ФИЛИМОНОВ Георгий Дмитриевич (1828-1898) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Внимание! снижение цены! Оссовский "Панорама Гаваны"

Уважаемые коллекционеры!

Обращаем ваше внимание, что на картину Петра Павловича Оссовского "Панорама Гаваны" существенно снижена цена.

 

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Г.Д. ФИЛИМОНОВ — историк, археолог, собиратель русских древностей.
Родился в 1828 г. в семье полтавского помещика. Воспитывался в Московском Дворянском институте, после чего закончил историко-филологический факультет Московского университета. «Еще будучи юношей, — писал известный русский ученый Д.Н.Ану-чин, — Г.Д. Филимонов стал интересоваться русскими древностями и проводил свободное время в осмотре кремлевских соборов, ризниц, Оружейной палаты, частных собраний древностей и др., пользуясь при этом имевшеюся литературой и указаниями знатоков» (1, с. 211). Студентом последнего курса Георгий Дмитриевич Филимонов составил каталог части собрания московского коллекционера П.Ф.Карабанова.
После окончания университета Г.Д.Филимонов с 1849 г. работал библиотекарем в Харьковском университете. Затем он вернулся в Москву и в 1858 г. поступил на службу в Оружейную палату Московского Кремля. Здесь он проработал более тридцати лет — сначала заведующим архивом и канцелярией, а впоследствии — помощником директора. С 1870 г. он одновременно исполнял обязанности хранителя отделения доисторических, христианских и русских древностей в Московском Публичном и Румянцевском музеях. Фактически он явился создателем этого отделения и бессменно руководил им в течение двадцати семи лет.
Основной сферой интересов Георгия Дмитриевича была русская иконография. Филимонову принадлежат многие труды, посвященные изучению, систематизации памятников искусства и древнего быта. В число его капитальных исследований входит труд «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи», в котором на основе анализа многочисленных документов автор дал характеристику целого периода русского иконописного искусства. Все труды Георгия Дмитриевича отличаются скрупулезным подходом к изучавшимся явлениям, порою даже самым незначительным. Усомнившись в выводе Н.П.Кондакова о том, что шапка Мономаха сделана византийскими мастерами, он, изучив огромное количество источников, неопровержимо доказал, что эта реликвия работы арабских мастеров из Каира, что в 1317 г. она была прислана султаном золотоордынскому хану, а от него попала к Ивану Калите.
Современники относили Георгия Дмитриевича Филимонова и графа Алексея Сергеевича Уварова к числу наиболее глубоких знатоков русских древностей. Филимонов пользовался авторитетом и уважением среди ~ у- ~ исследователей и любителей древнерусского искусства. На его долю вы-пала подготовка экспозиции для Всемирной выставки в Париже (1868 г.): он был назначен комиссаром русского художественного отдела. Г.Д.Филимонов участвовал в устройстве в Москве Политехнической выставки (1872), Антропологической выставки (1879), принимал участие в деятельности многих научных обществ. Вместе с другими энтузиастами он в 1864 г. выступил учредителем Общества древнерусского искусства при Московском Публичном и Румянцевском музеях, редактировал его издания. Тогда же, в 1864 г., Филимонов стал одним из членов-основателей Московского археологического общества. Он являлся почетным членом Общества истории и древностей российских и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, действительным членом Общества любителей российской словесности.
В 1863 г. Филимонов принимал участие в комиссии по реставрации икон и раскрытию фресок в Благовещенском соборе Московского Кремля; в дальнейшем следил за реставрацией живописи в Грановитой палате.
В 1870-е гг. он увлекся доисторической археологией и вел раскопки в Средней и Южной России, а также на Кавказе, был собирателем старины и коллекционировал предметы, входившие в круг его научных интересов. Занимаясь историей древнерусского искусства, он собрал коллекцию икон, иконописных прорисей, рисунков, портретов, произведений прикладного искусства, рукописей. Однако, будучи автором описания ряда частных московских собраний, он так и не успел составить каталог своей коллекции. Поэтому сведения о ней крайне скудны и отрывочны, за исключением той части, в которую входили иконописные прориси. Эта часть являлась, бесспорно, самой ценной в его собрании.
Как и многие московские собиратели того времени, Георгий Дмитриевич в воскресные дни непременно приходил на рынок к Сухаревой башне. «Осенью в 1862 году, проходя в вокресенье утром по рынку у Сухаревой башни, я заметил на подмостках среди разного хлама несколько разбросанных куч иконописных на бумаге рисунков, — рассказывал он в статье «Археологический клад у Сухаревой башни». — Испытав неоднократно, как мало научного интереса представляет подобного рода появляющееся по временам у Сухаревой старье по смерти какого-нибудь бедняка-иконописца, не имевшего прямых наследников своего занятия, признаюсь, я не обратил сначала на рисунки никакого внимания и почти нехотя, мимоходом, отнесся к продавцу с вопросом, что он возьмет за рисунок, который я вздумаю отобрать для себя из всей кучи» (5, с. 29).
Начав неохотно перебирать эти листы, Филимонов вскоре был совершенно потрясен увиденным: «...каково же было мое удивление, когда, принявшись за отборку и перекинув несколько листов, я заметил в этом хламе рисунки, снятые с древних образцов иконописи, сколки и налепки, наконец, такие рисунки, на которых все до последней черты говорило в пользу древности по крайней мере двустолетней» (5, с. 29). Таким образом было приобретено до пяти тысяч листов подлинных прорисей XVIII— начала XIX в., принадлежавших московской иконописной мастерской П. и М. Сапожниковых. Эта ценнейшая находка действительно произвела переворот в изучении иконописи, так как до того древнерусскую живопись исследовали лишь на основе анализа самих икон и литературных источников.
Рукописное собрание Г.Д.Филимонова было относительно небольшим. Ценность в нем представляли лицевые подлинники, в том числе подлинник XVII в., когда-то принадлежавший посадскому человеку Алексею Гладильщикову из города Касимова, и подлинник «палехской редакции» начала XVIII в.
Георгию Дмитриевичу удалось собрать несколько десятков акварелей с изображениями старинных русских городов: Суздаля, Юрьева-Польского, Кологрива, Одоева, Каширы и др. Тут же находились рисунки монастырей, церквей, крепостей.
Известно, что в собрании Филимонова хранились прориси и оттиски с икон, утвари и древних надписей. Особенно старательно у него были подобраны снимки с образов Божией Матери.
У Филимонова была хорошо подобранная библиотека избранной литературы по истории, археологии и истории искусств.
Георгий Дмитриевич жил на казенной квартире в Московском Кремле. Не раз бывавший у него коллекционер П.И.Щукин вспоминал: «...жил Филимонов в Кремле, у Спасских ворот, в домике рядом с гауптвахтой» (17, с. 43).
Г.Д.Филимонов умер в Сухуми 26 мая 1898 г.
Коллекцию Филимонова унаследовала его вдова Надежда Федоровна и принесла в дар музеям и научным обществам. В 1898 г. часть его собрания — «двенадцать витрин с предметами доисторической древности» (12, с. 365), включавшая 1500 археологических памятников, поступила в Московский Публичный и Румянцевский музеи, а 5000 прорисей и гравюр переданы в Петербург Обществу изучения древней письменности. В 1932 г. в связи с ликвидацией Общества прориси и гравюры оказались в ленинградской Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (ныне — Российская национальная библиотека).
Небольшая часть филимоновской коллекции, находившаяся с ним в Сухуми, досталась В.И.Срезневскому. Затем она перешла к О.Ю.Смец-кой, а от нее в 1928—1929 гг. поступила в Рукописный отдел Библиотеки Академии наук СССР. Здесь и поныне хранится часть коллекции Г.Д.Филимонова (в том числе изображения древнерусских городов).
Библиотека Г.Д.Филимонова была распродана. Редкие издания перешли в руки библиофила Д.В.Ульянинского.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Анучин Д.Н. Г.Д.Филимонов: Некролог // Археологические известия и заметки Императорского Московского археологического общества. - 1898. — N 5—6. — С. 211—214.
2. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986. - С. 84-88. 103-116. 168, 205. 254, 265, 276, 285, 291, 295-296, 300-303,316,320,327,342,358.

3. Г.Д. [Филимонов Г.Д.]. Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века: С вариантами из списков Забелина и Филимонова. — М., 1873.
4. Г.Д. [Филимонов Г.Д.]. Сводный иконописный подлинник XVIII века: По списку Г.Филимонова. — М., 1874.
5. Г.Ф. [Филимонов Г.Д.]. Археологический клад у Сухаревой башни // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее. — 1874. — N 4—5. — С. 29—32.
6. Г.Ф. [Филимонов Г.Д.]. Собрание иконописных рисунков братьев П. и М. Сапож-никовых // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее. - 1875. - N 6-10. - С. 41-45.
7. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 год. - Спб., 1912. - N 1202.
8. Иконников B.C. Опыт русской историографии. — Киев, 1891 — 1892. — Т.1, кн.1. - С. 124, 243, 312, 601-602, 707, 712, 861, 872, 874; Т.1, кн.2. - С. 1064, 1289, 1294, 1299,
1363, 1365, 1388-1389, 1392, 1404, 1417, LXX, CCXLIV, CCCXVIII.
9. Кирпичников А.И. Воспоминания о Г.Д.Филимонове // Археологические известия и заметки Императорского Московского археологического общества. — 1898. — N 11-12. - С. 360-368.
10. Н.П. [Покровский Н.В.]. Г.Д.Филимонов: Некролог // Памятники древней письменности и искусства. — Спб., 1899. — Т. 132. - С. 48-51.
11. Отчет Московского Публичного и Ру-мянцевского музеев за 1898 год. — М., 1899. — С. 7-10.
12. Приращения московских музеев //
Исторический вестник. — 1899. — Январь.
13. Рудаков В. Г.Д.Филимонов: Некролог // Журнал Министерства народного просвещения. — 1898. — Июль. — С. 17—19.
14. Собрание Г.Д.Филимонова // Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. — М.-Л., 1958. - Вып. 2. - С. 145-146.
15. Филимонов Г.Д. // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914). - М., 1915. — Т.2.- С. 381-382.
16. Шереметев С. Памяти Ф.И.Буслаева и Г.Д.Филимонова // Памятники древней письменности и искусства. — Спб., 1899. — Т. 132. - С.55-58.
17. Щукин П.И. Воспоминания. — М., 1912. — Ч. 3. - С. 42-43.

Яков Дорофеевич Ромас "Нет названия"Ромас Я. Д."Нет названия"
Ниссон Абрамович Шифрин "Вечереет. Масловка."Шифрин Н. А."Вечереет. Масловка."
Павел Федорович Судаков "Коломенское"Судаков П. Ф."Коломенское"
Нина Сергеевна Стеньшинская "Осень"Стеньшинская Н. С."Осень"
Яков Дорофеевич Ромас "Ока"Ромас Я. Д."Ока"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-18все права защищены