над автопортретами советских военачальников. художника Заслуженным успехом у зрителей пользуется известное портретное полотно Дрючина 2Артист» Е. Я. Урбанский (1964) — лучшее из всего, что создано им о людях советского искусства. Хорошо выявлены в портрете неуемная творческая Энергия и гражданский темперамент Е. Я. Урбанского. Художник создал проникновенный образ замечателного актера, живущего интенсивной духовной жизнью, чуткого к проблемам своей эпохи. Интересен и «Портрет народного артиста СССР Олега Ефремова» (1982). Парадная композиция портрета подчеркивает мысль художника об общественном признании заслуг артиста. Психологическая характеристика отличается остротой и драматической выразительностью. Правда, увлекшись передачей экспрессии образа, показом предельной концентрации душевных сип, Дрючин несколько «пережимает» в художественных средствах. Этого не было в портрете Урбанского, в характеристике которого естественно сочетались гражданский пафос и лирическая задушевность. Острой характерностью наделен образ актрисы в «Портрете Э.А. Быстрицкой„ (1964), но ее одухотворенность при всей своей привлекательности кажется несколько поверхностной и мимолетной. В „портрете актрисы Нины Веселовской (1977—1978) нет усложнённости внутреннего мира , это типичный «семейный» портрет как по духовному наполнению образа, так и по интимно-бытовой сути предметного окружения.

Даже беглые наблюдения над портретной галереей людей одной профессии показывают, как по- разному в каждом отдельном случае, в зависимости от идейного замысла произведения, от особенностей видения художником конкретной личности раскрывается образ человека. Дрючин всегда стремился к тому, чтобы выбор художественных средств был обусловлен главной задачей любого портрета: выявлением в человеке личностных качеств, показом единственного и неповторимого в нем.Не всегда условия работы и возможности художника совпадали с его устремлениями, но там, где он писал со всем напряжением творческих сил, удавалось достигнуть поставленных целей.

Обстоятельностью анализа в постижении своего собственного духовного мира отличаются и автопортреты Дрючина, составляющие довольно многочисленную и интересную группу его произведений. В большинстве из них главной задачей было раскрытие психологии художника-,его способности, всматриваясь в окружающую действительность, образно воспринимать и оценивать ее, то есть выражать свое мироощущение. Эти автохарактеристики оставляют впечатление внутренней собранности и поэтической углубленности. Черезвычайно привлекательной чертой автопортретов Дрючина является отсутствие в них самолюбование и каких-либо намеков на романтическую исключительность. 

В течении многих лет тесными и плодотворными были контакты художника с советскими воинами, особенно в конце 1970-х и начале 1980- х годов. Батальных картин он не писал. Дрючин любил изображать своих героев в условиях несения повседневной боевой службы ("Старшина Николай Стреляй в дозоре", 1969) или на военно- полевых учениях (" Портрет генерал- полковника Е. Ф. Ивановского", 1972). 

Художник-фронтовик Ефим Симкин"(1944) и "Солдат"(1956).

В значительной части портретов, изображающих участников Великой Отечественной войны, звучит тема исторической памяти. Несмотря на то, что портретируемых показаны в мирной обстановке, все они словно бы не могут отрешиться от воспоминаний о минувшей войне.С большим художественным тактом это состояние передано в "Портрете генерала- лейтенанта Ф.Я. Лисицина"(1966), в котором создан образ волевого человека, много пережившего, но неизбывно оптимистического и жизнелюбивого. Введение в композицию портрета репродукции с картины Лейнеки " Оборона Москвы"объясняется желанием дать его образному содержанию вполне определенный исторический контекст. 

Менее иллюстрировано решена проблема аксессуаров в "Портрете генерала армии А.П. Белобородова"(1980): свежие цветы в вазе и журнальный столик с бумагами словно свидетельствует о живой деятельности, полной бодрости и энергии натуры изображенного здесь полководца. 

В 1971 году Дрючин написал большой холст "Тридцать лет спустя", представляющий собой групповой портрет участников битвы на Бородинском поле в октябре сурового 1941 года. Подобные сюжеты, разработанные в форме парадной композиции, получили тогда широкое распространение. Для художника работа над картиной означала постижение психологии советских людей старшего поколения, видевших смерть в лицо, но выстоявших и победивших. Он с увлечением писал коллективный портрет содружества людей, опаленных войной, внимательно всматриваясь в каждого человека, вникая в личную судьбу каждого из них. Вместе с тем он сумел передать величие их общей судьбы, каждого из них. Вместе с тем он сумел передать величие их общей судьбы, выразить объединяющее их и сегодня чувство локтя. К сожалению, картина не свободна от недостатков от недостатков, как и большинство аналогичных работ, писавшихся к знаменательным датам. Прежде всего это- постановочность по композиционным законам групповой фотографии. Сами по себе эти приемы не вызывали не вызывали бы возражения, если бы не кочевали из картины а картину, от одного автора к другому. Надо думать, Дрючин видел изъяны своего произведения. Его не оставляла мысль написать новый, монументальный групповой портрет ветеранов войны, бывших товарищей по оружию. Смерть застала художника за работой над огромным полотном, посвященным этой волновавшей его теме.

Пейзажная живопись Дрючина еще недостаточно известна широкому зрителю. А ведь в количественном отношении- это добрая половина всего сделанного художником. Он тяготел к работе над небольшими пейзажами, которые являются прекрасными образцами лирической живописи. Ее притягательная сила заключается в приветливости и открытости запечатленных художником образов русской природы. 

Дрючин предпочитал писать уголки этой природы, а не ее эпические панорамы. Его пейзажи, как правило, неприхотливы по сюжету, но примечательны непосредственностью и поэтичностью видения самых будничных мотивов. Это мог быть и деревенский двор, и часть сада за плетнем, околица села и т. п. Он писал широко, не придавая деталям самодовлеющего значения, в какой-то мере руководствуясь импрессионистическими восприятием натуры.

Красота живописи- одно из привлекательнейших свойств пейзажных работ Дрючина. Чувство цветовой гармонии помогало ему добиваться цельности декоративного впечатления. Эффект живописности достигался приемом вылавливания красочных пятен друг в друга. При пастозности мазка консистенция краски не ощущается: она преображена художником в цвете, в эмоциональной аналог реальности. 

Как это не порадоксально, но Дрючину, признанному мастеру тематических произведений, меньше удавались пейзажи- картины. Может быть, сознавая это он редко писал их.

У художника были свои темы и свои любимые герои. Его работы, проникнутый духом современности, охотно принимались на выставки. Казалось бы, он имел все основания быть довольным. Но в последние годы жизни художник испытывал чувство горечи. У него не состоялось ни одной крупной персональной выставки. Подвести творческие итоги он так и не успел. Настоящая выставка, которую он уже не увидит, организована в осуществление его желаний.

 

Основные даты жизни и творчества. 

1918- 29 октября - родился в деревне Нововазнисенска (б.Томской губернии)

1938- поступила в Московское областное художественное училище памяти 1905 года.

1939-1940 служба в рядах Красной Армии

1941- 1949 учился в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова.

Преподаватели: С.В. Герасимов,Н.Х. Максимов. 

1949- 1951 учеба в аспирантуре при Институте живописи,скульптуре и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, Руководитель А.М. Герасимов.

1951-1983 - принимал участие во всех крупнейших республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках 

1968- присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР

1983-21 декабря - Скончался в Москве.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены