Передвижная выставка этюдов и рисунков К.И. ФИНОГЕНОВА Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Советское искусство из собрания Артпанорама

Частное собрание Артпанорама продолжает знакомить посетителей со своей коллекцией.

Сегодня на выставке можно увидеть работы советских академиков Аркадия Пластова, Николая Ромадина, Татьяны Яблонской, одного из основателей объединения «Бубновый Валет» Петра Кончаловского, народного художника СССР Владимира Игошева, серию московских городских пейзажей 1950-1970-х годов, а также жанровые картины советского периода.

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

 Передвижная выставка этюдов и рисунков заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинской премии, профессра Константина Ивановича Финогенова. Из поездок по Китайской народной республике, Корейской народно-демократической рекспублике, республике Индия и Египту.

С каждым годом все больше растет интерес трудящихся нашей страны к изобразительному искусству. Для советских людей посещение художественных музеев и выставок давно уже
сделалось насущной потребностью. С интересом они смотрят произведения мастеров русского дореволюционного и зарубежного искусства и с еще большим волнением следят за развитием
советского изобразительного искусства, за творческим ростом наших живописцев, графиков и скульпторов. Советский народ по-настоящему любит искусство. Об этом говорит непрерывный
рост посещаемости художественных музеев и картинных галерей. Достаточно сказать, что только за один 1953 год посещаемость Свердловской картинной галереи увеличилась по сравнению с
предыдущим годом на 13 тысяч человек, а Кировский художественный музей имени А. М. Горького и Ульяновский художественный музей в 1954 году посетило почти на 16 тысяч человек
больше, чем в 1953 году. Если в Молотовской Государственной художественной галерее в 1953 году побывало 60775 человек, то в 1954 году посещаемость галереи достигла 80872 человек.
Такой большой рост посещаемости говорит также и о серьезной работе, которую проводят научные сотрудники музеев. Особенно за последние годы значительно улучшилась постановка
пропаганды изобразительного искусства не только в городах, но и в сельских местностях. Можно без преувеличения сказать, что за последнее время музеи изобразительных искусств
повернулись лицом к деревне: работники музеев стали систематически выезжать с выставками и лекциями об искусстве в колхозы, совхозы и МТС.
В деятельности советских художественных музеев сложились хорошие традиции, одной из таких традиций является организация передвижных и стационарных выставок. Музеи устраивают самые разнообразные выставки, на которых экспонируются произведения как местных художников, так и мастеров изобразительного и прикладного искусства других городов, областей и
республик.
Когда вся страна отмечала 300-летие воссоединения Украины с Россией, многие художественные музеи и галереи организовали соответствующие юбилейные выставки, в частности Астраханская и Курская картинные галереи показали произведения искусства, полученные от украинских художников.
В 1954-1955 гг. почти во всех художественных музеях Российской Федерации были открыты выставки китайского искусства, они состояли в основном из современных китайских плакатов, литографий, гравюр, цветных репродукций с картин китайских живописцев, в ряде случаев из подлинных произведений живописи, а также и прикладного искусства. Эти выставки
сначала экспонировались в музеях, а затем направлялись в качестве передвижных в районные центры и на село.
Организация выставок китайского искусства примерно в одно время в целом ряде краев, областей и автономных республик РСФСР имела большое политическое значение и явилась яркой
демонстрацией растущей советско-китайской дружбы. Приезжавшая в этом году в Советский Союз делегация китайских музейных работников была тронута этим событием, китайские
товарищи с благодарностью приняли в числе подарков изданные музеями каталоги
и путеводители по выставкам китайского искусства. Как нам недавно стало известно, Якутский музей изобразительных искусств получил из Китайской Народной Республики благодарность за организацию выставок китайского искусства.
Знакомство с жизнью народов зарубежных стран путем осмотра художественных выставок, отражающих ту или иную страну, с каждым днем приобретает все большее значение, способствует развитию культурных связей между народами, пониманию специфики и особенностей их культуры и искусства и, в конечном счете, ведет к укреплению мира во всем мире.
Управление музеев Министерства культуры РСФСР и Оргкомитет Союза советских художников СССР решили организовать в городах Российской Федерации - Свердловске, Молотове,
Кирове, Горьком, Чебоксарах, Казани, Ульяновске, Куйбышеве и Саратове передвижную выставку этюдов и рисунков заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинской премии,
профессора Константина Ивановича Финогенова, созданных им во время поездок по Китайской Народной Республике, Корейской Народно-Демократической Республике, Республике Индии и
Египту.
Советские люди проявляют большой интерес к этим странам.
Героическая борьба патриотов Китая и Кореи за свою свободу и национальную независимость завоевала симпатии у всего прогрессивного человечества. Наш народ с восхищением следит за
всеми величайшими преобразованиями, которые произведены в течение нескольких лет в Китайской Народной Республике и в Корейской Народно-Демократической Республике, поэтому интерес у советских людей к этим странам, естественно, велик.
С каждым Днем все громче раздается на международной арене голос индийского народа. Страна, вставшая на путь самостоятельности и национальной независимости, идет к успехам в
мирном, созидательном труде.
Народы Индии и нашей страны имеют традиционные исторические связи. Русский народ издавна интересовался жизнью народов Индии, культурой этой древней и замечательной страны.
Достаточно сказать, что именно русский путешественник Афанасий Никитин в XV веке первым проложил путь в Индию.
Великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков в опере «Садко» создал обаятельный образ индийского гостя, так любимого всеми нами без исключения, а замечательный русский
художник В. В. Верещагин запечатлел народ и памятники искусства Индии в превосходной серии картин, притом он выступил в защиту угнетенных народов Индии, страдавших от английских
колонизаторов, и в картине «Английская казнь в Индии» с невероятной силой обличил жестокость захватчиков. Бережное отношение к произведениям индийского искусства в Советском Союзе,
понимание культуры Индии советскими людьми было отмечено
господином Меноном на послом Республики Индии в СССР открытии в Академии художеств СССР выставки «Культура и искусство Индии.
С не меньшим интересом относятся советские люди к такой древней стране, какой является Египет. При одном только упоминании об этой стране у каждого возникают мысли о прекрасных пирамидах Хеопса, Хефрена и Микерина, о ценнейших памятниках египетского искусства, имеющих мировое значение.
Все эти четыре страны -- Китай, Корея, Индия и Египет- изображены на рисунках и этюдах К. И. Финогенова, экспонирующихся на данной передвижной выставке.
Выставка состоит из 162 экспонатов, из которых 66 произведений живописи и 96 графики, многие из них принадлежат Государственной Третьяковской галерее, Государственному Русскому музею. Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Калининской и Ужгородской картинным галереям, Ульяновскому и Львовскому художественным
музеям, Дирекции художественных выставок и панорам.
В разделе выставки «В новом Китае, представлено 53 рисунка, созданных в 1949 году, в которых отражена почти тридцатилетняя героическая борьба китайского народа под руководством Китайской Коммунистической партии за освобождение страны от гоминдановцев и иностранных захватчиков. В эту серию входят рисунки, изображающие старый Китай, находившийся под гнетом иностранных империалистов, и 30 произведений, рассказывающих о свободном Китае.
В числе экспонатов данного раздела имеются выразительные, выполненные с большим мастерством рисунки, например, «Таким был старый Китай», где изображен согнувшийся под тяжестью непосильного груза кули на фоне высоких зданий старого Шанхая. Невольно хочется сравнить образ этого угнетенного человека с образом свободного труженика, получившего свой
надел земли и скот в рисунке «Каждому пахарю свое поле. Среди работ, посвященных революционной борьбе китайского народа против интервентов, выделяется очень удачная
композиция «В 1921 году под Шанхаем подпольно состоялся 1-й съезд Китайской Коммунистической партии. Выступает двадцативосьмилетний Мао Цзэ-дун».
К. И. Финогенов присутствовал во время провозглашения 1-го октября 1949 года Китайской Народной Республики и запечатлел это историческое событие, он видел ликующий народ и его
вождей, Константину Ивановичу посчастливилось с натуры нарисовать портреты Мао Цзэ-дуна и Чжу Дэ, на этих портретах имеются их личные автографы.
Многие произведения из серии «В новом Китае» нельзя смотреть без волнения. В рисунке «Подписание Стокгольмского воззвания в Пекине в парке имени Сун Ят-сена» изображены
свободные люди Китайской Народной Республики, с радостью подписывающие исторический документ и вносящие свой вклад в дело борьбы за мир.
Замечателен в этой серии рисунок «Дворцы, бывшие запретными для народа, стали народными музеями».
Китайские художники, в том числе Президент Всекитайской Академии художеств Суй Бей-хун и профессор Пекинской Академии художеств Янь Хань, дали высокую оценку всей серии. Янь Хань писал К. И. Финогенову: «Когда наши товарищи увидели первую часть книги «В новом Китае», они почувствовали, что это писал родной для нас человек. Как будто бы Вы вместе с нами вели революционную борьбу в Китае и прожили в Китае много лет».
Советские зрители, ранее ознакомившиеся с жизнью и искусством нового Китая на выставках китайского плаката, безусловно, с особым интересом будут осматривать графические работы
К. И. Финогенова, выразительные по содержанию и мастерству.
В разделе «В народной Корее» показано 27 рисунков, относящихся к тому же времени, что и экспонаты предыдущего раздела, т. е. к 1949 году, когда К. И. Финогенов, входивший в со-
став делегации деятелей советской культуры, посетил КорейскуюНародно-Демократическую Республику.
Созданные им в Корее рисунки представляют не только художественный интерес, но имеют, так же как и работы по Китаю, большое историческое значение.
Среди произведений, рассказывающих о народной Корее, на выставке экспонируются «Портрет Председателя кабинета министров КНДР Ким Ир Сена», зарисовки передовых людей молодой республики - «Ударник Пак Хак Ги», «Кореянка у станка», многие рисунки посвящены Пхеньяну, на них изображены Южные ворота «Тедонмун» и руины древней крепости, строительство первого университета в Корее и монумент советским освободителям на горе Моранбон. Значительная часть рисунков данного раздела связана с освобождением Кореи Советской Армией, эти произведения проникнуты духом великой дружбы советского и корейского народов. В ряде работ художник убедительно, с особой теплотой, изобразил массовые сцены, когда корейцы от всей души приветствовали части Советской Армии. В одном из рисунков «Советская Армия освободила Корею» среди наших бойцов К. И. Финогенов создал прекрасный образ радостно улыбающегося пожилого солдата-гвардейца.
Раздел выставки «По дружественной Индии» состоит из 59 живописных этюдов и 16 рисунков, созданных К. И. Финогеновым в 1954 году во время поездки по Индии. Можно сказать,
что этот раздел наиболее насыщенный и обращает на себя внимание как по количеству экспонатов, так и по их художественным достоинствам. В большой серии работ К. И. Фикогенова перед советским зрителем предстает пленительная Индия, к которой ещё до Великой Октябрьской социалистической революции устремляли свои взоры передовые русские художники В. Верещагин, А. Салтыков, Н. Каразин, Н. Гриценко, Н. Самокиш и В. Ватагин, побывавшие в Индии.
Древняя культура Индии, ценнейшие памятники искусства, которыми так богата эта страна, чудесная природа и талантливый народ - вот что интересовало и волновало каждого русского
художника, приезжавшего в Индию, в том числе и К. И. Финогенова.
На выставке экспонируются этюды, изображающие знаменитый мавзолей Тадж Махал в Агре, вход в пещерные храмы в Аджанте, статую быка на горе над городом Майсур и другие
национальные памятники Индии - бесконечно дорогие для советских людей, любящих и понимающих искусство других народов.
Многие этюды К. И. Финогенова («Старый Дели. Улица в районе Красного форта», «На улице древнего индийского города Джайпура», «Вечер в городе Альвар» и другие) отличаются
оригинальной композицией и могли бы быть в дальнейшем использованы в качестве эскизов для картин. Главным достоинством этих этюдов является передача кипучей жизни индийского
города, показ быта индийских трудящихся. Необходимо отметить присущее К. И. Финогенову умение показать народ на фоне около памятников архитектуры. Блестящим примером многофигурной композиции с изображением архитектуры является этюд «Религиозное купание в реке Ганг у города Бенареса».
Когда К. И. Финогенов приехал в Индию, то взоры его обратились как к руководящим прогрессивным деятелям Республики — к Джавахарлалу Неру, так и к простым людям.
Художник написал портрет премьер-министра Неру и ряд этюдов, которых изобразил друзей-индийцев за работой, в пути, занимающихся искусством, запечатлел отдельных наиболее
заинтересовавших его людей: танцовщицу из Бомбея, пилигрима пещерном храме Элефанта, студентку Государственной школы искусств в г. Хайдерабаде и др.
Возвращаясь из Индии в СССР, К. И. Финогенов вместе с А. М. Герасимовым посетил Египет и в течение нескольких дней написал этюды, которые экспонируются на выставке в разделе
«Египет». Во время пребывания в Египте К. И. Финогенов также, как и в Индии, стремился запечатлеть памятники искусства и быт народа.
Этюды, изображающие площадь и университет Аль-Азхар, улицу Золотого базара, воссоздают перед нами облик Каира. Одной из интересных египетских работ К. И. Финогенова является этюд «Большой Гизехский сфинкс».
В целом все экспонируемые на выставке этюды и рисунки К. И. Финогенова воссоздают яркую образную картину жизни народов Китая, Кореи, Индии и Египта и имеют большое художественное и познавательное значение.
Советский зритель, посмотрев эту выставку, безусловно, обогатит свое представление об этих странах.
Показ данной выставки в шести областных городах и двух столицах автономных республик Российской Федерации будет способствовать развитию культурных связей между народами и
явится большим событием в культурной жизни этих городов.


Н. ГОЛОВАНОВ
Инспектор Управления музеев
Министерства культуры РСФСР

Москва 1965 г.
 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены