ЦВЕТКОВ Иван Евменьевич (1845-1917) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Сегодня открыто после 16.00

Уважаемые посетители!

Информирую вас об изменении работы галереи сегодня, в понедельник 10 декабря.

Галерея начнет работу в вечернее время

с 16.00-21.00 

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

И.Е. Цветков — банковский служащий, собиратель живописи и графики русской школы, основатель частной картинной галереи.
 
Родился 28 апреля 1845 г. в семье священника в с. Аст-радамовке Алатырского уезда Симбирской губернии. Был отдан в Алатырское духовное училище, после окончания которого поступил в Симбирскую духовную семинарию. Обладавший способностями к математике, Цветков рискнул принять участие в конкурсе, проводившемся Петербургским технологическим институтом. Победителю конкурса открывалась возможность получить в этом высшем учебном заведении бесплатное образование; иной возможности учиться дальше у юноши не было.
Но Цветков был вынужден вскоре оставить институт, так как сырой климат Петербурга вызвал у него серьезное заболевание. Вылечившись башкирским кумысом, он поступил на математический факультет Казанского университета, а год спустя, в 1869 г., перевелся в Московский университет. Здесь он снова проявил свои незаурядные математические способности, защитил (в 1873 г.) диссертацию на тему «Интегрирование линейных уравнений с постоянными коэффициентами». Ему предложили остаться в университете для подготовки к профессорскому званию, но стремление к материальному благополучию одержало верх, и он выбрал карьеру банковского служащего. В 1874 г. он поступил в Московский акционерный земельный банк и проработал в нем до самой смерти.
Работа в банке хорошо оплачивалась, и скоро Цветков стал состоятельным человеком. Так появилась возможность приобрести первые произведения искусства, интерес к которым возник в студенческие годы. В 1871 г. будущий собиратель впервые попал в Голицынский музей с его превосходным собранием живописных полотен. Позднее И.Е.Цветков вспоминал: «Они были для меня откровением... Дали мне новое, неведомое наслаждение и новый интерес к жизни» (15, с. 302).
Занимаясь в студенческие годы репетиторством в доме князя Гагарина, он в 1872 г. побывал вместе с этой семьей за границей. Неизгладимое впечатление на Цветкова произвели картинные галереи Берлина и Вены. Именно за границей судьба свела его с первым «живым» коллекционером — астраханским рыбопромышленником А.А.Сапожниковым.
По возвращении в Москву И.Е.Цветков стал завсегдатаем здешних музеев, познакомился с частными собраниями. Особенно привлекал его Ру-мянцевский музей, а когда в 1874 г. появилась возможность познакомиться с обретавшей известность Третьяковской галереей, он стал ее постоянным посетителем. «Здесь я буквально жил, изучал картины, отдыхал душой», — признавался позднее Иван Евменьевич (14). Постепенно его имя получило признание в московских художественных кругах.
Цветков являлся членом Московского художественного общества, Московского общества любителей художеств, в 1901—1905 гг. избирался председателем последнего. В 1899—1905 гг. он — член Совета Третьяковской галереи. В 1903 г. И.Е.Цветков был избран действительным членом Академии художеств.
Увлеченность живописью, историей искусства, материальный достаток позволили Цветкову сделать первые шаги коллекционера. «Биография» Цветковской галереи начинается в 1881 г. с приобретения картины В.Д.Поленова «Сказитель былин Никита Богданов». С самого начала Иван Евменьевич был верен русскому изобразительному искусству, всю жизнь приобретал картины и рисунки русских художников.
Коллекционирование стало для Цветкова страстью. В 1890 г. он признавался брату: «Только любовь к картинам своим и чужим, собирание картин составляют для меня высочайшее наслаждение и нравственное успокоение; здесь все мои душевные радости, которыми жива душа моя» (5, с. 418). Скоро он понял, что лучшие из картин давно и прочно осели в частных собраниях. Тогда он обратил внимание на рисунки и стал их собирать. Коллекционер А.П.Ланговой вспоминал: «В начале своей деятельности он покупал только то, что ему нравилось, а потом как умный человек он понял, что у него должна быть определенная задача, не только эстетическая, но и более широкая, художественно-историческая» (11, л. 133).
