Илья ГЛАЗУНОВ Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Статья из каталога выставки произведений народного художника РСФСР ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА

Москва, 1957 год. Центральный дом работников искусств. Никому не известный двадцатишестилетний студент Ленинградского художественного института выставил здесь около сотни своих работ, и немедленно вокруг них развернулись горячие дискуссии и споры. Равнодушных не было. Июль 1964 года, выставка в Манеже. Опять споры6 опять накал страстей. Многотысячные толпы зрителей и длинные очереди, беспощадная критика. Только через десять лет после окончания института Илья Глазунов становится членом Союза художников. Однако его творчество привлекает к себе внимание и советской общественности. Приглашение с выставками в Польшу, Италию, Данию, Францию, Финляндию, Швецию, ГДР, ФРГ. Илья Глазунов приобретает широкую известность за рубежом. Следуют заказы на портреты – Кекконен, Индира Ганди, король Швеции, премьер-министр Дании, общественные деятели и деятели культуры различных стран. Огромный успех этих выставок и портретной деятельности - это ступени к признанию и утверждению художника на Родине.

Сейчас, когда Илья Глазунов находится в расцвете творческих сил и имя его широко известно у нас и за рубежом, когда выставки его картин прошли по многим столица мира, мы можем спокойно оценить его место в нашем советском искусстве.

Что нового несли в себе работы молодого художника? Я бы сказал: беспредельную искренность, лирическую взволнованность, своеобразную философию творческих образов. Глазунов смело отказался от готовых решений. Его первые выставки открыли публике художника с ярко выраженным национальным самосознанием…

Лирические мелодии современного города, радость и горе, одиночество6 весенняя тревога, любовь…

Первые работы Ильи Глазунова несли в себе память войны. “Блокада”. Глаза ребёнка, в которых отражается пламя коптилки, устремленные на пустую тарелку, кругом холод и мрак. В темноте угадываются очертания умирающего человека.

Погибает отец, затем мать. По ледовой дороге, по Ладоге, одиннадцатилетнего мальчишку, полуживого, вывозят в далекую новгородскую деревню Гребло, затерянную среди дремучих лесов на берегу озера Великого. Здесь он набирается сил, работает в колхозе вместе со своими сверстниками.

Это были годы, когда будущий художник приобщился к красоте русской природы. Навсегда остались в памяти вешние разливы, багрянец осенних лесов, бескрайние пустыни заснеженных полей с темной полоской леса на горизонте, белоснежные стволы березовых рощ, серебряные от дождей избы с резными наличниками.

После прорыва блокады Илья Глазунов возвращается в Ленинград. Средняя художественная школа. Годы учения стали годами освоения классического наследия русской и европейской культуры. Еще на студенческой скамье Глазунов стремится к отражению окружающей жизни, ищет свой путь в искусстве...

Я сижу в его мастерской. Из окна — широкая панорама проспекта Калинина. Это не только мастерская художника — это своего рода музей. Долгие годы Глазунов собирал образцы русского народного искусства. Прялки, вышивки, древняя живопись, литье, резьба по дереву, наличники, старинная мебель, инкрустированная чеканкой. Все, кто приходит в мастерскую, понимают, что это часть творческой лаборатории художника, которая помогает ему показать историческую правду прошлого.

Мы беседуем о новаторстве и традициях в искусстве. —Я считаю,— говорит Илья Глазунов,— что, имея в руках такой компас, как национальные традиции, современный художник, как некогда легендарный Одиссей, должен невредимо проплыть между двумя чудовищными скалами: Сциллой и Харибдой — натурализмом и абстракционизмом. Я бы хотел говорить о реализме, как его понимал Достоевский, то есть как о выражении внутреннего мира человека через правду внешнего, объективно существующего мира, о выражении идеи борьбы добра и зла, где поле битвы — сердце человека.

В середине века в Италии было заново открыто искусство древней, но вечно юной Эллады, н это послужило толчком к возрождению заветов антики. Отсюда, как известно, началась эпоха Ренессанса. В России во второй половине ХIХ века и на рубеже ХХ художники вновь открыли искусство Древней Руси. Его магическая сила, его духовность, удивительная гармония цветовых аккордов, глубоко национальное понимание задач искусства оплодотворили блестящую эпоху русского Возрождения конца ХIХ — начала ХХ века, оказавшего, как известно, огромное влияние на западноевропейскую культуру. Это была пора бурного расцвета нашей национальной школы живописи.

…Во время одной из своих поездок по Волге в крестьянской избе художник увидел небольшую икону в удивительном окладе. Таинственное мерцание голубых и розовых камней, перламутровые переливы речного жемчуга, яркое узорочье бисерного шитья своим красочным созвучием и изяществом напоминали пленительную красоту морозного окна.

- Мы стояли завороженные возле удивительной работы древнего мастера,— вспоминает художник. То была одна из форм понимания нашей национальной красоты. Так родился цикл исторических картин, где Глазунов по-своему преломляет приёмы древнего искусства, сочетая темперную и живопись на доске с инкрустацией, цветными стеклами, парчой, металлом.

«Князь Игорь». Герой, идущий против сил тьмы. Караемый муками совести Борис Годунов. Народ безмолвствующий и народ, обличающий преступление. Царевич Димитрий — ребенок, убитый из-за политических козней. Девушка в русском национальном костюме, в сказочном жемчужном кокошнике. «Князь Олег и Игорь», суровое время становления русской государственности. Для Глазунова история — арсенал, урок настоящему и грядущему, потому что нет будущего без прошлого.

Нежная красота северной природы, былинно раскинувшиеся просторы земли, низкая гряда тяжелых и грозовых туч, тающие в небе вечерние облака, отраженные в тихих водах озера, расплавленное золото осени, бескрайние голубые дали, вросшие в землю древние, словно богатырские, храмы с надвинутыми шлемами куполов, величественные стены старых крепостей — все это живые свидетели нашей героической истории. Пейзажи художника овеяны чувством сыновней любви к Родине. .

..В течение долгих лет вьетнамская проблема была в центре внимания всего мира. В многочисленных работах, сделанных буквально на поле боя, художник передал суровую правду военных будней страны: развороченные бомбежкой руины городов, девушки, сжимающие в хрупких руках сталь автоматов, сведенные мукой лица раненных детей и изборожденные морщинами лица старых вьетнамцев, древние пагоды и ультрасовременные ракетные установки. Глубоко символична картина «Пробудившийся Восток», где на фоне горной гряды, напоминающей дракона, нескончаемым потоком движутся колонны ополченцев, исполненных решимости и непреклонной воли к победе.

О чилийской серии работ Глазунова Сальвадор Альенде‚ присутствовавший на открытии его выставки в Сантьяго, сказал: «Меня поразила удивительная творческая работоспособность художника, сумевшего за такой короткий срок раскрыть и передать душу и облик трудовых людей Чили».

Когда смотришь на лица рабочих и студентов, на картины, передающие пейзажи страны, перед глазами встают полные драматизма события в Чили. Портрет Сальвадора Альенде, созданный художником, был, к сожалению, уничтожен при штурме президентского дворца.

Обширна и многообразна галерея портретов, выполненных живописцем. Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Феллини, космонавты, рабочие, писатели, ученые, артисты… За портрет Индиры Ганди Глазунову была присуждена премия имени Джавахарлала Неру. Портрет президента Финляндии Урхо Кекконена пользовался заслуженным успехом на выставке художника в Хельсинки.

Особо хочется сказать о Глазунове как об иллюстраторе. Мельников-Печерский, Лесков, Некрасов, Никитин, Гончаров, Александр Блок, Куприн, А.К. Толстой… Созданные им графические листы – это мир и образы России во всём многообразии исторических судеб, точное знание архитектуры,костюмов, чувство эпохи.

Особое место в творчестве художника занимают произведения Достоевского. Мне думается, что задача иллюстратора - прежде всего верно передать замысел писателя, создать языком изобразительного искусства образы, соответствующие внутреннему строю произведения, манере изложения.

Прекрасны «Белые ночи» с рисунками Глазунова, изданные Гослитиздатом. Там же вышла «Неточка Незванова». А в настоящее время Илья Сергеевич работает над романом «Братья Карамазовы», одним из самых глубоких и сложных произведений Достоевского.

Говоря о Глазунове-художнике, нельзя обойти молчанием его общественную деятельность. в которой проявляются его одержимость, энергия, умение убеждать в столь важном деле, каким является охрана памятников русской истории и культурна, его преданность‚ принципиальность в вопросах пропаганды древнего русского искусства.

В 1977 году художник едет на БАМ, где он создает серию портретов строителей Байкало-Амурской магистрали.

Настоящая выставка с большим успехом экспонировалась в Москве и Иванове. Ленинградцы впервые в таком объеме могут познакомиться с творчеством И. Глазунова.

Сегодня художник находится в полном расцвете своего таланта. Уже не стоит вопрос о том, признавать его или отвергать. Имя народного художника РСФСР Ильи Глазунова прочно вошло в современное русское советское искусство.

 

Василий Захарченко

Москва. Изобразительное искусство. 1979

 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены