Владимир. Живопись Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
>>

Статьи

Владимир Юкин, Ким Бритов и Валерий Кокурин известны москвичам по всесоюзным и республиканским выставкам с начала 1950-х годов. Все трое — пейзажисты, и, несмотря на общие черты характера живописи,- каждый со своим восприятием и отношением к воспеваемой ими природе.

Владимиру Яковлевичу Юкину сейчас немногим за сорок. Это художник синтезирующий, глубокий, ищущий.

Уроженец Мстёры, с детства влюбленный в родной край, к пейзажной живописи он пришел не сразу. Война прервала его занятия в Ивановском художественном техникуме, и, вернувшись с фронта, Юкин пишет произведения на военные темы, но сам чувствует, что путь еще не найден. Год пребывания во Львовском художественном институте принес жажду писать на пленере. И художник погружается в работу над этюдами.

В весеннем, пахнущем прелью и сеном снегу, в заиндевелых лошадках на разъезжих дорогах, в окрестных озерах и лесах видит он волнующий образ Родины. Общение с природой, открывшийся ему мир гармонии цвета и воздуха делают его пейзажистом.

В 1950 году на республиканской выставке экспонируется его первая работа «Весна», а в 1952 году за картину «Золотая пора» Юкин удостоен диплома Министерства культуры РСФСР.

Художник работает в серебристо-серой гамме («Везут сено» — 1-й вариант, «Осень у школы»). В ней ему удается передать то элегическое, трепетное состояние природы, которое волнует его сердце. Его картины «На помол», «У старой мельницы» и «Осень у школы» вновь представляются к диплому на республиканской выставке в 1955 году.

Во второй половине пятидесятых годов наступает для Юкина пора зрелого осмысления своего творчества. Не уходя от любимых тем, художник ищет максимальной эмоциональной выразительности в своих пейзажах, переходя постепенно к звучной красочной палитре («Иней», «Мартовское солнце», «Разлив). Иногда, правда, увлечение декоративной силой цвета приводит Юкина к потере в работах внутренней глубины, и тогда его полотна тревожат духом поверхностного понимания задачи художника.

Сила живописца сказалась больше всего в лирических пейзажах Юкина. Он непосредственно и радостно передает дыхание весны в разливах речек, в снеговых проталинках, в синих тенях на ослепительном снегу. Его жанровые мотивы органично вливаются в общий строй пейзажа, одухотворяя его, но не довлея над ним. Буланая мохноногая лошадка неторопливо везет телегу. Сидящие спиной женские фигуры замерли в лучах весеннего солнца; легкие сквозные молодые деревца на переднем плане прибавляют ощущение юности, света и весеннего ликования земли («Апрельским днём.)

Автор не ищет панорамных композиций, а, выбирая один «кадр» вкладывает в эту картину всю остроту своего восприятия.

В глубокой любви к родному краю, в звучном и чистом поэтическом «аранжировании» его красоты—ценность и значимость произведений Владимира Юкина.

Председатель Владимирского отделения Союза художников РСФСР Ким Николаевич Бритов на пять лет моложе Юкина. В его профессиональном образовании самую большую роль сыграла творческая практика и общение с рядом художников. Мстёрская художественная профтехшкола, которую он кончил, дала ему знание принципов лаковой живописи, ее большого цветового потенциала, занятия в студии под руководством Н. П. Сычева помогли овладеть теоретическими основами живописи, но остальное художник приобретал сам.

С 1952 года К. Бритов —участник всех республиканских выставок, где его работы выделяются жизнеутверждающей силой и яркой декоративностью. Быстро отойдя от первых владимирских этюдов, выполненных в однотонной гамме, художник переходит к обобщенному декоративному пейзажу-картине, где его жизнелюбие, темперамент и любовь к материальной силе цвета могли выразиться с наибольшей полнотой («К весне», цикл северных этюдов). Много интересною для себя открыл художник в своей поездке на Север. Холод и суровость края он отразил в крепкой замкнутости построек, в деловой суровости лиц рыбаков, но в живописи Бритов остается верен своей яркой палитре: синяя холодная волна плещет у рыжих берегов, умбристо-коричневый деревянный дом врезается в синее с белыми облаками небо, красная лодка качается на лиловой воде. Ледяной ветер спрятался в буйных мазках на воде, в ярких летящих облаках, в плотной одежде и красно-коричневых лицах рыбаков. Интересен и образен «Портрет старого рыбака», в котором есть что-то и от хэмингуэевского старика, и от героев «Калевалы№.

Много лет художник занят темой «Базар». На представленной кар- тине Бритов выбирает «окраину» рынка; торговля идет в стороне, и ее многоголосый ритм проходит в глубине полотна. На первом плане — телеги, снующие между ними люди, справа гора свежеобструганных деревянных кадок и корыт-декоративно, шумно-настоящий базар. Сама фактура живописи, своеобразие красочного строя, яркий оптимизм автора наполняют эту работу современным звучанием, но хотелось бы видеть тему более значительной.

Живым откликом на окружающую действительность было «Строительство моста во Владимире» (1959). С тех пор колористическая культура Бритова выросла, кругозор расширился, и многие его этюды зовут к большим современным тематическим решениям. Произведения живописца наполнены живой непосредственностью, звучностью цвета, отличаются простотой композиции, что роднит его с истоками его творчества — народным искусством. И хочется ждать от Бритова еще большего творческого отражения нашей жизни в радостном, «густом», мире его красочных образов.

Валерий Кокурин-самый молодой из представленных здесь живописцев. Художник-самоучка, сначала под руководством В. Я. Юкина и К. Н. Бритова, а затем при внимательной помощи А. Тутунова. И. Попова‚ В. Стожарова, вырос в такого пленительного живописца, что о работах его заговорили сразу при появлении их на выставке «Советская Россия» в 1960 году.

Неутомимо и страстно вбирал в себя молодой художник все, что передавали ему из своего опыта старшие товарищи. Возможно, что в его творчестве еще видны следы влияния его наставников, но каждую работу Кокурин наполняет своей внутренней озаренностью. Он также влюблен в природу, но, пожалуй, больше всего он любит жизнь небольших русских городов, где городской шум сочетается с сельской тишиной, человеческий труд —с волшебным рукоделием природы («Торжок. Зима», «Гороховец. Площадь», «Зеленое кружево»). Даже в розовых песках Бухары великие памятники архитектуры занимают его как органический компонент этого неповторимого среднеазиатского города с его улицами, базаром, ярким населением («Бухара». Цикл пейзажей). Древнерусские города радуют его своим обновлением («Строительство детского сада», «Торжок зимой» и др.). В морозной дымке по-особенному смотрятся силуэты соборов, а впереди — новые дома, площади, синие автобусы, лаковые «Волги», — и все спаяно в одном решении, в одном звуковом ключе.

Владимирскому музею принадлежит его полотно «Осеннее кружевом». В нём тонко сочеталось новое декоративное понимание пленера с традициями реалистического русского пейзажа. Красота багряной осени выражена без театральности, без назойливости цветовых пятен. Особой душевной тишиной веет от выстроившихся стогов сена и ритмического строя дремучих мстёрских лесов.

Неожиданна и полна движения композиция «Торжок зимой». Повышенная линия горизонта позволяет развернуть перед глазами зрителя целую панораму города с громадой чугунного моста, ярусами крыш и едущим с горы транспортом. Фигурки людей, переходящих улицу, толпящихся у киоска, вносят в сцену жизненность и человеческую теплоту.

В. Кокурин нашел себя в передаче «дыхания» природы. В его произведениях чувствуешь морозный воздух, звонкость весенних голосов, вечерний, замирающий в полях ветерок, раскаленный зной пустынного жара в Бухаре.

У художника в работах еще кое-где слаб рисунок, нет иногда тональной выдержанности, но композиции его интересны, живописный талант несомненен.

В последнее время у Кокурина заметна внутренняя проверка своих достижений, остановка перед разбегом. Он с беспощадной строгостью судит свои работы —в этом залог будущего подъема и того, что впереди нас ждет много волнующих встреч с его молодым светлым дарованием.

 

Выставка работ художников Владимира, Мстёры, Гусь-Хрустального

Живопись, лаки, вышивка, стекло

Составители: И.Н. Безрукова, Г.В. Яловенко, Н.М. Косова

Каталог выставки

Москва 1964 г.

 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены