ЦАРСКИЙ Иван Никитич (1790-1853) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

И.Н. Царский — купец, собиратель рукописей и старопечатных книг.
Родился в Москве в старообрядческой купеческой семье. Принадлежал к числу состоятельных московских купцов первой гильдии. Несколько лет служил депутатом от купечества в правлении четвертого округа путей сообщений и публичных зданий.
И.Н.Царский был известен в Москве как наиболее видный благотворитель, меценат и коллекционер. Многие научные общества России приняли его в состав своих почетных членов и сотрудников. Он носил звание «Благотворителя» Общества истории и древностей российских при Московском университете за пожертвование рукописей, монет и других отечественных древностей. За этот крупный дар 28 августа 1828 г. он был награжден золотой медалью на Владимирской ленте. И.Н.Царский являлся членом-сотрудником Русского археологического общества, Русского географического общества, почетным корреспондентом Императорской Публичной библиотеки, корреспондентом Археологической комиссии, действительным членом Одесского общества истории и древностей, Московской практической академии коммерческих наук. Он носил звание действительного члена Художественного общества северных антиквариев в Копенгагене.
Иван Никитич Царский рано увлекся собиранием книг и рукописей. Эту страсть поддержало в нем знакомство с историками и коллекционерами М.П. Погодиным, П.М. Строевым, ОМ. Бодянским. Особенно большое значение для последующей собирательской деятельности Царского имело его общение с 1832 г. с крупнейшим ученым, коллекционером, знатоком древних рукописей Михаилом Петровичем Погодиным. Об их близости свидетельствуют многие факты. Погодин давал уроки сыну Ивана Никитича. В 1838 г. коллекционеры мечтали об устройстве в Москве книжной лавки.
«И.Н.Царский, — писал М.П.Погодин, — во всю свою жизнь уделял часть своих избытков не на мраморные стены, не на бархатные подушки, не на золотые карнизы, не на лихих рысаков и златокованую сбрую, но на собрание и сохранение драгоценнейших отечественных памятников, во славу Отечества» (2, с. 126).
Собрание Ивана Никитича состояло исключительно из славяно-российских рукописей и старопечатных славянских книг. К 1832 г. в его собрании насчитывалось уже около трехсот рукописей, среди которых до тридцати были выполнены на пергаменте. К 1836 г. он обладал настолько обширной коллекцией, что она получила широкую известность в научных кругах.
Коллекция рукописей XV—XIX вв., насчитывавшая до 800 памятников, отличалась большим разнообразием и высокой научной ценностью. Значительный интерес представляло собрание юридических актов периода 1510—1707 гг., их общее число достигало 340.
Владелец желал, чтобы его собрание было известно коллекционерам, знатокам, ученым. С этой целью он пригласил известного археографа Павла Михайловича Строева, который уже имел опыт подобной работы при составлении каталога собрания Ф.А.Толстого. В 1830—1840-е гг. П.М.Строев описал и рукописи, и старопечатные книги И.Н.Царского, подготовил каталоги к печати. В первом из опубликованных каталогов было обращение коллекционера к читателям: «По желанию почтенного Собирателя издается сей Каталог принадлежащих ему Рукописей. Определить их важность, достоинство и цену предлежит Знатокам отечественных древностей» (13). Благодаря этим каталогам хорошо известен состав собрания.
Из «Каталога славяно-российских рукописей», опубликованного в 1836 г., видно, что к этому времени собрание И.Н.Царского включало 341 рукопись. Наиболее ранние памятники, относящиеся к XV—XVI вв., были выполнены на пергаменте, и таковых насчитывалось 28: Евангелия, Апостолы, Псалтыри, Прологи, Триоди постные, Минеи. О каждом памятнике даются краткие сведения. Наиболее ценной среди пергаментных рукописей было Евангелие, написанное уставным письмом «с заставками и запальными буквами фигурными с киноварью». Это самый ранний документ в коллекции, датировавшийся XIV в. В отдельных случаях составитель каталога П.М.Строев, не только большой знаток и любитель древностей, но и сам страстный коллекционер, с удовлетворением отмечает: «рукопись красивая, из Молдавии», «весьма сохранилась», «рукопись великолепная, из Молдавии». Иногда отмечает: «почерк полууставный небрежный», «Пролог неполный».
Среди 313 рукописей на бумаге наряду с богослужебными книгами находилось немало памятников исторического содержания. В нескольких рукописях содержались описания жизни императора Петра Великого. Особенно любопытна рукопись «О рождении и младенчестве Петра Великого». В этом собрании выделялись «Житие свв. Варлаама и Иосифа» XVII в. «с картинками раскрашенными» и «Похвала императрице Екатерине Великой», сочиненная Абрамом Волковым, «оригинал, в красном переплете с золотом».
Большую историческую ценность в собрании И.Н.Царского имели грамоты; к 1836 г. их насчитывалось сорок девять. Впоследствии коллекционер обращал пристальное внимание именно на приобретение грамот: царские жалованные грамоты, а также грамоты известительные, храмозданные, оброчные, отпускные, ставленные, береженные, учительные, благословенные, духовные. В большинстве своем это были подлинники, и в их описаниях непременно указывалось наличие печати: «внизу (на красном шелк, снурке) печать государственная красновосковая» или «внизу печать (прикладная) черновосковая».
После 1836 г. рукописная коллекция Царского продолжала пополняться, и весьма активно: за 12 лет она выросла чуть ли не втрое. В печатном каталоге 1848 г. числилось 749 памятников, среди них 44 пергаментных манускрипта. Имелось большое собрание житийной литературы, разные виды летописей и хронографов, Кормчая, Стоглав, святцы с пасхалиями и краткими летописями. Древнерусские писатели были представлены произведениями Иосифа Волоцкого, Максима Грека, кн. А.Курбского; собраниями повестей; сборниками историко-литературного содержания.
Характеристика каждого памятника во втором каталоге дана значительно шире, чем в первом: указывается полное название рукописи, дается ее подробное содержание, сообщаются сведения о публикациях, если они имели место. Составитель неоднократно высказывает свое мнение о рукописях. Например, к N 34 — «Выписки Медведева» — примечает, что вряд ли они принадлежат монаху Сильвестру Медведеву, казненному в 1691 г. Всегда выделяет рукописи, написанные хорошим почерком, красиво украшенные, отлично сохранившиеся: «рукопись примечательна по каллиграфии», «почерк красивый, заглавия золотые, киноварные, голубые, заставки и семь картинок нарисованы пером и раскрашены, переплет с застежками серебряными».
К 1848 г. собрание грамот и актов в коллекции И.Н.Царского насчитывало 194 номера. Эти документы хранились отдельно от рукописей, в специальном ларце.
Благодаря печатным каталогам исследователи имели неплохое представление о собрании И.Н.Царского, стремились использовать его в научных целях. Список Большого Чертежа из его собрания изучал Г.И.Спасский при подготовке к печати этого памятника в 1840-х гг. И.М.Снегирев выписывал из рукописей коллекции Царского русские пословицы и поговорки. С ними работали М.П.Погодин (книги Царского «гостили» у него по месяцам). В.О.Ключевский, А.Н.Муравьев.
Еще при жизни Иван Никитич распорядился ее дальнейшей судьбой. Собрание юридических актов (240 названий) он принес в дар Обществу истории и древностей российских, а также Археографической комиссии (100 названий). Все рукописи и часть старопечатных книг он продал А.С. Уварову.
И.Н.Царский скончался в Москве 15 июля 1853 г.
После смерти собирателя оставшиеся старопечатные книги были приобретены В.П.Орловым-Давыдовым и находились в усадьбе Отрада Московской губернии.
Собрание И.Н.Царского, расформированное в 1853 г., более чем через полвека, в 1917 г., воссоединилось в Государственном Историческом музее, где находится и ныне. Это редчайший случай восстановления целостности когда-то распыленного собрания.




ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Архимандрит Леонид. Систематическое описание славяно-русских рукописей собрания графа А.С.Уварова. — М., 1893. — 4.1.
2. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. - М., 1888-1898. - Кн. 1-12.
3. Барсуков Н.П. Жизнь и труды П.М.Строева. - Спб., 1878.
4. Библиотека И.Н.Царского, сверх печатного каталога, в Москве в 1853 году. — Спб., 1879.
5. Бокачев Н. Описи русских библиотек. - Спб., 1890. - С. 153-154, 293.
6. Веселовский Н.И. История Имп. Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования: 1846—1896. — Спб., 1900.-С. 8.
7. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986. - С. 63.
8. Вяземский П.П. Библиотека Ивана Никитича Царского // Вяземский П.П. Собр. соч. — Спб., 1893.-С.351-359.
9. Геннади Г. Литература русской библиографии. — Спб., 1858. — С. 132, 134.
10. Геннади Г. Указатель библиотек в России. //Журнал Министерства народногопросвещения. — Спб., 1864. - Т.122, N5. — С. 27.
11. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя //Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 год. - Спб., 1912. - N 1241.
12. Иконников B.C. Опыт русской историографии. — Киев, 1891-1892. — Т. 1, кн. 1.
- С. 123, 158, 269, 609,619, 664, 709; Т. 1, кн. 2.
- С. 976, 978, 982, 1099, 1158, 1164, 1171, 1252, 1254—1256, 1271. 1274-1276, 1322, 1404.

13. Каталог славяно-российских рукописей, принадлежащих московскому первой гильдии купцу и Общества Истории и Древностей Российских благотворителю Ивану Никитичу Царскому. / Сост. П.М.Строев. — М., 1836.
14. Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке московского первой гильдии купца и Общества Истории и Древностей Российских благотворителя Ивана Никитина Царского. / Изд. П.Строев. — М., 1836.

15. Описание старопечатных книг славянских, служащее дополнением к описаниям библиотек графа Ф.А.Толстого и И.Н.Царского. / Изд. П.Строев. — М., 1841.
16. Палеографические снимки шрифтов, принадлежащие к описанию старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке И.Н.Царского. — М., 1836.

17. Рукописи славянские и российские, принадлежащие почетному гражданину и Археографической Комиссии корреспонденту Ивану Никитичу Царскому. / Разобраны и описаны Павлом Строевым. — М., 1848.
18. Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. // Издал А.Ф.Бычков. — Спб., 1882. - С. 22, 86, 197.
19. Царский И.Н.: Некролог // Ведомости Московской городской полиции. — 1853. - N 157.
20. Царский И.Н.: Некролог // Санкт-Петербургские ведомости. — 1853. — N 160.
21. Царский И.Н. // Русский биографический словарь. — Спб., 1901. — «Фабер — Цявловский» [Т. 21]. — С. 452—453.
22. Щепкина М.В., Протасъева Т.Н. Сокровища древней письменности и старой печати. - М., 1958. — С. 37, 78-80.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены