ЮСУПОВ Николай Борисович (1750-1831) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Н.Б. Юсупов — князь, государственный деятель, дипломат, меценат, библиофил, собиратель произведений искусства западноевропейской школы.
Родился 15 октября 1750 г. в семье князя Бориса Григорьевича Юсупова. С детских лет проявил тягу к знаниям. Прослушал курс лекций в Туринском университете.
В 1783—1788 гг. находился на дипломатической службе в Италии, Франции, Испании, Англии. С 1788 г. жил в Петербурге. Был сенатором (с 1788 г.), членом Государственного совета (с 1823 г.). В 1791— 1796 гг. — директор Императорских театров, с 1792 г. — управляющий Императорским фарфоровым заводом, шпалерной мануфактурой, дворцовым стекольным заводом, в 1797—1799 гг. руководил деятельностью Императорского Эрмитажа.
По поручению Екатерины II Николай Борисович, будучи за границей, приобретал картины для дворцовых собраний. Возглавив Эрмитаж, он содействовал преобразованию придворного собрания искусства и старины в дворцовый музей. В 1802—1811 гг. Н.Б.Юсупов много путешествовал по Европе, подолгу жил во Франции и Италии. Вернувшись в Россию, он поселился в Москве. Здесь он возглавил Экспедицию кремлевского строения (руководил восстановлением разрушенных французами памятников Московского Кремля). В эти же годы Николай Борисович стоял во главе Оружейной палаты. Именно при нем была создана в 1814 г. первая экспозиция и древнейшее кремлевское хранилище превращено в публичный музей.
По роду своей деятельности Н.Б.Юсупов имел возможность познакомиться с лучшими европейскими и отечественными музеями, картинными галереями и частными собраниями. Широкие и разнообразные знания, европейский кругозор, несметные богатства, вкус и интуиция подлинного коллекционера позволили ему стать обладателем одной из лучших не только в России, но и во всей Европе частных картинных галерей.
Собирать художественную коллекцию Юсупов начал за границей еще будучи на дипломатической службе. Особенно много приобретений было сделано им в 1772—1789 гг. и в 1802—1811 гг.
Вначале собрание помещалось в петербургском особняке владельца на Миллионной улице, затем, с 1790 г. — во дворце на набережной Фонтанки. В 1811 г. Юсупов перевез его в Москву. Часть предметов была размещена в городской усадьбе, в Большом Харитоньевском переулке, а основное ядро — в подмосковной усадьбе Архангельское. Ее он приобрел в 1810 г. с тем, чтобы поместить здесь свою драгоценную коллекцию произведений искусства.
Собрание Н.Б.Юсупова было обширным и разнообразным. Основу его составляла картинная галерея, включавшая до 600 полотен. Кроме того, здесь было значительное собрание гравюр, рисунков, миниатюр, гобеленов, скульптуры, камей, фарфора, часов, мебели. В собрание входили также прекрасно подобранная библиотека и большой семейный архив.
Известно, что ряд картин Юсупов купил на московских аукционах; ранее многие из них находились в коллекциях известных собирателей А.М.Голицына, Д.Н.Голицына, А.Г.Головкина, А.С.Власова. Покупал он картины и в антикварных лавках, а также у иностранных художников, живших и работавших в России.
«Он очень любил картины, мраморы, бронзы и всякие дорогие и хорошие вещи, — отмечала Е.Г.Янькова, — и собрал у себя в Архангельском столько всяких ценных редкостей, что подобного собрания, говорят, ни у кого из частных лиц нет в России, разве только у Шереметева» (3, с. 170).
«Картинная галерея князя Николая Борисовича Юсупова, — писал в 1820-е гг. в своем «Обозрении Москвы» А.Ф.Малиновский, — доныне считается в Москве первою, как по количеству, так и по качеству картин; но разделение картинных галерей его на две части, из которых одна в Москве, а другая в подмосковном селе Архангельском, отнимает цену у многочисленности и лишает любопытствующих удовольствия видеть разнообразные достоинства в живописи в соединении» (9, с.163).
В юсуповской галерее преобладали полотна на исторические и мифологические темы, пейзажи и портреты. Она включала произведения почти всех европейских школ, но особенно хорошо в ней были представлены французские, итальянские, фламандские, голландские художники. Среди шедевров этого собрания можно назвать такие прославленные полотна, как «Курильщик» Д.Тенирса, «Похищение Европы» и «Пейзаж с мостом» К.Лоррена, «Смерть Дидоны» Ж.Б.Тьеполо, «Геркулес и Омфала» Ф.Буше.
В 1827 г. Н.Б.Юсупов составил каталог картинной галереи. Он представлял собою три больших альбома, содержавших не только перечень, но и прорисовку 540 картин. Причем описание картин соответствовало их месту в экспозиции, что дает возможность воссоздать зрительный ряд этой галереи. Известно, что при развеске произведений соблюдался так называемый декоративный принцип, т.е. полотна группировались не по школам, мастерам, стилю, времени написания, а исключительно из соображений колорита, размера, сюжета.
Галерея располагалась в Архангельском на первом этаже западного флигеля. Там была представлена основная часть живописного собрания. Однако живопись присутствовала практически во всех усадебных покоях. Среди парадных помещений, украшенных живописью, выделялись «зала Тьеполо», два салона Г.Робера, антиковый зал, комната Греза, портретная. Для полотен известного французского «руинного» художника Г.Робера «Водопад», «Пейзаж с осликом», «Павильон Аполлона и обелиск», «Странствующие музыканты» владелец в 1816 г. провел реконструкцию помещения. Стены были сделаны восьмиугольными и окрашены в тон живописных произведений. В антиковом зале висели портреты Рембрандта. В портретной видное место занимал портрет владельца собрания. В кабинете князя находилась уникальная коллекция камей, привезенная им из Рима.
Русская школа была представлена картинами А.О.Орловского, Ф.Я.Алексеева, Ф.Г.Сотникова. Собрание русского фарфора включало изделия всех заводов России. Исключительную ценность представляли образцы фарфора и фаянса, изготовленные в самой усадьбе Архангельское в 1818—1838 гг.
Все залы главного дома в Архангельском украшали скульптуры: здесь были подлинники, восходившие к I—III вв., копии с произведений античной скульптуры, выполненные мастерами XVIII — начала XIX в., работы А.Кановы («Психея»), М.И.Козловского («Купидон, вынимающий стрелы из колчана») и др.
Огромную научную ценность имела библиотека Юсупова, в которой насчитывалось свыше 20 тысяч книг XV—XIX вв., преимущественно на иностранных языках. Особенно полными были разделы по истории, литературе и изобразительному искусству. Это книгохранилище славилось своими редчайшими изданиями. Достаточно сказать, что тут было сосредоточено свыше тридцати изданий итальянского печатника Альда Мануция и свыше восьмидесяти книг голландских издателей Эльзевиров.
Известно, что в стенах усадьбы, которая по своему значению приближалась к богатейшему музею, бывали Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, П.П.Свиньин.
А.С. Пушкин посвятил Николаю Борисовичу стихотворение «К вельможе»:
...Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной...
(13, с. 540)
В 1812 г., когда французская армия подходила к Москве, все собрание было вывезено владельцем из Архангельского, а мраморные статуи, украшавшие парк, зарыты в землю. Это одна из немногих коллекций, уцелевшая в период французского нашествия.
Н.Б.Юсупов скончался в Москве 15 июня 1831 г.; похоронен в с. Котово Московской губернии в склепе при Спасской церкви.
После смерти Н.Б.Юсупова собрание перешло по наследству его сыну, Борису Николаевичу Юсупову. Живя постоянно в Петербурге, он в 1837 г. перевез в свой особняк на Мойке значительную часть коллекции отца.
В Петербурге Б.Н.Юсупов продолжал пополнять семейное собрание. В 1839 г. он выпустил в свет на французском языке первый печатный каталог этой коллекции. После его смерти все реликвии перешли во владение его вдовы, Зинаиды Ивановны, которая вместе с сыном Николаем Борисовичем Юсуповым-младшим пополняла фамильную коллекцию.
Если основатель собрания приобретал преимущественно оригинальные произведения, то наследники не отказывались и от копий, правда, достаточно высокого качества. При Николае Борисовиче галерея была доступна относительно широкому кругу любителей; при его наследниках положение изменилось: сюда попадали лишь избранные.
В 1860—1870 гг. часть картин из Петербурга снова вернулась в Архангельское. Между тем усадьба постепенно приходила в запустение. И только на рубеже XIX—XX вв. благодаря заботам Зинаиды Николаевны Юсуповой и ее мужа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона были приняты меры по поддержанию этой когда-то знаменитой усадьбы.
Последний владелец Архангельского, Феликс Феликсович Юсупов, ставший его обладателем в 1908 г., вынашивал планы раздать земли своих поместий крестьянам, а в усадьбах устроить благотворительные учреждения и академии. Однако свои замыслы он не успел осуществить.
В 1919 г. после национализации в усадьбе Архангельское был создан историко-культурный музей. В петербургском юсуповском дворце также открылся общедоступный музей. В 1925 г., когда петербургский музей был ликвидирован, основная масса юсуповской коллекции перевезена в Архангельское. Часть фамильного собрания поступила в Эрмитаж, часть — в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Более 2000 книг из юсуповской библиотеки в 1920 г. переданы в Румянцевский музей (ныне Российская государственная библиотека).
До настоящего времени сохранился и московский особняк Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке (д. 21).



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Андреев А.Н. Картинные галереи Европы. - Спб., 1862. - Т. 1. - С. 221—226.
2. Бенуа А.Н. Юсуповская галерея // Мир искусства. - 1900. - N 23-24. - С. 129.
3. Благова Д. Рассказы бабушки: Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком Д.Благово. — Л., 1989. — С. 167-173.
4. Греч Н.А. Архангельское. — М., 1925.
5. Дружинина Е.В. Усадебная библиотека Н.Б.Юсупова в Архангельском: Из истории коллекции редких книг, посвященных театру // Книга: Иссследования и материалы. - М., 1994. - Сб. 68. - С. 320—336.
6. Иконников B.C. Опыт русской историографии. — Киев, 1892. — Т. 1, кн. 2. — С. 1211, 1345, 1349.
7. Каталог художественных произведений бывшей Юсуповской галереи. — Пг., 1920.
8. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа: 1764—1917. — Л., 1985.-С. 205.
9. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. — М., 1992. - С. 163.
10. Модзалевский Б. Художественные собрания князей Юсуповых: пушкинские реликвии // Художественные сокровища России. - 1907. - N 6. - С. I - XXIV.
11. П.С. Свиньин П.П. Первое письмо из Москвы // Отечественные записки. — 1820. - N 1. — С— 74-76.
12. Прахов А.В. Художественные собрания князей Юсуповых // Художественные сокровища России. - 1906. - N 8-12. - С. 161 —217, илл. 87-144; 1907. - N 1. - С. 3—16, илл.N 2. - С. 17-40, илл. 13-21; N 3. - С. 46—51, илл. 28-34; N 4. - С. 62-71, илл.41-46; N 5. - С. 106-110, илл. 52-54; N 6 -С. 115—118, илл. 63-66; N 7. - С. 129—145, илл. 73-82; N 8. - С. 149-164, илл. 87—94; N9.—C. 165-174, илл. 99-106; N 10. —С. 177— 185,илл. 110-118; N 11 —12.-С. 191—204,208— 223, илл. 122-143. 129-145; N8.-С. 149-165.
13. Пушкин А.С. К вельможе // Пушкин А.С. Стихотворения: Библиотека поэта. Большая серия. — 2-е изд. — М., 1955. —С. 538-540.
14. Пыляев М.И. Старая Москва. — М., 1990. - С. 191-199.
15. Романюк С. Из истории московских переулков. — М., 1988. — С. 239—240.
16. Русский провинциальный некрополь. — М., 1914. — Т. 1. — С. 985.
17. Савинская Л.Ю. Каталог голландской живописи из собрания Музея-усадьбы «Архангельское» // Музей-8: Художественные собрания СССР. — М., 1987. - С. 204-214.
18. Савинская Л.Ю. Письма Я.Ф.Хаккерта князю Н.Б.Юсупову: к истории коллекционирования в России 1770—1780-х гг. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1989. - М., 1990. - С. 232-243.
19. Собрание Юсуповых // Музей-3: Художественные собрания СССР. — М., 1982. — С. 16-18.
20. Соловьева Ю.Н. Москва ушедшая. — М., 1993. — С. 202-203, 216.
21. Унанянц Н.Т. Картинная галерея музея «Архангельское». — М., 1973.
22. Унанянц Н.Т. Французская живопись в Архангельском: Каталог. — М., 1970.
23. Эрнст С. Юсуповская галерея: Французская школа. — Л., 1924.
24. Юсупов Н.Б. // Русские портреты XVIII—XIX столетий. — Спб., 1905. - Т. 1, вып. 3. — N 62.
25. Юсупов Н.Б. О роде князей Юсуповых. — Спб., 1866-1867. - Ч. 1—2.
 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены