ШЕРЕМЕТЕВА Екатерина Павловна (1849-1929) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Е.П. Шереметева — графиня, благотворительница, собирательница природных коллекций, основательница музея природы. Жена Сергея Дмитриевича Шереметева.
Родилась 20 сентября 1849 г. в семье князя Павла Петровича Вяземского. Принадлежала к древнему княжескому роду. Приходилась внучкой поэту Петру Андреевичу Вяземскому. Получила домашнее образование. В совершенстве владела французским, немецким, английским языками, хорошо рисовала. Выросшая в семье с глубокими культурными традициями, она с юных лет прониклась интересом к истории, памятникам старины. Ее отец был известным историком литературы, археографом и крупным коллекционером.
В 1868 г. княжна Екатерина Вяземская вышла замуж за графа Сергея Дмитриевича Шереметева, известного историка, издателя, общественного деятеля, коллекционера. Она всецело разделяла интересы мужа. Вместе с Сергеем Дмитриевичем участвовала в создании Общества любителей древней письменности. В этом обществе она заведовала отделом «учебников и отдельных листов», а также принимала участие в подготовке лицевых рукописей к факсимильному изданию.
Екатерина Павловна Шереметева была фрейлиной двора, а с 1912 г. — статс-дамой. Известна ее благотворительная деятельность.
После смерти П.П.Вяземского в 1888 г. знаменитая своими собраниями усадьба Остафьево при разделе имущества досталась брату Екатерины Павловны — Петру Павловичу Вяземскому. Будучи военным, он редко бывал в этой усадьбе и даже сдавал ее внаем. Чтобы спасти замечательный историко-культурный комплекс, Сергей Дмитриевич и Екатерина Павловна выкупили вначале ценнейший Остафьевский архив, а затем, в 1898 г., и усадьбу со всеми ее коллекциями и создали там общедоступный музей. Он был открыт для посещения в 1899 г., когда отмечалось сто лет со дня рождения А.С.Пушкина. Поэт несколько раз приезжал в Остафьево к Вяземскому; здесь была собрана коллекция его рукописей и мемориальных вещей.
Всю жизнь Е.П.Шереметева вместе с мужем занималась систематизацией и публикацией материалов семейного собрания. Кроме того, она увлеченно изучала природу Подмосковья, составляла природоведческие коллекции, которые легли в основу созданного ею частного музея природы.
Первый гербарий и первую коллекцию минералов Екатерина Павловна составила в 1865 г. в шестнадцатилетнем возрасте в Остафьеве. Увлечение природой окрепло в ту пору, когда ее дети (она родила девять и воспитала семь детей) выросли и стали учиться. Занимаясь вместе с ними ботаникой, зоологией, географией, она серьезно увлеклась этими науками. «В начале 1890-х годов, — писала Екатерина Павловна в «Собственноручной записке об образовании у ней естественно-исторических коллекций», — Д.Н.Кайгородов стал давать уроки естественной истории моим меньшим детям, на которых я всегда присутствовала и стала все более и более увлекаться изучением природы, которую, впрочем, всегда любила. Приехав в деревню, мы начали собирать все, что нам казалось более или менее интересным» (8, с.15).
Место, где Екатерина Павловна стала собирать природоведческие коллекции и впоследствии создала музей — известная в истории отечественной культуры усадьба Михайловское Подольского уезда Московской губернии. Это «дворянское гнездо», принадлежавшее роду Шереметевых с XVII в., в середине XIX в. было продано в чужие руки. Вновь оно стало принадлежать Шереметевым с 1870 г.: усадьбу выкупили Сергей Дмитриевич и Екатерина Павловна. Здесь они проводили каждое лето с 1870-го по 1917 г. В Михайловском хранился огромный семейный архив Шереметевых-Вяземских, а также фамильная библиотека.
В усадьбе был регулярный парк с прудами, разбитый в конце XVIII столетия, считавшийся одним из лучших в Подмосковье, и замечательный английский сад.
Вероятно, начало естественнонаучным коллекциям Е.П.Шереметевой было положено в первые годы жизни в Михайловском. Начиная с 1893 г. в окрестностях усадьбы регулярно проводятся сборы цветов, злаковых растений, трав, грибов, водорослей, мхов, лишайников, семян, насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; составляются гербарии, коллекции, готовятся препараты. Первоначально собирали только образцы местной флоры и фауны.
Отдел флоры включал несколько коллекций. Гербарий семенных и высших споровых растений насчитывал 515 видов (639 экземпляров). Значительным было и собрание семян. В коллекцию низших растений входили грибы, мхи, лишайники, водоросли.
Отдел фауны состоял из коллекций паукообразных, бабочек, насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Самостоятельный раздел составляли гнезда с яйцами разных птиц. Среди раритетов этого собрания выделялись ночная бабочка «Желтая орденская лента», орел беркут и тетерев-межняк.
В 1900—1901 гг. коллекции пополнились сборами кавказской и причерноморской флоры. Специально на средства Екатерины Павловны с научными целями была снаряжена экспедиция ученого Б.Б.Гриневецкого. Сборы делались в Грузии по Военно-грузинской дороге, в Кахетии и близ города Сочи, в окрестностях тамошних имений Шереметевых. Новый гербарий включал до 5000 экземпляров.
Е.П.Шереметева не только сама участвовала в сборах, но и умело готовила растения для гербария, а также была прекрасным препаратором и самостоятельно проводила консервацию органических образцов. Например, она мастерски готовила к длительному хранению различные виды грибов.
Помимо природоведческих собраний в коллекцию Екатерины Павловны входили памятники археологии — случайные находки, которые время от времени делались близ усадьбы Михайловское.
Обширное и хорошо систематизированное собрание навело владелицу на мысль об устройстве общедоступного музея. В 1893 г. она пригласила в Михайловское молодого ученого-естествоиспытателя, впоследствии известного ботаника Федора Владимировича Бухгольца для разработки программы будущего музея. Есть предположение, что Бухгольц, выполняя поручение Шереметевой, консультировался с директором Зоологического музея Московского университета Г.А.Кожевниковым, который являлся одним из ведущих в России специалистов в данной области. Было решено собрать в новом музее образцы флоры всего Подмосковья.
В том же 1893 г. музей начал свою работу. Сначала он уместился в одной из комнат главного усадебного дома. Вскоре для размещения собрания потребовалась еще одна комната. Затем некоторые коллекции экспонировались в оранжерее. В 1902 г. специально для музея была возведена пристройка, в которой были собраны воедино все коллекции.
В 1899 г. Екатерина Павловна решила разбить при музее ботанический сад. Его устройством занимался также Ф.В.Бухгольц. Сад был заложен недалеко от музея. Он занимал площадь в 150 квадратных саженей.
В саду устроили различной конфигурации клумбы для отдельных семейств растений. Специальный участок отвели для проведения экспериментов по селекции новых растений. Для болотных растений и водорослей были созданы искусственные пруды. Среди первых питомцев ботанического сада — редкий вид пыльцеголовника длиннолистного. Эту красивую орхидею Екатерина Павловна лично привезла из усадьбы Введенское Звенигородского уезда.
И сам музей, и созданный при нем ботанический сад в 1890-е гг. представляли уникальное явление. Хотя в подмосковных усадьбах в XVIII—XIX вв. садово-парковые ансамбли, ботанические сады и собрания памятников природы не были редкостью, однако в них в основном культивировались экзотические растения. Частный музей природы в усадьбе Михайловское, с самого начала опиравшийся на последние достижения науки, быстро получил широкую известность и признание. С ним установили научные связи многие отечественные и зарубежные ученые, институты, высшие учебные заведения. Музей обменивался с ними образцами флоры и фауны, литературой, консультировался при составлении описаний коллекций. С экспозицией музея не раз приезжали знакомиться ученые и специалисты.
Частный музей Е.П.Шереметевой с 1897 г. начал издательскую деятельность, которая продолжалась до 1914 г. В течение 17 лет вышло в свет десять выпусков под названием «Естественноисторическая коллекция гр. Е.П.Шереметевой в с. Михайловском Московской губернии» (некоторые выпуски переиздавались). Здесь были описаны гербарии семенных и высших споровых растений (476 видов в первом издании, 515 — во втором), мхов (107 видов), лишайников ( 21 вид) и др.
В 1902—1911 гг. вышло девять выпусков «Издания естественноисто-рического музея графини Е.П.Шереметевой в с. Михайловском Московской губернии», в котором участвовали крупные ученые. Тут опубликованы работы специалиста по низшим растениям и мохообразным, сотрудника Петербургского ботанического сада Александра Александровича Еленкина, посвященные мхам и лишайникам средней полосы России. Одна из этих работ — «Флора лишайников Средней полосы» — получила в 1905 г. премию Императорского Московского общества испытателей природы.
В одном из выпусков опубликована работа Екатерины Павловны «Иллюстрированный определитель грибов Средней России» (Рига, 1909) — фундаментальное описание семейств, родов, отделов, подотделов и групп самых разнообразных грибов. Книга снабжена указателями и терминологическим словарем. Это первое в России издание, рассчитанное и на специалистов, и на широкий круг читателей.
С музеем в Михайловском сотрудничали многие крупные ботаники, в частности при описании коллекций Екатерина Павловна получала консультации у миколога и фитопатолога, автора классических исследований Михаила Степановича Воронина, специалиста по систематике и филогении грибов Артура Артуровича Ечевского, основателя Русского ботанического общества Ивана Парфеньевича Бородина.
При музее была создана специализированная библиотека. В 1903 г. в ней насчитывалось свыше 2000 томов. Сюда приходили многие научные периодические издания.
Впоследствии Екатерина Павловна предполагала безвозмездно передать свой музей Московскому университету и основать при нем биологическую станцию.
После 1917 г. музей и ботанический сад прекратили свое существование. Усадьба Михайловское была национализирована. Судьба коллекций неизвестна.
Последние годы жизни Е.П.Шереметева провела в усадьбе Остафьево, хранителем которой был ее сын Павел Сергеевич.
Е.П.Шереметева умерла в Остафьеве в 1929 г. и погребена близ остафьевской церкви Михаила Архангела.
 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Алексеева AM. «На достоинствах нравственных, а не на силе...» // Человек. — 1991. — N6.-С. 136-150.
2. Естественноисторическая коллекция гр. Е.П.Шереметевой в с. Михайловском Московской губернии. — [М.], 1897—1914. - Вып. 1-8.
3. Естественноисторическая коллекция гр. Е.П.Шереметевой в с. Михайловском Московской губернии. — 2-ое изд. — [М.], 1906. — Вып. 1—2.
4. Иваск У.Г. Описание русских книжных знаков (Exlibris). - М., 1905. - С. 314.
5. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 год. - Спб., 1912. - N 1276.
6. Издание естественноисторического музея графини Е.П.Шереметевой в с. Михайловском Московской губернии. — [М.], 1902— 1912. - Вып. 1-9.
7. Карнишина Л.М. Ботанический сад Е.П.Шереметевой в селе Михайловском // Остафъевский сборник. — М., 1994. — Вып. 2. - С. 22-24.
8. Карнишина Л.М. Уникальный музей Е.П.Шереметевой // Остафъевский сборник. - М., 1993. — Вып. 1. - С. 13-17.
9. Остафъево / Автор-составитель Н.К.Квятковская. — М., 1990.
10. Остафъево: материалы о прежних владельцах и к родословию кн. Вяземских // Издание гр. Е.П.Шереметевой. — М., 1906.
11. Памятники архитектуры Московской области. — М., 1975. — Т.2. — С. 133— 134.
12. Сборник в память князя П.П.Вяземского. - Пг., 1915. - С. 27.
13. Снытко Н. Остафъево // Наше наследие. - 1988. - N6. — С. 137-146.
14. Шереметев С.Д. Михайловское. — М., 1906.
15. Элъсгольц Ф.К. Частные библиотеки в России // Российская библиография. —1880. - N 53 (1). - С. 2.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены