Арт Панорама - картинная галерея моб.+7(903) 509 83 86 раб.  8 (495) 509 83 86 artpanorama@mail.ru
Москва,
ул. Пречистенка, д. 30/2
в помещении салона "Артефакт",
в левое крыло до конца
галерея АртПанорама
Russian version English version
Выставка "Советская жанровая картина".
В Артефакте открыта выставка "Жанровая картина советского периода" из собрания галереи АртПанорама"
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Виктор Михайлович Орешников принадлежит к числу советских художников молодого поколения. Получив художественное образование после Великой Октябрьской социалистической революциям он активно участвует своим искусством в строительстве социалистической культуры. Будучи художником-реалистом, Орешников работает над созданием художественных образов, правдиво отражающих нашу социалистическую действительность, о чем красноречиво свидетельствует ряд картин художника. Особенно много и плодотворно Орешников, работал в области портрета. Серия созданных им портретов говорит о стремлении художника к утверждению богатства внутреннего содержания советского человечка.Рост профессионального мастерства художника сказался с наибольшей полнотой в последние годы, когда им были созданы вполне законченные и зрелые произведения, одно из которых-картина «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете»—получила широкое признание народа, а автор её был удостоен Сталинской премии. 
Виктор Михайлович Орешников родился 20 января 1904 года в г. Перми, в семье юриста. Еще Мальчиком Орешников живо интересовался всем‚что имело отношение к изобразительному искусству. Свободное время он уделял рисованию. Наибольший интерес для него представляла собой «Нива», полный экземпляр которой имелся: в доме. Он бесконечное количество раз пролистывал журнал, внимательно рассматривая репродукции с работ выдающихся русских художников, воспроизведенные там. Поступив в 1913 году в Пермское реальное училище, Орешников начал более систематически заниматься искусством, беря урок рисования и живописи у некоторых из местных художников.В реальном училище был прекрасно оборудованный рисовальный класс,преподаватель рисунка Д.Ф.Николаев во многом способствовал развитию у учеников интереса к своему предмету. Занятия рисунком стали в училище еще планомернее и глубже четвертого класса,когда классным заданием стали гипсовые слепки.
Эти начальные занятия окончательно укрепили в Орешникове желание посвятить себя сложной, но вместе с тем и заманчивой профессии живописца. Юноша с большой любовью и вниманием относился к указаниям своих руководителей и много времени уделял изучению основ искусства. К началу Великой Октябрьской социалистической революции художественной школы в Перми не было. Незадолго перед этим созданное Общество любителей живописи, ваяния и зодчества объединило всех художников и просто интересующихся искусством. Весной 1917 года Обществом была организована первая в городе художественная выставка, на которой были представлены все члены Общества.По своему значению и направленности картины этой выставки были далеко не равноценны. Наряду с профессионалами выставлялись и просто любители; несмотря на это, выставка явилась событием выдающимся. Она произвела большое впечатление на зрителей и в том числе на молодого Орешникова. Все лето 1917 года Орешников занимался живописью у К. Седова. Здесь он впервые начал работать маслом, исполнив несколько пейзажей и натюрмортов. Учеба в реальном училище проходила успешно‚ и в 1919 году Орешников получает аттестат об окончании среднего образования. Юноша не испытывал колебаний в выборе профессии его неудержимо влекло к искусству. 
В этом же 1919 году он поступает в только что организованные Художественные мастерские. Эти мастерские, впоследствии (в1922 году) реорганизованные в техникум, явились первой художественной школой, созданной в Перми. С самого начала своего существования мастерские превратились в арену борьбы различных направлений в искусстве. Орешников сразу же, очень четко, определил свои симпатии. Первое время он работает в мастерской портретиста А. С. Шестакова‚ питомца Академии художеств, сторонника реалистического направления в искусстве, а затем перешел в мастерскую декоративной живописи В. И. Иконникова. Значительные перемены произошли с приходом к преподаванию художника В. А. Оболенского, много сделавшего для укрепления реалистических основ в учебном процессе техникума. Наряду со всеми Орешников постоянно рисовал,писал маслом, а также и клеевыми красками, что было обязательным для учащихся декоративного отделения. Орешников учился с большой настойчивостью н так успешно,что всегда выделялся среди товарищей.. Одно время ему даже поручили преподавать рисунок в младшей группе техникума. Это было весьма кстати, ибо в 1921 году умирает его отец, и содержание семьи ложится на старшего брата и самого Виктора Михайловича.
В 1924 году Орешников окончил Художественный техникум и получил квалификацию художника-декоратора. Однако на этом они не остановился. Он понимал, что его знании профессионального умения нахватает для создания большой тематической картины, о чем художник мечтал и к чему стремился. Его тянуло в далекий Ленинград, где была Академия художеств, воспитавшая многих великих русских художников-Кипренского, Репина, Сурикова, Серова и других. В том же 1924 году он оставил свой родной город и переехал в Ленинград, где поступает в Академию художеств. В Академии Орешников учился в течение трех лет. Несмотря на то, что в эти годы имело место влияние формалистов на художественное образование, молодой художник взял самое лучшее и здоровое, что могла дать тогдашняя, Академия. Рисунки и этюды с натуры Орешникова, исполненные им в это время, говорят о стремлении художника правдиво и искренне передать виденное им в жизни. В период учения Орешникова в Академии художеств представители формалистических течений в искусстве яростно выступали против станковой тематической картины. Основной формой выражения творческого замысла художника они считали этюд. В этом, как нельзя более полно, выразилась тесная связь наших формалистов с буржуазным упадочным искусством Запада.
Отрицание картины проникло не только в творческую практику, но также и в учебный процесс. Формалисты резко нападали на художников реалистического направления .Всем ,кто интересовался и старался чего-нибудь достичь в этой области, они давали презрительную кличку «картинщик». Несмотря на это, передовые Советские художники-реалисты много и успешно работали над созданием революционной тематической картины. Орешников отлично понимал значение картины в искусстве, являющейся высшим этапом творчества художника-живописца. Картина требует от живописца глубокого осмысления явления действительности и большого его обобщения. Только в картине художник получает возможность с наибольшей полнотой и разнообразием отразить передовые и прогрессивные идеалы эпохи, о красноречиво свидетельствует история русского и мирового искусства. Орешников, учась в Академии и раздумывая о своем дальнейшем творчестве, считал для себя единственно правильным путем-путь создания картины. Молодого художника волновали образы Революции и только что окончившейся гражданской войны. Рождение нового в сознании Человека происходило в ожесточенной борьбе со старым, отживающим, и отобразить эту борьбу в искусстве и тем самым активно участвовать в строительстве нового общества-была непременной обязанностью художника.
Композиция как учебная дисциплина, в то время отсутствовала в программе академии художеств; поэтому-то Орешников обращается к изучению старых мастеров, стараясь постичь секрет выразительности и внутреннего богатства их образов. Он часто посещает Русским Музей и Эрмитаж, где внимательно анализирует работы мастеров русской и мировой живописи, будучи во власти того совершенства, которым проникнуты их произведения. Эта любознательность молодого художника не ограничивалась одним лишь теоретическим интересом. Орешников стал копировать старых мастеров и, таким образом, практически старался постичь особенности их живописи. Молодой художник искал у старых мастеров «секреты»их умения так писать на холсте, что спустя сотни лет зрителя поражает ясность и выразительность в раскрытии художественного замысла, скромность и, вместе с тем, разнообразие и богатство изобразительных средств. В двадцатых годах всему этому не уделялось много внимания в Академии. Самые элементарные правила «ведения» картины постигались студентами большей частью самостоятельно, без помощи со стороны руководителей. Орешников относится к категории постоянно ищущих художников, непрерывно совершенствующих свое мастерство. Задачи техники и технологии живописи художник решает всегда в связи с работой над образом. 
В студенческие годы проблема картины настолько волновала художника, что для своей теоретической работы, которую полагалось написать наряду с живописной при окончании Академии, он избрал тему— «Этюд и картина». Эта последняя, как значится в документах, получила высокую оценку, и после некоторой переделки, была рекомендована к печати. В этой своей теоретической работе Орешников убедительно анализирует проблему взаимоотношения картины и этюда. Личные творческие интересы художника и его стремление к созданию картины ярко проявились в этой работе. Утверждая за картиной идейную и образную выразительность, ее способность активно воздействовать на сознание людей, Орешников протестует ‚против вредного увлечения этюдом, в котором художник не может полностью выразить свои мысли, синтезировать в образах свое мировоззрение и т. д. А роль простого «наблюдателя, не способного к активному творческому участию в жизни, не свойственна советскому художнику. Орешников правильно определил причины столь широкого развития этюдизма на Западе, коренящиеся в росте буржуазного индивидуализма и разложении искусства капиталистического общества. 
В заключительной части своего реферата художник приходит к смелым выводам. "Если принцип этюда, — писал он, —не является основой активного языка живописи, если он в своем развитии доводит живопись до тупика, может ли этюд быть основным методом школы?» Нет, — отвечает Орешников, — этюд‚ исключающий, в силу своей специфики, большую общественную идею, мешает, будучи самоцелью, развитию советской художественной школы. Новые, революционные идеи, рожденные грандиозной борьбой, требовали своего выражения в искусстве. В живописи только картина может отразить эти идеи и поэтому, принципы создания картины неизбежно должны быть основой передовой художественной школы. Положительная оценка Советом тогдашней Академии этого реферата, являвшегося смелым противопоставлением педагогическим принципам формалистов, объясняется прежде всего тем, что в ожесточенной борьбе между передовой частью профессуры и формалистами начался явный перевес представителей реалистического направления в искусстве. К педагогической работе в Академии были привлечены художники-реалисты, в том числе В. Е. Савинский, ближайший ученик и последователь П. П. Чистякова, замечательного русского художника и педагога. 7 июля 1927 года за картину «Смерть Борчанинова» и указанную научную работу Орешникову было присвоено звание живописца.
Окончились годы учения,и молодой художник вступил в жизнь с ясным пониманием задач искусства и большим чувством ответственности своего труда перед народом.
Накопленный опыт и знания вселяли в художника уверенность усвоил силах.
Когда Орешников был еще на последнем курсе Академии, к нему обратился Пермский Музей Революции с предложением написать цикл картин из истории революционного движения на Урале. Молодой художник с большой радостью согласился на это, ибо такая работа вполне соответствовала его личным стремлениям. Первой была исполнена картина «Смертъ Борчанинова», которая- явилась одновременно и дипломной работой художника. Содержанием этой картины был эпизод из революционных событий 1905 года в Перми- убийство полицейскими одного из руководителей рабочего движения- Борчанинова. Эта картина получила высокую оценку Совета Академии. После окончаниям Академии Орешников продолжает работать над картинами для Перми. Так, были написаны «Расстрел чусовских комиссаров, «Разгром большевистской демонстрации в Перми», «Террорист Лбов». Художник специально ездил на места событий, беседовал с их участниками, собирал доку- ментальный материал, делал зарисовки. Это была первая самостоятельная творческая работа Орешникова, и он отдался ей целиком, работая с большим увлечением. В процессе работы приходилось самому постигать то, чего не удалось получить в Академии. Больше всего художник стремился к освоению композиционного метода мышления к правильному раскрытию содержания и созданию системы в роботе над картиной. Оказалось‚ что не хватало умения рисовать от себя, без натуры, а при создании композиции крайне необходимо уметь изобразить на бумаге или на холсте созданное воображением положение человека или группы людей. Сохранившиеся немногочисленные рисунки к этим картинам наглядно показывают характер поисков художника, его стремление найти наиболее убедительное и характерное в образе. В этих ранних работах художник большое внимание уделил вопросам живописной техники, экспериментируя и изучая свойства и характер работы маслом. Основой этих поисков явилось применение гризайли первичной подготовительной стадии будущего живописного решения. Это позволило художнику ознакомиться с теми большими возможностями, которые таит в себе умелое обращение с тоном,что в дальнейшем положительно скажется в его роботе.Однако в последующих в своих живописных работах художник оказывается
от гризайли, в значительной степени связывавшей его.
Все картины, исполненные для Перми, били приняты музеем и экспонированы. Несмотря на то, что сам художник остался мало удовлетворенным результатом работы, следует признать, что создание этих «картин сыграло большую роль в его дальнейшем творчестве, вселив в него профессиональную смелость И значительно обогатив его технические возможности. Однако недостатком этой работы явилась оторванность художника от живых впечатлений. Картины для Пермского Музея Революции были написаны в значительной степени в отрыве от натуры. Большинство образов создано преимущественно на основе воспоминаний художника, без непосредственной работы с натуры и, кроме того, под большим влиянием произведений старых мастеров. Орешникова повлекло к работе с натуры. В 1933 году он поступает в аспирантуру Академии для продолжения своего художественного образования, где пробыл до 1936 года, параллельно продолжая вести педагогическую работу. Еще 1930 году Орешников был приглашен преподавать в Академию художеств на существовавший в то время факультет монументального искусства. С этого времени начинается его педагогическая деятельность.
Молодой человек изображен сидящим в национальном костюме, опираясь на ружье. Его фиолетово-красная куртка с темным плащом на коленях тонко гармонирует с общим колоритом холста. Этюд свидетельствует о большом внимании к живой натуре и технических успехах художника. Попутно с учебой художник продолжает работать над картиной. Так в 1933 году, на Художественной выставке, посвященной пятнадцатилетию Красной Армии, была экспонирована картина Орешникова — «Маневры». Художник поставил себе задачей показать силу Красной Армии, совершенствование ее боевых качеств и мощь ее техники. Сюжетом для картины был избран момент перед наступлением. Бойцы с пулеметами садятся в грузовые машины. На втором плане-движение танков и самолетов. В правой части картины художник изобразил связного, привезшего на мотоцикле донесение своему командиру. Движение вооруженных бойцов придает приподнятость всей сцене. Эта картина была написана художником темперой и только отдельные части ее—масляными красками. В этом, между прочим, оказывается характерное для Орешникова стремление к разнообразию материалов и поискам более совершенных технических средств художественного выражения. Для сбора материалов к картине художник специально ездил в военные лагери, где наблюдал жизнь солдат и офицер. Он изучал обстановку их боевой учебы,был свидетелем военных маневров и все и свои впечатления выразил в картин.
Орешников справедливо считает обязательным для художника глубокое личное знакомство с характером изображаемого события и той средой, в которой это событие произошло. «Для меня лично, —говорит художник‚—— очень важно досконально изучить реальную обстановку, в которой живут и действуют мои герои, проникнутся ароматом этой действительности и знать мельчайшие подробности их житейских интересов и борьбы. Я считаю такую работу совершенно обязательной для художника, ибо она только и может привести к созданию правдивых и убеждающих образов». И, действительно, в процессе работы над картиной Орешников много внимания уделяет наблюдениям жизни н поискам характерных образов и положений. В нашей практике часто бывает так, что художник, разработав эскиз, затем переходит к поискам типажа, зарисовкам с натуры и т. п., собираясь весь этот материалов наблюдений действительности ввести в рамки своей композиционной схемы, что приводит подчас к нарушению художественной цельности произведения и образной выразительности. Орешников всегда начинает работу над эскизом после внимательного изучения действительности и материалов,связанных с избранной художником темой.
В годы аспирантуры произошел перелом в творчестве художника, имевший огромное значение для дальнейшего формирования и развития его профессионального мастерства. В 1935 году Орешниковым был написан этюд «Цыганка», в котором художник как бы подвел итог своему увлечению старыми мастерами. В композиции этой работы и особенно в ее темном колорите продолжают жить воспоминания художника о живописном языке мастеров прошлого. Темнокрасная шаль цыганки, ее черные распущенные волосы и серый фон придают этюду несколько «музейный» характер, о котором часто говорилось в то время в связи с творчеством Орешникова. Одновременно с этим Орешников пишет этюд «Девочка», который принципиально отличен от предыдущего. Стоящая в голубом платьице с белым передником на фоне светло- желтой стены, девочка производит очень живое впечатление, полное реальной правды. Здесь уже нет и следа той цветовой условности, которая была присуща «Цыганке». Такой переход к правдивому выражению действительности мог произойти только лишь на основе непосредственной работы художника с натуры. С этого времени живая модель заняла главное, определяющее место в его творчестве. Еще будучи студентом, Орешников увлекался портретом,так как самым трудным, но вместе с тем благородным для художника является умение выразить в искусстве внутренний мир человека, черты его характера и мировоззрения. Известный положительный опыт работы в этой области уже имелся у Орешникова, поэтому в период аспирантуры он вновь обращается к портрету, который, как мы увидим в дальнейшем,будут занимать существенное место в его творчестве.
Одним из первых портретов, исполненных после пребывания Орешникова в аспирантуре, был портрет чемпиона по плаванию К. Алешиной. Художнику удалось здесь создать целеустремленный и волевой образ советской женщины-спортсменки. Очень убедительно лицо К. Алешиной, открытое м мужественное; оно говорит о силе советского человека и воле к победе. Упругие линии фигуры К. Алешиной, а также зеленовато-перламутровый колорит всего портрета, правдиво выражают творческий замысел художника. Уже в этой работе сказались основные черты Орешникова-портретиста, реалистическая: завершенность в раскрытии содержания образа, ставшие столь характерными для всей его последующей творческой деятельности. Орешников старается расширить круг тематики своих произведений, он интересуется всем тем передовым, что волнует советскую общественность. 
Так была написана в 1935 году картина «Начальники политотдела», находящаяся ныне в Бакинском Музее, К темам колхозного строительства все чаще Стали обращаться художники, находя в них широкие возможности для создания образа нового советского человека. Огромные перемены, произошедшие в колхозной деревне, давали богатый материал деятелям искусства и, вместе с тем, требовали от них чуткого и внимательного отношения ко всему тому новому, что развивалось в деревнях и селах страны. Орешников изобразил начальника полит- отдела МТС в сопровождении бригадиров и председателя колхоза, проверяющих качество тракторной вспашки. Один из бригадиров наклонился, измеряя глубину борозды. Начальник политотдела, доставая из кармана гимнастерки записную книжку, внимательно наблюдает за проверкой. Лицо его сосредоточенно и серьезно, движения-спокойны и уверенны. К этой работе художником был исполнен ряд очень интересных рисунков, говорящих о глубоком понимании той закономерности, которая существует между вспомогательными материалами и самой композицией. и Образы «картины полны реальной правды и выразительны, однако цветовое решение композиции в известной степени условно,и своеобразие его несколько отвлекает от самого содержания картины. 
Эта работа была экспонирована на выставке В Ленинграде, а затем и в Москве, после чего была приобретена для Баку. Над ранними работами Орешникова, написанными преимущественно в условном теплом колорите‚ еще тяготеет влияние «музея», искусства прошлого, от чего художник освобождается в дальнейшем своем творчестве. В 1938 году по заказу Мурманского художественного музея Орешниковым была написана картина «А.И. Микоян у мурманских рыбаков». Посещение А. И. Микояном рыбаков Мурманска явилось памятным для них событием. Орешников побывал на севере, где беседовал с рыбаками — участниками встречи с А. И. Микояном. Художник изобразил один из фиордов Кольского залива с рыбацкой лодкой на первом плане. В лодке -три сидящих рыбака, улыбаясь, внимательно смотрят на А. И. Микояна, который, стоя на корме, засучив рукава, собирается вытащить сеть из воды. На заднем плане картины виден пароход и лег- кий силуэт берега. Художник избрал сюжетом своей картины такой эпизод, в котором проявилась связь ее героев в простой и естественной обстановке. Большой удачей художника явился центральный образ- выдающегося государственного деятеля А. И. Микояна. Ему удалось показать тесную связь А. И. Микояна с народом. Рыбаки с большим интересом и любовью наблюдают за каждым его движением.
Их покоряет простота и убедительность его речи. Большую роль в картине играет пейзаж, на фоне и которого развертывается действие картины, поэтому художник внимательно изучал северную природу, Его особенно поразил колорит Северного Приморья, серебристая прозрачная вода заливов, синие воздушные дали и очертания каменистых берегов.Материалов была избрана темпера мягкость и бархатистость которой позволила художнику более правдиво и убедительно передать характер северной природы. Искренней теплотой и человечностью проникнут центральный образ картины —образ А. И. Микояна. Для этой работы художника, так же как и для других его композиций, характерна найденность отдельных положений и умелое подчинение их центральному образу. Композиционная зрелость этой картины, отсутствие в ней излишних деталей и ясная простота замысла делают ее убедительной запоминающейся. В это время творческие симпатии Орешникова сформировались настолько определенно владение профессиональными навыками находилось на таком уровне,что художник мог работать очень самостоятельно и уверенно. Он задумывает ряд разнообразных композиций,делает эскизы,ищет наиболее интересное и выразительное решение темы. 
Большая любовь художника к музыке нашла свое выражение в работе над эскизом к картине на тему— «Концерт в Филармонии». В это же время был создан не сохранившийся ныне эскиз на другую тему- «Жатва». изображающий двух женщин, вяжущих снопы среди широкого летнего пейзажа. В 1941 году на выставке Ленинградском Союзе советских художников были экспонированы три женских портрета работы Орешникова, привлекшие внимание зрителя своей реалистической убедительностью и красотой колорита. Это были Портреты Е. Асламазян, Н. Гротгус и портрет жены художника, которые явились дальнейшим шагом вперед в творчестве Орешникова портретиста. Сходство с моделью достигнуто в них художником легко и свободно, поэтому в портретах отсутствуют условность и чувство напряженности позирующих людей. Е. Асламазян изображена сидящей, со сложенными на коленях руками. В выражении ее лица, в ее спокойных глазах и чуть приоткрытом рте художник раскрыл подлинно живое и глубокое человеческое содержание, придающее особую жизненность всему образу. Большое внимание Орешников уделил уделил передача материала в портрете. По живости выражения и техническому мастерству этот портрет явился важным событием в творческом развитии Орешникова. Портрет жены и Н. Гротгус не менее выразительны и правдивы.
Для этих портретов характерна некоторая «камерность», отнюдь не снижающая, однако, достоинств образа. В своих портретах Орешников старается найти самое характерное и интересное в человеке. В этих работах нельзя встретить равнодушного отношения автора к модели, наоборот, в каждом из портретов присутствует искреннее и вдумчивое чувство художника. 
Перед Великой Отечественной войной Орешниковым были начаты две большие картины: «В. И. Ленин и И. В. Сталин в штабе обороны Петрограда» и «Выступление С. М. Кирова на 27-ом съезде ВКП(б)». Художник нашел интересное решение этих тем, однако работа в связи с войной была прервана, и начатым холстам суждено было простоять в пустой мастерской художника‚ в течение пяти лет. Война мобилизовала все силы советского народа, его мысли и чувства. Вся энергия людей была отдана достижению победы над врагом. Деятели советского искусства активно участвовали своим творчеством в разгроме врага. Карикатура, боевые листки, агитационные панно и особенно политический плакат сыграли существенную роль в мобилизации сил советского народа и его героической борьбы.
 В это время Орешников находился у себя на родине в г. Молотове. Совместно с художником В. А. Оболенским он участвует в агттационно-пропагандистской работе в газете, в «Окнах сатиры», средствами своего искусства разоблачая врага и вселяя уверенность в победе советских людей. Деятельность художника стала необычайно разнообразной. Орешников с удовлетворением вспоминает это время «напряженной работы в Молотове, когда все было подчинено единому стремлению и одной цели-победе над врагом. В молотовской газете «Звезда» печатались рисунки художника: «Государственный Комтитет Обороны СССР», «Киров с нами» и др. Орешников участвует в «Окнах сатиры», на военные темы. Это были вполне оригинальные композиции, ясные и выразительные, имевшие большое политике-воспитательное и агитационное значение. В настоящее время все они находятся в Молотовском музее. Кроме того, Орешников участвовал во Всесоюзном конкурсе на плакат. Его плакат «Отомсти!» был воспроизведен в газете Комсомольская правда». В Молотове этот плакат стал широко популярным. Эта тема захватила художника, Н он ‘написал небольшую картину маслом, в которой развивает Идею плаката. На каменных плитах тротуара у старой кирпичной стены лежит убитая женщина с ребенком. Они светлым мятном выделяются среди окружающего полумрака. 
Слева -уходящий темный силуэт фашистского солдата, прячущего револьвер в кобуру. Картина эта рождала справедливое чувство ненависти к врагу, стремившемуся поработить советский народ. В это же время Орешниковым был исполнен темперой эскиз к картине на тему «Освобождение». На холсте изображена внутренность полуразрушенной церкви. Фашистские захватчики собирались здесь расправиться с группой советских людей, однако стремительное наступление Красной Армии уничтожило их планы. Внезапный автоматный огонь сразил палачей, и вот в пробоине стены уже видна фигура. советского воина, поднявшего автомат -над головой и призывающего осажденных выйти на свободу. На лицах четырех советских людей написана радость и волнение, и все они представляют собой единое целое в этой ком— позиции, занимая всю центральную часть холста. Это-т эскиз, так же как и картинка «Освобождение», был отправлен художником в Москву на выставку, посвященную двадцатипятилетию советской власти. 
Условия военного времени и ‚перемена обстановки «не помешали художнику все время думать о масляной живописи. В «памяти его вставали бессмертные образы, созданные великими русскими мастерами, образы, которые через столетия пронесли глубину своего содержания и стойкую эмоциональную силу воздействия на зрителя.
Художник часто вспоминал две свои картины ,начатые им и оставленные в далеком осажденном Ленинграде: «В. И. Ленин и. И. В.Сталин в штабе обороны Петрограда» и «Выступление С. М. Кирова на 27- ом съезде ВКГЦ(б)». Война прервала работу художника, но он мысленно продолжал ее, стремясь найти более правильное решение этой волнующей и ответственной темы. Тогда же в Молотове, в течение года с небольшим, прожитого там, Орешников исполнил несколько портретов, среди которых особенно выделяется портрет народной артистки СССР балерины Г. Улановой. 
Художника увлекла задача создания портрета выдающейся балерины нашего времени. Высокое мастерство Г. Улановой и глубина созданных ею образов являются гордостью советского хореографического искусства. Создавая портрет, Орешников сознательно отказался от изображения танцующей балерины. Он написал погрудный портрет, обратив все свое внимание на голову Г. Улановой, на передачу психологического содержания образа. Большую роль в портрете играет движение головы Г. Улановой‚ в котором художник передал легкую взволнованность и порыв актрисы. Профильный поворот головы Г. Улановой при спокойном развороте плеч подчеркивает общую динамичность образа.
В колорите портрета преобладают золотистые и розовые тона, что придает особую нежность этому образу. Портрет Г. Улановой по праву занимает одно из первых мест в серии портретов, созданной Орешниковым. Следует отметить, что художником всего было исполнено два портрета Г. Улановой, причем один из них находится в Молотовском музее. В самом конце 1942 года художник ‚переезжает в г. Самарканд, где включается в педагогическую работу Академии художеств, которая была туда эвакуирована во время войны. Будучи в Самарканде, художник сделал ряд этюдов и пейзажных зарисовок. 
Только после своего возвращения в Ленинград он написал несколько пейзажей на основе собранного ранее материала. Характерно, что это случилось некоторое время спустя, когда впечатления от необычной для художника обстановки Средней Азии несколько улеглись н он получил возможность сосредоточиться и синтезировать свои представления о далекой солнечной республике. Не все пейзажи этой серии закончены, однако в каждом из них есть много наблюденности и правды. К числу наиболее интересных следует отнести «Джар- Арык» (1943-1944 гг.)‚ в котором раскрывает широкая панорама города на фоне далеких гор Орешаников умело передает здесь и своеобразный рельеф местности, и характер архитектуры,и уличную жизнь. 
В Самарканде художником был исполнен ряд композиционных портретов, среди них -двойной портрет В. И. Ленина и И. В. Сталина. Кроме работы над портретами и пейзажами, художник много сил отдавал учебной «и методической работе. В 1943 году за творческую деятельность ему была присуждена ученая степень кандидата искусствоведения. Вместе с коллективом Академии художник переезжает в г. Загорск и, наконец, летом 1944 года, после разгрома врага под Ленинградом, возвращается в свой родной город. В конце 1944 года Орешников, по заказу Ленинградского Государственного университета, приступил к работе над картиной «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете». Эту картину он закончил осенью 1947 года, и она вызвала живой интерес зрителей на Ленинградской, а затем и Московской выставках. Ответственность темы картины требовала от художника внимательного и глубокого изучения документального материала воспоминаний о В. И. Ленине, мемуаров и т. д. Проделав эту работу и обратившись непосредственно к поискам образного решения темы, в сознании художника сразу же возник замысел, послуживший в дальнейшем основой в процессе работы над эскизами. Бесчисленные карандашные наброски композиции пять больших, подробно разработанных эскизов маслом наглядно свидетельствуют в ходе творческой мысли художника.В каждом из эскизов заложено новое качество, каждый из эскизов заложено новое качество, каждый из них разработал ту или иную сторону образной характеристики, но вместе с тем, основные основные принципы будущей композиции коренным образом не изменились.
После ареста за участие в студенческой сходке в период своего пребывания в Казанском университете и ссылки Ленин тщетно стремился к возвращению в университет или к завершению своего образования за границей. И в том и в другом ему было отказано. Тогда Владимир Ильич решил держать экзамены «экстерном, дне проходя учебного курса. На эту просьбу опять-таки «последовал отказ Министерства народного просвещения. Только благодаря настойчивости и упорству Ленину с огромным трудом удалось добиться разрешения закончить свое образование. И вот, 10 апреля 1891 года Владимир Ильич блестяще выдержал экзамены в Петербургском университете, получив диплом 1-ой степени. Разносторонние знания молодого Ленина, его глубокое понимание существа предмета произвели большое впечатление на профессуру университета. Композиционная задача, стоящая перед художником, была ответственна и трудна. В ее решении Орешников не имел возможности опереться на разработку аналогичного сюжета в советском искусстве.Художник пошел своим путем, который и привел его к созданию вполне оригинальной композиции.
Сюжет картины художник избрал экзамен по политической экономии и статистике, где особенно проявилась глубина и самостоятельность мышления Владимира Ильича.
Сложность композиционного выражения заключалась, кроме всего, в том, что художник должен был показать в молодом В. Ульянове‚ сдающем государственный экзамен, будущего Ленина, страстного революционера, основателя большевистской партии и руководителя Великой Октябрьской социалистической революции. Эта задача могла легко толкнуть его на ложный путь передачи внешней экспрессии, чего, однако, с Орешниковым не случилось. В одном из эскизов художник попробовал придать молодому Ленину движение, напоминающее выступление с трибуны, которое его, естественно, не удовлетворило.
С самого начала создания картины художник работал над портретом Ленина, пользуясь фото-документами. Им был создан этюд головы молодого Владимира Ильича, в котором Орешников стремился выразить его скромность и уверенность в своих силах. Этот этюд впоследствии, будучи переработан, лег в основу центрального образа картины. В первом по времени масляном эскизе Ленин изображен сидящим, в центре холста. Сидящая фигура мало выразительна, она почти была равноценна группе студентов слева и экзаменаторам.
Глаз зрителя находит здесь прежде всего сцену, лишенную цельности, которую можно рассмотреть по частям; Ковер на полу и красный цвет скатерти стола отвлекали внимание от главного пи вносили чрезмерную интимность в сюжет. Художник почувствовал несовершенность этого решения и в последующих четырех масляных эскизах искал более цельного и эмоционального выражения сюжета. В предпоследнем эскизе появился вертикальный формат холста, который, безусловно, способствовал созданию более благоприятных условий для композиции в целом и, прежде всего, для решения центрального образа. Здесь же художнику удалось окончательно определить и цветовой характер будущей картины, ставшей большой творческой победой Орешникова. На холсте изображена часть Петровского зала университета. В центре перед столом экзаменационной комиссии стоит молодой Ленин. Группа взволнованных студентов сидит слева и сзади от центральной фигуры. Справа, за столом-профессора Яне-он, Сергеевич, Георгиевский, экзаменовавшие Ленина. Вся композиция строится на выражении центрального образа, на раскрытии его внутреннего содержания. Для этой цели служит все в кар- тине‚ каждый персонаж и каждая деталь. Ленин, вставший со стула, выпрямился во весь рост, следуя ходу своей мысли, уверенный в своих знаниях. Сила внутреннего убеждения его выражена в поднятой голове, в стремительном взгляде, как бы обращенном в будущее.
Взоры всех персонажей картины прикованы к Ленину, который является ‚подлинным центром композиции. Образы картины живут в своем замкнутом мире, не выходя за его пределы, и только Ленин своем целеустремленностью обращается к нам, к советскому зрителю. В этой связи с ним зрителя- одно из крайне существенных и положительных качеств композиции. Очень выразительно дана в картине голова Ленина. Это настоящая удача художника. «Кажется, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе‚— писал М. Горький о Ленине. И эта степень ленинского вдохновения, так образно выраженная М. Горьким, угадывается в картине. Голова Ленина написана смело, с присущими Орешникову-портретисту особенностями живописного выражения. Недостатком изображения Ленина в картине является чересчур напряженное и мало естественное движение фигуры. В легком движении изображена группа студентов слева и сзади Ленина. Их взволнованность выражена в колеблющемся контуре фигуре, экспрессии и, наконец,в первой фигуре подавшегося вперед студента.Его судорожно сжатые руки и положение головы говорят о большом напряжении и вниманием. Вообще в атмосфере этой группы царит крайнее удивление и едва сдержанное восхищение.
Барочный камин в углу, с аллегорическими женскими фигурами, обилием волют и кронштейнов, а также тяжелый багет Царского портрета —как бы» обрамляют группу профессоров-экзаминаторов. Эта напряженность декоративных элементов подчеркивает содержание сидящих за столом представителей официальной науки и их связь с реакционными силами прошлого, обреченными на гибель. Группа профессоров очень характерна. Орешников использовал сохранившийся фото— материал, ставший основой для передачи портретного сходства экзаменаторов, материал, который, однако, никак не связал художника, не привел к принужденности в фигурах. Очень выразительна поза и голова Янсона, сидящего в дальнем углу, на фоне камина. В этом образе художник старался синтезировать свои представления о профессоре старого, дореволюционного университета, начинал с внешнего вида и кончая его внутренним психологическим содержанием. Сергеевич, напряженно слушая Ленина, весь подался вперед, а сидящий на первом плане Георгиевский отпрянул отпрыгнул от неожиданности.
Фигура последнего играет большую роль в композиции. Находясь ближе всего к зрителю, она как бы вводит в круг событий картины. Она сильно освещена, и голова ее вылеплена интенсивнее других. Этот контраст первопланной фигуры с остальными создает известную пространственную убедительность в картине, но, вместе с тем не задерживает надолго глаз зрителя и не мешает восприятию главного в композиции. Кроме того, значение фигуры Георгиевского в картине заключается еще и в том, что она является прямой противоположностью фигуре Ленина. Ее движение связано с движением Ленина и в этой связи - основной композиционный узел кар-тины. «Противопоставление этих двух фигур основано на их внутреннем антагонизме, получившем свое внешнее выражение в движении и экспрессии. у Орешников умело вводит архитектурный фон барочного зала в свою композицию. Динамичные элементы этого фона способны отвлекать зрителя от основного содержания картины, если художник не поймет степень их необходимости для выражения своей идеи. данном случае Орешников правильно и тонко использовал в картине архитектуру зала. Вытянутость картины вверх подчеркивает большое внутреннее пространство зала. Пространственная свобода здесь выражена и цветом стен-белых с голубым, ‚по силе тона контрастных с нижней, темнозолотистой частью холста колорит картин основан на серо-голубых и зеленых тонах. Причем существенную роль в нем играет материальный цвет, который является у художника всегда решающим. Безусловным достоинством Орешникова является глубокое понимание тона. На разработке тоновых качеств цвета и основана живописная цельность картины. „Нельзя сказать, что Орешников избегает откровенных цветовых контрастов. Портреты Алешиной, Асламазян и другие работы художника опровергают подобное предположение. Однако, наряду с обращением к цветовому контрасту, он строго подчиняет цветовую характеристику формы тональным взаимоотношениям. Орешникову свойственен мягкий мазок, легко и свободно выражающий форму. В его живописи почти нет случайных мазков, он всегда вводит их в общую цветовую ткань картины, что создает ту особенную мягкую живописную манеру, которая так характерна для художника и которая сразу отличает его работы от многих других. Безусловно положительным в творчестве художника является правильное понимание значения системы в создании картины. Он избегает эскизности в работе, добиваясь реалистической законченности и Материальности образа. За картину «В. И. Ленин на экзамене В Петербургском университете» Орешникову в 1948 году был присуждена Сталинская премия- свидетельство всенародного признания творческого успеха художника и зрелости его мастерства.
Картина в образной, художественной форме убедительно показывает торжество молодой революционной мысли над старой, буржуазной наукой, Это произведение Орешникова по праву займет одно из лучших мест в ряде произведений советских художников, отображающих жизнь и борьбу великого вождя-организатора советского государства. В 1948 году Орешниковым был написан портрет товарища Сталина для Государственного Русского Музея. Орешников и раньше много работал над созданием образа гениального вождя советского народа. Весной 1944 года им был написан большой портрет товарища Сталина на фоне наступающих советских войск. В следующем, 1945, году он исполнил новый портрет вождя для Ленинградского Дома архитекторов. Портрет 1948 года отличается новыми чертами по сравнению с предыдущими. Товарищ Сталин изображен сидящим в кресле. Он внимательно и проникновенно смотрит на зрителя. Во взгляде вождя, в его спокойной и сосредоточенной позе выражено ясное сознание цели и уверенность в победе советского народа. Несмотря на то, что портрет исполнен на основе одних только фотодокументов, Орешникову удалось наделить образ большим общечеловеческим содержанием, теплотой и правдой, которые сообщают портрету особенною силу.
В послевоенные годы художник вообще очень много работает над портретом и достигает здесь ряда успехов. Так, в 1945 году был написан большой портрет жены с книгой на коленях. Очень красивый и выразительный композиционно, он производит большое впечатление на зрителя. Свободное владение художника изобразительными средствами проявилось здесь в полной мере. Столь же выразителен портрет И. Я. Бычкова, исполнный для Государственной Публичной Библиотеки. Художник легко и свободно добивается сходства, правдиво выражая характер ученого. Следует отметить стремление художника к простоте в своих портретных композициях и сдержанности в цветовой палитре. В эти же годы художником были написаны портреты В. Вовкушевского, Е. Катонинаи. Очень интересны портреты сына, исполненные художником в разное время: масляный портрет 1943 года, живой и похожий, портрет пастелью, исполненный в 1945 году, в котором Орешников прекрасно передал характер ребенка, и,наконец, этюд спящего сына, написанный художником в этом же году. В этой работе Орешникова чувствуется сильное и теплое ощущение жизни. Однажды, при взгляде на привычную сцену, художник вдруг увидел её как бы на холсте-спящий мальчик под розовым одеялом,стол с рисунками сына и.т. д. Все это связалось одним сильным впечатлением, которым и руководствовался художник. Этюд был написан ночью,при искусственном освещении и несет в себе большую жизненную правду и теплоту. 
Большой интерес представляет портрет балерины А. Я. Шелест, исполненный художником в 1948 году. В этом портрете сказалось проникновенное отношение Орешникова к искусству балета и стремление найти возможно более правдивое и выразительное решение образа. А. Я. Шелест изображена в танцевальном костюме, сидящей в спокойной позе. В этом произведении сказался весь накопленный опыт работы художника над портретом. Балерина как бы присела отдохнуть после танца. Ее руки свободно сложены на коленях, а голова слегка откинута назад. Во всем движении балерины, в ее опущенных глазах, и, особенно в колорите портрета ощущается легкое музыкальное звучание, как бы оставшееся после танца, то звучание, в котором, кажется, продолжает жить балерина. В этом портрете нет ни: лишних деталей, ни лишнего движения. Колорит портрета светлый, в нем преобладают розовые, зеленовато-серые и белые тона. Вообще колорит полотен художника не раздражает глаз, не поражает случайным цветовым контрастом.Они всегда гармоничны,правильно выражают содержание и действуют на зрителя глубоко и пронзительно. 
Орешников внимательно моделирует форму,и ему удалось в портрете очень верно передать сходство с ,оригиналом.Вместе с тем, в этом портрете полностью отсутствует нарочитость в характеристике образа.Зрителя прежде всего убеждает его глубокая человечность и красота.
В настоящее время художник работает над картиной, начатой еще до Великой Отечественной войны-«В. И. Ленин И. В. Сталин в штабе обороны Петрограда». Сразу же после революции важной заботой молодого советского правительства и партии явилась защита Петрограда. Бежавший во время восстания Керенский собрал некоторые казачьи части и, под командованием генерала Краснова, двинул их на Петроград. 11 ноября 1917 года вспыхнул мятеж юнкеров, который, однако, был ликвидирован матросами и красногвардейцами, а 13 ноября у Пулковских высот были разгромлены части Краснова. «Как и вовремя Октябрьского восстания, „Ленин лично руководил разгромом антисоветского мятежа. Его непреклонная твердость и спокойная уверенность в победе вдохновляли н сплачивали массы»! 
Этот-то момент истории нашего государства, период напряженной борьбы партии Ленина и Сталина за победу революции и был избран художником в качестве темы для своей картины. Рабочие Петрограда организовали в то время специальные отряды добровольцев, которые отстаивали подступы к столице. Штаб обороны, руководивший этой борьбой, находился в одном из помещений Главного Штаба, куда стекались многочисленные представители рабочих отрядов и солдат за полу- чением инструкций и боевых заданий. В. И. Ленин и И. В. Сталин руководили дея- тельностью этого штаба. Советская живопись, создавшая целый ряд выдающихся произведений, посвященных Великой Октябрьской революции и ее вождям, дала очень мало картин на эту тему. Это делает работу Орешникова особенно интересной и нужной. Основной идеей картины является руководящая роль коммунистической партии в революции н связь ее вождей-Ленина и Сталина с народом.В центре картины, за столом, художник “изобразил В. И. Ленина, выслушивающего донесения красногвардейцев. Группа вошедших солдат внимательно следит за этим разговором, а другие слушают распоряжения И.В.Сталина, указывающего по карте на важные пути, ведущие к городу.
Слева, у стола, склонились над картой штабные работники. Движение людей в кои позиции очень свободно и выразительно. Художник много работал над поисками иеобходимого для картины типажа. Светлые,нарядные стены этой комнаты, серо-розовые ковер и кресла, бронза люстры внешне противоречат простым рабочим и солдатам, пришедшим сюда: Однако в этом контрасте обстановки комнаты и людей,наполневших ее, кроется большое и многозначителниое содержание, Новые хозяева ливни-рабочие и крестьяне-заняты делом огромной политической важности, поэтому-то зритель полон уверенности в том, что жившие раньше в этих дворцах никогда сюда не вернутся. Образы вождей тесно связаны с народом и его борьбой——-в этом основной смысл композиции художника. Над картиной «Выступление С. М. Кирова на 27 съезде ВКП(б)» художник продолжает работать до сих пор. На трибуне съезда С. М. Киров. С большим увлечением он обращается к делегатам слушающим его речь. Солнечные лучи, ворвавшиеся в зал, освещают сидящего в президиуме И. В. Сталина и часть делегатов. Портреты вождей с большим сходством исполнены художником,а в образах делегатов съезда очень много наблюденности и правды. Эта работа художника обещает быть интересной и значительной, новым словом, посвященным светлому образу пламенного революционера -Сергея Мироновича Кирова.
Большое внимание Орешников уделяет педагогической работе, которую он ведет в Институте им. И. Е. Репина, руководя там персональной мастерской живописи и заведуя кафедрой рисунка. Решения 11 сессии Академии художеств СССР направили художественную школу по пути глубокого освоения русского классического наследия. Особенного внимания в связи с этим заслуживает, естественно, рисунок, как основа творческого языка художника. Пренебрежение рисунком в прошлые ‘годы, явившееся следствием пережитков формализма в изобразительном искусстве, нанесло тяжелый удар художественной школе и тормозило дальнейшее развитие нашей живописи, скульптуры и графики. Советский народ и художественная общественность правильно и своевременно подняли голос за перестройку учебного процесса в советской художественной школе, которая призвана подготовить подлинных художников- реалистов, борцов за построение коммунизма в нашей стране. Положительные результаты этой перестройки в преподавании уже налицо, и немаловажную роль в этом сыграла кафедра рисунка, возглавляемая Орешниковым. В настоящее время Орешников является руководителем специальной творческой мастерской Академии художеств СССР, в которой разрабатывается ряд проблем монументальной живописи и, кроме того изучают технические свойства материалов- фрески, мозаики,темпера и др.Уже сейчас силами мастерской осуществляются большие работы по росписи одного из советских аэропортов.
За выдающийся вклад в области советского изобразительного искусства на 3 
Сессии Академии художеств СССР Орешников был избран в члены-корреспонденты Академии. Это явилось важным событием в жизни художника и стимулом в его дальнейшей творческой деятельности.
Евгений Анатольевич Расторгуев "Заход солнца"
Расторгуев Е. А.
"Заход солнца"
Купить картину
Евгений Анатольевич Расторгуев "Вертушка."
Расторгуев Е. А.
"Вертушка."
Купить картину
Борис Николаевич Безикович "В парке."
Безикович Б. Н.
"В парке."
Купить картину
Борис Николаевич Безикович "Березы."
Безикович Б. Н.
"Березы."
Купить картину
Борис Николаевич Безикович "Аллея"
Безикович Б. Н.
"Аллея"
Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-17
все права защищены

Акция! Новогодняя распродажа до 25 декабря!
Дорогие друзья! Приглашаем посетить нашу галерею, где проходит Новогодняя акция - распродажа! Цены на работы максимально снижены и действительны до 25 декабря. Каталог акции вы можете найти на сайте, нажав на ёлочную игрушку с надписью SALE в верхней части экрана главной страницы.
С наступающим Новым годом! Хорошего настроения!