О Цветкове и его коллекции сохранилось много отзывов современников. Немало среди них и не очень лестных. Но он собрал и сохранил более тысячи рисунков русских художников, представляющих громадную ценность для истории отечественного искусства. Эти «прихотливые листы», как называл их историк искусства А.А.Сидоров, иногда «перевешивают» и огромные полотна: в них сокрыты тайны творчества. На одном листе мастер запечатлел бросившуюся ему в глаза мелочь, на другом — линии будущей композиции.
Тут были представлены произведения К.П.Брюллова, А.П.Лосенко, П.А.Федотова, М.Н.Воробьева, В.Е.Маковского, И.Е.Репина, В.М.Васнецова, В.Д.Поленова, В.И.Сурикова. Рисунки и акварели хранились в папках по пятьдесят листов в каждой и были сложены в специальные деревянные шкафы.
В конце 1890-х гг. собрание Цветкова становится известным московским любителям. С 1886 г. коллекция размещалась в особняке владельца в районе Арбата (Кривоарбатский пер., д. 5); с годами ей стало здесь тесно. И вот в 1899—1901 гг. Цветков возводит в самом центре Москвы в двух шагах от храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной нарядный двухэтажный особняк. Проект здания разработан при участии В.М.Васнецова и представлял собой стилизованный древнерусский терем. Все интерьеры были также выдержаны в одном стиле: это касалось и мебели, и люстр, и даже занавесей на окнах. Это отвечало русской национальной идее, положенной в основу музея.
Картинная галерея размещалась в двенадцати залах. К 1915 г. в ней насчитывалось свыше четырехсот картин, 36 скульптур и 1373 рисунка и акварелей. Среди живописных произведений выделялись картины В.А.Тропинина («Золотошвейка»), В.Л.Боровиковского (портреты Г.Р.Державина, Е.Г.Темкиной), И.Н.Крамского (портрет А.Д.Громовой), В.И.Сурикова (эскизы к «Утру стрелецкой казни»), В.М.Васнецова (этюд к картине «Богатыри») и др.
Собиратель по праву высоко ценил свою коллекцию русской графики, пожалуй, не знавшую себе равных.
В Цветковской галерее бывали многие художники и коллекционеры, некоторые из них оставили воспоминания о посещении этого частного музея. Художник Я.Д.Минченков так описывает свое посещение галереи: «Когда вы входили в вестибюль, навстречу появлялся сам Иван Евменьевич и ожидал вас на площадке лестницы, ведущей во второй этаж. На нем бархатный халат, вроде боярского, а на голове расшитая золотом тюбетейка. Совсем Борис Годунов.
Вечером хозяин зажигал электрический свет в люстрах второго этажа, показывал гостю свою галерею и давал объяснения. У него была хорошая память, и он знал всю родословную каждого художника начиная с петровского времени. Знал — что называется — кто когда родился, крестился, женился и умер» (12, с. 296).
Другой художник — Василий Васильевич Переплетчиков — также оставил свои впечатления от знакомства с собранием Цветкова. «Передняя сплошь завешана картинами русских художников. Их уже вешать некуда. Висят они и над вешалкой, и под окнами... В зале тоже картины, всюду и везде, в гостиной тоже. Горят лампы. Цветков одинокий, но благодаря картинам в квартире тепло и уютно. Чувствуется, что она согрета чем-то хорошим» (20, с. 42).
В апреле 1909 г. Иван Евменьевич подарил свой музей Москве. «В течение последних 30-ти лет я усиленно собирал картины и рисунки русских художников и составил небольшую картинную галерею, помещенную в моем доме, на Пречистенской набережной, близ храма Христа Спасителя», — этими словами начинается заявление Цветкова в Московскую городскую думу о пожертвовании своего собрания (9, с. 82). Вместе со всей коллекцией картин и рисунков владелец жертвовал городу свой двухэтажный особняк. Заканчивалось заявление следующими Словами: «Если художественное собрание почему-либо исчезнет, например в случае пожара, то жертвуемый дом не может сдаваться внаймы и служить доходной статьей городу. В этом несчастном случае — который, надеюсь, допущен не будет — дом должен служить целям просветительства или благотворительности, например для помещения школы, читальни или амбулатории для приходящих больных» (9, с. 83).
Писательница Наталья Борисовна Нордман-Северова, жена И.Е.Репина, писала коллекционеру из Пенат 3 мая 1909 г.: «Вчера прочли в газетах о вашем волшебном даре городу Москве. Целый день говорили о вас и восхищались вашей идеей. Как это обаятельно — много, много лет жить идеей и наконец достичь алмазных, сверкающих вершин! Когда вспомнишь ваш прелестный дом, всю богатейшую сокровищницу русского искусства и вашу спокойную высокую фигуру — сейчас же почувствуешь всю ту железную силу воли, всю ту сосредоточенную, глубокую любовь, с которою вы идете по намеченному пути. Россия говорит вам свое спасибо, и я рада, что могу присоединить и свое имя русской гражданки к этой благодарности!» (19).
До конца жизни Иван Евменьевич оставался хранителем художественной галереи.
И.Е.Цветков умер в Москве 16 февраля 1917 г.; похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 1925 г. Цветковская галерея стала филиалом Третьяковской галереи. Однако в 1926 г. филиал закрыли: лучшая часть коллекции (все рисунки, почти полторы тысячи, и около ста картин) поступила в Третьяковку, а остальное разошлось по губернским музеям.
В канун 150-летия со дня рождения И.Е.Цветкова в мае 1995 г. на здании бывшей Цветковской галереи открыта мемориальная доска. Это редкий случай, когда о коллекционере и его коллекции помнят так долго.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Бакушинский А.В. Живопись и рисунки XVIII и XIX вв. в Цветковской галерее. — М., 1925.
2. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М., 1993. — С. 213, 322, 328, 334.
3. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л., 1911. - Т.1. - С. 36, 53, 55, 95-97, 138, 259, 265, 378, 536, 555, 617; Т. 2. - С. 207—208, 210,306, 308-311, 313, 315-316, 336, 490, 537.
4. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. — Л., 1989. — Т.1. — С.1,13,195,197, 250,256,258,260,263,275,280-281,337—339,341, 355-356,363-365,385,397,406,408,413,416-419, 432-435, 437-438, 442-443, 450-454, 461, 476; Т. 2. - С.16-19, 23,174,199,354.
5. Воспоминания И.Е.Цветкова о Тургеневе // Литературное наследство. — М., 1967. - Т.76. — С. 418.
6. Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII—начала XX в. — М., 1984. — С. 36, 212, 229, 277, 280-282, 377,436,465,469,495.
7. Грабарь И.Э. Письма 1891-1917 гг. -М., 1974. - С. 246, 356,419-420.
8. Грабарь И.Э. Письма 1917—1941 гг. -М., 1977. - С. 15, 296.
9. Заявление Ивана Евменъевича Цветкова в Московскую городскую думу от 30 апреля 1909 года о передаче своего собрания картин и рисунков в дар Москве // Памятники Отечества. - 1993. - N 29. - С. 82-83.
10. Земенков Б.С. Памятные места Москвы. - М., 1959. — С. 351.
11. Ланговой А.П. Исторгся моего собрания картин и знакомства с художниками. — Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. - Ф.З, ед. хр. 319.— Л. 133—137.
12. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. - 5-е изд. — Л., 1964. — С. 296-298, 354.
13. Митрополъский И. И.Е.Цветков и его картинная галерея // Столичная молва. — 1911. - 16 мая. - N 182.
14. Н. С-ко. Цветковская галерея // Русское слово. — 1909. — 1 августа. — N 176.
15. Ненарокомова И. И.Е.Цветков и его галерея // Панорама искусств. — М., 1988. - Вып. 11. - С. 292—313.
16. Необоснованный слух // Газета для всех. — 1910. — 7 апреля.
17. Новая картинная галерея в Москве // Искры. - 1909. - N 19. - С. 148-149.
18. Нордман-Северова Н.Б. Интимные
страницы. — Спб., 1910. — С. 111—112.
19. Нордман-Северова Н.Б. Письмо И.Е.Цвет-кову. — Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. — Ф.14., ед. хр. 111, лл. 1—2.
20. Переплетчиков В.В. Из дневника // Художник. — 1976. — N 10. — С. 42.
21. Тарасов Н.Г. Цветковская галерея в Москве // Старые годы. — 1909. — Декабрь. - С. 657-688.
22. Цветков И.Е. Перечень картин и рисунков собрания И.Е.Цветкова. — М., 1904.
23. Цветков И.Е. Перечень художественных произведений Цветковской галереи. — М., 1915.
24. Шмидт О. Арбат. - М., 1993. - С. 43.
25. Янжул И.И. И.Е.Цветков // Русская
старина. — 1911. — N 2. — С. 331—333.

Эрнст Пауль Шмидт "Нет названия"Шмидт Э. П."Нет названия"
Геннадий Иванович Пасько "Скошенный луг"Пасько Г. И."Скошенный луг"
Станислав Викторович Шляхтин "Работница чулочной фабрики"Шляхтин С. В."Работница чулочной фабрики"Купить картину
Татьяна Александровна Дехтерева "Живописное деревце"Дехтерева Т. А."Живописное деревце"Купить картину
Татьяна Александровна Дехтерева "Сибирь"Дехтерева Т. А."Сибирь"Купить картину
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-18все права защищены
Акция! Новогодняя распродажа до 25 декабря!

Дорогие друзья! Приглашаем посетить нашу галерею, где проходит Новогодняя акция - распродажа! Цены на работы максимально снижены и действительны до 25 декабря. Каталог акции вы можете найти на сайте, нажав на ёлочную игрушку с надписью SALE в верхней части экрана главной страницы.

Время вкладывать деньги!

С наступающим Новым годом! Хорошего настроения!