Абрам Ефимович Архипов (1862-1930) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 1)

Обозрение Архиповым северных деревень имеет грустно-лирическую интонацию. Зеленовато-коричневая гамма — результат высветленной палитры — создает спокойные цветовые ритмы. Протяженный, словно обволакивающий предметы широкий мазок соответствует светлым краскам неяркого неба и выбеленных ветром деревянных построек («На Крайнем Севере», 1900; «Северная деревня», 1902; «На Севере», 1909—1910). Север сыграл в русском искусстве большую роль. Он высветлил палитру и словно открыл реликтовые свойства природы, национального быта, русской архитектуры. Север сохранил печальную русскую равнинность, обремененную холодом и безмолвием. И это открытие пространств и ритмов, воплотивших неведомые ранее переживания далекой русской земли, существенно обогатили её живописный образ.

Для творчества Архипова примечательно продолженное освоение крестьянского типажа, колоритных крестьянских образов параллельно с А Рябушкиным. С. Ивановым и Ф. Малявиным. Красочные архиповские бабы (Гости», 1914; «Крестьянка», 1916). жизнерадостные, крепкие, прописанные сочным цветом, явились противоположностью и его северным пейзажам, и его драматичным «Прачкам» (1899). 

Принцип подхода к образу такой же, каким он был разработан в передвижнеческом творчестве; внимание к простому человеку утверждение его человеческого достоинства, исключающего момент социального и культурного неравноправия. Несмотря на гуманистический смысл передвижнических образов, крестьянский персонаж смотрелся аборигеном, пришедшим с другого континента, хотя бы и расположенного рядом, через дорогу, где живут другие люди, соотносимые с культурным и состоятельным сословием, как меньшие братья со старшими. В крестьянской теме Архипов искал национальный типаж. Его одетые в яркие национальные костюмы бабы являлись как бы носительницами национального идеала. Свобода живописного письма, мастерство будто подразумевало свободу мироосознания оптимистичных персонажей художника 

Несколько позже Архипов начинает повторяться. Его крестьянки 1910-х годов ничем не отличаются от крестьянок 1920-х годов. Демократичность тем и портретных образов живописца прочерчивала линию, за которой находилась другая интерпретация деревенской жизни и крестьянского типажа. Два близких Архипову художника — Малявин и Рябушкин — почувствовали и сумели воплотить: первый — крестьянскую, народную стихию, второй — патриархальность, даже ритуальность и неизменность жизни, например, в картине «Чаепитие» (1905). Характеры прописаны точно и остро, но статичность неспешной жизни, выраженная в развернутой композиции, где персонажи словно позируют зрителю‚ стала распространенным приемом у художников вплоть до 1980-х годов. Безусловный бытовой жанр в картине «Чаепитие» утратил свою безусловность. Пределе всего исчезла инсценировка взаимодействия персонажей. Режиссура строится вроде как просцениуме, где действующие лица сидя за столом демонстрируя и себя, и устойчивую ритуальность русской простонародной жизни. Сцена напоминает демонстрацию национального типажа людей определенного социального и культурного круга. В этом можно усмотреть продолжение социального искусства второй половины ХIХ века, которое все более и более теряет социальную напряженность, замененную новой проблематикой — национальной выраженностью предмета изображения, будь этот предмет человеком, явлением событием, видом действия, ландшафтом, образом мысль поведением, характером и т. п. — всем, что несет в себе специфические национальной выраженностью предмета изображения, будь этот предмет человеком,явлением,событием, видом действия, ландшафтом,образом мысли, поведением, характерами.т.п. - всем,что несет в себе специфические национальные черты русских. 

Очень важная черта традиционного искусства, его реалистической образности — это отношение к картинной жизни как к продолжению жизни реальной, как перенесение этой жизни в искусство методом отбора и усиления образности, при которой профессиональное пользование изобразительными средствами позволяет новые краски в создании образов. Происходит своего рода трансплантация жизни со всеми проблемами и страстями в искусство. Поэтому возникает убежденность в истинности проводимых идей. Демократический подход к народной тематике разделился, по крайней мере стилистически и содержательно, на два потока. Реалистическая тенденция с натурной пластикой составляла традицию, берущую начало, возможно, еще в творчестве Венецианова и венециановцев, которая прошла поэтапно через искусство передвижников и резонировала в творчестве «Союза русских художников». 

Другая тенденция словно усматривала демократизм искусства в перенесении на плоскость холста народного сознания,каким оно виделось из интеллигентского далека. За основу бралась не оценка и не анализ реальной жизни. а как бы форма проявления народного сознания, которое почему-то представлялось в виде упрощенного народного искусства, его примитивных форм — изобразительного фольклора. Примитив поднимался до уровня профессионального искусства, а также применялся в форме мотива, который варьировался по вкусу Художника. Этот поток связан с именами Ларионова‚ Гончаровой, Бурлюка, Шевченко, а также «бубнововалетцев». О них них ниже. Жизнь персонажей Архипова, Рябушкина, Малявина, Кустодиева самодостаточна, в них не чувствуется влечения к грохочущей за железным забором цивилизации. Крестьянский мир - это особый континент с осовремененной традиционной жизнью. Поэтому новый крестьянский мир с новыми характеристиками, новым восприятием мира — это художественное открытие, значительно более существенное, чем введение раздельного мазка или аксонометрия кубика. Искусство гуманистично по своей природе, оно обращено к человеку не бездушными конструкциями и демонстрацией технических средств, а эстетическим результатом человеческого общения, выводом из людских взаимоотношений, ценностями духовного порядка и т. д. Так что новизну этой функции искусства невозможно оставить без внимания, тем более что творчество «Союза русских художников» совершало открытия именно в этом, традиционном для всего мирового искусства плане.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены