ЩУКИН Петр Иванович (1853-1912) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

П.И. Щукин — купец, собиратель русских и восточных древностей, основательчастного общедоступного музея. Брат Дмитрия и Сергея Щукиных.
Родился в Москве 18 февраля 1853 г. в известной купеческой семье. Его отец, Иван Васильевич Щукин, принадлежал к высшим слоям московского купечества. Мать, Екатерина Петровна, была дочерью московского чаеторговца П.К.Боткина. Дом Щукиных на Мясницкой, где прошло детство мальчика, был известен в кругу писателей, ученых, коллекционеров.
Все дети в семье получили серьезное домашнее образование. В десять лет Петр отправлен учиться в немецкую школу Белля в Выборг, а в 1867 г. переведен в петербургский пансион Гирста. Юноша мечтал поступить в университет и заняться наукой, но отец всем сыновьям предопределил путь деловых людей; в 1872 г. девятнадцатилетний Петр Щукин выехал за границу и должен был служить в разных фирмах, чтобы набраться практического опыта. Шесть лет длилась его заграничная стажировка: в конторе «Торгового дома Абельсдорф и Майер», на ткацкой фабрике Савена и Барраля в Лионе, в «Торговом доме Р.Д.Варбург и К"». По мнению отца, именно таким образом можно было быстрее всего обучиться торговому делу. В 1878 г. Петр Иванович вернулся в Москву и стал работать в конторе отца. В этом же году был учрежден «Торговый дом И.В.Щукин с сыновьями». До конца своих дней Петр Иванович занимался делами семейного предприятия.
Щукиных связывали родственные отношения с семьями Боткиных и Третьяковых. Здесь давно укоренился интерес к собирательству древних книг, редкостных вещей, живописных полотен, других произведений искусства. Поэтому неудивительно, что в большой семье Щукиных из одиннадцати детей пятеро стали коллекционерами.
Собирательская деятельность Петра Щукина началась в Лионе. Первыми его приобретениями стали книги, гравюры и только-только получившие распространение фотографии. Увлекшись иконографией, он собирал портреты актеров, писателей, ученых, военачальников, политических деятелей, в том числе и коммунистов. После возвращения на родину Щукин уже не мыслил свою жизнь без собирательства. «Возвратясь в Москву, — пишет коллекционер в мемуарах, — стал также собирать гравюры, литографии и рисунки» (20, ч. 3, с. 8).
По торговым делам Петр Иванович должен был регулярно посещать Нижегородскую ярмарку. Сюда съезжались многочисленные торговцы стариной, и многие российские коллекционеры здесь значительно пополняли свои собрания. «Вообще на Нижегородской ярмарке, — признавался Щукин, — сделал я почин по собиранию предметов Востока, точно так же, как потом сделал почин по собиранию старинных русских вещей, купив там же серебряный жалованный ковш Яицкого войска» (20, ч. 3, с. 34).
Глубокий интерес к истории и древностям позволил предпринимателю стать одним из крупнейших коллекционеров своего времени. «Щукин Петр Иванович, — отмечал коллекционер и библиофил А.П.Бахрушин, — серьезнейший собиратель из всех мне известных. Потому что он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам. Так, он изучал старые японские и китайские бытовые художественные вещи, старинные польские кушаки, русскую парчу и нумизматику. Обо всем он может прочесть целую лекцию с места в карьер!» (2, с. 35).
К 1890 г. укрепился интерес Щукина к русским древностям. Возможность распоряжаться после смерти отца всем своим капиталом позволила ему развернуть собирательскую деятельность в неслыханных масштабах. Предметы старины чуть ли не со всей России привозили Щукину возами. Нередко он приобретал целиком сформированные коллекции, особенно у представителей дворянской знати. Специальные поездки коллекционер совершил в старинные города Ярославль, Рыбинск, Ростов Великий, Суздаль и другие. В то же время, регулярно бывая в Западной Европе, он и там приобрел немало предметов для своего собрания.
Собирательская деятельность П.И.Щукина продолжалась почти двадцать лет. В грандиозной его коллекции на первом месте стояли отечественные памятники истории и культуры, неслучайно его собрание называли музеем российских древностей. Ему удалось с потрясающей полнотой отразить историю России XVW—XIX. столетии причем мипгпгрянныр коллекции давали представление о жизни и быте всех основных сословий — бояр, дворян, купцов, мещан, крестьян. Русская часть собрания представлена как вещественными памятниками, так и письменными источниками.
Сам владелец выделял следующие отделы: церковный, отдел оружия, тканей, ковров, гобеленов и шпалер, драгоценностей, посуды.
Современников поражала и по своей представительности, и по ценности отдельных предметов коллекция старинного русского серебра — жалованных ковшей, кубков, чарок, стаканов, братин. Очень полно и в прекрасных образцах представлено народное искусство: резные и расписные прялки, шкатулки, сундуки, хлебницы, колыбели.
Щукин обладал крупной коллекций икон. В нее входили иконы на досках, иконы, вышитые золотом, украшенные серебром, финифтью, сканью, жемчугом, драгоценными камнями. К числу раритетов относились произведения лицевого шитья: шитая икона (Москва, 1389) и две пелены (Москва, конец XV в.).
Рукописный фонд также был одним из самых больших — только личных архивов известных русских деятелей здесь насчитывалось до пятидесяти. Ценнейшей его частью являлись лицевые рукописи.
Изобразительный раздел щукинского собрания включал картины, гравюры, литографии, рисунки. Здесь была собрана портретная галерея выдающихся деятелей России. Коренной москвич, Петр Иванович усердно собирал материалы по истории города. Москве посвящены и многие картины: «Панорама Кремля с Замоскворечья», «Проект храма Христа Спасителя» и др.
Восток был представлен не менее многогранно: японские ширмы и турецкие ковры, индийские ювелирные изделия, украшенные драгоценными камнями, и персидские манускрипты.
Сам Петр Иванович так объяснял интерес ко всему восточному: «Я поставил себе задачу собирать не только русские предметы, но также восточные и западные и, собирая последние, наглядно показать, какое влияние имели Восток и Запад на русскую культуру» (24, с. 1).
Западноевропейская часть щукинской коллекции тоже включала немало ценных и редких предметов. Владел он и небольшим собранием живописи импрессионистов. Интерес к ним пробудился у него под влиянием брата Ивана, обосновавшегося в Париже и хорошо знавшего современное искусство. В числе приобретенных полотен французских художников было и прославленное полотно О.Ренуара «Обнаженная». Однако в 1905 г. он расстался с картинами импрессионистов, продав их в основном своему брату Сергею, владевшему тогда уже известным музеем новой западной живописи.
Библиотека П.И.Щукина, как и его собрание, отличалась многогранностью и изобиловала редкостями. Щукин был обладателем книг на русском и многих европейских и восточных языках, в том числе на латинском, греческом и армянском. Самая древняя книга этого собрания датировалась XIII в. — это было Евангелие, написанное на пергаменте. Крупный раздел его библиотеки был посвящен Москве. С редкой полнотой собраны подшивки таких старинных периодических изданий, как «Московский журнал» (1802), «Московский Меркурий» (1803).
До 1892 г. щукинская коллекция располагалась в Лопухинском переулке, где Петр Иванович жил вместе с отцом. Но все более разрастаясь, она требовала нового помещения.
В 1891 г. приобретен был в Малых Грузинах участок земли с деревянной постройкой. Однако коллекции было тесно и в этом доме, к тому же и небезопасно. Новый каменный особняк возвели в рекордные сроки: строительство началось в мае 1892 г. и закончено в октябре 1893 г. На Малой Грузинской улице появился нарядный терем. В его архитектурных формах варьировались излюбленные мотивы русского зодчества. Коллекционер совершил специальную поездку в древнерусские города, чтобы познакомиться с памятниками старинной архитектуры.
И хотя новый особняк строился специально для коллекции, в скором времени и здесь стало тесно. В 1897—1898 гг. рядом с основным корпусом, «Старым музеем», возведен еще один, получивший название «Нового музея». Они были связаны подземным переходом. Оба здания, как и переход между ними, до отказа наполнились разными предметами. В 1904—1905 гг. П.И.Щукину потребовалось возвести еще один корпус для своей разраставшейся коллекции.
С 1895 г. частный музей Петра Ивановича Щукина был открыт для исследователей и любителей старины. Здесь писал этюды для картины «Степан Разин» В.И.Суриков, изучал планы Москвы XVII в. А.М.Васнецов, копировал персидские миниатюры В.А.Серов. «В частной жизни Петр Иванович, — писал известный библиограф и библиофил У.Г.Иваск, — был простой, добрый русский человек, очень радушно встречавший в известные, назначенные им часы всех желающих осмотреть его богатые коллекции» (6, с. 211).
О судьбе своего собрания Петр Иванович позаботился заранее. В завещании, составленном в 1891 г., он предполагал передать свой музей братьям, таким же увлеченным собирателям, как и он сам, — Ивану и Дмитрию, а отдельные ценные предметы пожертвовать Императорскому Историческому музею. Однако, стремясь сохранить целостность своей коллекции, Петр Иванович принял решение передать ее Историческому музею. 13 апреля 1905 г. он обратился с заявлением в Управление Исторического музея: «Честь имею обратиться с предложением принять от меня в дар мое нигде не заложенное и свободное от всяких обязательств владение в гор. Москве, Пресненской части, 3-го участка, по Малой Грузинской улице, со всеми на нем постройками, с моим собранием старинных русских и иностранных вещей, восточной коллекцией, картинной галереей, собранием рисунков и гравюр, библиотекой, рукописным архивом, с мебелью и со всей обстановкой» (21, с. 1).
Щукинское пожертвование превышало фонды самого музея: по некоторым данным, оно уже тогда насчитывало сотни тысяч предметов, хотя сам коллекционер называл цифру — около 23 тысяч.
На здании появилась вывеска «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III — музей Петра Ивановича Щукина», хотя даритель как и прежде жил в своем доме на Малой Грузинской, отдавая силы и время любимой коллекции. До конца дней он содержал на свои деньги музей и семь его сотрудников.
Пожалуй, как ни один другой коллекционер Петр Иванович заботился о популяризации своего собрания, о привлечении к нему внимания научной общественности. С этой целью им выпущено в свет до пятидесяти специальных иллюстрированных изданий, получивших название «Щукинских сборников». Они посвящены описанию тематических коллекций. Как правило, это были многотомные издания: «Опись старинных вещей собрания П.И.Щукина» (два тома, 1895—1896), «Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П.И.Щукина» (десять томов, 1896—1902), «Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И.Щукина» (два тома, 1896—1897), «Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 г.» (десять томов), «Русские портреты» (четыре тома), «Персидские вещи Щукинского собрания» (1907) и, наконец, собственно «Щукинский сборник» (десять томов, 1902—1910).
Кроме того, в 1895 и 1906 гг. выходили путеводители по музею, подготовленные самим коллекционером.
На закате дней П.И.Щукин увлеченно работал над мемуарами, в которых нарисовал широкую панораму частного собирательства и антикварной торговли в России в конце XIX—начале XX в., дал портреты многих своих современников-коллекционеров, сообщил много чрезвычайно важных и интересных сведений о личном собрании. Еще работая над мемуарами, автор начал их публикацию и в 1911—1912 гг. выпустил пять частей.
П.И.Щукин умер в Москве 12 октября 1912 г. Погребен на кладбище Покровского монастыря.
После внезапной кончины коллекционера его дом был опечатан и музей на Малой Грузинской перестал существовать. Новый полноправный хозяин собрания — Российский Исторический музей — перевез его в главное здание на Красной площади и распределил предметы по разным фондам. При перемещении не была составлена полная опись, и многие предметы щукинского собрания растворились в общей коллекции Исторического музея.
Отдельные экспонаты после 1917 г. поступили в Оружейную палату, Третьяковскую галерею, Музей истории и реконструкции Москвы, книги — в Государственную публичную историческую библиотеку, ноты — в библиотеку Московской консерватории.
Древнерусский терем на Малой Грузинской сохранился (ныне д. 15). Теперь его занимает Государственный биологический музей имени К.А.Тимирязева.




ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Бартенев П.И. Московский музей П.И.Щукина // Русский архив. — 1895. — N4. — С. 536.
2. Бахрушин А.П. Из записной книжки: Кто что собирает / Прим. М .Цявловско-го. — М., 1916. - С. 35—37, 109—110.
3. Горбушина Н.В. П.И.Щукин и его документальная коллекция // Письменные источники в собрании Государственного Исторического музея. Материалы по истории культуры и науки в России: Труды ГИМ. — М., 1993. - Вып. 84. - С. 119-133.
4. Демская А., Семенова Н. У Щукина, на Знаменке... — М., 1993.
5. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указате/ья // Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 год. — Спб., 1912. — N 1315.
6. Иваск У.Г. П.И.Щукин: Некролог //
Русский библиофил. — 1912. — N 7—8. —С. 210-211.
7. Корнеева Н.И. Щукинская коллекция // Сокровищница книги: Юбилейный сборник научных трудов / Государственная публичная историческая библиотека. — М., 1987. — Ч. 1. - С. 104-109.
8. Корш Е. Отделение Императорского Российского Исторического музея: Музей П.И.Щукина и новейшие его приобретения // Старые годы. — 1908. — Май. - С. 257-263.
9. Корш Е.Ф. П.И.Щукин. - М., 1913.
10. Македонская Е.И. Коллекция П.И.Щукина // Вопросы истории. — 1978. — N 10. - С. 212-216.
11. Орешников А.В. П.И.Щукин: Некролог // Голос минувшего. — 1913. — N 1. — С. 279-281.
12. Отчет Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III за 1905 год. — М., 1906. — С. 5-7.
13. Пыпин А. Щукинский музей в Москве // Вестник Европы. — 1896. — N 11. — Ноябрь. — С. 435-437.
14. Самсонова О.И. Материалы по истории культуры России XVII—начала XX в. из коллекции П.И.Щукина // Письменные источники в собрании Государственного Исторического музея. Материалы, по истории культуры и науки в России: Труды ГИМ. — М., 1993. - Вып. 84. - С. 134-147.
15. Свионтковская-Воронова Л.И. Резная кость из собрания П.И.Щукина. — М., 1923.
16. Трескин Н.Н. Щукинский музей в Москве. - Спб., 1896.
17. Трутовский В.К. Музей П.И.Щукина в Москве // Художественные сокровища России. - 1902. - N 6. - С. 107-136.
18. Фомин И. Древнерусские деревянные
иконы из собрания Петра Ивановича Щукина // Искусство. — 1905. — N 1. — С. 11-18.
19. Хрипко М. Петр Иванович Щукин и его собрание // Куранты. — М., 1987. — Вып. 2. - С. 237-242.
20. Щукин П.И. Воспоминания. — М., 1911— 1912. - Ч. 1-5.
21. Щукин П.И. Краткое описание нового владения Российского Исторического музея в городе Москве. — М., 1906.
22. Щукин П.И. Краткое описание Щукинского музея в Москве. — М., 1895.
23. Щукин П.И. Основатель музея древностей в Москве // Искры. — 1911. — N 48. - С. 375, 380-381.
24. Щукинский музей за 18 лет своего существования:1892—1910. - М., 1910.
 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены