Крайнев Василий Васильевич Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

В советском изобразительном искусстве Василий Васильевич Крайнев известен как художник-пейзажист, мастер, главным образом, северного пейзажа, сумевший в своих произведениях проникновенно и правдиво раскрыть особые черты, присущие суровой природе Заполярья. В его скромных на вид произведениях много убедительной правды и суровой красоты, заставляющей зрителя внимательно вглядываться в его картины и запоминать их. В сравнении с тем, что было сделано в этой области другими художниками-Крайнев внёс в изображение северного пейзажа новое содержание. 

Картины свои он подолгу вынашивает-они являются обобщением всего увиденного и пережитого. Его произведения по достоинству высоко оценивают как советский-зритель ,так и учёные — исследователи севера. В. В. Крайнев принадлежит к тем художникам старшего поколения, которое после -Великой Октябрьской революции органично вошли в семью советских художников. Будучи учеником реалистов конца Х1Х и начала ХХ века,—таких‚ как А. Е. Архипов, С. В. Малютин и А. М. Васнецов,—он сохранил свою верность реализму даже и в предреволюциоинные годы,наиболее неустойчивые для настроений молодёжи, перед глазами которой формализм разрушал все традиции и здоровые начала в искусстве. Творческая биография Васи Васильевича складывалась далеко необычно, и к занятием живописью он подошел имея за плечами уже немалый жизненный опыт. Но тем прекраснее казалось все,что открывало будущему художника путь к большому искусству. В В Крайнев родился в 1879 году в селе Ключищи на берегу Волги. Месяцы летней навигации он еще маленьким мальчиком обычно проводил на буксирах пароходах, где его отец,проработал всю жизнь в машинном отделении вначале кочегаром, а позже помощником машиниста.

По зимам мальчик также жил с отцом в затоне, на месте стоянки парохода. Но радостей в жизни мальчика не сохранилось светлых впечатлений беспечного детства. Обучаясь в начальном городском училище, Крайнев впервые начал рисовать. Он рисовал много, с увлечением, делая заметные успехи. И, тем не менее. эти первые занятия едва ли можно считать началом его творческой биографии, так как всё, что было вслед за этим, казалось, жестоко и безжалостно вытравляло из сознания мальчика приобретённые им самоучкой навыки в рисовании. В 1891 году, в памятный для России голодный год, Крайнев двенадцатилетним мальчиком начал свою трудовую жизнь. Страх и угроза надвигающегося голода, который охватил тогда всё малоимущее население царской России, заставил отца Крайнева отпустить мальчика в люди на хозяйские харчи. Его отвезли в Рыбинск и отдали в ученье к хозяину каретного заведения. Обучаясь кузнечно-каретному ремеслу вместе с другими подростками,он с до поздней ночи находился в полной власти хозяина и хозяйки. И каждый по-своему, используя его маленькие силы, готов был не щадя награждать тумаками за малейшие провинности. По воспоминаниям самого художника жизнь его в этом каретном заведении была во многом похожа на жизнь ребятишек изображенных художником В.Г.Перовым в картине "Тройка".

С 16 лет Крайнев уйдя от хозяина‚начал работать взрослый-летом кочегаром на пароходе или грузчиком на пристанях,зимой чаще всего работал кузнецом. И несмотря на то, что работа была тяжелой и изнуряющая,в сознании все более настойчиво зрело желание учится, так как запас знании, полученных в начальном училище не мог удовлетворить пытливые запросы ума. Двадцатилетним юношей в поисках работы Крайнев с верховьев Волги попадает в Казань, и там‚ работая простым рабочим’ устраивается учится,в воскресные классы при Казанской художественной школе. К этому же времени относится и первое его знакомство с произведениями живописи. Юноша попадает на выставку картин, написанных воспитанниками художественной школы. Его особенно взволновала картина ученика Дунаева, написанная на мотив стихов Пушкина «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась». Желание учиться живописи и по-настоящему овладеть профессиональным мастерством художника заставляет Крайнева пре- одолевать все трудности. Не отрываясь от работы, он усиленно занимается рисунком, готовясь к поступлению в художественную школу, и через год, сдав экзамен, начинает своё систематическое художественное образование. Обнаружив большие способности, Крайнев получает стипендию,которая и позволяет ему,наконец, встать на путь, ведущий к большому искусству. В это время юноше был 21 год. Занимаясь в Казанской художественной школе, он смог приобрести там прочные основы художественной грамоты. Состав преподавателей был достаточно сильный, и дело воспитания будущих художников стояло на большой высоте. Помимо общеобразовательных классов там были классы научные в которых преподавали не только историю искусств, но и анатомию, перспективу, методику рисования,перспективное черчение и теорию теней. Начав с элементарного рисования, ученик переходил в класс гипсовых голов, за которым шло рисование гипсовых фигур , после чего уже начиналась работать над натурой. И только закончив эти обязательные для всех занятия, воспитанник мог переходить в специальные классы выбирая, живопись или скульптуру, архитектуру или гравирование.

Учеников, окончивших Казанскую художественную школу по испытаниям принимали в старшие классы Академии художеств и Московского училища живописи. Окончившие школу получали право преподавать черчение и рисование в средних учебных заведениях. Многое из того, что было получено Крайневым в этой школе, легло в основу его практических занятий по черчению с заводской молодежью. Уже в классных работах учеников старались постепенно подвести к решению более трудных живописных задач. Об этом, в известной мере, позволяет говорить классный портретный этюд, оставшийся у Крайнева от тех лет. В нём художник изобразил молодую женщину в розовой кофточке и соломенной шляпе с вуалью, опущенной на верхнюю часть лица. Это был классный этюд на решение живописной задачи. Надо было суметь передать неравномерное освещение лица и взгляд женщины из-под опущенной вуали, уловить сложную игру света и теней. Необычное положение лица по отношению к свету, и ко всем близлежащим цветам, бросающим на лицо цветные рефлексы, делало эту задачу действительно трудной для начинающего художника.

Хочется отметить в этом этюде большую соборность всего портретного изображения. Не одного резкого мазка ,ни одного пятна, вырывающегося из общей Цветаевой гаммы- все сдержанно, все подчинено поискам жизненной выразительности лица. Окончив в 1908 году Казанскую художественную школу Крайнев вышил оттуда настолько подготовленным, что без труда Сдал экзамен в натурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где и начал заниматься под руководством Архипова и Пастернака. Позже он перешёл в мастерскую А. М. Васнецова, являвшегося руководителем пейзажного класса. Все дело преподавания в Московском училище живописи было сосредоточено тогда в руках художников-реалистов, таких как Архипов, Васнецов, Касаткин, Малютин, Степанов и др. Молодёжь жадно тянулась в их мастерские со всех концов страны, часто обрекая себя на полуголодное существование в большом столичном городе. В её представлении это были художники, продолжатели лучших традиций идейного реалистического искусства, художники, кровно связанные с передвижниками, воспитавшиеся и выросшие вблизи крупнейших реалистов 2-й половины ХIХ века. Если представить себе общее состояние искусства, вступившего в глубокий кризис после революции 1905 года, и те бесшабашные футуристические настроения, которые проникали тогда даже в Училище живописи, можно понять, что в этой обстановке завоевать себе подлинный авторитет художнику -реалисту занимающемуся воспитанием молодёжи, было не так легко. Потому так высоко и были оценены в наши дни заслуги художников-реалистов, занимавшихся в столь трудных условиях воспитанием молодёжи, и сумевших собрать вокруг себя очень крепкое ядро молодых художников, ставших впоследствии основателями АХРР. Среди этой молодёжи и находился Василий Васильевич Крайнев, пришедший в училище уже вполне сложившимся человеком. В 1915 году Василий Васильевич окончил с отличием Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За картину "Зима", представленную при окончании, ему было присвоено звание художника живописи и присуждена премия имени Левитана. Пейзаж, написанный на натуре, изображал запущенный старый парк. В 1917 году Крайнев был приглашен к участию на выставке Товарищества московских художников. 

Товарищества московских художников. Его картины и этюды, написанные на натуре, привлекали к себе внимание мастерством исполнения. Это был первый настоящий дебют художника, получившего на выставке место для своих произведений рядом с работами известных и опытных мастеров. Не оставляя занятий живописью, Крайнев начинает учительствовать в средней школе. Педагогическая работа становится его второй профессией. В мастерской художника от этого времени сохранилось много небольших городских пейзажей, написанных горячо, смело и с большой экспрессией. Летом художник любил уезжать в Саввинскую слободу под Звенигород, и там безраздельно отдаваться занятиям живописью. Этюды, исполненные в Саввинской слободе, переносят нас к мотивам пейзажа, овеянного воспоминаниями о Левитане. Крайнев пишет деревенский пейзаж с низкими бревенчатыми избами, с маленькими сарайчиками под соломенной кровлей, на окраине ,тесно прижавшись друг к другу.

Он любит писать при мягком освещении с дня , придающем серебристый колорит всему пейзажу. Все изображенное художником в этюдах большим чувством поэтической красоты любовно и тонко с большим чувством поэтической красоты русской природы. Этюды внимательно разобраны, хорошо проработаны

 в колорите. Но в эти годы все творческие интересы художника ограничены только работой этюдом. Крайнев в этом отношении не представлял какого бы то ни было исключения. Наметившееся еще задолго до этого ослабление большого идейно-содержательного начала в искусстве сказалось, в первую очередь,на упадке большой композиционной картине, требующей идейно-художественных обобщений. Для художников-пейзажистов этюд в эти годы стал почти единственном и самодовлеющей формой в их творческих исканиях. Наряду с этюдами, написанными Крайневым в Саввинской слободе, привлекают внимание и другие работы художника, исполненные им в первые годы после революции. К ним относятся два этюда, привезённые художником с Дона, где он проводил лето в 1921 году-«Кони в степи на водопое» и «Базар в станице Цымлянской». Хорошо передана степь, окутанная тенью от надвигающейся тучи. Тесно прижавшись друг к другу, стоят настороженные кони. Подчёркнуто ярким пятном выделяется на общем приглушённом фоне белая лошадь. Красив и второй этюд—солнечный, нарядный, очень динамичный в своём цветовом решении, наполненный большим чувством жизни, бьющей через край. Но ни тот, ни другой этюд не смогли послужить материалом для дальнейшей работы над картиной. С этюдам художник выступает и на 47-й и 48-й передвижных выставках, организованных в 1922 и 1923 годах. Следующий этап в творческой биографии Крайнева отмечен его вступлением в АХРР. Войдя в семью художников,готовых своим искусством служить молодой советской республике, он старается итти в ногу с товарищами, стремится работать над наиболее актуальными жизненными темами советской действительности.Внимание художника привлекают к себе производственные темы. На помощь Василию Васильевичу приходит его педагогическая работа, занимаясь которой он оказывается теснейшим образом связанным и с производственными мастерскими, и с людьми работающими на станках. Бывший кузнец и токарь, прекрасно знал на личном опыте все трудовые процессы.

Общение с молодыми рабочими и работницами ему облегчал педагогический опыт. Для них он был не только художник, но и учитель, и старший товарищ по работе. И всё же на пути художника и здесь ясно выступили свои трудности. Он столкнулся с такими сюжетами, исполнение которых требовало навыков художника- жанриста и знания твёрдых основ реалистического рисунка, столь необходимого в работе над фигурой человека. А между тем, в годы: когда учился Крайнев, в Московском училище рисунку уделялось наименьшее внимание в классных работах учеников,—их приучали давать общее пятно, выделяя рисунком лишь отдельные выразитель Поэтому почти все работы, написанные Крайневым эскизностью и незаконченностью. Для Крайнева-пейзажиста наибольшие трудности встретились именно в изображении лица и фигуры человека, и требовала от художника дальнейшая работа в этом новом жанре искусства было серьёзной учёбы, без которой углублять содержание невозможно. Не случайно и сам художник в своей автобиографии специально останавливается на этом вопросе- "меня, как и моих сверстников,- признается он,-в школах многому научить не сумели (например,как строить картину и т.п.)приходилось постоянно нужное и необходимое постигать самостийно...)

В 1925 году, когда осуществляются командировки художников далеко за пределы столицы—на восток, юг и север‚наступает этюда и для советского пейзажиста выйти из узких рамок камерного этюда и своим искусством сказать новое слово о советской стране.Советский пейзажист едет вместе с другими художниками на встречу с новыми людьми и природой далеких окраин. В это время Крайнев осуществляет свою первую поездку на крайней север. Выбор художником столь далёкой цели поездки был сделан самостоятельно хотя и здесь сказалась,в извечной мере,связь его с учителями, много проработавшими над изображением русского севера. Именно ‚ хотя и здесь сказалась в этюдах, привозимых с далёкого севера в девяностых годах прошлого века Серовым и К.Коровины, а в девяностых годах -Архиповым,-художник впервые увидел запечатленными такие мотивы пейзажа, которые могли манить к себе его творческое воображение своей неизведанной суровой красотой. 

Приехав туда весной 1925 года с очень малым запасом знаний о жизни людей и характере природы северного края, Крайнев, к счастью, попадает в Архангельске на съезд краеведов. Он с увлечением слушает доклады, и эти вновь полученные знания по-новому помогают осмыслить многое из того, что войдёт впоследствии в содержание его северных пейзажей. Проехав из Архангельска в Кемь. он на пароходе пересекает. Белое море и начинает углубляться в Заполярье. Местом своей стоянки художник выбирает тогда ещё маленькое портовое селение. Кандалакшу,оттуда и начинает свои странствия с этюдником или альбомом то пешком, то на лодке по Кандалакшский губе. 

  В эту первую поездку он добирается до Мурманска.изучение северной природы, начатое им с лета 1925 года,он продолжает с такой же настойчивостью и в следующем году.Материалы,привезенные о том, как вдумчиво и серьезно работал художник. Он не ограничивался собиранием только этюдного материала, но стремился подкрепить эти этюды многочисленными рисунками,он почти всегда сопровождал их пояснительными записями на полях.чтобы лучше запомнить и характер берегового рельефа, и напластование различных горных пород, придающее особый колорит пейзажу, и типичное для севера мшистое произрастание на камнях.В папках у художника встречаются также зарисовки памятников старинного деревянного зодчества.Все это -материал,который и по сей день прекрасно служит художнику, являясь существенным дополнением к этюду. Интересны моченье своеобразны по мотивам и живописные этюды.Река Нива, по которой идет сплав леса, маленькая деревушка Колвица на берегу Кандалакшской губы, рыбацкие становища ,срубленная из темных бревен карельская изба,поморское кладбище с рядами резных узорчатых деревянных крестов,огромных размеров камень с глубокими бородавками выветрившейся породы -все изображенное в этих этюдах несет на себе печать правдивой жизненной выразительности. Колорит их большей частью темный, манера исполнения до крайности простая.-"Полярная ночь в бухте" и "Парусная лодка в гавани." Их содержание наполнено живыми волнующими впечатлениями. Композиционное решение обоих этюдов приближает их к картинам. В первом художник стремился передать состояние природы в полярную ночь, когда все полно ощущением чего то необычного. На небе солнце, но дневного света на изображенных предметах не чувствуется, как буто глубокая тень упала на землю. На горизонте против света темным силуэтом рисуется гора. На воде у берега золотистое отражение солнечнего сияния. В природе все полно торжественной тишиной ночи. второй этюд изображает защищенную горами бухту в час отлива. На темносиней поверхности водя слегка покачивается маленькое парусное судно- ела. Скалистые гранитные склоны гор,обращенные к воде, глубокого темнокрасного густого тона.

Всё изображённое прекрасно сгармонировано в колорите и воспринимается, как тонкий лирический образ. Говоря о первых работах художника над северным пейзажем, не надо забывать, что весной 1925 года, когда Крайнев впервые приехал на север, созидательная и преобразовательная деятельность советских людей, начавших перестраивать жизнь и природу своей страны, коснулась лишь культурных и хозяйственных центров Заполярья. Потому-то, начав своё‘ знакомство с северным пейзажем в отдалённых от центра районах, он встречал часто и природу и жизнь людей во всей их девственности. Этим и объясняется тот особый характер привезённых Крайневым этюдов—он брал из жизни природы и людей то, что в то время выражало типические черты этой жизни. Можно без конца слушать рассказы художника об этих первых впечатлениях от северного пейзажа, и удивляться его выносливости и упорству. Только суровая Школа жизни, которая была за плечами художника, могла помочь ему преодолевать бесконечную цепь препятствий и трудностей, встречавшихся на каждом шагу его странствий.

Но тем разительней и ярче были его впечатления из последующих поездок, когда он встречал города, выросшие на месте маленьких становищ, когда всё в жизни этого края заставляло с необычным волнением ощутить, когда все в жизни этого края заставляло с необычном ощутить, как неузнаваемо преобразил его своим упорным трудом советский человек.После этих первых двух поездок на север-- природа Заполярья прочно входит в круг творческих интересов художника. Поездки на север повторяются много и много раз, вплоть до 1941 года. Их прерывает только Великая Отечественная война. Начало войны застает Крайнева на Севере среди моряков Северного флота. В Течении тридцатых годов он часто чередует эти поездки с поездками на Урал, на Перекоп на побережье Азовского моря, но ведущей темой для него неизменно остается природа севера. Уже на 8 ой выставке АХРР,посвященной теме труда и быта народов СССР , он выступает с картиной "Праздник в Кремле"изображающая боевые действия красноармейских частей в годы гражданской войны в суровых условиях северной зимы. На основании этюдов, сделанных в первые же поездки, он позднее уже в тридцатых годах, пишет картину «Из города приехали», широко используя в ней пейзажные мотивы. В маленькую деревню Коловицы сообщающуюся с Кандалакшей только морем, на лодках приезжают комсомольцы с намерением поставить своими силами спектакль. С этими юношами и девушками особенно сдружился художник, живя в Кандалакше. С ними вместе он впервые попал и в эту деревню. В жизни маленькой глухой деревушке это было настоящим событием, взволновавшим и старых и малых.Оно и послужило темой для художника, попытавшегося вдвоем картине рассказать жизни людей на далеких северных окраинах. Наиболее выразителен в данной картине пейзаж. В сравнении с ним кажется недостаточно пластичной и живой группа приехавших людей, выходящих из лодок с вещами, и группа встречающих, стоящих на берегу. В последующие годы , художника манят к себе все более трудные для изображения мотивы, требующие от него большой гибкости и силы живописного языка.

Такие мотивы он встретил впервые на мурманском берегу, обращенном к Баренцеву морю, где работал лето 1928 года. Поселившись в русском становище Гаврилово, он начинает свои странствия с этюдником то на лодках, то по дикому и неприступному скалистому берегу, то в тундры—к лопарям, кочующим с оленями. Художника глубоко взволновала суровая красота этого пейзажа. Он пишет в своих этюдах неприступные скалы, у подножия которых о прибрежные камни бьётся холодная волна беспокойного Баренцева моря. И, глядя на них сегодня, чувствуешь в изображённой художником природе мощь непокорённой стихии. Особенно запоминается один из этюдов, суровый по колориту, под названием «Серый день». Большая часть поверхности холста отдана в нём изображению моря и неба. Часть берега с тёмной голой скалой как будто выступает своей тяжёлой громадой навстречу суровым волнам. Цвет в нём плотный тяжёлый, но не однообразный. колористическом решении найдено большое единство. К очень удачным этюдам принадлежит и пейзаж, на основе которого художник написал много позднее, в 1949 году, свою большую картину «Мурманский берег». 

В каждом из этюдов Крайнева, написанных на мурманском берегу летом 1928 года, находишь запечатленной какую-нибудь новую черту, характерную для пейзажа этого края. Они дают представление и об особенностях колорита и о богатстве красок северного пейзажа. В них можно увидеть и общий береговой рельеф с гранитными скалами, похожие на естественные крепости, и глубоко синие тона тяжёлой морской воды, и тёмнокрасный тон гранита выступающих из воды каменистых островов, и серебристо-серые прибрежные камни, обточенные волной, похожие по форме на диковинных морских животных. С начала тридцатых годов в северные пейзажи Крайнева входят индустриальные мотивы. К таким произведениям, в первую очередь относятся этюды, написанные в Хибинах в 1930 году. Приехав на Север в это лето , художник застал там мощно развернувшееся 

индустриальное строительство, которое заставило его красотой созидательного труда человека. На север пришла армия советских людей, вооруженных знаниями, силой и опытом, готовых освоить этот, еще так недавно пустынный край и обратить его несметные богатства на службу Родине.. Из произведений этого года обращают названиями: «Жемчужина Севера», «Вуд-явр-чорр», этюды под названием «Восемнадцатый километр по дороге к соцгороду»,«Строительство электростанции», «Озеро Большой Вуд-явр» на этюды Хибиногорской тундры, изображающие становища лопарей с оленями. Почти все эти этюды были показаны художником на выставке. «За полярным кругом», устроенной им совместно с М.М. Беринговым в 1932 г. Очень интересен по своему содержанию маленький этюд, написанный на строительстве электростанции. Изображенный здесь мотив мог бы быть темой большой картины. Особо выразителен в нём гористый на берегу которого поднимается строительстве электростанции. быть темой большой картины. суровый пейзаж с озером, на берегу которого поднимается небольшое каменное здание электростанции. Оно прекрасно вписалось в этот пейзаж и воспринимается, как цельный образ, волнующий своей суровой мощью. 

Густая пелена тумана, закрывшая горы,как буто движется, наползая из глубины на передний. Холодный ветер гонит этот туман, открывая просветы голубого неба, но общая цветовая гамма пейзажа остаётся неизменно суровой. Художник дает нам почувствовать, таким образом, те неимоверно тяжёлые условия, в которых человек, побеждая стихийные силы природы, трудился над освоением советского севера. Написав в это лето большое количество этюдов, Крайнев решается устроить в Хибинах в местном клубе выставку своих произведений. Там это была первая выставка картин с изображением советского севера, и общественность города с большой теплотой приветствовала художника. В местной газете появилась пространная обзорная статья, а художнику были посвящены стихи. С этими же хибиногорскими этюдами автор выступает и в Москве, на выставке, посвящённой пятнадцатилетию советской власти. В последнюю поездку в Заполярье в 1941 году перед глазами художника раскрылся подлинно преображённый край. На месте без- людных пустынь и редких становищ выросли крупные индустриальные центры, строителями жизни стали новые люди, и сам художник встречал теперь окончивших советские вузы лопарей, тех самых, что так еще недавно водили кочевье со стадами оленей. 

Несмотря на то, что освоение индустриальной темы в пейзаже севера снова на какое-то время отодвинуло на задний план работу над картинами, для которых уже было собрано художником много этюдного материала. и опыт полученных наблюдений ждал своего обобщения,—всё же поездка на новостройки и работа над индустриальными мотивами имели огромное значение для идейного роста пейзажиста. Следует подчеркнуть, что в развитии советской пейзажной живописи работа над индустриальной темой знаменует собой существенный этап на пути завоевания нового содержания. Уже с конца двадцатых и начала тридцатых годов эта новая тема всё более и более привлекает к себе внимание советских художников. Грандиозная по своему развороту индустриальная тематика подсказывает советским художникам новые методы работы. пейзажисты начинают работать в тесном общении с портретистами и жанристами. На новостройки направляются творческие бригады художников. В одну из таких бригад и входит В.В.Крайнев.

Вместе с К. Корыгиным, Ф. Модоровым и Е. Львовым он уезжает на Урал и работает на Чусовском заводе. Из работ, привезённых Крайневым с Урала, наиболее значительна по своему художественному исполнению картина, изображающая общий вид Чусовского завода. Она была написана художником непосредственно с натуры и прорабатывалась в течение, много раз повторяющихся,длительных сеансов, благодаря чему в её исполнении художник пришёл к большой завершённости всего изображённого мотива. Удачно выбрав точку зрения, он крупным планом вписал в этюд весь сложный комплекс сооружений этого завода с темными трубами поднимающимися к светлому, расцвеченному небу. Однако вся серия индустриальных этюдов, написанных Крайневым на Урале, была решена им совершенно в ином плане,нежели его индустриальные пейзажи Заполярья. 

Сосредоточив все внимание на изображении индустриального объекта, он в данных этюдах этим и ограничил свою задачу. И, несмотря на то, что художником был сделан на Урале и ряд пейзажных этюдов в окрестностях Чусовой,—пейзаж этого края во всём его специфическом содержании не нашёл в лице Крайнева своего художника. Но зато его поездки на север и работа в этих, так давно полю— бившихся ему, местах делают его пейзажи год от года и более интересными по композиционному решению и более богатыми новым содержанием. В этюдах художника все чаще и чаще встречаешь запечатленными темы его будущих картин. Здесь ему удаётся показать природу, изменённую рукой советского человека.

Этот пейзаж Крайнева является произведением характерным для этапа, ознаменованного серьезными победами социалистического реализма. Появление такого пейзажа в творчестве художника лучше всего свидетельствовало о зрелости его творческого метода. о его уменьи наполнить свои произведения большим идейным содержанием. К этому времени обогатилась и живопись художника. Она стала более звучной, сильной и пластичной. Именно так была написана Крайневым эта картина, при исполнении которой он использовал, несомненно, не только собранные им этюды, но и весь свой богатый запас наблюдений, который наполнил этот пейзаж большим жизненным началом в каждой изображенной черте—и в рельефе земли, и в освещении, и в звучных, но холодных красках северной природы.В те же годы создавался этот пейзаж, Крайневу удалось создать еще одно губоко впечатляющее произведение. Это был пейзаж из окрестностей Кандалакши. Он писался в летнюю полярную ночь непосредственно с натуры в течении многих сеансов . Подстерегая нужные ему освещение и состояние природы, художник доводил работу над пейзажем до той степени пластической законченности и завершенности образа, которая отличает обычно картину от этюда.Написанный на натуре этот пейзаж схоронил в колорите всю свежесть непосредственных впечатлений

 Здесь изображены места, с которыми художник сроднился и сжился за долгие годы своих странствий по северу. Эту маленькую деревушку Колвицы, приютившуюся на берегу залива, он узнал еще в первый свои приезд на север. Она манила его красотой своего местоположения, и вся окрестная природа как бы концентрировала в себе типичнейшие черты пейзажа этого края. В композицию пейзажа вписаны горы, проходящие на заднем плане. Они господствуют над данной местностью, вырисовываясь тёмными силуэтами на фоне высокого светлого неба с розоватым лёгким сиянием от солнца. Мягкая синеватая тень лежит на склонах гор, и тёмные контуры их очертаний не кажутся суровыми и резкими. По берегу залива, окутанного тенью, лепятся избы, в природе всё наполнено тишиной. Сгармонированная в колорите эта картина производит очень цельное впечатление своим глубоко поэтическим образом. Сегодня эта картина органично связывается с его северными пейзажами, написанными много позже, такими, как «Бухта в тихий день», или «Оленьи тропы». Так же, как в этом колвицком пейзаже, их образы. овеянные лирическими воспоминаниями о севере, наполнены поэтическим содержанием. Разностороннее знание пейзажа северного края позволяет художнику свободно пользоваться имеющимся у него запасом этюдного материала вплоть до сегодняшнего дня, и каждая из написанных им картин, в отличие от этюда, становится более обогащенный содержанием.

И стоит лишь вернуться к его ранним работам и поставить их рядом с работами последнего десятилетия, чтобы выступил во всей своей значительности пройденный Крайневым путь. В этом плане особенно заманчиво сравнить его маленький ранний этюд «Парусная лодка в бухте» с близким ему по мотиву пейзажем «Катера в бухте», написанным в последнюю поездку на север, в 1941 году. Их разделяют пятнадцать лет, за время которых неузнаваемо изменилось Заполярье. И их отличие не только в разности изображённых мотивов. Работая над этими этюдами. он сумел дать почувствовать, что за каждым из них стоит жизнь людей со своим, особо сложившимся укладом. И, глядя на этюд 1941 года, мы действительно видим как вырос художник, сумевший стать подлинным певцом нового севера, преображённого людьми Сталинской эпохи.

Говоря сегодня о творческом пути художника, было бы недостаточно ограничится - рассмотрением его северных пейзажей, так как вместе с идейной зрелостью художника, круг его творческих интересов значительно расширяется. Мы встречаем имя Василия Васильевича Крайнева среди участников выставки пищевой индустрии, ради чего он ездил в приазовье. В эти же годы он занимается росписями павильонов Сельскохозяйственной и Нью-йоркской выставок и, наконец, вместе с художником Б. В. Иогансоном, работает над созданием диорамы «Переход через Сиваш». В связи с этой последней работой в осенние месяцы 1934 года, после возвращения с севера, Василии Васильевич едет на Сиваш в исторические места, связанные с героическими боями Красной Армии в 1920 году, для исполнения на натуре нужных ему этюдов, после чего и приступает к работе над диорамой, отвечая в ней за всю пейзажную часть.

 

Великая Отечественная война снова вызвала у художника интерес к батальной живописи,к темам,связанным боевыми действиями Советской Армии. В 1942 году он написал большую картину "Красная Армия в лесах Карелии», используя в её композиции так Хорошо знакомый ему северный пейзаж. Она не изображает самых 

боевых действий армии, но зато выразительно показывает те природные условия, в которых велась война на Карельском фронте. Из числа других батальных картин, написанных Крайневым годы войны, особенно обращает на себя внимание картина, посвященная обороне Севастополя, посвящённая обороне Севастополя, «365 зенитная батарея в обороне Севастополя» 1945 г. Художник ездил на место боевых действий и, работая над этюдами, внимательно изучал местный пейзаж. Он писал море, береговой рельеф, крепостные укрепления, окрестную природу и небо, чтобы добиться в картине наибольшей правдивой убедительности. Написанная без всяких излишних внешних эффектов, просто и скромно, эта картина отличается серьёзными художественными достоинствами. Всё десятилетие 40-х годов проходит у Крайнева в напряжённой творческой работе. Одновременно с батальными картинами художник пишет этюды подмосковного пейзажа, исполняет большой зимний городской пейзаж, и в то же время не оставляет и темы севера. Так создаются картины «Бухта в тихий день» и «Оленьи тропы», В последней хорошо передана зимняя природа, окутанная белым снежным покровом. Белизну этого пейзажа оживляют протоптанные темные тропы, ведущие по оленьим следам к перевалу, да темная хвоя елок. Каждый, кому известно как проходит жизнь в северных тундрах, в зимнее время, почувствует, как любовно и поэтично рассказывает художник о жизни северного края.

К выставке организованной к тридцатилетию Советских Вооружённых Сил, Крайнев написал небольшую, но мастерски выполненную картину «У причала». И, наконец, к Всесоюзной художественной выставке 1949 года— большую картину «Мурманский берег», в основу которой положил этюд, написанный на севере ещё в 1928 году. Созданию этой картины предшествовало исполнение большого композиционного эскиза, в котором художник искал нужного ему по замыслу композиционного решения. Эскиз написан в суровых холодных тонах. В нем выразителен гористый рельеф берега с выступающими голыми каменистыми склонами гор. В общих чертах дан передний план с группой рыбаков у лодок. Но как существенно отличается сама картина и от этого эскиза и, тем более, от первого этюда. Хотя в ней и узнаешь изображённые в этюде места, но она уже не оставляет впечатления той дикой суровости и безлюдности, которым был наполнен этюд. Большое место в композиции картины отведено низменной части берега, замкнутой горами, проходящими в глубине. На вершине горы поднимается маяк, указывающий путь кораблям. Берег кажется обжитым и освоенным человеком.

Около сетей хлопочут рыбаки. Радостно видеть здесь трудящегося человека. Радует глаз и зелёная яркая трава, растущая вокруг прибрежных камней. обточенных приливами. Один из них, поросший по краям мхом, напоминает по форме голову морского животного. Холодное северное море раскинуло вдали свои просторы. На берег набегают волны. На горизонте видны плывущие корабли, это—рыболовные траулеры. Хорошо проработанная в отдельных своих частях картина приведена к большому единству и прекрасно решена в колорита. Ничто не вырывается из общей тональности. Но в то же время всё изображенное-и небо, и море, и земля наполнены живым чувством натуры. И не только эти драгоценные в изображении природы черты являются достоинством данной картины. В иен глубоко разрешена сама тема, говорящая зрителю о жизни людей. освоивших природные богатства северного края. Написанная рукой зрелого мастера, она говорит нам о том глубоком чувстве современности, которым проникнуто творчество этого талантливого советского пейзажиста. Не смотря на свой преклонный возраст,‚ Крайнев и сегодня полон творческой энергии и ещё многие свои северные этюды мастер надеется воплотить в законченные образы композиционных пейзажей. В мае 1950 года советская художественная общественность отмечала семидесятилетие Василия Васильевича Крайнева. В его лице чувствовали признанного мастера советского пейзажа, прошедшего свой путь в рядах передовых советских художников.

   

 

 

 

 

 

 

 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены