ЧАЯНОВ Александр Васильевич (1888-1937) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

А.В. Чаянов — ученый, экономист-аграрник, педагог, писатель, собиратель икон, бронзы, русской и западноевропейской графики, русских печатных пряников.
 Родился в Москве. Его отец, крестьянин по происхождению, работал на одной из иваново-вознесенских фабрик, затем стал ее пайщиком, а позже занялся предпринимательской деятельностью и обосновался в Москве.
Первоначальное образование Александр Чаянов получил в частном реальном училище К.П.Воскресенского — одном из лучших средних учебных заведений Москвы начала XX в. В 1906—1910 гг. он учился в Петровской земледельческой и лесной академии. В годы учебы проходил стажировку в городе Льеже (Бельгия). После окончания академии был оставлен в аспирантуре на кафедре сельскохозяйственной экономики и организации сельского хозяйства. С 1913 г. — доцент, с 1918-го — профессор Петровской академии.
Александр Васильевич Чаянов являлся исследователем сельскохозяйственной кооперации, главой организационно-производственной школы — научного направления, изучавшего проблемы крестьянской экономики. Опубликовал свыше 100 научных трудов на украинском, немецком, японском, английском и французском языках. Труды Чаянова высоко оценены мировой наукой. Собрания его сочинений опубликованы во Франции, Англии, Японии.
После 1917 г. Чаянов был членом Госплана (куда был введен по предложению Ленина), Коллегии Наркомзема, Центросоюза, консультантом правления Зернотреста.
Ученый с широким кругозором, Чаянов был талантливым писателем и неутомимым исследователем Москвы. Он является автором оригинальных литературных произведений — своеобразной «московской гофманиады». Действие во всех его литературных произведениях происходит в Москве. Это «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора», «Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека», «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии».
Чаянов знал Москву не только по книгам, он и сам принимал участие в археологических раскопках, проводил натурное обследование памятников старины, изучал архивные материалы. При этом особенно дотошно исследовал планы старой Москвы. Он читал курс лекций по истории родного города в Московском университете.
Александр Васильевич участвовал в работе Комиссии «Старая Москва» и Общества любителей старины. Он был в числе активных сотрудников журнала «Среди коллекционеров», членом-учредителем и активным деятелем Русского общества друзей книги.
Меньше мы знаем Чаянова как коллекционера, историка частного собирательства и музееведа. Между тем именно он стоял у истоков изучения истории музейного дела в России, опубликовал несколько работ на эту тему, читал спецкурс по истории частного собирательства в Московском городском народном университете им. А.Л.Шанявского. Перу ученого принадлежат книги: «Старая западная гравюра. Краткое руководство для музейной работы» (М., 1926), «История Миюсской площади» (М., 1918), «Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем» (М., 1925).
Александр Васильевич одним из первых в России заинтересовался историей частного коллекционирования. Им опубликованы статьи: «Московские собрания картин сто лет назад» (1917), «Собирательство в старой Москве. Собрания XVI—XVII вв.» (1922), «Антиквары и собиратели прошлого. Московские собрания картин 20-х гг. XIX века» (1924). До него к этой теме в отдельных работах обращались лишь И.Е.Забелин, В.В.Стасов, В.С.Иконников, А.М.Белов, И.И.Лазаревский. Однако никто до Чаянова не пытался воссоздать всю панораму раннего московского увлечения собирательством, проследить истоки формирования целого ряда столичных собраний художественной старины. Фактически им впервые поставлена задача изучения персоналий русских коллекционеров, задача и по сей день далекая от своего разрешения. Следует подчеркнуть, что Александр Васильевич обращал внимание и на такой аспект, как психология коллекционеров.
Александр Васильевич вырос в культурной семье, где высоко ценили искусство, книги, интересовались историей. Многолетняя дружба связывала его с двоюродным братом, Сократом Александровичем Клепиковым, известным библиографом и коллекционером.
Личная коллекция А.В.Чаянова стала складываться с 1909 г. Как замечал он сам в книге «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии», его собирательство икон началось с приобретения «Спаса Новгородского» в антикварной лавке Елисея Силина.
Собирать графику Александр Васильевич стал неожиданно для самого себя. Оказавшись по семейным обстоятельствам в Германии (его жена ждала тогда первого сына), посещая книжные магазины и антикварные лавки, он обратил внимание на гравюры. За короткий срок он стал обладателем отличного собрания. Вскоре это стало чуть ли не главным его увлечением. Он покупал гравюры, бывая в заграничных командировках, приобретал их в Москве на аукционах, которые устраивались Русским обществом друзей книги.
Чаянов был не только собирателем, но и исследователем гравюры. Профессор-искусствовед Н.И.Романов, высоко ценивший Чаянова как коллекционера и знатока гравюры, в предисловии к чаяновской книге «Старая западная гравюра» писал: «...истинный знаток искусства — не философ, строящий теорию эстетики, часто это даже не историк искусства и далеко не всегда хранитель музея, но по большей части это собиратель-коллекционер, любящий искусство... Тонкий вкус, художественный опыт, верность глаза, делают мнение и совет коллекционера особенно ценными, как это прекрасно подтверждается содержанием этой книги, написанной одним из любителей искусства» (10). О глубоком интересе Чаянова к гравюре свидетельствовал обстоятельный доклад «Книжные украшения глубокой печати в русских изданиях XVIII века», прочитанный им в 1926 г. на заседании Русского общества друзей книги.
Кстати сказать, Александр Васильевич пробовал свои силы в качестве художника-гравера. Тут ему очень пригодились навыки, полученные в юности в Рисовальных классах К.Ф.Юона. Так что техника гравюры была Чаяновым не только изучена, но и практически освоена.
Книга Чаянова «Старая западная гравюра» в значительной степени построена на анализе собственного собрания. Адресуя ее музейным работникам, он делился с ними личным опытом собирания, систематизации, атрибуции, хранения и экспонирования гравюр. Особую ценность в этой книге представляли составленные автором таблицы с монограммами итальянских, немецких, фламандских и голландских граверов XV—XVII вв., основанные как на личном собрании, так и на изучении коллекции Берлинского кабинета гравюр.
Чаянов собирал также пряники в виде фигурок людей, птиц и зверей, хорошо знал историю и технологию исконно русского пряничного производства. Не случайно в одной из своих книг он с большим знанием дела писал о Бутырках, которые славились производством баранок, от самых крупных — «обручей» до самых мелких — «бус». Словом, Чаянов-коллекционер помогал Чаянову-писателю.
К сожалению, ни одна из коллекций А.В.Чаянова до наших дней целиком не сохранилась. «Сладкая коллекция», по воспоминаниям С.А.Клепикова, была съедена в голодной Москве в 1918 г. Судьба бронзы неизвестна. Что же до гравюр, то, со слов сына, Василия Александровича Чаянова, судьба их сложилась следующим образом. В 1937 г. после ареста жены Чаянова, Ольги Эммануиловны (сам он к тому времени уже несколько лет был в заключении), ее отец, на попечении которого оставались два маленьких внука, решил продать коллекцию Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Музей заинтересовался коллекцией и обещал заплатить за нее. Однако когда в музее узнали о «врагах народа» из этой семьи, то платить денежное вознаграждение отказались, а гравюры не вернули. С тех пор 118 листов из бывшего чаяновского собрания находятся в собрании Гравюрного кабинета ГМИИ.
Часть коллекции гравюр была отправлена в начале 1937 г. О.Э.Чаяновой мужу в Алма-Ату, где они, по всей видимости, после смерти Александра Васильевича пропали. Из икон уцелели только четыре. Три хранятся ныне у сына, а четвертая — у художника Коржева. Вся личная библиотека А.В.Чаянова погибла в 1930-е гг. 21 июля 1930 г. А.В.Чаянов был арестован по делу «контрреволюционной» организации — «Союзного бюро меньшевиков» и приговорен к пяти годам тюрьмы. Отбыв заключение в Суздальской тюрьме, Чаянов отправился в ссылку в Алма-Ату. Осенью 1937 г. арестован вторично и 3 октября расстрелян. В 1987 г. реабилитирован.




ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 

1. Балязин В. Историк Москвы — Александр Чаянов // Москва: город и человек. — М., 1989. - Вып.2. - С. 354-371.
2. Ласунский О. Чаяновские издания (о литературной и издательской деятельности А.В.Чаянова) // Подъем. - 1968. - N 3. -С. 135-139.
3. Никонов А. Предмет исследования — труд земледельца // Наука и жизнь. — 1988. - N 5. - С. 8-19.
4. Чаянов А.В. Антиквары и собиратели прошлого: Московские собрания картин 20-х годов XIX века // Среди коллекционеров. — 1924. - N 9-12. - С. 46-51.
5. Чаянов А.В. Венецианское зеркало: Повести. - М., 1989.

6. Чаянов А.В. История Миюсской площади (К истории университета им. А.Л.Шанявского). — М., 1918.
7. Чаянов А.В. Московские собрания картин сто лет назад // Известия Московской городской думы. — 1917. — N 1. — С. 1 — 16.
8. Чаянов А.В. Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем: Путеводитель. - М., 1925.
9. Чаянов А.В. Собирательство в старой Москве: Собрания XVI—XVII вв. // Среди коллекционеров. — 1922. — N 1. — С. 26—29.
10. Чаянов А.В. Старая западная гравюра: Краткое руководство для музейной работы. - М., 1926.

Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены