Евгений Иванович САМСОНОВ Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

  «Первейший долг художника — понимать гражданственное назначение искусства. Превыше всего для художника — здесь основа основ нашего творчества! - искать вдохновение в гуще жизни, где проявляют себя облагораживающие человека, делающие его героем дня большие помыслы народа»*. Таков жизненный и творческий принцип Евгения Ивановича Самсонова, художника, остро реагирующего на все события, которыми живет страна. Желание быть в гуще жизни увлекает его то на сибирские стройки, то в мордовские села. С романтической приподнятостью рассказывает он в своих произведениях о героическом энтузиазме комсомольцев—первых завоевателей целинного края— и самозабвенно влюбленных в свою работу геологах.

Самсонов стал художником, потому что у него, как он говорит, «голова ломилась от образов и композиционных замыслов», потому что он должен был передать другим людям взволнованность своей души, поведать об огромной любви к прекрасному и многообразному миру нашей действительности.

Евгений Иванович Самсонов родился в 1925 году. Детство прошло в бесконечных переездах. Отец был военный, и ему часто приходилось переезжать-Сибирь, Дальний Восток, европейская часть, снова Сибирь, маленький полуостров Ханко... Все новые и новые впечатления наполняли душу мальчика восторгом от необычайного богатства и разнообразия мира, а долгие зимние вечера проходили в беседах о художниках и рисовании.

Евгений и его брат Марат любили рисовать, И отец всячески поддерживал увлечение сыновей. Он сам любил и понимал живопись. Книги по искусству были постоянными спутниками семьи. Они не только развивали в мальчиках любовь к искусству, но воспитывали в них глубокое уважение к большому и самоотверженному труду художника, веру в высокую воспитательную миссию искусства. В душе каждого из братьев зрела мечта стать художником.

Наступил 1941 год. Вскоре на фронте погиб отец. Надо было самостоятельно выбирать жизненный путь. И тут Евгений окончательно понял, что его будущее неотделимо от искусства. Он поступил в Московский архитектурный институт, а весь досуг, которого оставалось немного, отдавал работе над картинами. «Хотя я и не умел еще писать,— вспоминает Самсонов, - но писал огромные холсты—«героические симфонии». Его волновали темы патриотизма и борьбы советского народа в годы Великой Отечественной войны:! подвиг молодогвардейцев, бесстрашие партизан, самоотверженный труд женщин в тылу. Хотелось не просто рассказать о том или ином событии, но раскрыть внутренний мир людей, способных на прекрасные дела, показать их духовное величие.

1951 год. Художники краев, областей и автономных республик Российской Федерации отправляли свои работы на очередную республиканскую художественную выставку. Преодолевая волнение, принес на заседание жюри свою картину и Самсонов. Это было первое произведение, которое он решил показать широко. И хотя он сам понимал, что ему еще далеко не полно удалось выразить в картине то, что хотелось, желание встретиться лицом к лицу со зрителем побудило на этот шаг. Это была картина о подвиге Александра Матросова.

Идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, морозным воздух напоен запахом дыма и гари. Плотно прижимаясь к земле, ползет через заснеженное поле молодой солдат. Его лицо невольно приковывает к себе взгляд—оно полно решимости, воли. Напряженно всматриваясь вперед, стараясь быть не замеченным врагом, он упорно движется к цели. В этот момент он дорожит своей жизнью лишь потому, что через несколько минут должен отдать ее во имя жизни других людей.

Картина не прошла незамеченной—в обзоре выставки, опубликованном в журнале «Искусство», М. П. Сокольников писал: «Хорошее впечатление оставляет картина молодого художника Е. Самсонова «Подвиг Александра Матросова». Образ Матросова глубоко эмоционален» **.

Так начался творческий путь молодого живописца Евгения Самсонова. Признание дало ему новые силы. Но он хорошо понимал недостатки своей первой работы и продолжал много и упорно работать над рисунком, композицией, писать этюды, штудировать натуру. Жизнь стала для него той школой, которой не смог стать неоконченный институт. Вокруг были товарищи по Московскому областному отделению Союза художников, в основном молодежь. Дружная творческая атмосфера помогала работать. Было и у кого поучиться. Самсонов внимательно приглядывался к работе братьев А. и С. Ткачевых, Г. Сорокина, А. Макарова, Ю. Анохина, Н. Данилина. Областные художественные выставки, честная, доброжелательная критика товарищей помогали острее увидеть недостатки своих работ и освободиться от них.

В каждом новом произведении, к которому приступал художник, он стремился прежде всего раскрыть психологический строй события. Поэтому человек со всем богатством своих переживаний и мыслей всегда оказывается в центре внимания живописца. Задача нелегкая, особенно для начинающего художника. Но этот интерес к человеку и явился для Самсонова той движущей силой, которая неизменно вела его вперед по тернистой дороге искусства.

Сложную задачу психологического столкновения двух сил—старого и нового-поставил перед собой Самсонов в картине «Великий страж Революции» (1952).

В центре полотна—фигура Ф. Э. Дзержинского. Это и смысловой и композиционный центр произведения. Четко рисуется на фоне темной стены строгий профиль бледного лица. Во внешне спокойном лице, в прямой фигуре чувствуется огромное напряжение внутренних сил, непреклонная воля. Гневно смотрит Дзержинский вслед выходящему из кабинета человеку. В этом взгляде—с трудом сдерживаемая ненависть к врагу, уже сломленному, но еще не сдавшемуся. И хотя в картине много деталей, которые были введены художником для того, чтобы, как ему казалось, ярче раскрыть характер события, все они играют лишь подчиненную роль, не останавливая на себе внимания зрителя. Главным остается образ человека во всем богатстве его духовного величия.

Удачно найдено и колористическое решение картины, усиливающее ощущение взволнованности и революционной стойкости людей, стоявших на страже завоеваний революции.

Этой картиной художник обращается к народу: борьба не окончена, враг еще не сдался, империалисты не прекращают своей подрывной деятельности против стран социализма. Люди, будьте бдительны!

Картины Самсонова всегда остро актуальны, темы его произведений рождаются из живого, активного отношения художника к жизни, к тем событиям, которые волнуют страну. В силу особенностей своего характера, он не может оставаться в стороне, быть лишь наблюдателем. Впечатлительная душа художника стремится ответить на все темы, которые выдвигаются жизнью.

Трудовой энтузиазм народа, самозабвенное увлечение делом—вот что увидел Самсонов в движении народа за социалистическое соревнование. «Вызов на соцсоревнование в нашей жизни,— говорит он,—это рождение творческого духа, замыслов, горения людей, озаренных дыханием нового».

В 1953 году Самсонов пишет картину «Вызов на социалистическое соревнование». Это полотно согрето теплым отношением к людям, живым ощущением события. Однако если «Великий страж Революции» строился на основе образного решения, где большая тема раскрывалась через весь эмоциональный строй произведения и внутренний мир героя, «Вызов на социалистическое соревнование»—композиция, построенная на литературно- повествовательном рассказе о происходящем. Переходя взглядом от одного героя картины к другому, зритель «читает» ее. Характеры людей раскрываются посредством поз, жестов и т. п.

Отойти от такого рода повествовательности художнику было нелегко. Она лежит в основе картин «Недремлющий агроном» (1955) и «На новые земли» (1954), хотя последнее произведение несет в себе значительно больший эмоциональный накал.

Появление картины «На новые земли» на выставке художников Российской Федерации в 1954 году было особенно знаменательным потому, что в этой работе молодой живописец сознательно отошел от созданного в нашем искусстве в предшествующие годы штампа изображения события в виде торжественной, парадной сцены. Самсонову был близок и понятен патриотический подвиг комсомольцев, отправившихся на трудное, но благородное дело—освоение целинных земель. Именно этот романтический порыв молодежи явился темой картины Самсонова.

Сквозь снежную пургу прокладывает себе путь группа молодых энтузиастов. Первые трудности, встретившиеся им здесь, укрепили их волю и настойчивость. Раскрасневшиеся лица комсомольцев веселы и задорны: улыбается, защищая глаза от снега, темноволосая девушка, смело подставил лицо метели паренек с неразлучной гитарой на плече, твердым шагом идет вперед его товарищ. В картине нет глубокого психологического анализа характеров юных героев, но ее общий строй верно передает подъем, волю к победе, трудовой ритм современной жизни.

Картины о молодежи становятся в период 1953—1957 годов основными в творчестве Самсонова. Чувства и мысли, общие для людей своего поколения, он передает в произведениях, полных большого гражданственного пафоса, в портретах молодых колхозников и рабочих, пейзажах, наполненных тем же подъемом и эмоциональным напряжением, что и картины. «Меня все волнует,— говорит художник,— если я в лесу—мне хочется писать лес, если я в поле—поле, если я смотрю в небо, мне хочется писать небо, вижу людей—хочется писать людей. Мне хочется быть во власти красоты природы и людей, но рваться с кистью в бой хочется больше».

В 1956 году Самсонов едет в Сибирь на комсомольские стройки. Его влечет туда желание быть среди строителей, жить их жизнью, окунуться в трудовые будни грандиозных строек.

Первые знакомства с героями будущих произведений состоялись в поезде. Под аккомпанемент веселого постукивания колес звучали комсомольские песни, рассказы. Короткие биографии пер ходили в большие мечты о будущем, о новой жизни, в которую входили эти люди. Самсонов не расставался с карандашом и кистью. Приютившись в уголке купе, он рисовал. И когда паровоз приветственно загудел, возвещая о прибытии к станции назначения, у художника уже был немалый багаж творческого материала, накопленного за время пути.

Начались трудовые дни на стройке. Дорожные этюды сменились портретами строителей. Свежие, звучные, жизнерадостные, они полны молодого задора и влюбленности в всё, что окружало художника.

Сколько обаяния, например, в портретах девушек-штукатуров! Румянец их щек кажется особенно ярким рядом с голубой синевой рабочих комбинезонов. В звучном мажорном тоне решен этюд девушки-штукатура в красном. Сочен наполненный гармонией рабочего ритма небольшой этюд, на котором изображены две девушки, выполняющие отделочные работы. Тут же этюды, рисующие юношей и девушек после работы: с песней проводит досуг молодежь, задушевно звучит гармонь. . .

Тема будущей картины была уже ясна художнику—это полная молодого задора, дружная, сплоченная молодежь на стройке. Но какой выбрать сюжет? «Много я исходил строек, много перевидел людей, жизненных сцен, но долго не мог я остановиться на определенном сюжете»,—рассказывает художник.

Однажды взгляд живописца приковала к себе идущая по эстакаде смена, бурное небо, на фоне которого красиво вырисовывались силуэты здоровых и сильных людей, веселый смех, наполнивший воздух, задор и радостный подъем, с которым вступали на трудовую вахту люди. «Я был счастлив. Воображение мое совпало с действительностью. Новое шествие людей по Сибири, грандиозные стройки, полет творческого духа- что может устоять перед этим в глазах художника!».

Легко и особенно радостно работалось над картиной. Типажи не приходилось искать—они были вокруг: простые пареньки и девчата, с которыми свыкся и которых полюбил художник.

С большим вниманием подошел Самсонов к созданию образа каждого героя картины. Это яркие, правдивые портреты героев стройки, наделенные индивидуальными характерами, различным темпераментом, но объединенные общим для всех радостным мироощущением, страстной убежденностью в необходимости и большой пользе своего труда. Композиция, ритм, колористический строй картины, яркие характеристики персонажей, с одной стороны, способствуют монументальности решения темы, а с другой стороны, придают ей трепетную взволнованность конкретного события.

Картина «Смена идет»—одно из ярких произведений о нашей действительности. Композиционно и пластически интересно решенная, она удивительно верно и глубоко передает трудовой пульс нашей жизни. Это произведение Самсонова получило широкую известность. Показанная на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, она вошла в число экспонатов советского отдела Международной выставки в Венеции, была представлена на выставке произведений советского изобразительного искусства в Китае и Корейской Народно-Демократической Республике, познакомились с ней в 1959 году и трудящиеся Японии.

Итогом пребывания Самсонова в Сибири явилась не только картина «Смена идет» (1957). Художник привез много превосходных пейзажей. Романтику по натуре, ему особенно близка стала бурная и величественная природа этого края.

Быстро бегут по небу лохматые серые тучи, но спокойно и величаво дремлет стальной Байкал, огражденный скалистыми берегами, и у причала приютилась лодка. В другом пейзаже—бурная, взволнованная Ангара отвечает трепетному порыву холодного неба. Под осенним солнцем широко раскинулись Саяны, одетые царственным багрянцем и золотом своих лесов.

В 1960 году Самсонов снова поехал в Сибирь. Его влекли сюда замыслы новых произведений.

Сурова и величественна природа Сибири, но воля человека, сильного духом, упорного в достижении поставленной цели побеждает ее, делает покорной.

Воля, духовная сила и красота человека, его вечная борьба за справедливость, за торжество высоких идеалов гуманизма—вот темы, которые неизменно влекут к себе Самсонова.

1960 год. В Центральном выставочном зале Москвы открылась большая художественная выставка «Советская Россия». Имя Самсонова было уже широко известно зрителям, многие с интересом ждали нового произведения серьезного и вдумчивого молодого живописца. И вот оно зазвучало как суровый, торжественный приговор народа предателям, изменникам Родины. От справедливого суда народного никому не уйти, не спрятаться. «Перед лицом народам»-так называлось новое произведение Самсонова.

Прижатый к красной кирпичной стене, страшась лиц и глаз окружающих его партизан, низко согнулся и спрятал свое лицо предатель. Но непреклонна воля народа—мужчин и женщин, подростков и стариков. Мы видим их глаза, испытующие‚ гневные, строгие и опущенные вниз, словно стыдящиеся того, что он был их односельчанином. Худые, бледные женщины, мужчины с обветренными лицами, седая старуха с воздетыми в отчаянии руками—все они словно говорят: ты должен ответить за горе, причиненное людям!

Композиция картины и ее колористическое решение строятся на двух смысловых акцентах- одинокой фигуре полицая, черным пятном рисующейся на красной стене, и толпе людей, объединенных одним, общим для всех чувством.

Картина «Перед лицом народа» как бы продолжила и развила мысль, заложенную художником в картине «Великий страж Революции». Но теперь решение темы дается через раскрытие характеров, психологического состояния различных людей. Только зрелый художник с крепким профессиональным мастерством мог справиться с этой трудной задачей.

«Я все время нахожусь в напряженном столкновении двух потоков своего характера,— говорит Самсонов.— Мир и война попеременно овладевают моей душой. Не успеет мир расцвести, как разверзается буря». И действительно, после ликующей радости жизни и труда, прозвучавшей в картине «Смена идет», раздался тревожный клич художника напоминающего людям, что есть еще в мире злые силы, бороться с которыми- долг каждого честного человека.

Но жизнь торжествует, и снова в творчестве художника звучит песня о мощи русской земли и ее хозяевах—советских людях.

Необъятные просторы тайги, ее лесов, рек, озер, скалистых, неприступных, казалось бы, утесов породили у живописца мысль о картине, посвященной геологам. «Кто как не они испытывает великий подъем духа при виде бескрайних далей, уходящих в бесконечное марево горных хребтов, прекрасных восходов и заходов солнца и плывущих облаков! —восторженно говорит художник.— Этот прилив духа я всегда испытываю сам, когда предо мной открываются силы земли».

Поднявшись на вершину одной из сопок, геологи увидели грандиозную панораму раскинувшейся вокруг тайги. Прозрачный воздух, звенящее золото леса и открывшийся бескрайний простор‚ от которого захватывает дух. Кто-то крикнул, и древнее эхо подхватило голос человека и разнесло его по земле. Родина отозвалась на радостный клич людей. «Эхо моей Родины» —назвал свою новую картину Самсонов.

Но не только бури бушуют в душе художника. С наслаждением подчиняется он пленительной красоте тихого, летнего вечера‚ когда такими сладостными кажутся переборы гармонии или чуть дребезжащие звуки мандолины и балалайки, под которые приятно мечтать или просто, не думая ни о чем, чувствовать себя частицей природы, одним из ее творений.

Еще в 1954 году Самсонов написал картину «Вечерняя мелодия». Среди пейзажных этюдов к ней есть красивые по цвету и удивительно тонкие по настроению лирические картины подмосковной природы, передающие мягкое состояние зимнего дня или радость первых весенних лучей солнца.

Затем он начал работать над картинами «Утро пастухов» и «Мирная поросль». «Серов и Левитан учат меня понимать красоту мира—природы и людей‚— говорит живописец,— но самыми любимыми художниками для меня всегда были Микельанджело, Суриков, Роден и Врубель. Когда я смотрю на их произведения, мне кажется, что предо мной бушует стихия, которая всегда поднимает во мне дух. В последнее время мне становятся еще дороже такие художники, как Сергей Иванов, Архипов, Малявин, Малютин. Сергей Иванов учит меня смотреть на жизнь правдиво».

Однако основа основ творчества Самсонова— сама жизнь. Он убежден, что «художник пишет не только то, что видит перед собой, но и то, что переживает. Его эмоции—результат изучения жизни, глубокого знания, понимания происходящих в ней процессов» ***. Правда несовместима с жалким трюкачеством, прикрываемым фразой о поисках новой формы. Самсонов убежден, что «форма, язык произведения рождаются совершенно естественно, без насилия художника, из самого замысла, эмоционального строя картины» ****.

В начале 60-х годов Самсонов задумал картину, посвященную прекрасной, возвышающей человека роли искусства. В 1961 году, будучи в Мордовии, он сдружился с самодеятельным коллективом музыкантов, оркестром народных инструментов, которым руководит заслуженный деятель искусств РСФСР И МАССР композитор Л. И. Воинов. После работы собираются на репетиции люди разных профессий. Попав однажды на такую репетицию, Самсонов понял, что большая, искренняя любовь к искусству объединяет людей, возвышает их, помогает видеть красоту мира. И он решил написать картину об этих людях, столь разных и таких близких друг другу. Написано уже много этюдов, родился и композиционный замысел будущего полотна. Начинается период кропотливой работы—будни художника. Как важно до конца работы сохранить чистое и яркое чувство музыки, которое должно звучать в этом произведении!

Герои картин Самсонова—это люди нашей эпохи, наши современники. Они верят в победу света и разума на земле, их объединяет чувство большого внутреннего подъема, одухотворенности, свойственное строителям нового мира. Из этой плеяды людей—и сам художник.

В 1963 году Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил Самсонову почетное звание за- служенного художника РСФСР.

*Е.Самсонов. Время обязывает. «Художник», 1962, №2, стр. 25.

** М.Сокольников. Художники краев, областей и автономных республик РСФСР в 1951 г. «Искусство», 1952, №!, стр.40.

*** Е.Самсонов. Мордовия- страна красок и песен. «Художник,1962, №8, стр.29.

**** Е.Самсонов. Мордовия- страна красок и песен. «Художник,1962, №8, стр.29. А.И. Гудскова Художник РСФСР, Ленинград, 1963 г.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены