Статья из каталога выставки И. И. Бродский. Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
«Северяночка» - выставка детских портретов Владимира Игошева

К 100-летию со дня рождения народного художника СССР Владимира Александровича Игошева.

Выставка детских портретов "Северяночка" из северного цикла.

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

     Родился Бродский в 1884 году в селе Софиевка близ г. Бердянска. Приобщение будущего художника к искусству началось на исходе прошлого столетия. В годы занятий в Одесском художественном училище (1896-1902) он успешно овладел основами живописного мастерства под руководством Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди. Свое образование Бродский завершил в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге (1902-1908), где последние пять лет провел в мастерской под руководством И. Е. Репина. Постоянное общение с великим мастером оказало плодотворное воздействие на формирование творческой индивидуальности молодого живописца. «Влияние Репина, - вспоминал Бродский позднее, - сказалось на мне в развитии максимальной правдивости, точности и строгости рисунка, в презрении ко всякой приблизительности мазка, ко всяким формальным ухищрениям, идущим в обход сложнейших и трудных задач искусства». В годы учебы Бродский органически воспринял демократические традиции русского реалистического искусства, познакомился с новейшими проблемами современной живописи.    

 Огромное влияние на него оказала первая русская революция 1905-1907 годов. Молодой художник удивительно быстро откликнулся на революционные события своими карикатурами на злободневные политические темы, которые появились в сатиристических журналах "Пламя", "Леший", "Светает". Даже его учебный эскиз "Красные похороны" (1906) был посвящён жестокой расправе царского правительства, с участниками мирной демонстрации.     

 В 1910-х годах к Бродскому приходит широкая известность. Большим успехом начинают пользоваться его пейзажи и портреты. На всю жизнь сохранил он интерес к этим видам живописи, широко представленным на юбилейной выставке.    

  Бродский был великолепным пейзажистом, преимущественно лирического плана. Ему была близка природа средней и северной полосы России. Он много работал на Псковщине, в Тверской губернии, в пригородах Петербурга Ленинграда ("Старая церковь. (В Тверской губернии)", 1907; "Куоккала", 1912; "Псков", 1913; "Деревня Сиверская", 1914; "Аллея Летнего сада", 1928).     

 Во время поездок за границу в 1909-1911 годах, куда он был направлен Академией в качестве пенсионера для усовершенствования мастерства, его особенно увлекал пейзаж. Художник писал виды Парижа и его окрестностей, а также пейзажи Италии и Испании ("Набережная Сены", 1909; "Дворец Хенералиф. Гренада", 1909; "Вечер в Италии", 1915).    

 Обычно Бродский выбирал незамысловатые мотивы: вспаханные поля, леса и перелески, покрытые беспокойной рябью озера и реки. Он любил также писать виды провинциальных городов и деревень, чаще всего изображая природу, обжитую человеком. Как правило, в его пейзажах присутствуют жанровые сцены: крестьяне на улице в праздничный день, ребятишки на лужайке парка, горожане, отдыхающие на поляне («Праздник в деревне. Воскресный день», 1912; «Золотая осень», 1913; «Опавшие листья», 1915). С большой теплотой Бродский изображал животных на лоне природы ( «Пастухи и овцы», 1909; «Ослик», «Стадо с осликом», 1909; «Серый день. Лошадки», 1907).    

 Широко известны его зимние пейзажи. В основном это композиции с охватом больших пространств, с чернеющими на снегу стволами деревьев; элементы жанра играют в них значительную роль. Здесь особенно заметна любовь художника к филигранной отделке деталей («В марте», 1917; «Зима», 1919-1922; «Зимний пейзаж», 1921).    

 В пейзажах, исполненных с глубоким знанием натуры, художник стремился к обобщениям. Они пронизаны светлыми думами, любовью к окружающими миру. В них раскрывается духовная взаимосвязь человека и природы. Скрытая ее жизнь, чередование времен года всегда привлекали художника, вызывали у него чувство творческой радости.    

 Стремление передать на холсте увиденное во всей непосредственности делает его рисунок особенно выразительным. Много внимания он уделял разработке градаций цвета, и в то же время палитра сдержанна. Живописная фактура тонкая, с трудноразличимыми мазками. Бродского волновали проблемы пленэра, осязаемой передачи световоздушной среды, цветовой и тональной организации пространства. В его работах природа всегда материальна  и конкретна, и в то же время художник умел обобщать свои впечатления. Он выступал продолжателем замечательных традиций русской пейзажной живописи конца XIX века, и в частности своего особенно любимого художника И. И. Левитана.      

Бродский работал много и успешно. На выставках Союза художников, Товарищества передвижников, Мира искусства, позже Общины художников, Общества им. А. И. Куинджи постоянно экспонировались его пейзажи и портреты.     В конце 1900-1910-х годах он создал галерею портретов своих современников – деятелей отечественной культуры, родных, друзей. Художник был всегда внимателен к человеку, к его внутреннему миру, стремясь раскрыть красоту души и благородство помыслов. Он никогда не льстил своим моделям, не приукрашивал их внешности. Как правило, его интересовало жизнеутверждающее начало, заложенное в характере портретируемого.    

 Им были созданы портреты М. Ф. Андреевой (1910), И. Е. Репина (1912), Л. М. Бродской (1913), К. И. Чуковского (1915), А. А. Рылова (1922), А. М. Горького (1937).     

Острота и выразительность портрета достигаются точностью образных характеристик. Чаще всего художник старался показать не только лицо, но и фигуру портретируемого, стремясь уловить характерные для него позу, жест, манеру держаться. При этом фону – пейзажу или интерьеру – отводилась важная роль в композиционном решении холста. Детали интерьера, пейзажа, костюма, при всей их филигранной отделке, не только не мешают восприятию характера, а напротив, подчеркивают его своеобразие. Так, например, вид на итальянский город в «Автопортрете с дочерью» (1911) и сельский пейзаж в портрете художника А. Б. Лаховского (1912) усиливают поэтическое начало образа. Интерьер мастерской в Пенатах в портрете И. Е. Репина передает творческую атмосферу, в которой жил и работал великий художник. В портрете жены (1913), любуясь красотой молодой женщины, Бродский изобразил ее сидящей почти спиной к зрителю с гордо вскинутой головой, в яркой, красочной шали.   

  В 1910-е годы наряду с пейзажем и портретом Бродский создал ряд лирических жанровых картин («Бой быков в Мадриде», «Сказка», «Италия»), как бы подводя итог впечатлениям, полученным им во время уже упоминавшихся поездок по Испании и Италии. Художник передал свое восхищение пышной красотой южной природы, своеобразием народных обычаев, уклада жизни. Повествовательное начало в них сведено к минимуму, всячески подчеркивается непреднамеренность изображаемого.     

Следует отметить, что к этому времени в русской жанровой живописи ведущее положение занимала лирическая картина. В своих поисках Бродский опирался на достижениях старших современников, и среди них прежде всего А. Е. Архипова, внесшего много нового в развитие этого вида бытового жанра.    

 В рассматриваемый период творчество Бродского развивалось неровно. В начале пути он сумел уловить некоторые из важнейших особенностей настроения народа, связанных с подъемом освободительной борьбы в период первой русской революции. Ему удалось раскрыть высокую степень самопознания, выявить внутреннюю силу и жизнеспособность народа. В дальнейшем Бродский работал в области пейзажа, портрета, жанровой картины, оставаясь верным лирико-поэтическому направлению своего творчества. И все же следует отметить, что он не утратил интереса к жизни народа. Об этом свидетельствуют жанровые мотивы, присутствующие во многих его пейзажах тех лет. Светлые и радостные, его произведения полны восхищения человеком, красотой родной природы. Бродский выступает в них зрелым мастером со сложившимся, казалось бы, кругом интересов и изобразительных приемов.     

События Великой Октябрьской социалистической революции поставили перед ним новые, грандиозные задачи, потребовавшие напряжения всех творческих и душевных сил. В переломный момент отечественной истории Бродский смело заявил о своей приверженности делу революции. Он был вместе со своим народом, разделяя его надежды и устремления. Вместе с ним художник шел трудной дорогой строителя нового общества. Все свои знания, талант, большие организаторские способности, наконец, неустанный, каждодневный труд созидателя он до конца своих дней щедро отдавал молодой республике Советов.     

В процессе революционных преобразований в жизни страны открылись грандиозные перспективы создания социалистической культуры. В своей общественной деятельности и художественной практике Бродский был на переднем крае борьбы за реализм. Он выступал на собраниях, обсуждениях, в печати, неустанно защищая реалистические завоевания русского и советского искусства.     

В 1919 году, когда еще шли бои на фронтах гражданской войны и молодая республика задыхалась в кольце вражеской блокады, Бродский принял участие во всероссийском конкурсе «Великая русская революция», проходившем в Петрограде. За работу «В. И. Ленин и манифестация» (1919) ему была присуждена первая премия в разделе портрета. Владимир Ильич изображен на фоне окна, из которого открывается перспектива города. По улицам и площадям с флагами и транспарантами движется манифестация, как бы символизирующая широкую поддержку народом революции.     

Этот портрет был написан по впечатлению от выступлений В. И. Ленина с балкона дворца Кшесинской и в Народном доме в Петрограде. Поиски образа вождя увлекли Бродского. Во время работы II конгресса Коминтерна, проходившего в Петрограде в 1920 году, а также в 1921 и 1922 годах на III и IV конгрессах, ему посчастливилось сделать несколько зарисовок с В. И. Ленина. Выполненные художником портреты отличаются убедительностью и достоверностью. В них много остро подмеченных черт в облике и заняли достойное место среди подобных работ, выполненных в те же годы Н. А. Андреевым, Н. И. Альтманом, Ф. А. Малявиным, Г. Д. Алексеевым, И. К. Пархоменко, и составили золотой фонд ленинианы. Ценнейшие свидетельства очевидцев и сегодня служат деятелям культуры в их работе над образом В. И. Ленина.     

Начиная с этого времени в творчестве Бродского становится ведущей социально-политическая тема. Он задумывает цикл картин “Революция в России”, тем самым активно включаясь в разработку основ советской тематической картины. Следует отметить, что проблема создания стаковой картины в те годы стояла крайне остро. “В начале 1921 года все реалистическое, жизненное, даже просто “предметное” считалось признаком некультурности и отсталости, - вспоминал И. Э. Грабарь, - многие даровитые живописцы стыдились своих реалистических “замашек”, пряча от посторонних глаз простые здоровые этюды, и выставляли только опыты кубических деформаций натуры, газетных и этикетных наклеек и тому подобный вздор”…    

 …Вершиной творческих достижений Бродского на рубеже 1920-1930-х годов по праву считается картина “В. И, Ленин в Смольном” (1930). Обобщая свои представления о вожде пролетарской революции, художник создает глубоко правдивый образ Ленина, показывая его простым и мудрым, скромным и великим. “Личность Лнина, - вспоминает Бродский, - представлялась мне исключительной и крайне интересной для изображения”… … Произведения Бродского, созданные в 1920-е – начале 1930-х годов, свидетельствуют о пристальном интересе к революционным событиям. В осуществлении этих грандиозных замыслов он опирался на большие завоевания русского реалистического искусства второй половины XIX века в области тематической многофигурной композиции. Бродский не только бережно их сохранял, но и в значительной мере способствовал их развитию в новых общественно-политических условиях. Замечательные полотна о революции в политических условиях… В своей художественной практике Бродский основывался на творческом принципе, который впоследствии, обогащаясь и развиваясь, определился как конкретно-документальный. К этому направлению можно бесспорно отнести произведения Н. С. Самокиша, М. Б. Грекова, Б. В. Иогансона, И. А. Владимирова…     

…Социалистическая действительность увлекала Бродского. Стремясь как можно глубже понять явления современной жизни, он бывал на заводах и стройках, в деревне, на военных маневрах, встречался с рабочими, колхозниками, воинами.     

Грандиозность строительства, развернувшегося на днепровских порогах, нашла отражение в серии произведений, выполненных им на основе материала, собранного во время поездки в 1930 году на Днепрогэс («Днепрострой ночью», 1930; «Ударник Днепростроя», 1930; «Днепрострой. Средний котлован», 1930). В величественной панораме стройки, в переплетении стальных конструкций нашли отражение изменения, происходившие в жизни республики.     Успешно работал Бродский также над портретом. Сохранилась тенденция, свойственная его ранним произведениям, - выявление лучшего в облике и душе человека. Художник внимательно всматривается в своих героев, стараясь разобраться в особенностях психологического склада, уловить черты, присущие личности новой формации. В этом отношении значительный интерес представляет серия портретов руководителей партии и правительства, выполненных художником в последнее десятилетие своей творческой деятельности в технике автолитографии (среди них «В. И. Ленин», 1934, «М. И. Калинин», 1934, «С. М. Киров за работой», 1935). Не случайно в это же время он создает портреты выдающихся военачальников тех лет «М. В. Фрунзе на маневрах», 1929; «К. Е. Ворошилов на линкоре «Марат», 1929; «С. М. Буденный на маневрах», 1932; «Народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке», 1937).    

 Большой вклад внес Бродский в процесс становления советской художественной школы. В 1934 году он был назначен директором вновь организованной Всероссийской Академии художеств. В качестве преподавателей, руководителей мастерских, он пригласил видных художников-реалистов разнообразных творческих устремлений. Среди них были Б. В. Иогансон и С. В. Герасимов, А. А. Осьмеркин и А. И. Савинов, А. Е. Карев и П. А. Шиллинговский.     

Бродский возглавил Академию художеств в очень трудный для нее период. К сожалению, в результате деятельности формалистов были частично утрачены достижения отечественной педагогики. Замечательному мастеру живописи, художнику-педагогу Бродскому пришлось бороться за возрождение лучших традиций реалистической методики преподавания, идти трудным путем в деле создания высшей художественной школы. Одновременно он руководил учебной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств. Среди его учеников были выдающиеся художники – это А. И. Лактионов и В. А. Серов.      

Имя Бродского стало достоянием истории. У нас уже есть временная перспектива, позволяющая издалека взглянуть на творчество этого своеобразного художника, по достоинству оценить его достижения, завоевания и открытия.

И. Н. Баршева

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены