Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Защитникам Отечества посвящается.

Каждый год 23 февраля страна отмечает день воинской славы - День защитника Отечества.

К этому дню галерея Артпанорама приурочила выставку картин художников советского периода «Защитнику Отечества посвящается».

В экспозицию вошли картины художников студии Грекова: Адольфа Евгеньевича Алексеева, Николая Викторовича Денисова, Петра Тарасовича Мальцева, Сергея Георгиевича Антонова, Николая Васильевича Овечкина,  Виктора Константиновича Дмитриевского. Дополнили экспозицию работы мариниста Евгения Александровича Львова, художника Иосифа Михайловича Ильина, Константина Борисовича Назарова , Екатерины Сергеевны Зерновой, Анатолия Михайловича Титова и других.

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 1)

Менее величественно, более привязанно к быту, но красочно и колоритно воссоздал старину Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954). Его картины «Московская слобода», «Старая Русь» (Обе — 1910-е) «Из культа прошлого» (до 1908) полны ощущения времени, осязаемого деревянного города теплого, уютного, благоприятного для жизни. 

История переведена в лирический план. Ощущение тишины и покоя, жажда которых, видим, ощущалось в начале века, сообщает произведениям художника задушевность, расходящуюся с напряженностью его времени. Удаление в историю можно рассматривать как уход от современных катаклизмов, но при этом дух истории всегда присутствует в произведениях. В этом отношении интерпретация исторических работ «союзников» и близких им художников реалистической ориентации противостоит суриковской драматизации истории. Опоэтизированная старая Россия толковалась беспроблемно‚ и в этом было сходство с бытовым жанром многих "союзников" и академической исторической живописью.

Не только в историческом жанре, но и в портрете, бытовой картине и пейзаже на рубеже веков столкнулись две идеологии, которые разделили искусство не только стилистически, но и образно. В этом отношении «показательно» вел себя пейзажный жанр, в котором просматривалась особенность, отличающая его от ХIХ века.

Нечто зарожденное в ХIХ веке как-то истончилось в пейзаже начала ХХ века. ХIХ век налаживал контакт с Божьим миром, с природой, стремился понять и отразить его привлекательные стороны. Принцип «общения на расстоянии» оставался ведущим для пейзажного творчества. Поиски контактов в ХХ веке перешли в душевное общение с миром. Естественно, они намечались, произрастали и раньше, но человек ХХ века почувствовал свою единоприродную сущность, что особенно сильно выявилось в творчестве «Союза русских художников»

Жуковский сопереживал усадебной жизни, Юон радовался христианским праздникам, Коровин - повседневному быту обычных людей на природе и в городе, Туржанский работал в деревне вникал в жизнь мохнатых лошадок и т. д. и т. п. Общение — это сопереживание с тихим белым светом, которым полнилась душа человека, это единое дыхание с миром. Другие концепции художественных объединений имели или схожие, или особые отношения устоявшемся миром вещей.

В творчестве «Союза русских художников» доверительность общения усилилась интимными интонациями. Природа стала собеседником художника. Начала превалировать тема природы для человека, а не человека в природе, как раньше. Изменение тональности лирического переживания привело к соответствию его с живописью, которая обогатилась усилением эмотивности, воплощаемой тончайшими оттенками и полутонами, при которых один верно наложенный мазок зажигал мотив сильным чувством, подчиняя ему переживания художника. Живописная пластика в общем не выходила за пределы нормы, хотя цвет слабо форсировался; композиция обострялась терялось спокойное повествование, в связи с чем наметилось побуждение преодолеть былые живописные условности. Аристократичная изысканность цвета, уныло-меланхоличная мотивация сюжетов отвечали эстетике «Мира искусства», что и породнило идею объединения с «Союзом русских художников». Но "Союз" был неровен, а "Мир" страдал переизбытком эстетизма. Отсюда - естественное расхождение через несколько лет.

Пожалуй, только два художника Абрам Ефимович Архипов (1862-1930) и Леонард Викторович Туржанский (1875 -1945) -обращались к печальному бытию деревень и свежесть вольного полевого ветра. Другие "союзники" оставили эту тему в ХIХ веке, достигнув там лирических образов скромной, но верной натуре живописью.

Этот «досоюзный» период открыли в первую очередь крестьянские сюжеты К. Коровина и В. Серова. А драматическое состояние разоренной деревни отразилось в произведениях С. Коровина («На Миру», 1895) и С. Иванова («В дороге. Смерть переселенца», 1889). Тему обездоленной России продолжил М. Гермашев, но уже в ХХ веке: «Грузчики на Волге», «Богомольцы», Сомкнувшись здесь и с С. Коровиным, и с Л. Поповым, И с Н. Касаткиным и с А. Архиповым. Таким образом, имела место не совсем симметричная разделенность городской и деревенской тематики. «Мирискусники» тяготели к первой, «союзники» — ко второй. А. Архипов наряду с такими живописцами как В. Серов, К. Коровин‚ В. Переплетчиков, Н. Пинегин, А.Борисов, осваивал тему древних русских земель, расположенных по берегам Белого моря и Мурмана.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены