ЦВЕТКОВ Иван Евменьевич (1845-1917) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

И.Е. Цветков — банковский служащий, собиратель живописи и графики русской школы, основатель частной картинной галереи.
 
Родился 28 апреля 1845 г. в семье священника в с. Аст-радамовке Алатырского уезда Симбирской губернии. Был отдан в Алатырское духовное училище, после окончания которого поступил в Симбирскую духовную семинарию. Обладавший способностями к математике, Цветков рискнул принять участие в конкурсе, проводившемся Петербургским технологическим институтом. Победителю конкурса открывалась возможность получить в этом высшем учебном заведении бесплатное образование; иной возможности учиться дальше у юноши не было.
Но Цветков был вынужден вскоре оставить институт, так как сырой климат Петербурга вызвал у него серьезное заболевание. Вылечившись башкирским кумысом, он поступил на математический факультет Казанского университета, а год спустя, в 1869 г., перевелся в Московский университет. Здесь он снова проявил свои незаурядные математические способности, защитил (в 1873 г.) диссертацию на тему «Интегрирование линейных уравнений с постоянными коэффициентами». Ему предложили остаться в университете для подготовки к профессорскому званию, но стремление к материальному благополучию одержало верх, и он выбрал карьеру банковского служащего. В 1874 г. он поступил в Московский акционерный земельный банк и проработал в нем до самой смерти.
Работа в банке хорошо оплачивалась, и скоро Цветков стал состоятельным человеком. Так появилась возможность приобрести первые произведения искусства, интерес к которым возник в студенческие годы. В 1871 г. будущий собиратель впервые попал в Голицынский музей с его превосходным собранием живописных полотен. Позднее И.Е.Цветков вспоминал: «Они были для меня откровением... Дали мне новое, неведомое наслаждение и новый интерес к жизни» (15, с. 302).
Занимаясь в студенческие годы репетиторством в доме князя Гагарина, он в 1872 г. побывал вместе с этой семьей за границей. Неизгладимое впечатление на Цветкова произвели картинные галереи Берлина и Вены. Именно за границей судьба свела его с первым «живым» коллекционером — астраханским рыбопромышленником А.А.Сапожниковым.
По возвращении в Москву И.Е.Цветков стал завсегдатаем здешних музеев, познакомился с частными собраниями. Особенно привлекал его Ру-мянцевский музей, а когда в 1874 г. появилась возможность познакомиться с обретавшей известность Третьяковской галереей, он стал ее постоянным посетителем. «Здесь я буквально жил, изучал картины, отдыхал душой», — признавался позднее Иван Евменьевич (14). Постепенно его имя получило признание в московских художественных кругах.
Цветков являлся членом Московского художественного общества, Московского общества любителей художеств, в 1901—1905 гг. избирался председателем последнего. В 1899—1905 гг. он — член Совета Третьяковской галереи. В 1903 г. И.Е.Цветков был избран действительным членом Академии художеств.
Увлеченность живописью, историей искусства, материальный достаток позволили Цветкову сделать первые шаги коллекционера. «Биография» Цветковской галереи начинается в 1881 г. с приобретения картины В.Д.Поленова «Сказитель былин Никита Богданов». С самого начала Иван Евменьевич был верен русскому изобразительному искусству, всю жизнь приобретал картины и рисунки русских художников.
Коллекционирование стало для Цветкова страстью. В 1890 г. он признавался брату: «Только любовь к картинам своим и чужим, собирание картин составляют для меня высочайшее наслаждение и нравственное успокоение; здесь все мои душевные радости, которыми жива душа моя» (5, с. 418). Скоро он понял, что лучшие из картин давно и прочно осели в частных собраниях. Тогда он обратил внимание на рисунки и стал их собирать. Коллекционер А.П.Ланговой вспоминал: «В начале своей деятельности он покупал только то, что ему нравилось, а потом как умный человек он понял, что у него должна быть определенная задача, не только эстетическая, но и более широкая, художественно-историческая» (11, л. 133).
О Цветкове и его коллекции сохранилось много отзывов современников. Немало среди них и не очень лестных. Но он собрал и сохранил более тысячи рисунков русских художников, представляющих громадную ценность для истории отечественного искусства. Эти «прихотливые листы», как называл их историк искусства А.А.Сидоров, иногда «перевешивают» и огромные полотна: в них сокрыты тайны творчества. На одном листе мастер запечатлел бросившуюся ему в глаза мелочь, на другом — линии будущей композиции.
Тут были представлены произведения К.П.Брюллова, А.П.Лосенко, П.А.Федотова, М.Н.Воробьева, В.Е.Маковского, И.Е.Репина, В.М.Васнецова, В.Д.Поленова, В.И.Сурикова. Рисунки и акварели хранились в папках по пятьдесят листов в каждой и были сложены в специальные деревянные шкафы.
В конце 1890-х гг. собрание Цветкова становится известным московским любителям. С 1886 г. коллекция размещалась в особняке владельца в районе Арбата (Кривоарбатский пер., д. 5); с годами ей стало здесь тесно. И вот в 1899—1901 гг. Цветков возводит в самом центре Москвы в двух шагах от храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной нарядный двухэтажный особняк. Проект здания разработан при участии В.М.Васнецова и представлял собой стилизованный древнерусский терем. Все интерьеры были также выдержаны в одном стиле: это касалось и мебели, и люстр, и даже занавесей на окнах. Это отвечало русской национальной идее, положенной в основу музея.
Картинная галерея размещалась в двенадцати залах. К 1915 г. в ней насчитывалось свыше четырехсот картин, 36 скульптур и 1373 рисунка и акварелей. Среди живописных произведений выделялись картины В.А.Тропинина («Золотошвейка»), В.Л.Боровиковского (портреты Г.Р.Державина, Е.Г.Темкиной), И.Н.Крамского (портрет А.Д.Громовой), В.И.Сурикова (эскизы к «Утру стрелецкой казни»), В.М.Васнецова (этюд к картине «Богатыри») и др.
Собиратель по праву высоко ценил свою коллекцию русской графики, пожалуй, не знавшую себе равных.
В Цветковской галерее бывали многие художники и коллекционеры, некоторые из них оставили воспоминания о посещении этого частного музея. Художник Я.Д.Минченков так описывает свое посещение галереи: «Когда вы входили в вестибюль, навстречу появлялся сам Иван Евменьевич и ожидал вас на площадке лестницы, ведущей во второй этаж. На нем бархатный халат, вроде боярского, а на голове расшитая золотом тюбетейка. Совсем Борис Годунов.
Вечером хозяин зажигал электрический свет в люстрах второго этажа, показывал гостю свою галерею и давал объяснения. У него была хорошая память, и он знал всю родословную каждого художника начиная с петровского времени. Знал — что называется — кто когда родился, крестился, женился и умер» (12, с. 296).
Другой художник — Василий Васильевич Переплетчиков — также оставил свои впечатления от знакомства с собранием Цветкова. «Передняя сплошь завешана картинами русских художников. Их уже вешать некуда. Висят они и над вешалкой, и под окнами... В зале тоже картины, всюду и везде, в гостиной тоже. Горят лампы. Цветков одинокий, но благодаря картинам в квартире тепло и уютно. Чувствуется, что она согрета чем-то хорошим» (20, с. 42).
В апреле 1909 г. Иван Евменьевич подарил свой музей Москве. «В течение последних 30-ти лет я усиленно собирал картины и рисунки русских художников и составил небольшую картинную галерею, помещенную в моем доме, на Пречистенской набережной, близ храма Христа Спасителя», — этими словами начинается заявление Цветкова в Московскую городскую думу о пожертвовании своего собрания (9, с. 82). Вместе со всей коллекцией картин и рисунков владелец жертвовал городу свой двухэтажный особняк. Заканчивалось заявление следующими Словами: «Если художественное собрание почему-либо исчезнет, например в случае пожара, то жертвуемый дом не может сдаваться внаймы и служить доходной статьей городу. В этом несчастном случае — который, надеюсь, допущен не будет — дом должен служить целям просветительства или благотворительности, например для помещения школы, читальни или амбулатории для приходящих больных» (9, с. 83).
Писательница Наталья Борисовна Нордман-Северова, жена И.Е.Репина, писала коллекционеру из Пенат 3 мая 1909 г.: «Вчера прочли в газетах о вашем волшебном даре городу Москве. Целый день говорили о вас и восхищались вашей идеей. Как это обаятельно — много, много лет жить идеей и наконец достичь алмазных, сверкающих вершин! Когда вспомнишь ваш прелестный дом, всю богатейшую сокровищницу русского искусства и вашу спокойную высокую фигуру — сейчас же почувствуешь всю ту железную силу воли, всю ту сосредоточенную, глубокую любовь, с которою вы идете по намеченному пути. Россия говорит вам свое спасибо, и я рада, что могу присоединить и свое имя русской гражданки к этой благодарности!» (19).
До конца жизни Иван Евменьевич оставался хранителем художественной галереи.
И.Е.Цветков умер в Москве 16 февраля 1917 г.; похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 1925 г. Цветковская галерея стала филиалом Третьяковской галереи. Однако в 1926 г. филиал закрыли: лучшая часть коллекции (все рисунки, почти полторы тысячи, и около ста картин) поступила в Третьяковку, а остальное разошлось по губернским музеям.
В канун 150-летия со дня рождения И.Е.Цветкова в мае 1995 г. на здании бывшей Цветковской галереи открыта мемориальная доска. Это редкий случай, когда о коллекционере и его коллекции помнят так долго.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Бакушинский А.В. Живопись и рисунки XVIII и XIX вв. в Цветковской галерее. — М., 1925.
2. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М., 1993. — С. 213, 322, 328, 334.
3. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л., 1911. - Т.1. - С. 36, 53, 55, 95-97, 138, 259, 265, 378, 536, 555, 617; Т. 2. - С. 207—208, 210,306, 308-311, 313, 315-316, 336, 490, 537.
4. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. — Л., 1989. — Т.1. — С.1,13,195,197, 250,256,258,260,263,275,280-281,337—339,341, 355-356,363-365,385,397,406,408,413,416-419, 432-435, 437-438, 442-443, 450-454, 461, 476; Т. 2. - С.16-19, 23,174,199,354.
5. Воспоминания И.Е.Цветкова о Тургеневе // Литературное наследство. — М., 1967. - Т.76. — С. 418.
6. Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII—начала XX в. — М., 1984. — С. 36, 212, 229, 277, 280-282, 377,436,465,469,495.
7. Грабарь И.Э. Письма 1891-1917 гг. -М., 1974. - С. 246, 356,419-420.
8. Грабарь И.Э. Письма 1917—1941 гг. -М., 1977. - С. 15, 296.
9. Заявление Ивана Евменъевича Цветкова в Московскую городскую думу от 30 апреля 1909 года о передаче своего собрания картин и рисунков в дар Москве // Памятники Отечества. - 1993. - N 29. - С. 82-83.
10. Земенков Б.С. Памятные места Москвы. - М., 1959. — С. 351.
11. Ланговой А.П. Исторгся моего собрания картин и знакомства с художниками. — Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. - Ф.З, ед. хр. 319.— Л. 133—137.
12. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. - 5-е изд. — Л., 1964. — С. 296-298, 354.
13. Митрополъский И. И.Е.Цветков и его картинная галерея // Столичная молва. — 1911. - 16 мая. - N 182.
14. Н. С-ко. Цветковская галерея // Русское слово. — 1909. — 1 августа. — N 176.
15. Ненарокомова И. И.Е.Цветков и его галерея // Панорама искусств. — М., 1988. - Вып. 11. - С. 292—313.
16. Необоснованный слух // Газета для всех. — 1910. — 7 апреля.
17. Новая картинная галерея в Москве // Искры. - 1909. - N 19. - С. 148-149.
18. Нордман-Северова Н.Б. Интимные
страницы. — Спб., 1910. — С. 111—112.
19. Нордман-Северова Н.Б. Письмо И.Е.Цвет-кову. — Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. — Ф.14., ед. хр. 111, лл. 1—2.
20. Переплетчиков В.В. Из дневника // Художник. — 1976. — N 10. — С. 42.
21. Тарасов Н.Г. Цветковская галерея в Москве // Старые годы. — 1909. — Декабрь. - С. 657-688.
22. Цветков И.Е. Перечень картин и рисунков собрания И.Е.Цветкова. — М., 1904.
23. Цветков И.Е. Перечень художественных произведений Цветковской галереи. — М., 1915.
24. Шмидт О. Арбат. - М., 1993. - С. 43.
25. Янжул И.И. И.Е.Цветков // Русская
старина. — 1911. — N 2. — С. 331—333.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены