ХАРИТОНЕНКО Павел Иванович (1852-1914) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

П.И. Харитоненко — промышленник-сахарозаводчик, меценат, собиратель икон, западноевропейской и русской живописи.
Родился в семье купца-сахарозаводчика Ивана Герасимовича Харитоненко, известного благотворителя, построившего в родном городе Сумы приюты, богадельни, больницы, гражданские и военные училища. И.Г.Харитоненко был коллекционером. Известно, что в 1882 г. он при-оорел картину А.П.Боголюбова «Вечер на берегу Алассио», а в 1892 г. с выставки И.Е.Репина — картину «Малороссиянка» («Портрет С.М.Лукомской», 1889). Увлечение коллекционированием он передал сыну.
Успешное ведение дел позволило П.И.Харитоненко стать одним из самых состоятельных людей в России в 1900-е гг.: его капитал современники оценивали в 60 миллионов рублей.
Всю жизнь Павел Иванович увлекался искусством. Его в первую очередь привлекали театр и живопись. Он был членом Московского общества любителей художеств, Московского художественного общества, стал первым председателем Общества друзей Румянцевского музея, был избран почетным членом Академии художеств.
Отдельные произведения П.И.Харитоненко приобрел из коллекций Бенкендорфов. Основные же приобретения Павел Иванович делал на выставках. Например, эскиз «Рождество» М.В.Нестерова для росписи Владимирского собора в Киеве был куплен им в 1901 г. в Петербурге на Передвижной выставке. «Позднее, в 1907 году, — писал в своих воспоминаниях Нестеров, — Павел Иванович познакомился со мной на моей выставке в Москве и, уже не торгуясь, платил мне большие деньги за мои вещи, покупаемые и заказываемые им. Позднее, за границей, для «Рождества» была приобретена Харитоненками у парижского антиквара старая итальянская рама XVII века, за которую, вероятно, с Павла Ивановича взяли в несколько раз дороже, чем он, торгуясь, заплатил за мой картон» (12, с. 236).
У Харитоненко была представлена русская и западноевропейская живопись, а также иконы. Однако больше всего увлекался собиратель русской живописью.
Жемчужиной русской части коллекции являлось знаменитое полотно И.Н.Крамского «Неизвестная». В собрании П.И.Харитоненко были полотна И.К.Айвазовского («Бурное море»), В.Л.Боровиковского («Екатерина II на прогулке в царскосельском парке»), А.М.Васнецова («Лесная тропинка»), В.М.Васнецова («Пруд в Ахтырке», этюд для картины «Аленушка»), А.Г.Венецианова («Первые шаги»), В.В.Верещагина («Мавзолей Тадж-Махал в Агре»), А.А.Иванова («Голова старика, опирающегося на палку»), О.А.Кипренского («Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке»), К.А.Коровина («Розы и фиалки»), Ф.А.Малявина («Старуха», «Портрет Павла Ивановича Харитоненко с сыном»), Г.Г.Мясоедова («Осеннее утро»), М.В.Нестерова («Святая Русь», «Молчание», «Осенние дни»), В.Д.Поленова («Лодка»), И.Е.Репина («Богомолки-странницы», этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии»), Л.И.Соломаткина («Именины дьячка»), К.А.Сомова («Вечер», «Портрет Е.П.Олив»), В.И.Сурикова («Старуха в белом платке», этюд для картины «Боярыня Морозова»), В.А.Тропинина («Портрет скульптора И.П.Витали»), И.И.Шишкина («Летний день», «Пруд в старом парке») и другие.
Некоторые полотна имели подписи авторов. Свою подпись на картине «Старая церковь» оставил С.А.Виноградов: «Дорогому Павлу Ивановичу Харитоненко. Сергей Виноградов. 1910 г.» (5, с. 105).
Среди рисунков и акварелей русских художников была работа К.А.Сомова («Портрет в профиль»).
Из западноевропейских художников П.И.Харитоненко больше всего привлекали французские мастера XIX в. В его коллекции насчитывалось более шестидесяти работ западной школы. К числу лучших принадлежали полотна К.Коро («Воз сена», «Колокольня в Аржантейе») и Г.Робера («Бродячие музыканты»). Среди других работ — произведения А.Ахенбаха («Буря на море»), Г. фон Бартельса («Жены рыбаков»), А.Беклина («Весна»), Ф.Дефреггера («Голова девочки»), Э.Л.Изабе («В церкви», «Прогулка», «Старинная улица»), Ф. фон Ленбаха («Портрет девочки»), Н.Б.Ле-писье («Портрет семьи Леруа»), Л.О.Лермитта («Жницы»), Нери Ди Биччи («Мадонна с младенцем, держащим гранат»).
Древнерусскую живопись Павел Иванович начал собирать в 1900-е гг. За непродолжительное время он сумел составить неплохую коллекцию. Не случайно именно к нему в 1911 г. привел И.С.Остроухов А.Матисса для знакомства с шедеврами русской иконописи. Лучше всего в иконном собрании была представлена новгородская школа XV—XVI вв. Особенно выделялся «чин» из девяти больших (иконостасных) икон и деисусный ряд.
Иконы из собрания Харитоненко выставлялись на двух крупных выставках: в 1911—1912 гг. — на «Выставке иконописи и художественной старины» при съезде художников в Петербурге и в 1913 г. — в Москве на выставке, устроенной в честь трехсотлетия Дома Романовых.
Кроме икон Харитоненко собирал и древнюю церковную утварь (плащаницы, лампады, паникадила). Когда в 1913 г. в усадьбе Натальевка по проекту А.В.Щусева построили церковь, вся церковная коллекция была перевезена туда. Так усадебный храм Спасителя стал своеобразным древлехранилищем. Даже печь — и та была украшена подлинными старинными изразцами.
Коллекция П.И.Харитоненко размещалась в московском особняке на Софийской набережной и в усадьбе Натальевка Богодуховского уезда Харьковской губернии.
В 1879 г. П.И.Харитоненко приобрел участок земли в самом центре города, на Софийской набережной, с прекрасным видом на Кремль. Тут же с 1869 г. помещалась контора фирмы «И.Г. Харитоненко с сыном».
Дом на Софийской набережной был выстроен в 1891—1893 гг. по проекту архитектора В.Г.Залесского. Интерьеры выполнены по проекту Ф.О.Шехтеля. Внутреннее убранство выдержано в духе французской средневековой готики. Стены и потолки были отделаны редкими породами дерева. Мебель и вся деревянная резьба изготовлены на московской фабрике П.А.Шмита.
Отдельную комнату в особняке-дворце отвели под картинную галерею. Потолок этого зала расписан специально приглашенным из Франции художником Ф.Фламингом. На живописном плафоне изображен парк с играющими музыкантами и прогуливающейся публикой.
В доме Харитоненко бывали многие деятели культуры. «Помню званый обед у Харитоненко, — писал, вспоминая 1912 год, М.В.Нестеров. — Были директор Эрмитажа гр. Д.И.Толстой, гр. Олсуфьев и я с женой. Пили за мой недавний успех и за мое здоровье. Тогда же было окончательно решено, что я буду писать образа главного иконостаса в Сумской собор» (12, с. 306).
В этом особняке нередко устраивались домашние спектакли и музыкальные вечера. В этих стенах играл А.Н.Скрябин, пел Ф.И.Шаляпин. В дни рождественских праздников 1912 г. «в спектакле, — по словам М.В.Нестерова, — участвовала московская «золотая молодежь», разные доморощенные «дофины» и «инфанты». Среди них первенствовал «Единственный», как томно называла мадам Харитоненко сына — Ваню Харитоненко. Народу набралось человек до трехсот. Москва титулованная и та, что «за кавалергардов» — именитое купечество со своими отпрысками. Были кое-кто из артистов, художников. Спектакль ставил артист Художественного театра, талантливый, опытный Москвин. Хорошие костюмы, декорации» (12, с. 308). Таким образом, многие представители художественного и делового мира Москвы могли познакомиться с коллекцией хозяина.
«Я довольно часто бывал у него в роскошном особняке за Москвой-рекой, — писал князь С.А.Щербатов, — где все было на широкую ногу, добротно, но довольно безвкусно.
Харитоненко обожал французскую живопись, но презирал современное искусство и считался в купеческом мире vieux pompier (старомодным (франц.). — Прим. авт.). Он тратил огромные деньги на крошечного Мэссонье; потолок его гостиной был расписан Фламэнгом» (21, с. 13).
Портреты членов семьи Харитоненко писали известные русские художники: В.А.Серов, К.А.Сомов, Ф.А.Малявин, Н.В.Неврев.
В 1901 г. портрет Павла Ивановича создал В.А.Серов (ныне в Третьяковской галерее), а в 1911 г. Ф.А.Малявин написал его портрет с сыном Иваном (ныне в Харьковском музее изобразительных искусств).
В 1893 г. портрет жены Харитоненко, Веры Андреевны, урожденной Бакеевой, исполнил французский художник Франсуа Фламинг, автор росписи в их особняке-галерее (портрет ныне в Эрмитаже).
П.И.Харитоненко умер 13 июня 1914 г. в своем имении Натальевка; погребен в городе Сумы Харьковской губернии.
После смерти коллекционера его собрание перешло вдове Вере Андреевне, страстной собирательнице икон. Коллекция по-прежнему располагалась в особняке на Софийской набережной.
В 1918 г. семья Харитоненко эмигрировала. Опустевший особняк пытались занять анархисты. Об этом эпизоде рассказал в своих мемуарах К.А.Коровин. Прибывший к нему на квартиру актер Мамонт Дальский заявил: «Вы должны ехать с нами к одному миллионеру, который устроил в своем доме музей. Желает укрыться. Мы просим вас поехать и осмотреть картины — имеют ли они какую-нибудь художественную ценность или нет.
Меня, — продолжает Константин Алексеевич, — окружили анархисты. Повели по лестнице вниз, усадили в автомобиль. Дальский сел со мной, его странные спутники — в другие машины.
Меня привезли на Москва-реку, в дом Харитоненко. Картины были развешаны во втором этаже особняка. Дальский спросил:
Ну что?
Это картины французской школы барбизонцев, — ответил я. — Это Коро, это Добиньи.
Один из анархистов, по фамилии Ге, кажется, тоже артист, подошел вплотную к картинам, прочитал подпись и сказал:
Верно.
В это время внизу во дворе раздались крики, звон разбиваемых бутылок. Анархисты разбивали погреб и пили вино. Вдруг со стороны набережной раздался треск пулеметов. Дальский бросился на террасу сада и бежал. За ним — все другие. Я остался один» (8, с. 242).
В первые послереволюционные годы Третьяковская галерея и Румянцевский музей добивались устройства в доме Харитоненко, славившемся художественными сокровищами, своих филиалов. Однако сделать это не удалось, так как сразу после переезда в Москву советского правительства дом облюбовал Комиссариат иностранных дел и устроил здесь гостевые апартаменты.
Коллекция Харитоненко в 1922—1925 гг. была разрознена и поделена между Третьяковской галереей (более ста картин и икон) и Румянцевский музеем (западноевропейское искусство). После ликвидации Румянцевского музея вещи из собрания Харитоненко попали в Музей изящных искусств, Государственный музей нового западного искусства, Русский музей, Государственный музейный фонд.
В настоящее время картины из бывшего собрания П.И.Харитоненко имеются в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (24 картины), Третьяковской галерее (35 произведений), Харьковском государственном музее изобразительных искусств и других хранилищах. В самом особняке до сих пор висят картины Г.Робера «Пейзаж» и «Пейзаж с водопадом».
Московский дом П.И.Харитоненко с 1931 г. принадлежит посольству Великобритании.
Коллекция Харитоненко, располагавшаяся в усадьбе Натальевка, не сохранилась. В самой усадьбе разместился санаторий. Сохранилось здание церкви, однако судьба старинной церковной утвари неизвестна.
После 1945 г. в селе Пархомовка Харьковской области учителем школы А.Ф.Луневым был создан общественный музей, который расположился в правлении сахарного завода, некогда принадлежавшего Харитоненко. Музей располагает подлинниками О.А.Кипренского, И.И.Левитана, И.И.Шишкина, И.Е.Репина, В.А.Серова, И.К.Айвазовского, К.Писарро, П.Гогена, О.Ренуара, П.Сезанна, А.Матисса. Здесь есть даже офорты Рембрандта «Портрет Я.Сикса» и «Портрет раввина». Возможно, некоторые из этих работ когда-то находились в собрании П.И.Харитоненко.

 


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Белякова Т. Сельский Эрмитаж // Нева. - 1984. -N 9.-С. 205.
2. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М., 1993. — С. 329.
3. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. — Л., 1989. — Т.1. — С. 270— 271,333.
4. Вилков А.А. С немцами по России: пережитое во время экскурсии со слушателями высших курсов по государствоведению в Берлине. — Варшава, 1912. — С. 39—45.
5. Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII—начала XX века (до 1917 г.). — М., 1984. - С. 18, 50, 79, 83, 90, 100, 167, 204, 211, 223, 233, 290, 305, 321, 328, 361, 382, 409, 420, 429, 433, 435, 438, 440, 442,451-452,470,511,547.

6. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. / Авт.-сост. И .А. Антонова и др. — М., 1981.
7. Грабарь И.Э. Письма 1891—1917 гг. — М., 1974. - С. 262-263, 428.
8. Константин Коровин вспоминает... — М., 1990.-С. 241-242.
9. К—ъ. Натальевка // Столица и усадьба. - 1915. - N 32.- С. 4-9.
10. Маррелл К. Сахарные короли // Огонек. - 1991. - N 50. - С. 23—24.
11. Нестеров М.В. Воспоминания. —
М., 1985.
12. Нестеров М.В. Давние дни: Воспоминания. Очерки. Письма. — Уфа, 1986. — С. 306-312.
13. Нестеров М.В. Письма. Избранное. — Л., 1988. - С. 152, 223, 239-240, 246, 249, 251, 255.
14. Репин И.Е. Избранные письма. 1867—1930. -М., 1969.-Т. 1.-С. 414.
15. Русский торгово-промышленный мир. / Ред.-изд. А.М.Шампаньер. — Б. м., б.г.

16. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР: 1820—1932: Справочник. -Пб., 1992. - С. 130-136.
17. Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников. — М., 1979. — С. 135,517,540.

18. Торговый дом «И.Г.Харитоненко с сыном». — М., 1900.
19. Харитоненко П.И. Некролог // Русское слово. — 1914. — 14 июня. — N 136. — С. 1.
20. Харитоненко П.И. // Музей-3: Художественные собрания СССР. — М., 1982. — С. 44,49, 219.
21. Щербатов С.А. Московские меценаты // Памятники Отечества. — 1993. — N 29. - С. 11-19.
22. The British Embassy in Moscow. The Kharitonenko Mansion. Посольство Великобритании в Москве. Особняк Харитоненко. Text by Kathleen Berton. Photographs by John Freeman. Б. м. и г.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены