Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 1)

Время передвижников — это эпоха буржуазных реформ, сопровождаемых разорением трудящихся масс и их крайним обнищанием. Начало века — это время революционной борьбы, которая, как ни странно, значительно сузила диапазон социальной интерпретаций событии. Такого сильного, эпохального образа, как «кочегар» Ярошенко, в искусстве начала ХХ века не существует. К нему приближено лишь творчество Николая Алексеевича Касаткина (1859-1930) годов, например, в картине «Углекопы. Смена» (1895) — монументальном полотне, где напряжение каторжного труда передано густой живописной массой, разработанной множеством оттенков темного цвета, в месиве которого возникают очертания шахтеров с горящими угольками красных глаз, передающих драматическое напряжение тяжкого существования человека. Задача живописание, черными, разной тональности красками трудна,но художник избрал едва ли не единственно возможный путь в создании социально емкого образа. Это было тем более трудно, что в русской живописи уже были известны методика импрессионистов и практика куинджиевского декоративизма, под влиянием которых началась эпоха обновления цвета. освобождения его от темных теней передвижнической живописи 1870-х годов, растворения предметов в воздушной среде. Перед Касаткиным не стояла задача формальных поисков и тем более изысков. Главный интерес заключается для него в образном постижении реальности — центральной проблеме искусства. В этом смысле художник продолжал традиции ранней реалистической школы, прошедшей через коррективы искусства 1860—1870-х годов и передвижников. Это открытие новых сторон жизни, воплощаемое в том числе и в не используемых ранее типажах. Шахтеры — один из них. Картина «Шахтерка» (1894), рисующая образ женщины из низов, интерпретирует его оптимистично, что подчеркнуто и серо-сиреневой красочной гаммой, внушающей впечатление богатства внешнего мира. 

Картина «Буревестник» посвящена теме людей труда. Но решена она тем не менее не столько в социальном, сколько в лирическом плане. Определенным образом она перекликается с картиной Лепажа "Деревенская любовь". Эта реалистическая линия, берущая на Западе начало в творчестве Курбе, вспыхивала оригинальными продолжениями в разных странах, к примеру в Бельгии, Скандинавии, Италии. Там она была характерна для 1890-х годов. В России эта традиция, возникнув в те же 1890-е годы, продолжалась в 1920—1950-х годах. Так же как во Франции художники «Сhаt noir» (объединения «Черная кошка») или немецкие протоэкспрессионисты являли собой переходную фазу к искусству ХХ века, к новой стилистике и тематике, рождая образы, не похожие на искусство ХIХ века, так и Касаткин представляется фигурой с новыми интересами и старой стилистикой. Социальная тема, значительно ослабленная в напряжении, вызвала непосредственный интерес у живописцев «Союза русских художников». Правда, она привлекала их возможностями поиска скорее национального характера, нежели социального типажа. В разных стилистических манерах он был свойствен А. Архипову, Ф. Малявину, Б. Кустодиеву и другим мастерам. 

«Союз русских художников» и близкие к нему живописцы почти единственные в начале ХХ века удерживали внимание к простому человеку. Гуманистическая направленность их творчества приводила постановка нравственной проблематики. В их работах судьба человека, условия его бытия, его духовные запросы сохраняли наследие нравственности ХIХ века и одновременно переводили их в область более тонких и чувствительных духовных волнений, где сама личность человека могла уступить место его переживаниям, что особенно отчетливо проявилось в жанре пейзажа. Однако последнее не означало, что проблема человека отодвигалась в даль пейзажного горизонта, просто характер гуманизма переводился в другой регистр.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены