Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884—1967) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 1)

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884—1967) относилась к младшему поколению «мирискусников». Младшая сестра Е. Лансере, она рано вошла в круг художников, обладавших культурными навыками нового времени. Не получив систематического специального образованна, она тем не менее своим трудом поставила себя в ряд выдающихся мастеров начала века. 

Серебрякова не приняла ретроспективизма «Мира искусства». Концептуальность не была ей свойственна. Радостное приятие жизни, отсутствие склонности к стилизму кажется, выводят творчество Серебряковой из границ, очерченных «Миром искусства». Однако культурность живописи, ориентация на великие реалистические примеры прошлого и настоящего незримо удерживают её в орбите если не "Мира искусства", то "Союза русских художников"

Одна из первых ее работ — «За туалетом. Автопортрет» (1909) — выходит за круг «аристократических» сюжетов. Можно бы было сопоставить это произведение с серовским «портретом Г Л. Гиршман» (1907), где аристократка занята своим туалетом, но интерпретация личности у художницы совсем иная. Картина Серебряковой представляет собой бытовой, даже интимный план, намеренно выставленный напоказ зрителю. Но интерес заключен не в нем, а в отчетливой, объемной форме, выполненной светлыми красками. «За туалетом»- это автопортрет, поэтому тема быта отступает в сторону перед яркой живописью‚ преимущественно спокойных белых в слабых оттенках цветов, Которыми исполнена красивая женщина в энергичном повороте. 

Другая работа, уже полностью бытового плана, — «За завтраком» ( 1914) — предельно натурная‚ рисует обаятельные лица детей, прописанные с психологическим тщанием. В работах «Мира Искусства» бытовой жанр изменил свой характер. Ранее, в ХIХ веке, считалось, что бытом обременено только низшее сословие. Поэтому жанр рисовал неприглядную картину низовой российской действительности. У Серебряковой бытовой жанр угратил негативную оценку жизни. Быт («За туалетом») обрел привлекательность, потерял социальную напряженность, выказал свою многогранность, различные уровни содержания. В этом видение задач жанра. Серебрякова показала тяготение к идеологии «Мира искусства», но не «Союза русских художников», в произведениях которого социальный мотив явно ослабел, но тема низшего сословия, народная тема, озабоченность проблемами народа сохранилась, переведенная теперь в план разбора сюжетных взаимодействий, свойственных в том числе и, литературному произведению, что является неоспоримым свидетельством следования литературного описания за визуальным видением реальности. Посему неверно обвинять изобретательное искусство в литературности, иными словами, в описательности. Описательность — это первостепенное свойство изобразительного искусства, ибо оно описывает предметно, а не уподобляет. Изобразительность, описательность являются прерогативой всех визуальных искусств, а литература преобразует видимый просмотренный мир в описание посредством художественного слова. Изображение является прямой задачей изобразительного искусства, незаменимым его свойством, в то время как литература изображает опосредованно, средствами словесности. 

Совсем иная характеристика крестьянок дана в картине «Беление холста» (1917). Все они в каких-то странных позах, в случайных разворотах, неожиданных движениях. выстроенная с «лягушачьей» перспективой сцена кажется танцующей, композиционно не собранной. Красота живописи таится в одежде: активно-красно-сдержанно- зеленой и белой с множеством оттенков, придающих материи ощущение хрупкости и разноликой красоты белого цвета. Композиция монументализирует изображение, придавая ему значительность, а крепким и стройным крестьянским женщинам - изящество. В такой необычности чувствуется поветрие поисков обязательной новизны,популярное в среде авангардного творчества и обязывающее совершать находки во всех случаях, даже если они не соответствуют замысленный теме. В изяществе женских фигур видится связь с «мирискуснической» эстетикой. 

Сцена бытовая но из быта извлекается нечто несущественное, что служит лишь поводом к разыгрыванию цветового и композиционного действа. Жанр обесценивается. И эта утрата компенсируется облагороженными образами, не похожими на ХIХ век, и удивительно чистыми локальными звучаниями цвета, так откровенно в своей незамутненности не применявшегося со времен романтиков или Ренессанса, где цвет звучал, как симфония, а не лепил объемы и не промазывал плоскости. «Беление холста» Серебряковой можно рассматривать как альтернативу «Мытью холста» (1910) Гончаровой независимо от того, намеренно или случайно Серебрякова избрала ту же тему. При сопоставлении этих работ видно,как Серебрякова сохраняет высокий градус поэтизации и даже идеализации натуры,подобно тому как это делал Венецианов. Гончарова приземляет образ деревенской жизни, придавая ему определенную социальность.

Тем не менее эта приземленность несет большую правду о земле и работающих на ней крестьянах, нежели высокая поэзия Серебряковой, ненамеренно снижающая уровень правдивости. Эта антиномия легко разрешается, если оба произведения несут равный художественный потенциал. В иных случаях предпочтение отдается не новизне, не оригинальности, не социальной содержательности или любому другому качеству, но только эстетическому превосходству Чистота образов бытового жанра, равно как и живописи, закрепилась Серебряковой и в последующей ее работе на крестьянскую тему: «Крестьяне» (1914). 

Это полотно наиболее приближено к теме. Образам картины присущи чистота и ясность души. Именно этим качеством они напоминают венециановский крестьянский типаж. Тема трактована без тени социальной укоризны. Изображены народные типы без сентиментальности и приукрашивания. Есть предположение, что моделью крестьянина послужил отец художницы Е. А. Лансере. Скромность типажа парадоксально сочетается с монументальным исполнением и предельной предметностью цветовой обрисовки.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены