Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Выставка "Советская жанровая картина".
В Артефакте открыта выставка "Жанровая картина советского периода" из собрания галереи АртПанорама"
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Работы Петра Ивановича Котова можно встретить на всех значительных выставках, а также в музеях Москвы, Ленинграда, Баку, Киева, Астрахани. Его произведения по праву заняли место в постоянной экспозиции национальной сокровищницы русского искусства-Государственной Третьяковской галлереи. Лучшая работа последних лет—портрет академика Н. Д. 3елинского -отмечена Сталинской премией. Все это свидетельствует о том, что правдивое, реалистическое искусство П. И. Котова получило признание широких народных масс. 

Петр Иванович Котов родился в слободе Владимирской Астраханской губернии в 1889 г., в семье крестьянина-иконописца. Первые впечатления детства, связанные с нехитрым искусством отца, оказались решающими для Котова, разбудили в нем мечту стать художником. сельской школе товарищи уже величали его «художником», а учителя, также заметившие его дарование, поручали ему копировать различные рисунки.

С годами мечта об искусстве крепла, росла и привела 14-летнего Котова в Казанскую Художественную школу. Отсутствие элементарной подготовки сказывалось на его первых работах, но огромное желание стать художником помогло преодолеть все препятствия. Отлично закончив школу в 1909 г., Котов поступает в Академию художеств. Первый этюд натурщика был отмечен П. П. Чистяковым, замечательным педагогом, воспитавшим таких первоклассных мастеров как Репин, Суриков, Серов и оказавшим заметное влияние на многих советских художников. В конце первого учебного года Котов переходит в мастерскую Рубо, а затем к Н. С. Самокишу, под руководством которого и заканчивает академический курс. Профессора Академии были не единственными учителя П. И. Котова. Второй школой и богатым источником художественных впечатлений были для него собрания Русского Музея и Эрмитажа, которые он внимательно и серьезно изучал. В Русском Музее его особенно привлекают работы Репина, Сурикова, Серова. Годы Формирования творческой личности П, И.Котова были годами кризиса реалистического искусства связанного с общим кризисом всей буржуазной культуры. 

Кубисты, футуристы открыли яростный поход против реализма в искусстве. В Академии шли горячие споры о задачах и целях искусства. Петр Иванович Котов был в числе тех, кто взял на себя трудную, но почетную задачу—сохранить и продолжить традицию большого русского идейного искусства. Дипломной работой, состоявшей из двух жанровых картин— небольшой картины «Письмо с родины в окопах» и сложной большой композиции «Сбор на охоту», принесшей П. И. Котову звание художника, заканчивается для него период учения. Великая Октябрьская социалистическая революция застала П. И. Котова в родном городе Астрахани. Он группирует вокруг себя местных художников, готовых, как и он, служить революции. Ими создается местный художественный музей, профсоюзная художественная студия, позднее преобразованная в высшие художественные мастерские. В 1923 г. П. И. Котов переезжает в Москву. В том же году он вступает в АХРР-организацию, сыгравшую значительную роль в развитии советского искусства. В период острой борьбы между реалистами и формалистами эта организация объединила крупнейших советских художников реалистического направления, боровшихся за возрождение живописи большого идейного содержания и поставивших свое искусство на службу революции.

В числе этих художников был и П. И.Котов. Он выступает с большими полотнами на всех“ выставках АХРР.“ Его лучшие работы этих лет: «Чонгарскии бой» к выставке «10-летие РККА», «Гибель Чапаева», «Красная Пресня 1905 г.»‚ «Расстрел рабочих на Трехгорке», «Штурм Перекопа». Характерна для этого периода картина «Бой у Горбатого моста», рисующая один из эпизодов революционных событий 1905 г. в Москве. Сплоченность отряда, страстная увлеченность боем убедительно переданы художником. В те же годы: он впервые обращается к образу советского рабочего, который в дальнейшем станет одной из центральных фигур его творчества. В «Кочегаре» (1925 г.) он дает собирательный образ труженика нового социалистического общества. В эти годы над всеми работами художника довлеет темная красочная гамма. Сказались результаты недостаточной работы с натуры. В «Кочегаре» эта Чернота живописи достигает такого предела, что художник почувствовал необходимость избавиться от нее. найти свой собственный живописный стиль. Он едет в Среднюю Азию, где много пишет с натуры. Упорной работой он достигает, наконец, того, к чему стремился. Правда на первых порах темная красочная гамма сменяется излишней яркостью, пестротой локальной окраски. Лишь постепенно с годами цвет квартирах П.И.Котов приобретает легкость прозрачность глубины. 

Работы, написанные художником в Средней Азии, готовились им для 8-й выставки «Жизнь и быт народов СССР»- эти полотна представляли собой бытовой жанр, который был близок П. И. Котову с первых шагов его творчества. Художник стремится уловить ростки нового быта, ищет образы новых людей Востока (портрет бухарского революционера), но характеристики его в этих работах еще не глубоки, восприятие жизни несколько поверхностно. В 1933-36 гг. П. И. Котов много разъезжает по Советскому Союзу. Эти поездки показали ему, какие огромные перемены произошли в стране за годы советской власти, дали возможность ощутить ритм ее трудовой жизни. Эти годы -начало расцвета творчества художника. Из произведений этого периода (панно «Кузнецкстрой», Делегация Красной Армии на Кузнецкстрое», «Домна 1», «Кузнецк» «Сормовская верфь». «Образцовая столовая в Донбассе») выделяется картина «Домна 1». Это не только бесспорно одна из лучших работ художника, но и одно из вдохновейнейших произведений советского индустриального пейзажа. «Домна 1» по праву заняла место в постоянной экспозиции советского искусства Третьяковской галереи. В этой роботе П.И. Котову удалось показать одну из существеннейших сторон нового социального строя нашей страны- вдохновенность романтику свободного труда. 

Тема «Домна 1» с успехом развивается художником таких работах, как «Сормовская верфь». Небольшие фигурки людей почти не видны в картине и впечатление осмысленного человеческого труда‚ передано художником необычайно убедительно. Сложный переплет лесов, окружающих корабль, мощь его как бы вырастающего из воды корпуса, подъемные краны на берегу—все говорит о кипучей деятельности, о торжестве творческого, преобразующего начала. «Сормовская верфь»—этюд к большой картине «Красного Соромова», которую художник написал для выставки «Индустрия социализма» (1937 г.). Подготовительные работы к этой картине почти все имеют самостоятельное значение и могут быть отнесены к картине почти все имеют самостоятельное значение и могут быть отнесены к его творческим удачам.Особенно хороши портретные этюды «Ударница», «Ударник Красного Сормого», «Ударница-слесарь» и др. Их несомненные достоинства: типичное обобщение, абсолютная достоверность,точность и богатство характеристики. В них П. И. Котов, стремясь овладеть методом социалистического реализма в правдивых и простых образах показывает новый тип человека сложившийся в условиях борьбы за создание социалистического общества. 

Все это люди эпохи великой‚ стройки, огромного трудового энтузиазма, когда физический труд действительно стал радостным и вдохновенным, разительно отличие этих образов от изображения рабочих, которое давало русское дореволюционное искусство. Несмотря на внешнюю будничность их, эти образы овеяны романтикой славной эпохи. Все это простые люди в рабочих костюмах, с большими руками, привыкшими к тяжелой работе. Но лица их одухотворены мыслью, все они мечтатели, умеющие смотреть в будущее и видеть в нем великолепные плоды своего труда. К группе этих работ можно отнести и «Комсомольца» (1936 г.)‚ который отличается таким же широким типическим обобщением и той же убедительностью характеристики. В сормовских ударниках и ударницах и в этом смеющемся курносом подростке в шапке-ушанке, с пачкой газет подмышкой, торопливо бегущего куда-то, мы видим наших старых и близких знакомых. Период, связанный с «Красным Сормово», интересен и в другом отношении. В это время П. И. Котов достигает высокого живописного мастерства, что помогает ему в правдивой передаче жизни. Небольшая работа «В доме отдыха» (1936г.)‚ написанная в светлой голубой гамме голубовато-серых и блекло розовых тонов, прекрасно передает атмосферу спокойствия и тишины вечера на Волге. 

Из трех больших картин П. Котова этих лет: «Красное Сормово» (1937 г.)‚ «Кавалерийская тревога» (к выставке «ХХ-летие РККА и Военно-морского флота») и «Садоводы в гостях у Мичурина», украшавших советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Иорке, наиболее примечательной является последняя.В ней значительность содержания, свойственная работам П. И. Котова, соединилась с выразительностью образов, созданных с большим живописным мастерством. Следующий важный этап творчества художника—картина «Заветы Ленина» (1939 г.). «В этой картине‚—-рассказывает художник,—я поставил перед собой сложную психологическую задачу: показать, как больной Ленин стремится передать своему ближайшему другу и соратнику Сталину свои мысли и желания, завершающие идею, которой он посвятил всю свою жизнь», Нельзя сказать,что этот ответственный и трудный замысел получил в картине полное воплощение. Картина далека от совершенства. Снижает её некоторая подчеркнутость мимики, но она интересна и значительна, по новой тенденции, наметившейся в творчестве, казалось бы уже вполне сложившегося художника. 

В ней П. И. Котов впервые обнаруживает серьезный интерес к психологической теме. Картина намечает путь от жанра и типического портрета первой половины его творчества к психологическому портрету последних лет (1941—1948). Искусство П.В.Котова становится более глубоким: в эти годы. Портрет, которому художник всегда уделял немало внимания, начинает занимать все более значительное место в его искусстве.Образ человека-— нашего современника в центре его творческих замыслов. Создавая портреты наших современников, он подчеркивает их типические черты.Характеристики его портретов 30—х годов еще не отличались глубиной, но привлекали удивительной жизненностью и простотой. Чрезвычайно характерен в этом отношении портрет Беловой. Глядя на эту серьезную молодую женщину со значком Ворошиловского стрелка, спокойно сидящую в кресле, мы начинаем вспоминать, где мы уже видели это лицо,где мы уже видели это лицо, которое кажется нам таким знакомым. В этом образе художнику удалось передать типические черты советской женщины: естественность манер, простоту одежды особенно характерное для советской женщины сочетание женственности с независимостью умом н внутренней силой. Портрет необычайно привлекателен по живописи‚ тонко передающей обаяние образа. 

Портрет скульптора Шадра (1936 г.) —большая удача художника и действительно заслуживает названия психологического портрета. Среди всех его произведении, написанных в реалистической манере, это одна из наиболее романтически взволнованных вещей. Несмотря на сдержанность позы и жеста скульптора,потрет полон воли и напряжения. В откинутой голове Шадра в его сосредоточенном взгляде, в опущенной руке. сжимающей стек, чувствуется покоряющая сила. Фон портрета исполнен художником с большим мастерством, в особенности в передаче света и воздуха. Портретом Шадра начинается та значительная серия психологических портретов, которую художник создал за последнее десятилетие и продолжения которой мы вправе от него ожидать. Портрет художника Сварога (1941 г.) задуман не столько как портрет художника, сколько как портрет артиста широкой и многосторонне-одаренной натуры. Сварог изображен с гитарой, готовый запеть одну из тех песен, которые превосходно помнят все, знавшие художника. Война прервала работу художника над портретом П.И.Котов с первых дней войны принимает участие в организации московских "Окон ТАСС" В эвакуации в Пензе он как когда -то в молодости в Астрахани, сплачивает вокруг себя коллектив местных художников и организует выпуск «Агитокон».

Там же написаны им «Автоматчик», «Минометчик»‚ «Пулеметчик» -сильные обобщенные образы советских воинов. Вернувшись в Москву летом 1942 г.‚ П. И. Котов вновь приступает к работе над образами советских людей, задумав создать серию портретов выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. Портреты генералов Советской Армии написаны в строгой простой манере. В портрете маршала Рокоссовского (1942 г.) так же. как и в портрете генерала Армии Баграмяна (1947 г.), центром композиции является лицо, которое красноречиво свидетельствует о доблести, уме и духовной силе советского полководца. Лицо Рокоссовского написано чрезвычайно сильно: крепко сжатые губы, уверенный взгляд и рисунок бровей придают ему выражение упорства и воли. В портрете Баграмяна замечателен проницательный взгляд, прямо встречающий взгляд зрителя. Портреты генерал-лейтенанта медицинской службы В, Н. Шовкуненко, генерал-лейтенанта медицинской службы хирурга В. Н. Шамова, академика Н. Д. Зелинского-все это большие достижения портретного искусства П. И. Котова. В этих глубоко психологических портретах перед нами лучшие представители передовой советской науки,люди творчества и вдохновенной мысли.

Если в портретах рабочих и работниц З0-х годов П. И. Котов хотел показать процессы труда, то здесь он увлечен задачей передать напряженную работу мысли, высокую интеллектуальность людей советской науки. Большую роль в этих произведениях П. И. Котова играют руки: строение руки, ее жест красноречиво передают характер модели. Тяжелая, пухлая рука Бурденко с расставленными пальцами; тонкая рука А. Шовкуненко, сжимающая карандаш; старческая, но точная в своих движениях рука Зелинского; ловкая, не по-женски сильная рука Савкиной—активно участвуют в характеристике портретов. Из четырех портретов, написанных П. И. Котовым в 1944 г., самым мастерским является портрет В. Н. Шовкуненко. В позе, в повороте головы, в быстром взгляде, в жесте обеих рук-сдерживаемая порывистая энергия. Лицо Шовкуненко отмечено печатью беспокойной, ищущей мысли. О ней Свидетельствует зоркость взгляда, легкие морщины на переносице, нервная сила в руках и фигуре.Портрет В.Н. Шамова. Близко придвинутое к зрителю немолодое лицо с прищуренными глазами и сжатым ртом,рука хирурга-говорят о воле, энергии, внешней резкости характера- соединенной с ясным умом, хладнокровием и выдержкой в минуту опасности. В портрете Марии Савкиной, инициатива многостаночного движения на заводе «Красный Пролетарий», художник снова возвращается к образу советской работницы, решая его по новому, улавливая те изменения, которые жизнь внесла в самый тип советской работницы за 10-15 лет, прошедших со времени работы художника над «Красным Сормовом». Портрет академика Зелинского-зрелое, глубокое по замыслу и мастерское по выполнению произведение художника. Образ мудрой и прекрасной старости советского ученого, исполненный непрекращающейся работы мысли и юношески неутомимой воли к творчеству покоряет зрителя своей правдой и внутренней красотой. Седые волосы, сеть морщин на лице и руках говорят лишь о физической, но не о духовной старости ученого, сохранившего всю силу своего интеллекта. Н. Н. Котов-жанрист по природе своего таланта. Он мыслит человека не изолировано от жизненной среды, но в кровных, неразрывных связях с нею, и это единство-контакт человека со своим окружением—бесконечно обогащает его образы.Человек -творец,человек деятель,который является героем портретов П.И.Котова, естественнее всего в обычной для него среде: Савкина в заводском цехе, наполненном светом и воздухом, 

рядом со своими товарищами, Зеленский в своей лаборатории, Гоголева (в портрете 1948 г.) в тиши своего кабинета, где созревают творческие замыслы новых сценических образов этой большой актрисы.

Таким образом портрет перерастает в портрет-картину, и эта новая плодотворная тенденция последних работ П. И. Котова говорит о том, что его искусство продолжает развиваться. Творческий путь художника-неуклонный подъем к искусству все большего диапазона и высокой идейности.все большего живописного мастерства. Несмотря на известную условность и однообразие колорита его искусства покоряет силу их эмоционального воздействия, искренность его искусства покоряет. Острое чувство современности, уменье обобщить и типизировать характерное явление, кровная связь с народом позволили ему создать яркие образы людей нового социалистического общества. Такие его работы, как портреты Шадра, Бурденко, Шовкуненко, Шамово, Зелинского войдут в число лучших образцов советской живописи, запечетлевших не только для нашего, но и для будущих поколений образы замечательных людей нашей страны.

Борис Алексеевич Бурмистров "Городской пейзаж."
Бурмистров Б. А.
"Городской пейзаж."
Купить картину
Борис Алексеевич Бурмистров "Городской пейзаж."
Бурмистров Б. А.
"Городской пейзаж."
Купить картину
Евгений Анатольевич Расторгуев "Мальчик."
Расторгуев Е. А.
"Мальчик."
Купить картину
Евгений Анатольевич Расторгуев "Заход солнца"
Расторгуев Е. А.
"Заход солнца"
Купить картину
Евгений Анатольевич Расторгуев "Вертушка."
Расторгуев Е. А.
"Вертушка."
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-17
все права защищены

Акция! Новогодняя распродажа до 25 декабря!
Дорогие друзья! Приглашаем посетить нашу галерею, где проходит Новогодняя акция - распродажа! Цены на работы максимально снижены и действительны до 25 декабря. Каталог акции вы можете найти на сайте, нажав на ёлочную игрушку с надписью SALE в верхней части экрана главной страницы.
С наступающим Новым годом! Хорошего настроения!