Тамара ГУСЕВА Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Узнавание мира, постижение всей его сложности, поиски своего «я» в искусстве, трудный, но радостный путь к зрелому мастерству… Об этом невольно думаешь, обращаясь к работам Тамары Петровны Гусевой, представленным на ее персональной выставке. Творчество художницы многогранно, связанно с различными этапами советского изобразительного искусства.

Когда смотришь на пейзажи, натюрморты, театральные эскизы и гравюры Гусевой, то поражаешься ее влюбленности в огромный мир, людей, красоту и неповторимость окружающей природы. Именно это активное восприятие действительности заставляет художника обращаться то к одному, то к другому жанру искусства, находить всё новые решения.

Жизненным впечатлениям принадлежит особая роль в развитии творчества Гусевой. Одни из них, наиболее запоминающиеся, относятся ещё к ранней юности. Это нижегородские ярмарки с их яркостью, красочностью костюмов, каруселями. Это речные пристани, полные сутолоки, многоголосого шума, раздолья, широкая Волга.

Зародившееся ещё в детстве восхищение живой красотой мира, его предметной материальностью привело Гусеву сначала в Художественное училище в Горьком, а затем во Всесоюзный Государственный институт кинематографии (1945), где она училась у Г.М. Шегаля, Ю.П. Пименова, Ф.С. Богородского.

После окончания института Гусева начинает работать в театре. Её волнует жизнь актеров на сцене, напряженность и динамичность театрального действия, активная реакция зрительного зала, вся та неповторимая атмосфера, что составляет чудо театра.

Первые её работы- декорации к спектаклям «Средство Макрополуса» по К. Чапеку (1957) и «Всеми забытый» Н. Хикмета (1958)- выполнены в содружестве с художницей В.М. Зайцевой. Спектакль «Всеми забытый», поставленный режиссером Б.А. Львовым-Анохиным, производил большое впечатление, благодаря лаконичности и острому декорационному решению. Выдержанные в черно-белых тонах декорации соответствовали психологическому развитию действия. Графичность «Всеми забытого» сменяется яркой живописностью в эскизах декораций к пьесе «Старая Москва» В. Пановой.

Художница далека от того, чтобы переносить однажды найденную композиционную схему или колористическое решение из одного спектакля в другой. Гусева убеждена, что каждая пьеса, каждый спектакль требует своего неповторимого решения. Именно поэтому в различных театральных постановках раскрывается то одна, то другая сторона индивидуальности художника. Своеобразие декорационных приемов Гусевой определяется стремлением использовать все богатство изобразительных средств. Для нее в равной степени важны цвет, свет, пластическое осмысление сценического пространства. Большую роль в ее оформление играет фактура предметов, различные детали, создающие определенные смысловые акценты декораций.

Работая над спектаклями, Гусева нередко выступает и как сорежиссер. Она интересно строит мизансцены, а в костюмах подчас дает свою трактовку драматургического образа. Очень выразительны, например, ее костюмы к погодинскому «Человеку с ружьем». В изображении красноармейца, крестьянина, моряков, персонажей дома Сибирцева созданы обобщенные характеры, образы, неотделимые от атмосферы своего времени.

Сравнивая эскизы декораций к спектаклям последнего времени («Дженни Герхард» по Т. Драйзеру, «История одной любви» К. Симонова и «Вешние воды» по И. Тургеневу) с более ранними работами Гусевой, убеждаешься в росте мастерства художницы. Цвет в эскизах становится более организованным, все детали предельно отобраны и продуманы. Общая композиция строится, как правило, на единой, но постоянно трансформирующейся декорации. Художник достигает необычного сочетания достоверного интерьера с обобщенными живописными панно-задниками. Эти панно создают особую эмоциональную атмосферу всего действия.

Разумеется, всё это пришло не сразу. Широта интересов Гусевой не позволила ограничиться только работой в театре. Она обращается и к станковой живописи, и графике, и керамике. Разные жанры искусства, взаимно обогащая друг друга, значительно расширили творческий диапазон художницы.

Вот, например, графический лист «Таллин. Зимний Вышгород». Ощущение пространства и цвета приходит как бы из мира воспоминаний. Серо-фиолетовая гамма усугубляет своеобразную романтичность пейзажа. Башни старинного города возникают словно из глубины сцены, но разрыва с живой реальностью не происходит. Архитектура представлена материально-подробно и вместе с тем обобщенно.

Совсем недавно Гусева начала работать в цветной линогравюре. Художница удивительно тонко и по-своему почувствовала специфику этой техники. И в прибалтийских листах, и в листе «Сушат сети» (серия «Беломорье») она находит строгое звучание цвета.

Одна из лучших гравюр художницы «Осень» построена на сочетании плотных масс черного цвета, которые образуют как бы первый план, и уходящий вглубь дали. Охристый натюрморт из полевых цветов вносит в композицию декоративный элемент.

«Городецкое окно». Градации сиренево-розовых и серо-зеленоватых тонов создают ассоциации с фактурой старого выветрившегося дерева, а красный цветок герани в черно-голубом проеме окна говорит о тепле и уюте дома.

В работах последнего времени как бы заново ожили воспоминания детства: яркость нижегородских пристаней и народных зрелищ, ожили в новом качестве. Гусева умеет теперь найти интересный сплав старых и новых впечатлений, утверждая свою интонацию, камерную, но достаточно емкую и современную.

По этому пути идёт она и в живописи. Живопись постоянно сопутствовала её поискам в разных жанрах искусства. В 60-х годах, попав на Белое море, она как бы суммировала богатство разрозненных живописных впечатлений. Колорит становится более цельным, художница стремится к такому цветовому обобщению, которое бы с наибольшей полнотой раскрывало глубину содержания произведения.

Изменения произошли и в восприятии мира вещей. Фактура и цвет предметов зазвучали в более свободных соотношениях. Лучшие натюрморты Гусевой изображают медную посуду. Красноватые и оранжевые тона в соединении с пепельно-зеленоватыми создают ощущение догорающего костра. Тонкий колорит, острое ведение предметной формы, ее своеобразное очеловечение рождают образ уходящей старины, сохраняющей для нас свою неповторимую красоту.

Интересен возникший на юге цикл «Поэма о море». Гусева пишет камни, не прибегая ни к композиционным эффектам, ни к яркости красочной палитры. Ограниченной гаммой цвета, самой формой предмета достигается глубина пластической разработки пространства. Художница раскрывает красоту моря и в бурю, и в светлый серебристый день.

По колориту и фактуре близка к «Поэме о море» и выполненная художницей в последние годы керамика. И в этой области Гусева делает новый интересный шаг от раскраски пятном, поверхностного звучания цвета к поискам его закономерного , органичного использования, от орнаментации, прямо связанной с непосредственными впечатлениями, к более обобщенному рисунку, от распространенных форм сосудов и блюд к наиболее своеобразным. Изучение произведений народных мастеров сочетается с поисками современной архитектурной конструктивности.

Сегодня мы застаем Тамару Петровну Гусеву на новом этапе ее творчества. Он ознаменован многими находками, открывающими плодотворные перспективы.

 

М. Казимирова

Каталог выставки

Советский художник. Москва. 1972 г.

 

 

 

 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены