ЩУКИН Сергей Иванович (1854-1936) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

С.И. Щукин — купец, собиратель французской живописи, основатель общедоступной частной галереи. Брат собирателей Дмитрия и Петра Щукиных.
Родился в Москве 27 мая 1854 г. в купеческой семье. Будучи от природы болезненным, Сергей в 1873 г. отдан на обучение в одну из частных саксонских школ. Здесь много внимания уделялось физическому воспитанию, что очень благотворно сказалось на его самочувствии и позволило вернуться к активному образу жизни. Впоследствии Сергей Щукин круглый год спал с открытым окном, так что зимой подчас просыпался под снежным покрывалом. Родившись на свет весьма слабым, он прожил долгую жизнь и сохранял бодрость и здоровье до последних своих дней.
Окончив Высшую коммерческую школу в саксонском городе Гера, Щукин с 1878 г. стал помогать отцу в управлении фирмой «И.В.Щукин с сыновьями», а после смерти отца в 1890 г. возглавил ее.
Сергей Иванович имел репутацию смелого предприимчивого дельца. Его даже в шутку называли «министром коммерции». Погруженный в торговые дела, он до поры до времени не разделял увлечения своих братьев коллекционированием. Правда, и в его доме были картины, в том числе произведения Л.О.Пастернака, Ф.А.Бронникова, И.П.Похитонова, Р.Г.Судковского, этюды к полотну В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», полотна западноевропейских мастеров. Однако эти случайные приобретения служили только для убранства дома. Страсть к собирательству пробудилась в Сергее Ивановиче лишь на пятом десятке лет. Зато очень быстро он определил главное направление своей деятельности как коллекционера.
В этот период художники-передвижники уже исчерпали себя и в русском искусстве шли поиски новых художественных форм. Тогда же во Франции набирали силу импрессионисты. С их творчеством Сергея Ивановича познакомил брат Иван, тоже коллекционер, который к тому же постоянно жил в Париже. Именно в творчестве современных французских художников С.И.Щукин, наделенный незаурядной интуицией, смог разглядеть завтрашний день мирового искусства. В Москве в это время мало кто коллекционировал современную западную живопись. Стремление создать коллекцию самобытную и оригинальную еще более укрепило в нем интерес к живописи Франции конца XIX—начала XX в.
Первые приобретения сделаны Сергеем Ивановичем в Париже в 1895— 1896 гг. в Салоне Национального общества изящных искусств. Это были пейзажи малоизвестных художников Фрица Таулова, Джеймса Патерсона, Шарля Котте, Люсьена Симона. В 1897 г. в его собрании появляется первая картина Клода Моне. Это была широко известная ныне «Сирень на солнце». Так он открыл для себя импрессионистов и с присущими ему темпераментом и азартом стал собирать их полотна.
Приобретая картины, Сергей Иванович не прислушивался ни к каким мнениям. Свой принцип выбора художественных произведений он определял так: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, — покупай ее» (9, с. 32). Новые приобретения он делал на парижских выставках, а также непосредственно в ателье у художников. Про Щукина говорили, что он покупал «свежие» холсты с еще непросохшими красками. Он обзаводился картинами также через парижских торговцев антиквариатом П.Дюран-Рюэля, А.Воллара, Д.Канвейлера. В канун Первой мировой войны Сергей Иванович осуществлял покупки через своего секретаря Минорского.
Однажды С.И.Щукину удалось достать несколько полотен импрессионистов не в Париже, как это бывало всегда, а в Москве. Причиной тому было увлечение художниками этого круга его брата, Петра Ивановича Щукина. На первых порах и тот и другой покупали полотна импрессионистов, однако со временем пристрастие к русским древностям одержало верх у Петра Ивановича. В 1905 г. он решил продать западноевропейскую часть своего собрания. Покупателем стал С.И.Щукин. В числе приобретенных им картин было и знаменитое полотно О.Ренуара «Обнаженная».
А сколько смелости требовалось, чтобы покупать не признанных даже в Париже мастеров! Сколько пришлось перенести насмешек от художников и коллег-собирателей! Известно, что, переступив однажды порог его дома, И.Е.Репин увидел полотна А.Матисса, бросился стремглав прочь и никогда сюда не возвращался.
Безупречный художественный вкус позволил С.И.Щукину собрать первоклассное собрание мирового значения. В его коллекции оказались самые замечательные произведения П.Гогена, В. Ван Гога, Э.Дега, А.Марке, А.Матисса, К.Моне (13 полотен), П.Пикассо (50 работ), К.Писсарро, П.Сезанна, П.Синьяка, А.Руссо. В общей сложности к 1918 г. им собрано 256 картин. Примечательно, что столь представительную коллекцию Щукину удалось собрать всего за восемнадцать лет. С 1914 г., в связи с началом Первой мировой войны, регулярные поездки Сергея Ивановича в Париж прекратились, прекратился и рост собрания. Сергей Иванович был беспредельно предан искусству. Он мог часа рассматривать свои приобретения, любуясь их колоритом, композицией, фактурой. Увлечение коллекционированием привело к тому, что Щукин совсем оставил коммерцию. Он много читал, путешествовал, с жадностью осматривал художественные музеи. В Лувре он обожал рассматривать египетские древности.
В 1910-е гг. С.И.Щукин избран почетным членом Общества художников «Бубновый валет», наряду с другими художниками, литераторами, театральными деятелями и меценатами состоял членом Общества искусств.
Дом Щукина в Большом Знаменском переулке, где располагалась галерея, был возведен еще в екатерининское время. В 1882 г. он приобретен отцом собирателя — Иваном Васильевичем, а в 1891 г. подарен Сергею Ивановичу. Его помещения представляли собою роскошные апартаменты с высокими потолками, обилием росписей и лепнины, наборным паркетом, дорогими люстрами. С течением времени все его стены от пола до потолка в два, а то и в три ряда, в сплошной «ковровой» развеске (рама к раме), были заняты произведениями живописи.
Центр галереи — розовая гостиная с полотнами А.Матисса; примечтельно, что развеску картин выполнил сам автор. Он побывал в Москве по приглашению С.И.Щукина в 1911 г. Здесь были собраны такие известные произведения, как «Мастерская художника», «Красная комната», «Семейный портрет», «Дама в зеленом платье», «Испанка с бубном», «Девушка с тюльпаном».
Матисс был любимым художником Сергея Ивановича. Поэтому в eго кабинете и даже в гардеробной на видном месте размещались картины именно этого художника. С Матиссом у Щукина установились дружески отношения. Они познакомились еще в 1906 г. Собиратель не ограничивался приобретением у него уже готовых картин, но обсуждал с ним творческие планы, делал ему заказы. Именно благодаря союзу с Щукиным Анри Матисс смог с наибольшей полнотой проявить свое художественное дарование.
В галерее Щукина насчитывалось 38 полотен Матисса, вошедших в историю мирового искусства как «русские Матиссы». Художник выполнил по заказу коллекционера для его московского особняка два огромных панно «Танец» и «Музыка». Впервые увидев их в январе 1911 г., историк искусства Б.Н.Терновец тогда же писал: «Это лучшее, что создано Матиссом, и, быть может, лучшее из того, что вообще дал пока XX век. Это не живопись (ибо здесь нет формы), не картина — это иной род декоративно-монументального искусства — в тысячу раз сильнейший и потрясающий. Никогда я еще так сильно не чувствовал облагораживающее влияние искусства; душа как бы очистилась огнем красоты, я ощущал как спадали с нее искусственные, бренные покровы» (25, с. 10).
В музыкальном салоне главенствовали картины К.Моне — «Завтрак в лесу», «Скалы в Бель-Иль», «Руанский собор в полдень», «Руанский собор вечером» и другие.
В парадной столовой висели картины Поля Гогена «Автопортрет», «А, ты ревнуешь?», «Сбор плодов», «Женщины на берегу моря» — своего рода «гогеновский иконостас», который никого из посетителей не мог оставить равнодушным. Тут было собрано шестнадцать полотен мастера. «Россия, снежная Москва может гордиться тем, что дала бережный приют этим экзотическим цветам вечного лета, которых не сумела подобрать их официальная родина-мачеха Франция, — писал искусствовед Я.Тугендхольд. — В этом московском жилище не только самое большое собрание гогеновских полотен, но, может быть, наилучшее по своему выбору» (26, с. 48).
С.И.Щукин не раз демонстрировал произведения из своей коллекции на различных художественных выставках. В 1899 г. в Санкт-Петербурге на Международной выставке картин он впервые выставил полотна из своего собрания — «Театральное фойе» и «Скачки» Ж.Л.Форена.
Щукинский особняк на Знаменке был известен не только блестящей галереей, но и музыкальным салоном. Здесь регулярно устраивались музыкальные вечера, в антрактах которых хозяин радушно показывал свое собрание картин.
Сергей Иванович Щукин, подобно другим московским коллекционерам, намеревался подарить свой музей городу. В одном из писем к И.В.Цветаеву он признавался: «...занят мыслью создать галерею произведений новой французской живописи, долженствующей стать достоянием города Москвы. Желая, чтобы мой дар имел возможно более высокую художественную ценность, я решил не разбрасываться и сосредоточить все свое внимание и заботы на совершенствовании и пополнении существующего у меня теперь собрания картин» (8, с. 112).
После смерти жены, Лидии Григорьевны, Сергей Иванович 5 января 1907 г. составил завещание, по которому его коллекция должна перейти в дар Третьяковской галерее. Он желал, чтобы его собрание стало дополнением уже имевшейся в этой галерее коллекции западноевропейской живописи, собранной С.М.Третьяковым. По мнению историка искусства П.П.Муратова, в случае поступления щукинского собрания в Третьяковскую галерею Москве могла выпасть высокая честь создания первого в Европе публичного музея новейшей живописи.
Еще до передачи собрания городу, с 1910 г., галерея Щукина стала доступна для обозрения. Посетителям разрешалось осматривать ее по воскресеньям с 11 до 14 часов. На эти воскресные просмотры собиралась самая разная публика: студенты, гимназисты, репортеры, писатели, художники, артисты, коллекционеры. Экскурсии проводил сам Сергей Иванович. «Рассказывал он очень охотно, увлекаясь, вспоминая Париж, встречи с художниками, их облик, разговоры с ними, посещение их мастерских», — вспоминал поэт и писатель Н.М.Преображенский (22, с. 48). Щукинская галерея занимала столь видное место в культурной жизни города, что когда в Москву приехала представительная делегация директоров ведущих европейских музеев, то в программу пребывания было включено посещение особняка в Знаменском переулке.
Особенно горячо стремились попасть в щукинскую галерею западного искусства молодые художники. Для них это был признанный центр современного искусства. Щукинский музей стал колыбелью русского авангарда. К.С.Петров-Водкин так вспоминал о нем: «Сергей Иванович сам показывал посетителям свою галерею. Живой, весь один трепет, заикающийся, он растолковывал свои коллекции. Говорил, что идея красоты изжита, кончила свой век, на смену идет тип, экспрессия живописной вещи, что Гоген заканчивает эпоху идеи о прекрасном, а Пикассо открывает оголенную структуру предмета» (21, с. 360).
«На днях был у Щукина, смотрел его знаменитую коллекцию декадентов, новых и старых, — сообщал в письме А.А.Турыгину от 11 февраля 1911 г. М.В.Нестеров. — Щукин Сергей Иванович — один из двух братьев-коллекционеров. Оба богатые фабриканты, делают платки и сбывают их на миллионы персюкам, а на деньги эти живут и покупают — один старину дивную, рукописи и проч., другой французских декадентов — Пювиса, Моне, Мане, Дега, Марке, Дени, Сезанна, Матисса, Сислея и Писсарро. Последние четыре имени родили «Золотое руно», «Голубую розу» и «Червонного валета» не только у нас, но и по всей Европе» (16, с. 243).
В 1915 г., после второй женитьбы, Сергей Иванович переехал в дом на углу Большой Никитской и Садовой, а особняк на Знаменке все более превращался в музей. Теперь его можно было посещать и в будние дни: в отсутствие хозяина коллекцию показывала горничная.
После октябрьского переворота 5 ноября 1918 г. галерея была национализирована и весной 1919 г. открыта для посещения под названием «Первый музей новой западной живописи».
С.И.Щукин сначала оставался при своем музее, выполняя обязанности директора, хранителя и экскурсовода. Развитие событий заставило его покинуть Россию и поселиться в Париже, где он прожил до самой смерти.
С.И.Щукин умер 10 января 1936 г. в Париже. Похоронен на кладбище Монмартр.
«Музей новой западной живописи» испытал на себе все перипетии советского музейного строительства. В 1929 г. он слит с морозовской коллекцией и перемещен на Пречистенку, в особняк, некогда принадлежавший И.А.Морозову. В 1948 г. музей расформирован. Жемчужины из бывшего щукинского собрания находятся ныне в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Щукинский особняк сохранился (ныне Большой Знаменский пер., д. 8); в нем располагается учреждение.



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Аксиненко М.Б. История Государственного музея нового западного искусства // Музей-3: Художественные собрания СССР. — М., 1982. - С. 216-225.
2. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. —М., 1994. - С. 281-282.
3. Бенуа А. Сергей Иванович Щукин: Некролог. // Последние новости. — 1936. — 12 января.
4. Бурышкин П.А. Москва купеческая. — М., 1991. - С. 144-149.
5. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л., 1911. — Т. 1. — С. 316-318,415; Т. 2. -С. 24, 70,81,213-214,225,230,326,331,368,405.
6. Грабарь И.Э. Письма 1891-1917 гг. -М., 1977.-С 112,122,158,241,258,301,338,373.
7. Гусев Е.П. Московский благотворитель и меценат Сергей Иванович Щукин — один из создателей Психологического института // Вопросы психологии. — 1992. — N 3—4. — С. 43-50.
8. Демская А.А., Семенова Н.Ю. У Щукина, на Знаменке... — М., 1993.
9. Думова Н.Г. Московские меценаты. — М., 1992. - С. 21-62.

10. Дымшиц-Толстая СИ. Воспоминания об А.Н.Толстом. — 2-е, доп.изд. — М., 1982. — С. 44—79.
11. Каталог Государственного музея нового западного искусства. — М., 1928.
12. Каталог картин собрания С.И.Щукина. - М., 1913.
13. Лобанов В.М. Кануны. — М., 1968. — С. 45. 56, 142, 144, 146, 181 — 182.
14. Морозов и Щукин — русские коллекционеры: От Моне до Пикассо. — Кельн, 1993.
15. Муратов П. Щукинская галерея: очерк из истории новейшей живописи // Русская мысль. - 1908. - N 8. - С. 116-138.
16. Нестеров М.В. Письма. Избранное. — Л., 1988. - С. 243.
17. Нордман-Северова Н.Б. Интимные страницы. — Спб., 1910. - С. 141-164.
18. Пастернак Л.О. Записи разных лет. — М., 1975. - С. 9-11.
19. Переплетчиков В.В. Из дневника. / Публ. В.С.Минина // Художник. — 1976. — N 12. - С. 54.
20. Перцов П.П. Щукинское собрание французской живописи: Музей новой западной живописи. — М., 1921.
21. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. —Л., 1970. — С. 360-361.
22. Преображенский Николай. В галерее С.И.Щукина в Москве // Памятники Отечества. - 1993. - N 29. - С. 48-49.
23. Романюк С.К. Из истории московских переулков. — М., 1988. — С. 22—23.
24. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР: 1820-1932. - По., 1992. - С. 31, 169.
25. Терновец Б.Н. Письма. Дневники. Статьи. - М., 1977. - С. 9, 10, 13, 15, 96, 106, 114, 118-122, 127-129, 191.
26. Тугендхольд Я. Первый музей новой западной живописи. — М. — Пг., 1923.
27. Тугендхольд Я. Французское собрание С.И.Щукина // Аполлон. — 1914. — N 1—2. — С. 5-46.
28. Щербатов СЛ. Московские меценаты // Памятники Отечества. — 1993. — N 29. — С. 11-19.
29. Щукин СИ. // Московская городская дума: 1897-1900. - М., [1897]. - С.31.
30. Щукин СИ. // Музей-3: Художественные собрания СССР. - М., 1982. - С. 60-62.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены