ФИЛИМОНОВ Георгий Дмитриевич (1828-1898) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Г.Д. ФИЛИМОНОВ — историк, археолог, собиратель русских древностей.
Родился в 1828 г. в семье полтавского помещика. Воспитывался в Московском Дворянском институте, после чего закончил историко-филологический факультет Московского университета. «Еще будучи юношей, — писал известный русский ученый Д.Н.Ану-чин, — Г.Д. Филимонов стал интересоваться русскими древностями и проводил свободное время в осмотре кремлевских соборов, ризниц, Оружейной палаты, частных собраний древностей и др., пользуясь при этом имевшеюся литературой и указаниями знатоков» (1, с. 211). Студентом последнего курса Георгий Дмитриевич Филимонов составил каталог части собрания московского коллекционера П.Ф.Карабанова.
После окончания университета Г.Д.Филимонов с 1849 г. работал библиотекарем в Харьковском университете. Затем он вернулся в Москву и в 1858 г. поступил на службу в Оружейную палату Московского Кремля. Здесь он проработал более тридцати лет — сначала заведующим архивом и канцелярией, а впоследствии — помощником директора. С 1870 г. он одновременно исполнял обязанности хранителя отделения доисторических, христианских и русских древностей в Московском Публичном и Румянцевском музеях. Фактически он явился создателем этого отделения и бессменно руководил им в течение двадцати семи лет.
Основной сферой интересов Георгия Дмитриевича была русская иконография. Филимонову принадлежат многие труды, посвященные изучению, систематизации памятников искусства и древнего быта. В число его капитальных исследований входит труд «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи», в котором на основе анализа многочисленных документов автор дал характеристику целого периода русского иконописного искусства. Все труды Георгия Дмитриевича отличаются скрупулезным подходом к изучавшимся явлениям, порою даже самым незначительным. Усомнившись в выводе Н.П.Кондакова о том, что шапка Мономаха сделана византийскими мастерами, он, изучив огромное количество источников, неопровержимо доказал, что эта реликвия работы арабских мастеров из Каира, что в 1317 г. она была прислана султаном золотоордынскому хану, а от него попала к Ивану Калите.
Современники относили Георгия Дмитриевича Филимонова и графа Алексея Сергеевича Уварова к числу наиболее глубоких знатоков русских древностей. Филимонов пользовался авторитетом и уважением среди ~ у- ~ исследователей и любителей древнерусского искусства. На его долю вы-пала подготовка экспозиции для Всемирной выставки в Париже (1868 г.): он был назначен комиссаром русского художественного отдела. Г.Д.Филимонов участвовал в устройстве в Москве Политехнической выставки (1872), Антропологической выставки (1879), принимал участие в деятельности многих научных обществ. Вместе с другими энтузиастами он в 1864 г. выступил учредителем Общества древнерусского искусства при Московском Публичном и Румянцевском музеях, редактировал его издания. Тогда же, в 1864 г., Филимонов стал одним из членов-основателей Московского археологического общества. Он являлся почетным членом Общества истории и древностей российских и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, действительным членом Общества любителей российской словесности.
В 1863 г. Филимонов принимал участие в комиссии по реставрации икон и раскрытию фресок в Благовещенском соборе Московского Кремля; в дальнейшем следил за реставрацией живописи в Грановитой палате.
В 1870-е гг. он увлекся доисторической археологией и вел раскопки в Средней и Южной России, а также на Кавказе, был собирателем старины и коллекционировал предметы, входившие в круг его научных интересов. Занимаясь историей древнерусского искусства, он собрал коллекцию икон, иконописных прорисей, рисунков, портретов, произведений прикладного искусства, рукописей. Однако, будучи автором описания ряда частных московских собраний, он так и не успел составить каталог своей коллекции. Поэтому сведения о ней крайне скудны и отрывочны, за исключением той части, в которую входили иконописные прориси. Эта часть являлась, бесспорно, самой ценной в его собрании.
Как и многие московские собиратели того времени, Георгий Дмитриевич в воскресные дни непременно приходил на рынок к Сухаревой башне. «Осенью в 1862 году, проходя в вокресенье утром по рынку у Сухаревой башни, я заметил на подмостках среди разного хлама несколько разбросанных куч иконописных на бумаге рисунков, — рассказывал он в статье «Археологический клад у Сухаревой башни». — Испытав неоднократно, как мало научного интереса представляет подобного рода появляющееся по временам у Сухаревой старье по смерти какого-нибудь бедняка-иконописца, не имевшего прямых наследников своего занятия, признаюсь, я не обратил сначала на рисунки никакого внимания и почти нехотя, мимоходом, отнесся к продавцу с вопросом, что он возьмет за рисунок, который я вздумаю отобрать для себя из всей кучи» (5, с. 29).
Начав неохотно перебирать эти листы, Филимонов вскоре был совершенно потрясен увиденным: «...каково же было мое удивление, когда, принявшись за отборку и перекинув несколько листов, я заметил в этом хламе рисунки, снятые с древних образцов иконописи, сколки и налепки, наконец, такие рисунки, на которых все до последней черты говорило в пользу древности по крайней мере двустолетней» (5, с. 29). Таким образом было приобретено до пяти тысяч листов подлинных прорисей XVIII— начала XIX в., принадлежавших московской иконописной мастерской П. и М. Сапожниковых. Эта ценнейшая находка действительно произвела переворот в изучении иконописи, так как до того древнерусскую живопись исследовали лишь на основе анализа самих икон и литературных источников.
Рукописное собрание Г.Д.Филимонова было относительно небольшим. Ценность в нем представляли лицевые подлинники, в том числе подлинник XVII в., когда-то принадлежавший посадскому человеку Алексею Гладильщикову из города Касимова, и подлинник «палехской редакции» начала XVIII в.
Георгию Дмитриевичу удалось собрать несколько десятков акварелей с изображениями старинных русских городов: Суздаля, Юрьева-Польского, Кологрива, Одоева, Каширы и др. Тут же находились рисунки монастырей, церквей, крепостей.
Известно, что в собрании Филимонова хранились прориси и оттиски с икон, утвари и древних надписей. Особенно старательно у него были подобраны снимки с образов Божией Матери.
У Филимонова была хорошо подобранная библиотека избранной литературы по истории, археологии и истории искусств.
Георгий Дмитриевич жил на казенной квартире в Московском Кремле. Не раз бывавший у него коллекционер П.И.Щукин вспоминал: «...жил Филимонов в Кремле, у Спасских ворот, в домике рядом с гауптвахтой» (17, с. 43).
Г.Д.Филимонов умер в Сухуми 26 мая 1898 г.
Коллекцию Филимонова унаследовала его вдова Надежда Федоровна и принесла в дар музеям и научным обществам. В 1898 г. часть его собрания — «двенадцать витрин с предметами доисторической древности» (12, с. 365), включавшая 1500 археологических памятников, поступила в Московский Публичный и Румянцевский музеи, а 5000 прорисей и гравюр переданы в Петербург Обществу изучения древней письменности. В 1932 г. в связи с ликвидацией Общества прориси и гравюры оказались в ленинградской Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (ныне — Российская национальная библиотека).
Небольшая часть филимоновской коллекции, находившаяся с ним в Сухуми, досталась В.И.Срезневскому. Затем она перешла к О.Ю.Смец-кой, а от нее в 1928—1929 гг. поступила в Рукописный отдел Библиотеки Академии наук СССР. Здесь и поныне хранится часть коллекции Г.Д.Филимонова (в том числе изображения древнерусских городов).
Библиотека Г.Д.Филимонова была распродана. Редкие издания перешли в руки библиофила Д.В.Ульянинского.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Анучин Д.Н. Г.Д.Филимонов: Некролог // Археологические известия и заметки Императорского Московского археологического общества. - 1898. — N 5—6. — С. 211—214.
2. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986. - С. 84-88. 103-116. 168, 205. 254, 265, 276, 285, 291, 295-296, 300-303,316,320,327,342,358.

3. Г.Д. [Филимонов Г.Д.]. Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века: С вариантами из списков Забелина и Филимонова. — М., 1873.
4. Г.Д. [Филимонов Г.Д.]. Сводный иконописный подлинник XVIII века: По списку Г.Филимонова. — М., 1874.
5. Г.Ф. [Филимонов Г.Д.]. Археологический клад у Сухаревой башни // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее. — 1874. — N 4—5. — С. 29—32.
6. Г.Ф. [Филимонов Г.Д.]. Собрание иконописных рисунков братьев П. и М. Сапож-никовых // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее. - 1875. - N 6-10. - С. 41-45.
7. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 год. - Спб., 1912. - N 1202.
8. Иконников B.C. Опыт русской историографии. — Киев, 1891 — 1892. — Т.1, кн.1. - С. 124, 243, 312, 601-602, 707, 712, 861, 872, 874; Т.1, кн.2. - С. 1064, 1289, 1294, 1299,
1363, 1365, 1388-1389, 1392, 1404, 1417, LXX, CCXLIV, CCCXVIII.
9. Кирпичников А.И. Воспоминания о Г.Д.Филимонове // Археологические известия и заметки Императорского Московского археологического общества. — 1898. — N 11-12. - С. 360-368.
10. Н.П. [Покровский Н.В.]. Г.Д.Филимонов: Некролог // Памятники древней письменности и искусства. — Спб., 1899. — Т. 132. - С. 48-51.
11. Отчет Московского Публичного и Ру-мянцевского музеев за 1898 год. — М., 1899. — С. 7-10.
12. Приращения московских музеев //
Исторический вестник. — 1899. — Январь.
13. Рудаков В. Г.Д.Филимонов: Некролог // Журнал Министерства народного просвещения. — 1898. — Июль. — С. 17—19.
14. Собрание Г.Д.Филимонова // Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. — М.-Л., 1958. - Вып. 2. - С. 145-146.
15. Филимонов Г.Д. // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914). - М., 1915. — Т.2.- С. 381-382.
16. Шереметев С. Памяти Ф.И.Буслаева и Г.Д.Филимонова // Памятники древней письменности и искусства. — Спб., 1899. — Т. 132. - С.55-58.
17. Щукин П.И. Воспоминания. — М., 1912. — Ч. 3. - С. 42-43.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены